Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Суббота
23.11.2024
20:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2016 » Ноябрь » 24 » Сергей Масленников. «Самоукорение и терпение». Издательство «Сибирская Благозвонница»
22:59
Сергей Масленников. «Самоукорение и терпение». Издательство «Сибирская Благозвонница»

 

«Дом души – терпение: потому что она живет в нем; пища души – смирение: потому что она питается им», – сказал святой Илия Евдик. Всякий из нас хотел бы научиться терпению, понимая, насколько эта добродетель важна для спасения. А значит, нам необходимо узнать, как рождается, воспитывается и укрепляется терпение. Святые отцы открыли нам эту тайну, ведь они сами претерпевали нападения от бесов, мира и собственной плоти.

Чтобы стяжать терпение, необходимо научиться самоукорению; об этих добродетелях мы и узнаем из новой книги Сергея Михайловича Масленникова, вышедшей в свет в издательстве «Сибирская благозвонница». Она продолжает серию «Христианские добродетели» и называется «Самоукорение и терпение».

В предисловии к книге автор предлагает читателю размышление над вопросами: «Как обрести терпение? Надо ли тренировать его в себе или нужно просить его у Бога? А когда мы говорим страдающему человеку: «Желаю тебе терпения», – оно от наших пожеланий увеличивается или нет? А если не увеличивается, то, может быть, мы что-то желаем неправильно?». «Оказывается, – пишет автор, – терпеть можно по-разному: можно с ропотом, с раздражением, по необходимости, можно ради выгоды, от страха, по хитрости. Всякое такое терпение исходит от человеческого естества, к которому примешиваются страсти, и спасительным оно не является». Но, как свидетельствуют творения святых, «бывает терпение и благодатное, являющееся даром Святого Духа. Имея его, мученики за веру претерпевали пытки с благодарением Богу и принимали смерть с радостью. Что же это за особое состояние? Как его можно достичь? По словам автора, «очень точно, подробно и конкретно как приобретается терпение объясняет святитель Игнатий (Брянчанинов) в статье «О терпении». Всего несколько страниц, а такая глубина! Многие современные христиане читали это великое сокровище, но не поняли, не увидели его, а значит, и последующие, более серьезные и сложные темы останутся неусвоенными и применить их в жизни будет невозможно. Но при внимательном чтении сокровище это легко открывается каждому».

Для обретения терпения необходимо самоукорение. Об этом святитель Игнатий, опираясь на слова святого Илии Евдика, пишет: «Питаясь святою пищею смирения, можно пребывать в святом дому терпения. Когда же недостанет этой пищи, то душа выходит из дому терпения. Как вихрь, похищает ее смущение, уносит, кружит. Как волны, подымаются в ней различные страстные помыслы и ощущения, потопляют ее в глубине безрассудных и греховных размышлений, мечтаний, слов и поступков. Душа приходит в состояние расслабления, мрачного уныния, часто приближается к пропастям убийственного отчаяния и совершенного расстройства. Хочешь ли неисходно пребывать в святом дому терпения?» – спрашивает святитель Игнатий и советует: «Запасись пищею, необходимою для такого пребывания: стяжи и умножай в себе помышления и чувствования смиренные. Вид смирения, приуготовляющий к терпению скорбей пред пришествием их и способствующий к благодушному терпению скорбей по пришествии их, святыми отцами назван самоукорением». Научимся первому – и получим второе. И далее святитель в деталях объясняет суть этого духовного труда.

А в другом своем сочинении, «Плач инока» он приводит потрясающие душу образцы правильного христианского самоукорения. Эти два произведения святителя Игнатия представлены в первой части книги.

Если вдруг первоисточник покажется сложным для понимания, усвоить тему можно из второй части книги, где она изложена в более простой форме, с примерами из жизни современных верующих. В частности, автор-составитель пишет: «Очень часто нам не хватает терпения! И как только оно заканчивается, так сразу «вспыхивает» та страсть, через которую злой дух желает получить себе жертву. Эта жертва – грех, совершаемый человеком, когда «нет больше сил терпеть» – так обычно жалуются, точнее, оправдывают себя люди при согласии души с грехом. Чревоугодник, потеряв терпение, посреди ночи бежит на кухню и ест, иначе не может больше уснуть. А после поста он с услаждением и без ограничений потребляет скоромную пищу, о которой так долго мечтал. Гневливый же, потеряв терпение, начинает отвечать злом на зло, набрасываясь на своего обидчика с ругательствами. Страдающий печалью не может терпеть пришедшее искушение и, не имея упования на Бога, впадает в отчаяние. Гордый тем более не знает терпения: ему надо, чтобы все было так, как он хочет; и желает подавить всех, кто не согласен с ним. Так, душа, потерявшая терпение, помрачается той страстью, которая в этот момент распаляется в сердце человека. Помрачившись, ум вступает в согласие с бесом, действующим изнутри сердца через соответствующую страсть, – и происходит грех».

По словам автора, «христианин, не устоявший в терпении, подобен воину на поле брани, защищавшемуся железным щитом от вражьих стрел и вдруг бросившему его на землю. Такая ошибка будет стоить воину жизни, а христианин, потерявший терпение, может лишиться жизни вечной. Из вышесказанного становится понятно, насколько терпение важно для спасения. А чтобы его стяжать, необходимо учиться самоукорению.

Но в чем же должен укорять себя христианин? Автор пишет: «Большинство современных христиан пришли к вере после долгой безбожной жизни. На счету у каждого из нас множество смертных грехов, неоднократно повторенных. Если сравнить смертный грех со смертельной раной, то, задумаемся, сколько же раз была убита наша душа? Потому нам очень важно осознать трагическое значение этих проступков. Многие из них легко вызывают чувство омерзения и отвращения, приводят к глубокому сожалению о содеянном, потрясают душу, вызывают слезы, искреннее желание «провалиться сквозь землю»... Большую часть из них, с точки зрения житейской, уже никак не исправишь! Остается только оплакивать их до конца жизни с искренней надеждой на милость Божию!».

Вот она – школа самоукорения! Но для ее прохождения важно не только вспоминать свои прежние падения. Чтобы приучаться к самоукорению, также полезно замечать грехи, совершаемые в настоящем, и ежедневно понуждать себя к рассуждению о текущих событиях своей жизни, давая им оценку с позиции веры. При этом необходимо напоминать себе о скоротечности жизни, Суде Божием и вечных муках. Рассматривая примеры рассуждений, помогающих быстрее и легче прийти к самоукорению, и примеры из жизни верующих людей, автор достоверно показывает, как исследуемая добродетель приводит человека к другой добродетели – к терпению.

Как отмечает автор, «самоукорение полезно для всех и является обязательным даже для преуспевающих монахов. Для мирян очень важно понимать, что без упражнения в этом делании не начинается действительная духовная жизнь. Без самоукорения вера так и не оживает, оставаясь лишь теоретической, не затрагивающей наше сердце. А оно продолжает быть наполнено страстями, сохраняет в себе вечную смерть и рабство сатане. Самоукорение возводит христианина на первую ступень Евангельских блаженств: «Блаженны нищие духом», не взойдя на которую, мы будем только топтаться возле духовной лестницы, не поднимаясь по ней в Царство Небесное. Надеемся, что этот небольшой труд поможет многим из нас научиться одной из важнейших христианских добродетелей – самоукорению, от которого и рождается терпение».

Просмотров: 523 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Ноябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024