Анаргирос Калиацос
Настойчивость и "бутыль"
В течение многих лет меня занимал один очень
важный вопрос личного характера. Я никак не мог его решить и Батюшке
из-за этого не давал покоя. При каждой нашей встрече мы должны были хоть
несколько слов сказать на тему, известную нам обоим.
Разумеется, каждый раз Батюшка пытался меня
успокоить, несмотря на то что и сам видел все препятствия, которые
стояли на пути разрешения этой проблемы.
Батюшкины отговорки меня не устраивали, хотя мы
подолгу беседовали об этом. Батюшка приводил много серьезных и мудрых
аргументов, а я имел дерзость возражать ему, говоря: "Батюшка, не
убеждайте меня, все равно не убедите!".
Отец Порфирий тогда очень расстраивался, хотя и я
расстраивался не меньше, чем он сам. Порой мое огорчение переходило
границы разумного, и я впадал в отчаяние. Я понимал, что это моя личная
проблема и решения в будущем не предвидится.
Батюшка с помощью благодати Божией видел,
вернее, прозревал безнадежность моего положения. Однако моя
настойчивость становилась требовательной, претензиям моим не было
предела. Я доходил до того, что уже не просил у Бога, а требовал, чтобы
Он разрешил мои трудности! Вдобавок я требовал еще и... отчета, почему
Он "запаздывает"! Как ни печально, но все, к сожалению, было именно так.
Понимая ситуацию, старец Порфирий имел намерение
меня образумить. Однажды он предложил прогуляться вместе с ним по лесу,
так как, по его словам, он долго не выходил на воздух. Однако, как
оказалось, цель у Батюшки была иная, а прогулка была лишь предлогом.
Итак, мы шли рядом по сосновому лесу, и отец
Порфирий говорил мне о величии Божием, которое выражает вся природа; о
том, что это величие проявляется и в самом малом кустике, и в высочайшем
дереве. Вдруг, обернувшись ко мне, он спросил:
- Можешь ли ты мне сказать, сколько иголок на этой сосне?
- Миллионы...
- Миллионы. Да, но я хотел бы знать точно.
- Чтобы сказать точно, надобно их сосчитать.
- Никогда ты не сможешь их сосчитать, даже если
всю свою жизнь посвятишь этому! И не только потому, что они бесчисленны,
что их миллионы, как ты правильно заметил, но и потому, что каждый раз у
тебя получались бы разные результаты! Так вот, ни ты, ни я этого знать
не можем и не узнаем никогда. Только Бог знает, даже не считая их. И Он
знает количество иголок не только на этой сосне, но и на каждой из них.
Ему ведомо также, сколько листьев на каждом дереве, большом или малом.
И, что самое важное, Он наблюдает за ними и хранит каждое из них со дня
рождения до дня гибели. И Он знает, когда каждое из деревьев упадет. Так
же точно Ему ведомо, сколько волос на твоей и моей голове, сколько
волос на голове у каждого человека, и ни один волосок не упадет без
того, чтобы Он этого не знал, а в особенности если не будет на то воли
Его!
Итак, если Бог знает такие маловажные вещи, как
число листьев на деревьях, число волос на голове каждого человека и
заботится обо всем, то может ли быть, чтобы Он не знал о твоей проблеме?
Более того, чтобы Он был безразличен к ней? Конечно нет! Тысячу раз
нет! Следовательно, что происходит?
- Я не знаю, Батюшка. Вы мне скажите, что происходит?
- Почему я тебе должен это говорить и почему сам
ты этого не понимаешь? Ты ученый, ты сын священника, ты вырос в церкви,
твой родной отец - отец Иоанн, святой человек. Он ежедневно учил тебя
нашей святой вере, ты столько книг прочел и столько лет являешься моим
духовным сыном и, однако, до сих пор не понимаешь, почему в таких
случаях Господь отказывается нам что-либо дать?
Я молчал.
- Так вот. Когда Бог нам чего-то не дает, а мы
продолжаем от Него упорно требовать, то Он молчит. И это случается по
двум причинам: либо Он нам не дает чего-то ради нашего блага, либо мы не
знаем, что и когда просить у Него. Не исключено, что в данном случае
обе причины имеют место.
Что касается первой причины, то никто не может
сказать, почему Бог не откликается. Ибо пути Господни неисследимы и
неисповедимы! Поэтому мне нечего тебе сказать. Что же касается второго,
то я мог бы многое тебе объяснить.
Прежде всего, когда мы чего-то просим у Господа,
мы не должны упорно говорить: "Сейчас я хочу этого". Это не только
недопустимо, но и есть великое неуважение к Создателю нашему. Кто ты
такой или, если хочешь, кто я такой, что могу требовать чего-либо от
Господа, да еще назначать ему время, когда Он должен это сделать?
- Но, Батюшка, я не требовал и не ставил временных пределов, вы же знаете. Но вопрос этот так затянулся...
- Именно причину задержки я тебе и объясняю. В
течение определенного времени мы чего-то просим у Бога, но когда видим,
что Бог нам отказывает, мы перестаем просить и беспокоить Его, поскольку
чем больше мы требуем, тем дальше Он отходит от нас. Поэтому мы должны
перестать требовать. И когда мы уже почти забудем об этом, оно само
придет, и мы даже не поймем откуда. Потому что Бог не забывает. Он
принял от нас просьбу. Он ее знает, и, когда Сам увидит, что настало
время исполнить ее, Он нам дарует просимое.
Итак, мы не должны требовать у Бога то, чего
хотим, и тогда, когда хотим. Настойчивость в этих случаях
противопоказана. Когда же человек упорствует, как ты например, это до
добра не доведет. Вообще, чадо мое, я хочу, чтобы ты понял: мы не должны
настаивать на том, чтобы Бог изменил Свою волю. Мы должны все
предоставить Его святой воле.
Упорство же наше подобно погоне за тенью:
сколько бы ты ни бежал за ней, ты ее не поймаешь. Бежишь ты - убегает
она. Ты понял, чадо мое, что я тебе сказал об упорстве?
- Понял, Батюшка, но я не могу согласиться...
- Тогда я приведу тебе один пример, и ты
согласишься со мной. Возьмем большую бутыль, имеющую такое отверстие,
что туда свободно может войти твоя рука и, разумеется, выйти обратно. Но
если ты, держа руку в бутыли, сожмешь ее в кулак, то, сколько бы ты ни
старался вытащить ее из бутыли, ты не сможешь этого сделать. Ты можешь
упорствовать дни, месяцы, годы, но безрезультатно. Однако как только ты
разожмешь кулак и раскроешь пальцы, твоя рука выйдет из бутыли так же
свободно, как и вошла внутрь!
То же и с твоей проблемой. Чем больше ты
настаиваешь на ее решении, тем больше оно удаляется от тебя. И помни,
что я тебе скажу: если ты хочешь, чтобы твоя проблема успешно
разрешилась, перестань упорствовать. Бог знает твои обстоятельства. Ты
сделал "запрос". Ему решать. Жди Его ответа спокойно и с верой. Если ты
будешь так поступать, то дождешься положительного результата. Если же
будешь настаивать на своем, то результат будет обратным.
Я тебе советую: перестань заниматься своим вопросом сам, если ты хочешь, чтобы им занимался Бог!
- А как же: стучите, и отворят вам, просите, и дано будет вам [1]?
Как с этим быть, Батюшка? Разве к моему случаю это не подходит? Если я
перестану стучать в дверь Божию, то кто мне ее откроет? И если я
перестану просить, кто мне даст?
- Это зависит от того, как ты стучишь, чтобы
тебе открыли, и, опять же, как ты просишь, чтобы тебе дали. Если,
например, ты стучишь нагло и с угрозами, будь уверен, что дверь для тебя
не откроется никогда. И даже если она откроется, то не жди, что тебя
примет хозяин, скорее всего, тебя изобьют! Если же ты будешь стучать в
дверь деликатно и умоляюще, то она широко перед тобой распахнется, и
хозяин дома окажет тебе всяческое гостеприимство!
Ведь так же и здесь, на грешной земле: если ты
требуешь и угрожаешь, то никогда ничего не получишь! Если же ты просишь
деликатно и умоляюще, то сразу получишь просимое.
В еще большей степени это относится к Богу. Он
ни от кого не принимает ни давления, ни наглости, ни тем более угроз.
Горе тому, с кем такое случается!
Теперь видишь, что недостаточно просто стучать,
но надобно стучать так, чтобы нам открыли. Так и у Господа: дело не в
количестве наших прошений, а в том, как мы подаем их Ему.
- Тогда, Батюшка, почему же вы не попросите у
Бога удовлетворить мою просьбу, если вы так хорошо знаете, как надобно
стучаться в дверь, как просить, и имеете перед Ним великое дерзновение?
- Потому что, чадо мое, и я не хочу настаивать
перед Богом. И тебе не советую. Никогда в молитвах не принуждай Господа.
Прояви выдержку и терпеливо жди - и увидишь, какую пользу тебе это
принесет.
|