Существует расхожее представление о счастье как о некой сумме земных
благ, своего рода социальном пакете, который делает жизнь человека
комфортной и беспечной. Для каждого он свой, но все равно: либо тебе
повезло и ты счастлив, либо тебе остается влачить жалкое существование
неудачника. Такое понимание счастья является примитивным и упрощенным.
Счастье нематериально: это состояние души.
Конечно, счастье разными людьми понимается по-разному. Кто-то находит
его в семье, кто-то идет в монастырь, чтобы всю свою жизнь посвятить
служению Богу: для монаха это является счастьем. Кто-то не имеет семьи,
но находит счастье в труде на пользу людям, в том, что его работа
приносит радость ему и другим. У кого-то, может быть, вообще ничего нет,
но он все равно счастлив. Рад тому, что на улице хорошая погода и у
него в данный момент ничего не болит. Разные бывают люди.
Случается,
что человеку дается все: здоровье, материальный достаток, хорошая семья;
казалось бы: живи и радуйся, а он все равно несчастлив, не ценит все
это и все время чем-то недоволен...
Итак, счастье не очень-то зависит от материальных условий жизни,
оно
находится внутри самого человека, в его собственной душе: «Не придет
Царствие Божие приметным образом… Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас
есть» (Лк. 17:20, 21). Это, как уже было сказано, состояние души:
умение ценить все то, что нам дается, и благодарить Бога за это. Каждый
день может подарить нам счастье, нужно просто уметь видеть его.
Один батюшка советовал своим духовным чадам в конце каждого дня
записывать не менее 50 пунктов того, «за что должно благодарить Бога».
Без умения видеть в каждом дне что-нибудь радостное, светлое не только
нельзя быть счастливым, но и просто невозможно жить нормальной жизнью. У
А.И. Солженицына есть рассказ «Один день Ивана Денисовича». Там описан
обычный день заключенного лагеря особого (то есть самого строгого)
режима. Но рассказ этот не об ужасах лагерной жизни, а о том, как
человек в этой, казалось бы, беспросветной мгле умудряется увидеть
что-то хорошее и позитивное.
Вот ему удалось получить лишний кусок хлеба, и он предвкушает, как с
удовольствием съест его; вдруг неожиданно находит кусок пилы и может
сделать сапожный ножичек и немного подработать. Ему удается избежать
карцера – и это большая радость. Даже от работы Иван Денисович получает
удовольствие. Во-первых, на работе можно согреться, не так берет стужа,
во-вторых, он, бывший крестьянин, любит труд, ему нравится хорошо делать
свое дело. В окружающих его людях герой рассказа старается увидеть
добрые человеческие черты. Он очень ценит поддержку и помощь своих
товарищей-заключенных. Даже в тюрьме, на каторге этот человек не
выпадает из жизни, каждый день приносит ему радость.
Как-то один священник подошел к ныне покойному старцу отцу Николаю
Гурьянову и начал рассказывать про какие-то свои скорби и проблемы. Отец
Николай выслушал его и сказал:«Радуйся!»«Чему же тут
радоваться?»–подумал батюшка. А старец продолжил:
«Радуйся, что родился, радуйся, что крестился, радуйся, что в вере
православной, радуйся, что жив пока!» И, может быть, слова апостола
Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1
Фес. 5: 16–18) и есть формула счастья? Уметь радоваться жизни, всегда
быть с Богом и благодарить Его за все, что Он нам посылает. Известно,
что благодарение привлекает новые дары Божии и помогает пережить трудные
периоды жизни.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Случилось хорошее – благословляй
Бога, и хорошее останется. Случилось плохое – благословляй Бога, и
плохое прекратится. Слава Богу за все!»
Нужно не только уметь видеть счастье в своей жизни, но и относиться к нему бережно, не расплескать его.
На эту тему есть одна восточная притча. Некий юноша как-то спросил у
отца: «Что есть счастье?» И отец послал его к знаменитому мудрецу. И вот
молодой человек идет к прославленному учителю и ожидает увидеть
подвижника, аскета, но оказалось, что мудрец – человек весьма богатый, у
него роскошный дворец, наполненный произведениями искусства. Юноша
приходит во дворец к мудрецу и задает ему свой вопрос: «Учитель, скажи
мне, что такое счастье, как это можно понять?» Учитель дал ему маленькую
ложку, наполнил ее оливковым маслом и сказал: «Обойди мой дворец,
осмотри все те сокровища и прекрасные творения, которые в нем находятся,
и, вернувшись, расскажи, что ты видел. Но сделай это так, чтобы не
пролилось это масло из ложечки». Через некоторое время юноша вернулся и
стал рассказывать о том, что он видел, но добавил, что не смог обойти и
осмотреть все сокровища, так как пока он разглядывал, масло
расплескалось из ложечки. Тогда мудрец вновь наполнил ложку маслом и
повторил просьбу. Когда юноша вернулся и учитель спросил его о том, что
он видел, то отрок сказал: «Я ничего не смог увидеть в твоем дворце,
потому что я следил за тем, чтобы не расплескалось масло». И
действительно, он принес ложку, не пролив из нее ни капли. «Вот в этом и
есть счастье, – сказал мудрец, – суметь сохранить тот дар, что у тебя
есть, не растратив его впустую». Эта притча говорит нам о том, что,
заглядываясь на богатства и красоту, которые нам не принадлежат,
которыми нам не дано обладать, мы не только не сможем даже толком
рассмотреть их, но и потеряем то, что у нас есть.
Некоторые люди (и таких немало) всю жизнь гоняются за птицей счастья, за
недостижимым идеалом, ища счастья в одном браке, в другом, третьем,
разочаровываясь и снова влюбляясь. Они проходят мимо своего счастья, и
жизнь проходит мимо них. Такие люди глубоко несчастны. На этот счет есть
прекрасное высказывание английского писателя и мыслителя Г.К.
Честертона: «Верность одной женщине – недорогая плата за то, чтобы
увидеть хоть одну женщину. Жаловаться, что жениться можно только раз,
все равно что жаловаться, что родиться можно лишь однажды. Это
несоизмеримо с величайшим переживанием, о котором идет речь, и
обнаруживает не преувеличенную чувственность, но странное бесчувствие.
Только дурак недоволен, что нельзя войти в Эдем сразу через пять ворот.
Полигамия – недостаток любви, словно ты рассеянно перебираешь десяток
бесценных жемчужин».
Говоря о счастье вообще и о семейном счастье в частности, невозможно не
затронуть тему любви, ибо любовь и счастье – это родные сестры; два этих
понятия тесно связаны друг с другом. Один мудрый человек сказал:
«Счастье не в том, чтобы быть счастливым самому, а в том, чтобы делать счастливыми других людей». Можно дополнить эту мысль:
«Тот, кто делает других счастливыми, и сам счастлив».
Ведь возможность любить, дарить людям счастье – это есть проявление в
нас образа Божия. В этом мы уподобляемся Самому Богу. Господь творит мир
и человека именно из любви. Бог не может не изливать Свою любовь, не
заботиться о человеке, ибо Он Сам и есть Любовь.
И конечно, по-настоящему счастлив только тот человек, который умеет
любить и дарить любовь и счастье другим людям. В советское время
существовал такой лозунг: «Человек сам кузнец своего счастья». На первый
взгляд звучит несколько горделиво, но если задуматься, никакого
противоречия с христианством здесь нет. Ведь счастье напрямую зависит от
нашего отношения к действительности, от того, как мы строим нашу жизнь,
относимся к людям и ценим все то, что нам посылает Бог.
Автор: Священник Павел Гумеров: http://www.otechestvo.org.ua/main/200810/2823.htm