«Следят, или кажется мне?» – думалось о. Арсению. Из дома он не
выходил, в дороге слежки не замечал, а здесь о его приезде знали только
самые близкие люди. «Мнительность», – ответил он сам себе и,
помолившись, сел писать. Время подходило к одиннадцати дня. Отец Арсений
поправил лампадку и стал молиться. Маленький язычок лампадного огонька
то вспыхивал, то еле-еле мерцал. Уйдя в молитву, забыв обо всем
окружающем, о. Арсений читал акафист Владимирской Божией Матери,
прославляя, величая и смиренно моля Владычицу.
И вдруг молитву разорвал резкий звук входного звонка. Звонили
условным способом, длинный, три коротких, продолжительный и опять
короткий. «Кто это? – подумал о. Арсений. – Сегодня никто не должен
прийти! Что случилось?»
Звонки повторялись, настойчиво, требовательно.
Встревоженный, о. Арсений потел открывать дверь, звонить могли только свои, значит, что-то случилось.
«Вероятно, пришла телеграмма с севера от Марфы Андреевны».
Войдя в переднюю, перекрестившись и возложив упование на Матерь
Божию, о. Арсений быстро открыл дверь, и сейчас же, отталкивая дверь
ногой, вошла, ворвалась женщина, лет двадцати-двадцати двух. Быстро
закрыв дверь и наступая на о. Арсения, она прошла в комнату.
«Я из органов, вот удостоверение, смотрите. Вы – Стрельцов Петр
Андреевич, называемый о. Арсением, живете здесь шесть дней. Я веду за
Вами наблюдение днем, ночью и вечером ведут другие».
Отец Арсений растерялся: на столе лежали письма, он без
разрешения приехал из ссылки. Получилось плохо, он подвел многих людей.
«Господи, Матерь Божия, помогите!» – мысленно произнес он, но уже отчетливо понял: все погибло, арестуют многих.
Женщина, молодая и красивая, с явно интеллигентным лицом, была
одета слишком обыкновенно и серо, казалось, для того, чтобы не
выделяться из общей массы людей, раствориться в толпе, стать незаметной.
Понимаете, я из органов, веду наружное наблюдение за Вами, но у
меня случилось несчастье. Заболела дочь, звонила домой, температура за
40 градусов, распухло внутри горло, посинела, хрипит, задыхается. И все
так внезапно, утром уходила из дома – была здорова, а сейчас мама только
повторяет по телефону: «Таня умирает!» Звонила в управление, просила
заменить, отказали. Нет подменщика, который бы всех вас в лицо знал.
Приказали не уходить. Что делать? Дочь умирает. Надо срочно оказать
помощь, позвать врача, а мама совершенно растерялась. Умирает Татьяна!
Мне надо домой, а сменщик придет только в 17 часов. У меня к Вам просьба
– не уходите никуда. Дайте слово, что не уйдете. Очень прошу не
уходить, если уйдете, погубите меня. Еще просьба, если кто придет к Вам,
пока меня не будет, скажите, ведь того, кто придет к Вам, могут «вести»
до квартиры, а я должна сообщить потом, что были люди. Ваши, которые
работают у нас, говорят, что Вы добрый, помогаете людям.
Не уходите, прошу Вас. Скажите, что сделаете. Плохо Татьяне, а управление не отпускает».
Отец Арсений уже все понял, и эта женщина, говорившая
отрывочными фразами, могла больше ничего не говорить. В ее глазах он
прочел во много раз больше, чем она могла рассказать о себе.
«Идите к дочери, я никуда не пойду, а если кто придет, то скажу Вам. Идите!»
«Спасибо, гражданин Стрельцов! Спасибо. Я только до 15-ти часов,
а потом опять встану на наблюдение, – и, заканчивая разговор, почему-то
сказала: – Меня зовут Анной».
Дверь хлопнула, и о. Арсений остался один. Горела лампадка,
лежал открытый молитвенник, пачка написанных писем была на столе.
Все открыто. НКВД знает, что он здесь, и ведет наблюдение за ним
и остальными, оно хочет выявить всех людей общины и общающихся с ним,
для того чтобы взять их потом.
Эта Анна, ворвавшаяся в дом и знающая условный звонок, отказ
начальства ее сменить, брошенная ею фраза: «Ваши, которые работают у
нас», назначенная встреча с Владыками, неожиданная болезнь дочери Анны –
было цепью одних событий, руководимых Промыслом Божиим.
Тяжесть происшедшего навалилась на о. Арсения, придавила и смяла
его в сумятице мыслей и переживаний. Пугала, страшила ответственность
за судьбы людей, муки их, переживания. Да, конечно, приезжать было
нельзя, это было ошибкой.
Отец Арсений подошел к раскрытому молитвеннику, тяжело опустился
на колени и стал читать акафист Владимирской Божией Матери с того
места, где его прервал звонок Анны.
Путались фразы, не понимались знакомые и любимые слова, путались
мысли, но, постепенно овладевая собой, о. Арсений отбросил житейское и
ушел в молитву. Почти четыре часа молился о. Арсений, прочитаны были
акафист, молитвы, отслужен благодарственный молебен.
То, что произошло сейчас, было великой милостью Божией, Его
заботой, Произволением о тех, кто был вместе с о. Арсением. Страхи,
тревоги, волнения ушли.
В три часа раздался условный звонок. Отец Арсений открыл дверь, вошла Анна.
«Слава Богу! Вы здесь», – вырвалось у нее.
«Здесь, никуда не уходил, и ко мне тоже никто не приходил. Идите на свой пост, Ирина».
Женщина была измучена, но когда о. Арсений назвал ее Ириной, она
выпрямилась, вздрогнула и голосом, в котором слышалось удивление и
испуг, спросила: «Почему вы назвали меня Ириной?»
«Идите, Ирина! Идите!» – ответил о. Арсений.
В глазах ее появились слезы, и она еле слышно сказала: «Спасибо Вам».
Отец Арсений закрыл дверь и вернулся в комнату.
Господи! Это Ты повелел мне назвать ее Ириной. Тебе ведомо все, Господь Вседержитель».
На противоположной стороне улицы, около магазина ходила Ирина, в пять вечера ее сменил мужчина.
Наталье Петровне и ее мужу, а также пришедшим в этот вечер
друзьям о. Арсений рассказывать ничего не стал. Его рассказ ничего бы не
изменил, а только встревожил бы всех и испугал. Внутренний голос
говорил о. Арсению, что надо ждать завтрашнего дня – все в руках Божиих.
Отец Арсений приготовился к худшему, сжег письма и попросил Наталию Петровну так же уничтожить все лишнее.
20-го августа отслужил ранним утром обедню и после ухода Наталии
Петровны и ее мужа встал на молитву, но молитва не шла. Одолевало
беспокойство, тревога, душевное смятение. Около 11-ти часов раздался
звонок, о. Арсений открыл дверь, на пороге стояла Ирина.
Пропустив ее в комнату, о. Арсений сел около стола.
Я к Вам. Таню с большим трудом удалось положить в больницу.
Беспокоюсь, волнуюсь страшно, что-то будет? Спасибо за вчерашнее,
звонила вечером в управление, докладывала, сказали, что к Вам никого «не
вели». Не был у Вас никто».
«Садитесь, Ирина! Удивился я, как Вы решили зайти ко мне, к
человеку, за которым ведете наблюдение. Вы меня, вероятно, врагом
считаете?»
«Я пришла поговорить с Вами, не бойтесь меня. Поверьте, я сама
пришла, и болезнь дочери не выдумка. Расскажите мне, кто и что Вы за
люди? Почему с Вами так борются? Ваши, что дают о Вас сведения, много
рассказывают о каких-то добрых делах, помощи, взаимных заботах. О Вас
лично много хорошего говорят, но нам разъясняли, что Вы фанатик,
классовый враг, сколачиваете враждебную группу из церковников, а добро
Ваше вредное, для агитации. У меня сейчас три часа свободного времени,
никто не придет проверять. Проверки бывают очень редко, и, как правило, в
14 часов. Расскажите о себе. Временами буду смотреть в окно и, если
потребуется, срочно уйду».
Смотря в лицо Ирины, о. Арсений начал рассказывать о вере,
верующих, потом – почему борются с верой, и о том, что верующие люди не
против власти.
Рассказывая, о. Арсений ничего не боялся, да и чего он мог
сейчас бояться, когда видел, что Ирина знает про общину и отдельных
людей значительно больше, чем он мог рассказать ей. Рассказывая,
о. Арсений так увлекся, что забыл о времени, забыл, кто такая женщина,
сидящая перед ним, он говорил человеку, говорил убежденный в своей
правоте, защищая веру.
Ирина внимательно, но, казалось, недоверчиво вслушивалась в
каждое слово. Знала она про общину много, по-своему – одно слово, враги,
а здесь о. Арсений рассказывает все по-иному, и получаются две правды.
Кто прав, возникал вопрос?
Там, в НКВД, знали многое, но пока выжидали, надо было забрать
всех людей общины, послать в лагеря, ссылки. Надо было взять не за веру в
Бога, а за борьбу с властью, но борьбы не было, никто не боролся, была
только вера в Бога, объединяющая людей.
«В органах с нами ведут систематические занятия и говорят, что
вы враги, но Вы рассказываете по-другому, да и я, наблюдая за вами, вижу
в вас только несовременных людей. На занятиях нам подробно рассказывали
о Вашей организации, о Вас, демонстрировали Ваши письма, из которых
можно понять, что кто-то о ком-то заботится, есть поручения, много о
Боге. Может быть, это шифр?
Несколько человек «Ваших» давно работают в органах, в основном все сообщения идут от них. Я назову их фамилии».
«Не надо, не называйте, не хочу!» – воскликнул о. Арсений.
«А я назову! Назову! Не люблю предателей, эти люди так же легко
предадут нас, как предали своих. Я присутствовала однажды на допросе.
Противно смотреть, глаза бегают, извиваются, словно ужи, боятся, а
пишут.
Я слушала, сидя в стороне, и мне казалось, что многое было
полуправдой. Вот фамилии тех, кого я знаю: Кравцова, диакон Камушкин,
Гуськова, Полюшкина».
Отец Арсений вздрогнул, внутренне возмутился и вскрикнул: «Вы
говорите неправду, они не могут предавать», – но, взглянув на Ирину,
понял: «правда» и вдруг заплакал. Заплакал по-настоящему, навзрыд.
Что Вы? Что Вы, гражданин Стрельцов, я правду говорю.
Шестнадцатого августа я Кравцову сама вела в управление. Правда это все,
правда. Успокойтесь, дрянные они люди.
Не должна была говорить Вам, но жалко мне Вас. Не
расстраивайтесь. Я пойду. Зайду завтра. Вас еще не скоро должны взять,
хотят выявить все связи. Позвоню из автомата маме, что с дочерью.
Расстроила я Вас».
Потрясенный и раздавленный, остался о. Арсений.
Слезы заливали лицо, и мысли, одна тяжелее другой, приходили и приходили.
Катя! Катя Кравцова – одна из самых близких ему людей,
неутомимая помощница, добрейшей души человек, молитвенница, знаток
церковной службы. Она знала все об общине. Все знала. Что толкнуло ее на
путь доносов, предательства? Катя, которую в общине называли «Катей
беленькой», в отличие от других Екатерин. Красивая, умная Катя. Что
толкнуло ее – страх, разочарование, обида, испуг, временное малодушие,
угрозы?
Отец диакон Камушкин, его духовный сын и раньше постоянный
сослужитель на всех богослужениях, и эти двое Лидия Гуськова и Зина
Полюшкина, верные его духовные дочери. Да! Они были верными, любящими,
глубоко верующими и любимыми его духовными детьми, но что произошло,
почему они так пали? Только ли страха ради? Не я ли, духовный отец,
проглядел где-то, не уберег овец стада своего от падения? Не я ли
виновен в этом? Господи! Прости меня, грешного, научи, наставь! Моя
вина, спаси их, останови и сохрани остальных.
Вспоминая исповеди, разговоры, письма этих духовных детей своих,
о. Арсений по отдельным крупицам попытался восстановить прошлое и
определить начало падения.
Да! Он, иеромонах Арсений, должен был вовремя заметить колебания детей своих, их ошибки и остановить.
Упав на колени, плача молился о. Арсений, умоляя Господа и
Царицу Небесную о помощи, восклицая: «Господи! Господи! Не остави меня!
Простри руку помощи Твоей, будь милостив. Спаси детей моих от погибели!»
21 августа Ирина также пришла. Дочери стало совсем плохо. Нарыв в
горле резко увеличился, крупозное воспаление легких развивалось,
дыхание было прерывистым. Врачи предупредили, что состояние безнадежное.
С поста Ирину не отпускали, днем в больнице дежурила бабушка, ночью Ирина. Войдя в комнату, Ирина заплакала.
«Успокойтесь! Успокойтесь! Господь милостив. Таня поправится», –
говорил о. Арсений и, смотря на Ирину, видел растерянную, убитую
безутешным горем молодую женщину, опустошенную, не имеющую ни на что
надежды.
«Безнадежна Татьяна, умрет. Две болезни сразу. Сказали, умрет, а
я не могу днем быть около нее», – проговорила она и, рыдая, упала
головой на стол.
Отец Арсений подошел к шкафчику с иконами, открыл его, зажег
вторую лампадку и сказал: «Буду молиться о Тане, буду просить Господа».
«Я тоже буду просить Вашего Бога, я готова делать все, лишь бы спасти Таню, но не умею молиться и не знаю Бога».
Пламя лампадок тихо колебалось, освещая то одну, то другую
икону, но наиболее ярко выделялась икона Владимирской Божией Матери.
«Будем, Ирина, просить Матерь Божию, Заступницу нашу, о
выздоровлении Тани», – и начал молиться громко и отчетливо. Молясь,
о. Арсений не видел Ирины, забыл о ней, он помнил только о безутешном
человеческом горе, страдании. Моля Царицу Небесную исцелить младенца
Татиану, всю свою душу, всю свою духовную силу иерея вложил о. Арсений в
эти молитвы. Рассказывая мне об этой молитве почти через 25 лет,
о. Арсений говорил: «Вы знаете, что я редко плачу, а здесь плакал,
умолял Господа и Матерь Божию о помощи, просил как иерей, дерзновенно
просил и – страшно сказать – требовал, да, именно требовал, так велико и
безысходно было горе Ирины. Не было у нее ни надежды, ни веры, но в
глазах ее я видел доброту и любовь. Я умолял Господа исцелить Таню,
просил Матерь Божию осенить светом Своим, светом веры Ирину, зажечь в
ней веру Христову, дать ей Надежду. Потом я каялся владыке Ионе за свою
дерзновенность».
Прошло два часа, кончив молиться, о. Арсений обернулся и увидел
Ирину – она стояла на коленях, с лицом, залитым слезами, и не отрываясь
смотрела на икону Владимирской Божией Матери, ничего не замечая вокруг
себя и что-то шепча. Сердце о. Арсения наполнилось неизмеримой жалостью к
Ирине. Подойдя, он положил руку на ее склоненную голову, сказав:
«Идите, Ирина. Господь поможет. Будем просить оба, Вы и я. Матерь Божия,
наша Заступница, не оставит Вас, Она поможет».
Ирина поднялась с колен, шагнула к о. Арсению, крепко схватила
его за руку и, плача, проговорила: «Петр Андреевич! Я на всю жизнь
поверила Вам и Ей, ведь Она тоже была Матерью, и, если все так, как Вы
говорили, Она поможет. Матерь Божия! Помоги и спаси Таню. Все сделаю,
только спаси».
До прихода Наталии Петровны о. Арсений молился. Вечером, когда в
квартире была Наталия Петровна с мужем и двое из так называемой
«семерки», около 11 часов раздался телефонный звонок. Отец Арсений
быстро встал и, подойдя к телефону, взял трубку и сказал: «Анна! Слушаю
Вас».
«Спасибо, спасибо, все хорошо. Она помогла, я теперь на всю жизнь верю Вам и Ей. Спасибо. Звоню из автомата».
Все присутствующие в комнате почти одновременно заговорили: «Зачем, зачем Вы взяли трубку. Телефон прослушивают».
Отец Арсений подошел к иконам, перекрестился и сказал: «Так
нужно. Великую милость явили Господь и Матерь Божия, и не только мне, а
главное, вновь рожденному человеку. С кем я говорил, никто знать не
может, Анн на свете много», – и, подойдя к иконе Божией Матери, начал
молиться.
Стоит вспомнить, что при допросах о. Арсения много раз потом спрашивали, кто такая Анна.
Внезапное появление Ирины все изменило. Многое продумав и моля у
Господа помощи, о. Арсений решил не встречаться с Владыками и уехать 25
августа из города, а до дня отъезда из квартиры не выходить.
Надо было сохранить общину, духовных детей от арестов, какими-то путями изолировать тех, кто предавал.
До самого дня отъезда Ирина приходила к о. Арсению в 11 часов и
уходила в два часа. Приходила, расспрашивала, рассказывала, но, главным
образом, слушала о. Арсения и первый раз в своей жизни исповедовалась и
причастилась, став духовной дочерью о. Арсения.
Договорено было, что Ирина будет писать под именем Анны, а
о. Арсений запомнил адрес ее двоюродной сестры, на имя которой должен
писать ответные письма. Для того чтобы Ирина могла узнать основы веры и
иметь надежного верующего человека около себя, о. Арсений дал ей адрес
бабушки Любы, глубоко верующей женщины, не связанной с людьми общины. В
записке было написано: «Помогите, наставьте, никогда не оставляйте.
Молитесь вместе».
До того как о. Арсений попал в «особый», удавалось два-три раза в
год посылать письма Ирине, из «особого» писать уже было нельзя.
Призванная в органы по комсомольскому набору, Ирина после
встречи с о. Арсением с большим трудом ушла на учебу в медицинский
институт и потом работала врачом в одной из московских клиник.
Все это о. Арсений узнал по выходе из лагеря в 1957 году.
Сейчас, в конце декабря 1956 г., вспоминая августовские дни тридцать
девятого года, помнил о. Арсений свои мучительные раздумья о Василии
Камушкине, сестрах Зинаиде и Лидии, помнил, что не нашел в их исповедях,
беседах с ними и письмах ни малейшего сознания, понимания своего
падения, предательства. Этих людей о. Арсений не мог остановить.
Помнил исповедь Кати Кравцовой тогда же, 23 августа. Исповедь
кончилась, о. Арсений ждал, хотел, чтобы Катя сказала, но она молчала.
Отец Арсений молился, взывая к Господу. Катерина ждала разрешительную
молитву, не понимая, почему медлит о. Арсений. Помнил ее недоуменную
фразу: «Батюшка! Я кончила», – и о. Арсений прочел разрешительную
молитву. Окончена исповедь, но не окончен разговор.
«Катя! Почему Вы предали общину, зачем рассказываете о наших
делах следователю? Зачем? Скольких Вы губите. Вы моя опора и одна из
любимейших и верных духовных детей. Катя!» Испуганное, полное ужаса
лицо, глаза огромные, залитые стыдом, слезами и страхом, искаженные,
закусанные губы.
Откуда Вы узнали? Кто Вам сказал? Они, о. Арсений, и без меня
все знают, все. Знают, что Вы приехали. Все знают, я и половины не
говорю правды, я... – и вдруг лицо стало решительным, собранным: – Я
хотела спасти общину, людей, Вас, я врала им, но они многое знают.
Запуталась я теперь».
Разговор был долгим и окончился тем, что Катя должна уйти от дел
общины. Так и было. Через год Катя вышла замуж, перестала общаться со
старыми друзьями и только в 1958 году встретилась с о. Арсением.
В 1942 году на изнурительных допросах, материалах следствия,
предъявляемых ему следователем, он еще раз убедился в правоте Ирины,
назвавшей ему имена доносителей.
Бывший диакон в 60-х годах работал в патриархии на высоких должностях.
Надо было уезжать. Отец Арсений долго говорил с Наталией
Петровной и Верой Даниловной, рассказал им истинную причину своего
приезда, не упомянул об Ирине и откуда он все узнал. Предупредил и о
диаконе Василии, Лидии Гуськовой, Зинаиде Полюшкиной. О Кате Кравцовой –
Кате Беленькой – о. Арсений ничего не сказал, он верил ей, понял ее
заблуждение, ошибку, – нет, не предательницей она была.
Отец Арсений понимал, что арест его предрешен, но необходимо, чтобы произошел он не здесь, в городе, а в ссылке.
Пусть потом допрашивают, сажают в карцер, бьют, показывают донесения агентов – он не уезжал из ссылки, не был в городе.
На 25 августа Ирина взяла билет на ночной поезд, а 24-го
о. Арсений писал письма, написал и Кате «Беленькой» – Кравцовой.
В 1966 году Катя отдала это письмо Вере Даниловне, рассказала, как она стала сотрудником органов и почему.
Вот отрывок из этого письма:
«Господа молю о Вас. Укрепите себя молитвой, просите Божию
Матерь о помощи. Вы упали, найдите силы подняться. Я понял Вашу ошибку,
не осуждаю Вас. Вы сильная, решительная, стойкая и, когда Вас позвали,
надеялись на себя, а надо все упование возложить на Бога, и тогда
решительность и стойкость Ваши помогли бы в борьбе со злом. Ваш героизм
превратился в ошибку, а потом во зло.
Отойдите от дел, выдержите напор зла и победите, хотя понимаю, что это не просто. Противоборствуйте злу.
Силы утешения черпайте в молитве. Матерь Божия наша помощница и защитница.
Да хранит Вас Бог.
Ваш духовный отец иеромонах Арсений.
Настанет время, и встретимся мы еще с Вами, молюсь постоянно о Вас.
Да благословит Вас Бог».
25 августа о. Арсений во время дежурства Ирины в 11 часов утра
ушел на вокзал, где и переждал до вечера. На вокзал о. Арсения провожала
мать Ирины – Варвара Семеновна, принесла в дорогу продукты, прощалась
ласково, добро, заботливо.
Отъезд для о. Арсения был тягостен, он потерял троих своих
духовных детей, потерял безвозвратно, но на Катю он надеялся, верил ей,
она не сойдет с пути веры.
Ирина простилась с о. Арсением утром, прощалась трогательно и
просила молиться о ней и всех домашних. К вере, к ее неисчерпаемому
источнику утешения и жизни пришел новый человек, и в этом для о. Арсения
была большая радость.
Помню, о. Арсения спросили: «Как Вы могли сразу поверить Ирине?»
И он ответил: «Поверил, ибо неисповедимы пути Господни и неисчерпаема
милость Его».
Записано по рассказам о. Арсения, Ирины, Веры Даниловны и Наталии Петровны, объединено,
обработано и пересказано одним из участников этих событий. 1968-1975 гг |