2 мая 2012 года российские министры здравоохранения, культуры и
иностранных дел номинировали на Нобелевскую премию мира пианиста
Владислава Тетерина и артиста Алексея Баталова. Я знаю это от Владислава
Тетерина. Список номинантов по правилам Нобелевского комитета держится в
секрете пятьдесят лет. Но не станет же Слава врать. За что, вы спросите? Вот
уже больше пятнадцати лет Владислав Тетерин разыскивает по всей России
музыкально одаренных детей-инвалидов, нанимает лучших педагогов, чтобы
учить их музыке, и устраивает музыкально одаренным детям-инвалидам
концерты то в Большом зале Консерватории, то в зале Чайковского, то на
сцене Большого театра. Открывает концерты, как правило Алексей Баталов.
Вместе с Тетеринскими детьми выступают звезды первой величины: Бартоли,
Гленни, Хворостовский, Башмет, Спиваков… Они выступали и на Соборной
площади в Кремле, и в Ватикане для папы римского Иоанна Павла II. Я
был на Тетеринских концертах несколько раз. Был на репетициях. Это
впечатляет. Даже не огромный оркестр. Даже не хор в четыреста человек.
Даже не действительно по-настоящему талантливые дети. Меня больше всего
впечатляет общение с детьми за кулисами. Понимаете, я вижу
детей-инвалидов довольно часто. Собственно, вся моя работа состоит в
общении с детьми-инвалидами. И мне кажется, что для ребенка-инвалида нет
ничего страшнее, чем талант. Талант и для здорового-то человека
— тяжелое бремя. А для человека в инвалидной коляске — проклятие.
Здоровый нереализовавшийся певец может петь, хотя бы стоя под душем.
Инвалиду нельзя и этого. Он никогда не моется один. Всякий раз,
когда я разговаривал с Тетеринскими детьми, они говорили мне одно и то
же: что музыкальные способности мучали их, раздирали их изнутри. И
нельзя было поступить в музыкальную школу. Нельзя было направить этот
зуд таланта на бесконечное повторение гамм. Но тут появлялся Тетерин с
его педагогами, и начиналась новая жизнь. И спустя полгода деревенский
мальчишка, родившийся без рук, но с чудесным тенором выходил на сцену
Большого зала Консерватории с Чечилией Бартоли или с Эвелин Гленни. Музыкальные
импрессарио ворчали, что Тетерин, дескать, платит мировым звездам их
звездные гонорары, вместо того, чтобы приглашать только тех, кто готов
дать благотворительный концерт бесплатно. И я не знаю, сколько Тетерин
платил Бартоли. Я знаю только, что он хотел, чтобы все было
по-настоящему. Настоящая звезда, настоящие гонорары, а не утренник для
инвалидов. Музыкальные критики ворчали, что во время своих
концертов Тетерин произносит слишком длинные и пафосные речи, вместо
того, чтобы дать публике спокойно послушать великое сопрано. А Тетерин
просто занимал время, пока придет в себя и перестанет плакать от
волнения сирота с детским церебральным параличом, которой надо выйти на
сцену и петь с Кабалье. Благотворительные гуру ворчали, что
благотворительные деньги, дескать, надо направлять исключительно на
оплату педагогов, а пафосные концерты со звездами совсем не нужны. Пусть
учатся, поступают в консерваторию, становятся томасами квастхоффами, и
вот тогда… Но Тетерин знал, что многие его музыкально одаренные дети
просто не доживут до поступления в консерваторию или академию хорового
искусства. Что они либо выйдут на большую сцену сейчас, либо не выйдут
никогда и никогда не узнают, что талант приносит не только страдания, но
и восторги. Я и сам ворчал на Тетерина, что нельзя, дескать,
финансировать такой огромный благотворительный проект из одного
источника. Я говорил: «Слава, у тебя больше тысячи детей по всей стране!
Нельзя, чтобы за обучение этих детей, за лечение их, за их путешествия и
концерты платил один человек. А вдруг он откажется?» Так и
случилось. Почти восемь лет всю деятельность Тетеринского фонда «Мир
искусства» оплачивал Алишер Усманов. А потом вдруг отказался. Имел
полное право. Это же его деньги. Но… В октябре на сцене Большого
зала московской Консерватории Тетеринские дети будут исполнять «Реквием»
Моцарта. Со Светлановским оркестром и с хором в четыреста человек. На
концерт приедет глава Нобелевского комитета, чтобы посмотреть, кого это
там ему номинировало российское правительство. Чтобы провести этот
концерт, чтобы до октября учить и лечить тысячу музыкально одаренных
детей-инвалидов по всей России, Тетерин заложил свою квартиру и квартиру
зятя. Я спрашиваю его: «Славочка, что же ты будешь делать после октября?» И он отвечает: «Я умру». P. S. Пару лет назад я снимал про Тетерина довольно занудную программу для телеканала «Дождь». Посмотрите, если интересно.
|