Спрашиваете, что помню?
Да все помню. Все это рассказано тысячи раз: допросы, приговор,
лагерь, голод, избиения, уголовники, постоянно стоящая рядом с тобою
смерть и неистребимая память о близких. Помните:
«Ты теперь далеко-далеко,
Между нами снега и снега,
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти четыре шага...»
А до нее действительно было рукой подать, эта старуха всегда
сторожила нас то в виде нового приговора, то убийства уголовником из-за
куска хлеба, то от голода и от тысячи других причин.
Вообще все было как у сотен тысяч таких же, как я, горемык.
Нечего вспоминать об этом, не я один перенес это, а тысячи, и никакого в
этом подвига нет. А вот суметь найти себя в лагере не всякий мог. Отец
Арсений нашел свое место в лагере, и не один, а сотни подвигов совершил.
Тому, кто не был в лагере, трудно понять, в чем заключается
лагерный «подвиг» и можно ли сравнить его с подвигом на войне. Скажу,
можно. На войне бросок вперед сделал в горячке и спешке – или сам
пропал, но людей спас, или жив остался и дальше идешь, а в лагере все
время под смертью ходишь, а если другому помогаешь, то вдвойне тяжело.
Мое знакомство с о. Арсением произошло зимой из-за валяных
сапог, а до этого не знал его. Зимой главное, чтобы ноги были сухие, а
здесь, в «особом», сапоги всегда мокрые, отмерзают ноги, болят, в
струпьях. Ночью сушить сапоги на печках нельзя, оставишь – упрут, а
вечером уголовники не дают, сами сушат. В эту зиму ноги совсем
отморозил, больше не могу на работу идти. Последний раз пришел, пятка к
сапогу примерзла, в ручей провалился. Доковылял до барака, сапоги снять
сил нет, упал на нары и обеда не съел, лежу и думаю – завтра сдохну.
Лежу и в забытьи слышу, кто-то с меня сапоги снимает. Думаю, считают,
что умираю, но уже все равно, дохну, не до сапог. Снял кто-то один
сапог, второй, портянки размотал и стал ноги растирать, а я в забытьи
все слышу. Растер, закрыл ноги и ушел. У меня мысль мелькнула: сапоги
взял и портянки, а зачем ноги растирал и обмороженные болячки чем-то
смазал? Болят ноги, но легче стало, я незаметно уснул.
Утром бригадир подошел ко мне и по уху дал: «Чего не встаешь?» –
я, оказывается, проспал. Вскочил, а ноги-то разуты, оглядываюсь и вижу:
подходит ко мне старик и подает мне сухие сапоги и портянки. Не понял я
ничего, схватил, оделся и заковылял на работу. Вечером старик опять
взял сапоги и высушил, и так несколько раз. Это меня и спасло.
Пригляделся к нему, а потом разговорился, раз, другой и привык. А
знаете, как он сапоги сушил? Положит их на печь и всю ночь стережет, а
работал как и все. В лагере это больше чем подвиг.
Очень я переживал, да и кто не переживал, что сдохну в лагере и о
родных ничего не знаю, а он, старик, хотя я уже знал, что его зовут
Петр Андреевич или о. Арсений, просто и обыденно сказал мне: «Все у вас
хорошо будет, выйдете скоро из лагеря и родных увидите», – и, сам не
зная почему, но я поверил как в истину.
И действительно, освободили меня через год с небольшим. Взяли
меня в 1952-м, два с лишним был в простых лагерях, а в январе 53-го дело
пересмотрели, срок добавили и в «особый» перевели. В конце 1955 года
внезапно освободили: в правах, в партии, в должности восстановили,
родные живы оказались.
Приезжаю я теперь к о. Арсению раз в полгода: душевно
опустошенный, внутренне усталый, а он встречает меня, переговорит,
исповедует, выслушает, накипь с души снимет, оживу я и с нетерпением жду
следующей встречи. Уезжаю к себе в Новосибирск и увожу с собой частицу
тепла и веры, полученные от о. Арсения, и постепенно расходую. Коммунист
я и верующий в то же время. Вы это знаете, а там, конечно, не знают.
Должность занимаю большую, стараюсь только идеологической работой не
заниматься, связанной с атеизмом и антирелигиозной пропагандой. Обхожу
это все. Вот Вам и мое знакомство с о. Арсением. Мир на таких людях
держится. Я его в лагере наблюдал, многим он помогал, и мы, на него
глядя, помогать другим стали. Вижу, вопрос задать хотите, как это я
верующим стал? Смотрел на его дела, вот и стал, ну а потом другие
помогли, рассказали, разъяснили, и сам, конечно, все, что хотел, то и
узнал. Раз стали меня расспрашивать, то опять вернусь к вопросу о
подвиге, потому что много теперь об этом говорят. Подвиг! Подвиг! А что
такое подвиг? Войну я Отечественную прошел, во многих боях участвовал,
добровольцем пошел, солдатом начал, майором кончил. Орденом Славы
награжден, двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны, Красного
Знамени, да всего и не перечислишь, что имею. Партизанским отрядом
командовал, по заданию у немцев работал, четырежды ранен был, все было
нипочем. Знал, для чего делал и что с тобой всегда товарищи есть, а если
погибнешь, то за Родину. Попал в лагерь «особого назначения» и понял,
что такое «фунт лиха». Понял, что не смерть самое страшное во имя
чего-то, а лагерь, в котором ты один на один сам с собой, и смерть с
тобой, неумолимая, долговременно-мучительная, и кругом тебя все
смертники, озлобленные, опустошенные, и нет твоим мучениям конца, и
погибаешь ты неизвестно почему и во имя чего. Если совершишь побег, то
куда? Товарищей у тебя все равно нет, тебя боятся. Ты один. Поверьте
мне! Самый большой подвиг в жизни – это в нечеловеческих условиях помочь
людям, будучи голодным и умирая от голода, отдать последний кусок
хлеба, сделать за другого тяжелую работу, будучи сам полутрупом. Верьте
мне, это действительно подвиг. Я водил людей в атаку, спасал из-под огня
товарищей, меня спасали, но я знал, во имя чего я это делаю, а в лагере
для чего было помогать и спасать? Все равно мы должны были умереть.
Отец Арсений многих из нас спас и делал это во имя Бога и людей, никогда
не щадил себя. Это подвиг во имя любви к человеку, и ты не ждешь себе
никакой награды, ты несешь только одни трудности. Господи! Если бы все
люди были похожи на о. Арсения!
Записано со слов Андреенкова в 1966 году
|