-
- Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T-
Политолог Станислав Белковский решил сделаться русским Лютером и выступил с программой обширной церковной реформации,
что, конечно, комично само по себе. Вроде Белковский не монах и не
проповедник, хотя некоторое сходство с Лютером имеется. Чисто внешнее.
Тем не менее феномен Белковского — церковного реформатора не мог
возникнуть нигде, кроме как в России. Ведь только здесь церковью могли
руководить генералы от инфантерии и кагэбэшники. И только здесь даже
попы добровольно и осознанно называют церковь Христову бюрократической
аббревиатурой РПЦ МП. «РусГидро», РАО ЕЭС, РПЦ МП — все очень логично.
Белковский
эффектно объявил годом основания РПЦ МП 1943-й, когда Сталин впервые
принял иерархов церкви, в частности митрополита Сергия. Конечно же, это
лукавство. Уже с 1721 года, когда Петр I упразднил патриаршество,
церковь юридически являлась государственным учреждением, которым
управлял Святейший синод во главе с теми самыми генералами от инфантерии
и даже гвардии капитанами. Так что сталинский Совет по делам русской
православной церкви имел довольно почтенного предка.
Правда,
само то, что подчинение церкви государству стало возможным и даже не
вызвало никакого ропота, говорит о глубоко своеобразном подходе
православия к вопросам взаимоотношения светской и духовной власти.
Исторически православная церковь — часть Восточно-Римской империи
(Византии), в которой император никогда не рассматривался только как
глава светской власти. Он, в полном соответствии с древнеримскими
традициями, считался «божественным цезарем» и «верховным жрецом» —
блюстителем культа, лицом не просто сакральным, но и на деле управляющим
церковью. Вселенские соборы созывались императором, «вселенскими» их
делал именно император — повелитель ойкумены, «вселенной», то есть Рима.
Неудивительно, что решения соборов утверждались как государственные
законы. Я уж не говорю про выборы патриарха Константинопольского. У него
на деле был, конечно, только один выборщик. Да и первенство патриарха
Константинопольского, в отличие от других патриархов, базировалось на
статусе цезаря, а не апостолов — основателей древних церквей, включая
Римскую. Запад, где Римская империя как реальное политическое
образование перестала существовать в V веке, в конечном итоге выработал
теорию автономного сосуществования двух независимых властей — духовной и
светской. Первые наброски этой теории cформулировал уже папа Геласий I
(492–496). Западная церковь со временем усилилась настолько, что
фактически превратилась в государство в государствах и таковой остается
по сей день. Не помешало даже возрождение Западно-Римской империи,
которая просуществовала с 800 по 1805 год, но так и не сумела подчинить
папу и церковь себе.
России досталось православие — доктрина,
выращенная под то, чтобы быть частью государственной машины. Православие
оказалось настолько пластичным, что смогло интегрироваться даже в
коммунистическую империю и желать многие лета самым жутким гонителям
христианства в истории. Только здесь Сталина, современного Нерона, могут
поместить на икону не в качестве арт-жеста, по приколу, а из какого-то
мазохистского раболепия перед величием власти.
Меня не удивляет,
что патриарх Кирилл продолжает традиции русского православия и готов
освятить любую идею Администрации президента. Меня не удивляет и попытка
политолога-мирянина (православный ли он вообще?) учить церковь, как ей
следует жить. Не удивляет и попытка депутата Исаева обвинить г-на Белковского в экстремизме,
то есть подрыве опять-таки государственного строя. Все это — проявление
одной и той же древней болезни нашей страны. Здесь все кесарево. А
Божьего вообще нет. Бог в России нужен только для того, чтобы кесарю
было проще править.
Г-н Белковский, предлагая преобразовать РПЦ
МП на манер древней церкви с выборностью священников и епископов,
конечно, печется не о спасении своей и прочих душ, к чему обычно
стремились все церковные реформаторы. Душа в России — вопрос десятый.
Г-н Белковский прежде всего хочет нанести удар по кесарю. Партийная
чуйка не подвела депутата Исаева. Увы, любой, кто будет бороться с этой
властью, неизбежно будет бороться с церковью. К сожалению, даже
коммунистический разгром православия ничему не научил святых отцов.
Грабли еще не бахнули в лоб, но уже любовно разложены вокруг всех
приходов, монастырей и соборов. Добро пожаловать, святые отцы.
|