Священник Александр Дьяченко 13 октября 2010 г. Источник: Блог священника Александра Дьяченко
Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru Не
стану говорить за всех, но наш храм всегда выглядит по-особому. В
субботу вечером на службе людей немного, и он тихий, молчаливый, а
назавтра, в воскресную литургию, преображается. Наполняясь людьми,
становится похожим на человеческий муравейник, люди приветствуют друг
друга, радуются встрече. А когда в конце службы приносят к причастию
младенцев, то их крикам и детскому лепету, мне кажется, радуются и сами
стены старого храма.
Обычно по четвергам мы служим молебен нашему престольному образу, а
после моем полы, трясём ковры, драим подсвечники и всякие металлические
предметы. Потом все, кто был на уборке, идут в трапезную, а я в этот
момент нахожу предлог, и остаюсь в храме. Вот именно сейчас, в эту самую
минуту он мне нравится больше всего. Кругом всё помыто, чисто, на полу
никаких следов от свечей. Храм сияет, твоя душа заражается этим сиянием и
начинает сиять в унисон. И хочется уподобиться храму в его чистоте,
избавиться от страстных помыслов и всякого греховного наваждения.
Постоишь минутку, надышишься воздухом чистоты, и тоже идёшь в трапезную
вслед за всеми. Увы, до конца своих дней человек обречён на борьбу с
тёмной частью своей души, и не может оставить это делание ни на минуту,
иначе тёмное возобладает.
Выхожу в притвор, а там ждёт одна наша верующая: – Батюшка,
посоветоваться хочу. Меня постоянно преследуют хульные помыслы, в
последнее время особенно. Встаю на молитву, начинаю обращаться к самым
дорогим для меня именам. И тут, на тебе, в уме появляется какая-то
гадость в их адрес. Что делать? Я же не хочу этого, сама от таких мыслей
страдаю. Мы поговорили с ней, а потом вернулись в церковь и я прочитал
над ней разрешительную молитву. – Не обращай внимания на эти помыслы, и
не унывай, ведь они не твои. И ещё, чаще подходи на исповедь,
причащайся, враг боится благодати.
Уже вечером возвращаюсь домой прохожу своим обычным маршрутом мимо
лежбища местных бомжей. Меня они знают и при моём приближении ведут себя
по-разному, обычно здороваются, иногда отворачиваются, но никогда не
остаются равнодушными. Если в это время между ними случаются перепалки,
то при мне они, как правило, умолкают и ждут, пока батюшка пройдёт. Но
такими как в этот раз, я их ещё не видел, и ругались они очень уж
нехорошо, и главное, никто не отреагировал на появление священника,
словно меня вовсе и не было.
Прошёл мимо бомжей, свернул за угол дома, у подъезда на лавочке
сидит пожилой человек. Я его знаю, не так давно он приходил к нам,
просил окрестить внука. Мы с ним тогда хорошо поговорили и расстались
довольные друг другом. С тех пор, встречаясь, неизменно раскланивались и
справлялись о здоровье внуков. Я уже было собрался поздороваться, как
вдруг услышал из его уст отвратительнейшую тираду из самых гадких слов.
От неожиданности даже остановился рядом с ним, а человек, словно не
видит меня, и продолжает ругаться. Неужели и его моё присутствие не
остановит? Не останавливает, я обескуражен, и не понимаю, что
происходит. И только потом осенило: да он же меня не видит, и бомжи не
видели, потому и продолжали ругаться.
Долго я ещё ломал голову, что это за феномен такой. Но вспомнив
утренний разговор с женщиной, боримой хульными помыслами, понял, что
таким образом мне мстили за исповедь, заставляя слушать грязную ругань,
зная, что она причиняет мне физическое страдание.
Это мы с вами можем расслабиться, отвлечься от всего, посидеть с
друзьями, чайку попить. Он никогда не расслабляется, не ест и не пьёт.
Он всегда рядом. Знаешь об этом, и, тем не менее, встречи с ним всегда
неожиданны. Поехал, как-то, в соседний город, машину нужно было
застраховать. Пообщался со страховщиками, пошутил с молодёжью и выхожу
из здания в прекрасном расположении духа. Взгляд падает на купола
тамошнего храма. Их ещё в мою бытность позолотили и сейчас они ярко
сияют под радостными лучами весеннего солнца. С чувством на них
перекрестился, и немедленно из под руки выныривает человек. Даже не
человек, а человечек. Лет сорока пяти, небольшого росточка, с большой
плешивой головой. С возмущённым видом, заикаясь от негодования,
человечек кричит: – Ты что делаешь!? Думаю: – Мало того, что ты меня
напугал, выскочив из небытия, так ещё и оправдываться заставляешь.
Совладав с собой, и стараясь казаться спокойным, перехожу в наступление:
– Чего тебе надо, дядя, чего пристал? – А ты, – указывает он в меня
пальцем, – ты, зачем перекрестился!? Я опешил, да, кому какое дело,
крещусь я или нет. На дворе, слава Богу, не сороковые, имею полное
право. – Да, что Он дал тебе этот твой Бог? Зачем ты Ему служишь!?
Он так громко кричал, что мне стало неудобно, и я попытался уйти, но
человечек долго ещё не отпускал меня, хватая за куртку, а потом вдруг
исчез. Причём исчез точно так же внезапно, как и появился, из неоткуда в
никуда. Но настроение у меня испортилось.
Не так давно об этом случае мне напомнил один мой старинный
знакомый. Он ещё ребёнком попал в Освенцим, и был в числе тех детей,
кого спасли наши солдаты. Семья его погибла, и мальчик воспитывался в
детском доме. Я всегда считал его человеком разумным и порядочным.
Уверенность в его порядочности у меня не поколебалась, а вот в
разумности, увы, был вынужден усомниться. Иду по посёлку в облачении с
крестом на груди. Мне навстречу мой знакомец, спешит поздороваться. Он
специально остановил велосипед, и после обычных слов приветствия, ни с
того, ни с сего, вдруг задаёт вопрос: – Батюшка, послушай, а кто
придумал весь этот ваш «лохотрон» с Богом? – и смеётся. – Хитрый,
видать, был мужик, так народ развести, – и опять смеётся. Поначалу я
даже было растерялся, никак не ожидал от него такое услышать. Спрашиваю:
– Ты же старый человек, а не подумал, вот, как я теперь тебя отпевать
буду, с каким сердцем? Он перестал смеяться, и понял, что попал со своим
вопросом впросак. Потому стал извиняться: – Прости, батя, я не то
чего-то ляпнул. Вот и получается, Бог для него – это «лохотрон», а
«отпеться» хочет. Ну, никакой логики.
Хотя, это случай такой, казусный, и даже немного смешной. А вот,
помню, прихожу в один бедный дом. Меня встретила больная пожилая
женщина. В храм она придти уже не могла, а причаститься хотела. Вместе с
ней жила дочь, молодая ещё, лет тридцати. Будучи студенткой, девушка
вместе со своим классом выезжала на месячную практику. До того как
уехать, она была весёлой общительной девчонкой, а вернулась, словно не
она, а тень от неё. Что там произошло, никто матери не рассказал, а та и
не докапывалась до сути. Только вскоре девушка прекратила посещать
занятия в техникуме, и вообще стала реже выходить на улицу. Мать, бывая в
церкви, молилась о дочери и пыталась привести её на службу, но у
женщины ничего не вышло. Если раньше девочка легко заходила в храм, то
вернувшись с практики, не могла войти в него вовсе.
Время шло, положение девушки усугублялось. Она совсем перестала
выходить из дому, но зато начала болезненно реагировать на материнскую
молитву. Мать берёт молитвослов, а девочка в соседней комнате начинает
беспокоиться, мечется из угла в угол, места себе не находит.
Вот мать и подумала, дай-ка я батюшку позову, сама причащусь и дочку
попрошу причастить. Меня она пригласила, а дочери заранее ничего не
сообщила, и о том, что священник к ним придёт, тоже. Уже после того, как
я пришёл, женщина рассказала, что дочь с самого утра выглядела
подавленной, потом засуетилась, а часа за три до назначенного времени
схватила сумку и выбежала из квартиры. – Кричу ей, дочка, ты куда? – За
хлебом, скоро приду! – Да она у меня уже и не помню когда из дому-то
выходила, а здесь без денег за хлебом сорвалась. Вечером того же дня
специально бабушке позвонил, интересно стало, когда же девушка
вернулась. Оказалось, что только под вечер. А ведь даже я не знал, о
планах матери причастить дочку. Кто предупредил эту несчастную
бесноватую? И почему она стала бесноватой, что произошло на практике
такого, что «кожаные ризы», ограждающие нас от мира аггелов, прекратили
её защищать.
О случае, когда человек сам призывал врага, мечтая увидеться с ним, я
слышал. Мне о нём рассказывал отец Арсений из Сынковичей. К нему из
соседнего города приехал молодой человек, увлёкшийся тяжёлым роком.
Сперва он только слушал записи популярных групп, работающих в этом
стиле, а потом и сам попытался писать. Как уж у него там получалось, не
знаю, но юноша, посвящая свою работу сатане, проникся к врагу такой
страстью, что не смог совладать с собой и начал мысленно обращаться к
нему и призывать, чтобы тот пришёл. И однажды ночью он, действительно,
пришёл.
Очень давно на стене одного старинного храма среди многих фресок я
видел изображение «скрежета зубовного» и «червя неусыпающего». Древний
художник написал несколько человеческих лиц, в технике современной нам
мультипликации. Человеческое лицо, последовательно меняясь в выражении,
от состояния покоя приходит к такому страданию, что зрителю самому
становится страшно. Оказывается человек, ещё находясь в теле, способен
испытать адские муки. Об этом и рассказывают фрески древнего собора.
Когда враг пришёл к этому молодому человеку, то принёс тому не
радость общения, как это бывает со светлыми силами. И не взял его под
своё покровительство, а напротив, вошёл в него по добровольному согласию
и превратил жизнь юноши в ад. Каждую ночь, ровно в три часа, у того
начинали ломить суставы. Каждую мышцу тела в отдельности сводило
судорогой. Несчастный кричал, пугая домочадцев, а те безуспешно возили
его по врачам. Медики не могли найти причину болезни, тем более что,
боли как начинались ночью сами по себе, так к утру без всяких таблеток и
прекращались.
Хорошо ещё, что парень сумел сделать правильный вывод и побежал в
церковь, вернее, бес заставил его побежать. Батюшка, поговорив со
страдальцем, сразу же поставил тому диагноз и прописал курс лечения:
пост, молитва, исповедь и причастие.
Зная о том, что принимать Святые Дары следует на голодный желудок, и
даже воду нельзя пить после полуночи, молодой человек в ночь перед
причастием испытал сильную жажду. Не выдержав, он попил святой воды. Но
жажда не пропала, напротив, во рту у него ещё больше пересохло, да так,
что даже слюну не мог проглотить. Не зная, что делать, он достал из
холодильника арбуз, отрезал кусок и съел. Ощущение жажды мгновенно
исчезло. Да и зачем было дальше мучить человека, если он нарушил пост
перед причастием, и теперь не мог причаститься?
Но юноше хватило решимости утром в воскресный день приехать в
церковь на службу, и рассказал обо всём батюшке. Отец Арсений, несмотря
на явное нарушение правила подготовки к причастию, велел ему
причащаться. Интересуюсь: – Батюшка, и что же дальше было с этим парнем,
ему полегчало, бес прекратил его мучить? Отец Арсений развёл руками: –
Отче, это случилось только вчера. Он причастился, и я пока его не видел.
Приезжай к нам снова, в следующий раз я обязательно расскажу о том, что
было дальше.
К слову, мой приятель, московский священник лет десять тому назад
крестил девушку. Та тоже писала музыку, которую мы привыкли называть
«тяжёлой», или чем-то вроде, я не очень в ней разбираюсь. Спустя
некоторое время она пришла в храм, нашла батюшку и стала просить её
«раскрестить»: – После крещения у меня случился затяжной творческий
кризис, я совершенно потеряла способность писать музыку. Девушка тоже
сделала «правильные выводы», поняла, кто является источником её
творчества и в чём причина кризиса. Пишущие музыку, говорят, что они, на
самом деле, её не сочиняют, а слышат. И получается, что сродное тянется
к сродному.
В последнее время, смотрю, всё больше появляется фильмов о тёмных
силах, упырях, садистах. Это неслучайно: сродное тянется к сродному.
Помню, я ещё только стал священником, и меня просят соборовать
старого человека. Бабушка была лежачей, жила в своём собственном мире, и
не воспринимала того, что происходит вокруг, но когда-то она ходила в
храм, молилась. Если человек, находясь в здравом уме, исповедует веру в
Бога, то даже если он и теряет способность логически мыслить, то мы всё
равно продолжаем его причащать, а если нужно, то и соборуем.
В день, когда я пришёл к ним домой, вся семья была в сборе. Отца у
них не было, хозяйка, ещё нестарая энергичная женщина, её четверо детей и
лежачая мама. Приходя соборовать на дом, обычно приглашаю
присоединиться к таинству и всех домочадцев. Причащаю здоровых людей
только в храме на службе, а вот соборовать могу и так, даже без
предварительной исповеди. Человеку очень трудно решится открыть свою
душу кому-то стороннему, хотя бы и священнику. Говорить о своих грехах,
это всё одно, что прилюдно раздеться. Хотя, это тоже не совсем верное
сравнение. Далеко не каждый нудист оголит свою душу так же легко, как и
тело, ибо тело оголяется по гордыне, а вот, душа – только по смирению.
Важно дать человеку почувствовать присутствие благодатной силы, что
может подвигнуть его к осмысленной вере и покаянию. Соборование таинство
удивительное, и очень действенное.
Поэтому, готовясь соборовать старушку, приглашаю присоединиться к
нам и всех остальных. Мама обрадовалась предложению и тут же расставила
вокруг меня всех её четверых детей. Среди них была и молодая девушка,
лет двадцати, студентка из Нижнего, приехавшая домой на каникулы.
Прочитал положенный канон, стихиры, перехожу к помазаниям, и
замечаю, всякий раз, как помазую эту девушку, она скалиться и хихикает.
Думаю, почему она смеётся? Может, хочет показать, что она девушка
современная учёная, и согласилась принять участие в таинстве, только для
того, чтобы не огорчать маму? Но я же никого не заставляю, не хочешь –
не надо.
У меня ещё было слишком мало опыта, чтобы понять причину,
побуждающую девушку вести себя именно так. Впоследствии я неоднократно
сталкивался с похожей реакцией на таинство, некоторые во время помазания
не просто улыбались. Помню, как одна женщина заходилась смехом, а
отсмеявшись, упорно ставала на место. Не случись бы у меня
предварительной встречи с этой девушкой студенткой, то и не знаю, как бы
я поступал в подобных ситуациях.
Собираюсь уходить, хозяйка, прощаясь со мной, просит: – Батюшка, а
не могли бы вы нам и квартиру освятить? Отвечаю, освятить-то, конечно,
можно, только для этого мне придётся зайти к ним в следующий раз. Изучаю
свой ежедневник, и определяемся с ними по времени. Договариваемся, что в
назначенный час в квартире меня будет ждать старшая девочка студентка,
остальные – кто в школе, кто на работе.
В оговоренное время я снова был у них дома. Девушка меня встретила и
провела в большую комнату, посередине которой стоял старый круглый
стол. А сама, не задерживаясь, прошла и закрылась в своей комнате, дверь
в которую находилась у меня за спиной.
Приятно, когда вместе с тобой молятся хозяева дома, но кроме
девушки, старушку в расчёт не беру, никого не было. Только дверь она за
собой закрыла, а стучать было неудобно. Подаю возглас и начинаю
освящение. В этот момент за моей спиной резко открывается дверь, девушка
пробегает мимо, и через минуту я уже услышал, как в туалете спустили
воду. Потом она точно так же, не обращая на меня внимания, забежала к
себе, вновь хлопнув дверью. Думаю, да, не очень-то вежливое поведение,
хотя, чего от них, молодых, ждать. Продолжаю чин освящения, дошёл до
девяностого псалма, и тут вновь открывается дверь, да так, словно её
ногой вышибали. Та же самая девочка, вновь бежит у меня за спиной, и
снова слышится звук от спускаемой в туалете воды. Стараюсь не обращать
на неё внимания.
Ещё через мгновение студентка возвращается и закрывает у себя.
Перехожу к каждению, и словно в дурном сериале, опять она бежит, зато
уже и не возвращается. Совершаю каждение, обошёл всю квартиру, бабушка
на месте, а девочки нигде нет. Куда она делась, как сквозь землю
провалилась, ведь я даже в туалет заглянул. Потом стал кропить святой
водой, захожу на кухню, а там под раковиной, возле помойного ведра,
забившись в угол, сидит моя хозяйка. – Миленькая, что с тобой? Ты чего
здесь делаешь? Она молчит. Тогда без всякой задней мысли кроплю её
водичкой и вижу, как та, задрожав всем телом, распласталась по стене.
Закончив освящение, и поцеловав крест, по привычке подаю его и
хозяйке. Вновь иду на кухню, та всё ещё под раковиной. – Поцелуй крест, –
говорю. Будущая учительница, отчаянно завизжав, ползёт на коленках в
туалет, и, закрывшись в нём, продолжает кричать всё тем же истерическим
криком. И только тогда до меня дошло, она же бесноватая!
Собрал чемоданчик, и прежде чем уйти, постучал ей в дверь туалета: – Закрой за мной. Я ушёл.
Испугался я только вечером, когда понял, что любой из соседей,
услышав отчаянные женские крики, а они были слышны на весь подъезд,
запросто мог бы вызвать милицию. И что бы тогда обо мне подумали, и как
бы я оправдывался?
А полы у нас в храме очистились далеко не сразу. Мы их поначалу даже
менять хотели, но прихожане упросили оставить, мол, это единственное,
что продолжает связывать нас с теми, кто молился здесь два века назад. Я
согласился, но предупредил, что долго нам ещё придётся отчищать их от
прежней мерзости запустения. Потому и драим полы каждую неделю. Зато
сегодня так чудно ощутить себя, стоящим на старинных плитах в храме,
сияющем небесной чистотой.
Священник Александр Дьяченко
|