Священник Александр Дьяченко«Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело… будучи сам воспаляем от геенны» (Иаков 3.6.) Язык мой…друг мой? Сегодня
все чаще стали обсуждать тему использования в большой литературе слов
матерщины. Даже издаются словари таких слов. Считается шиком изящной
даме вставить в разговор соленое словцо. Хорошо это или плохо? Не знаю,
знаю, что сегодня у нас в поселке мат просто «висит» в воздухе, словно
дым в прокуренной бытовке. Раньше, все-таки больше, мужики матерились, а
теперь уже и для женщин мат становится нормой. Обгоняешь влюбленную
парочку, слышишь, а голубки матерком воркуют. Мамы на детишек все больше
матом орать стали. Я понимаю, если бы
наш поселок был горняцким, или шоферским, так ведь нет, у нас одних
докторов и кандидатов наук, наверно человек пятьдесят, академиков двое.
Вместе с соседним городком, что в семи километрах от нас, так эти цифры
ещё смело на три умножай. Читал Виктора
Конецкого, замечательного писателя – мариниста. Он писал, что матом
хорошо приложить в каких-то экстренных ситуациях, когда многословие
только делу вредит. Может он и прав, не знаю. Расскажу о своем «опыте»
владения русским матерным. Материться я
стал с тех пор, как себя помню. Еще бы не материться, если все мое
детство прошло в солдатских казармах. У меня даже свой дядька
воспитатель был из солдат. Это сегодня перед молодежью стоит проблема
профориентации, а для нас такой проблемы не было. Мы, как только
начинали ходить, уже маршировали за солдатским строем. У моих родителей
даже такая фотка сохранилась начала 60-х. Идут парадным строем солдаты,
впереди со знаменем офицеры, а за строем идет, марширует кучка
пяти-шестилетних сорванцов. И вот, что интересно, нас никто не отгонял.
Понимали, что маршируют будущие офицеры, а глядишь и генералы. Я
даже в столовую солдатскую есть ходил. И вкус солдатской каши у меня до
сих пор во рту стоит, такая была вкуснотища. Ну, а издержкой моего
солдатского воспитания был мой виртуозный мат. Мама рассказывала, как
она краснела, когда её маленький мальчик, словно органчик, на сюсюканье
какой-нибудь тетеньки мог ответить так, что у тетеньки сумка из рук
выпадала. И это притом, что дома у нас никто не ругался. Говорят,
что в армию такой отборный мат пришел в первой половине 50-х, когда с
нехваткой молодежи в армию стали призывать бывших уголовников. Не знаю, с
нами на железке работал человек, просидевший в лагерях, не выходя,
начиная с «малолетки», 25 лет. Я ни разу не слышал, чтобы он ругался. Не
путеец, а сама вежливость. Подрастая,
стал понимать, что материться нехорошо, и стал себя контролировать. Уже
не ругался напропалую, различал, где можно, а где нельзя. Но ругаться
продолжал, считал это признаком мужественности. За
время своей учебы я сменил, наверное, с десяток школ. Поэтому и хорошие
оценки в моем дневнике, большей частью, были заслугой моего папы. Он
всегда был потрясающе красив, нередко заезжал за мной в школу, и у моих
училок при его виде, рука сама выводила мне пятерки и четверки. Но на
самом деле, более менее, я стал учиться только ближе к старшим классам. Помню,
в 9-м классе к нам пришла молоденькая учительница русского языка Анна
Ефимовна. Как она читала нам стихи, сколько интересного мы от неё
узнали. Не говорю за других, а я влюбился в русскую литературу и обожал
Анну Ефимовну. Как-то на переменке один
мой одноклассник запрыгнул на меня сзади, и я никак не мог его сбросить
с себя. И тогда я сказал ему фразу из своего розового периода. Мой
товарищ обмяк и сполз. Я освободился от него, и увидел мою любимую
учительницу, которая стояла и смотрела на меня такими глазами.
Мне сквозь землю хотелось провалиться. Сейчас пишу и вижу эти глаза.
Честное слово, чуть не заплакал от обиды на себя. Правда, Анна Ефимовна,
мне потом так ничего и не сказала по этому поводу. Зачем, достаточно
было взгляда. Она меня поняла тогда, хороший был учитель. После
окончания института попал служить в особую часть. Все солдаты у нас
имели высшее образование. В роте у меня был друг, Сережа Полуян, не
помню, кто ещё, но вот он точно никогда не ругался. Я ругаюсь, а он нет,
всегда находил в ответ человеческие слова. Глядя на моего друга, я тоже
попробовал не ругаться. Сперва было трудно, словечки, матерные
частушки, поговорки прибаутки, все это раньше могло литься из моего
горла потоком, и вдруг заслон. Как чесался язык называть вещи своими
именами, такими короткими и понятными, но ломал себя, Серега то вот
может. Значит и я должен смочь. Таким образом, придя со срочной службы, я
научился курить и разучился материться. Но это не значит, что я не
проговаривал этих словечек про себя, порой проговаривал. И ещё
реагировал, когда ругались рядом, словечки пробуравливали мне мозг, и
отдавались аж где-то в груди. Но потом
системное молчание на уровне языка перешло на уровень мысли, и уже даже в
мыслях я перестал говорить матом. Потом мне стало безразлично, что
говорилось вокруг меня. Я перестал реагировать на мат. Он для меня умер,
к счастью. Уже придя в Церковь, слышал
рассказ двух женщин, сейчас они наши прихожанки. Они рассказывали о
том, как искали путь к Богу. Этот путь пролегал через одну из общин
пятидесятников. Как известно, пятидесятники молятся на так называемых
«языках». То есть они во время молитвы произносят не как мы с вами
слова, построенные в логические фразы прошений, а в состоянии экстаза у
них вырываются обрывки возможно слов, возможно, какие-то слоги. И вот
представьте, эти женщины стоят в общем молитвенном круге, молящиеся
«заговорили», и вдруг, слышат грязнейшие матерные ругательства. Рядом с
ними стоял мужчина, закрыв глаза, весь, предавшись молитве, но с его уст
шла невозможная грязь. Было видно, что человек не безобразничал, а сам
не понимал, что говорит. Короче говоря, эти женщины бегом бежали из
«молитвенного» круга, и об этом случае вспоминают с содроганием. Иногда
приходится встречаться с людьми, прошедшими через «целителей»,
жалуются, что порой не могут с собой совладать и вдруг начинают
материться. Кстати, поврежденность может проявляться и во время молитвы,
человек произносит святые имена, а к ним, словно специально
прилепляются гадкие слова. Мысленная брань. Даже молитвы у меня где-то
лежат от этой напасти. Но самый яркий пример такой беды, одержимости матерщиной, что ли, в моей памяти отложился несколько лет назад. Уже
став священником, мы с матушкой приехали проведать моих родителей в
Белоруссию. Свершилась моя давнишняя мечта. Владыка Артемий благословил
меня сослужить ему в кафедральном соборе. И я молился в алтаре главного
храма моего родного города и даже произносил проповедь. Потом мы с
матушкой гуляли по центру. На западе отцы, обычно, облачаются в
священнические одежды только в храме, и я тоже был в мирском. Прогуливаемся
по площади, нам навстречу идет, как-то немного боком вперед, человек,
мне он показался болящим. Идет и все время что-то говорит. Когда он
поравнялся с нами, я услышал, что он оказывается, матерится. И вот
вместо того, чтобы пройти мимо нас дальше, он вдруг стал кружиться
вокруг, это кружение, чувствовалось, приносило ему страдание. Он во все
время кружения продолжал материться и, что интересно, ни разу не
посмотрел в нашу сторону. Всякий раз, уходя от нас в апогей, он пытался
оторваться, но, неизменно, после какая-то сила бросала его к нам, и так
несколько раз. Наконец, он, со вздохом облегчения, вырвался из нашего
притяжения, и так же, тихо матерясь, пошел дальше. «Ты догадываешься, почему он кружил вокруг нас»? спросил я матушку. «Почему»? ответила она. «Думаю, потому, что мы были в храме на службе, а я ещё и причащался». Бедный - бедный человек.
|