Читаешь про старые времена, как раньше детей
крестили, и удивляешься. Какая-нибудь одна тётка могла быть крёстной для
всей деревни. Дитя родится, она его за спину и километров десять пешком
через лес в ближайший храм. Окрестит батюшка малыша, всё чин по чину. И
терпит младенец пока крёстная двадцать километров пешком туда-сюда
преодолеет. Видать детишки были раньше посговорчивее, и не особо
кричали, оказавшись на руках у чужого человека. Да, и в начале 90-х,
когда духовник мой отец Павел, крестил зараз человек по семьдесят, и
больших и маленьких, мне кажется, в храме тише было. Но сегодня младенцы
орут так, что нам, крестящим отцам, за вредность молоко давать нужно. Порой
несколько малышей окрестишь, а чувствуешь себя после радостно и
удовлетворённо, а бывает, один всю душу вымотает, отходишь потом от
купели, еле ноги волочишь. Встречаются малыши, которым видимо очень
нравится посидеть в тёплой водичке. Достаёшь такого голубчика из воды, а
он кричит, требует: верните меня назад. Несколько лет назад крестил
мальчика месяцев девяти. Все его коллеги в это время рыдают, а этот
молчит, ему некогда отвлекаться, он думает. Первый раз я видел
девятимесячного исследователя. Ребёнка интересовало всё, что его
окружало. Ему обязательно нужно было до всего дотянутся и потрогать.
Конечно, заинтересовала его и сама купель. Единственный раз за всю свою
практику видел малыша, который перед крещением настоял на
предварительном исследовании купели. Мама держит его за ножки, а он,
свисая головой вниз, своими маленькими пальчиками ощупал края и ручки
купели, потом забрался внутрь и попробовал поцарапать металлическую
стенку. В конце концов, дотянулся до воды и похлопал по ней ладошками.
Очень обрадовался разлетавшимся брызгам. Думаю, если бы его не прервали,
молодой человек долго бы ещё веселился. Потом мы его крестили, а дитя
радовалось. На следующий день он точно так же улыбался мне во время
причастия. Смотришь на такого и думаешь, может это ангел Божий
воплотился.
И вот другой случай, прямо противоположный.
Отслужил, помню, воскресную литургию и просит меня отец настоятель
окрестить годовалого младенца. Я уже и крест людям дал, думаю, сейчас
народ разойдётся, поставим купель в боковом приделе и начнём крестить. А
церковь полна, такое впечатление, что никто не собирается уходить.
Спрашиваю у старосты: - У нас что, собрание, что ли какое? – Нет, -
отвечает, - это на крещение люди подошли. – Так мне настоятель сказал,
что крестить будем всего одного младенчика. – А это всё его
родственники собрались, у них здесь в округе каждый второй родственник. Ладно,
начинаем крещение, как подал я возглас, так маленький человечек и
«включился». Годовалый мальчик, а кричит на весь храм таким ровным
хриплым басом. Никогда ничего подобного не слышал. Поскольку народу
собралось много, то и купель мы поставили посередине напротив аналойной
иконы. Обращаюсь к крёстным и прошу их повернуться лицом на запад, и
вижу как вдруг разом весь храм, словно по команде, встаёт спиною к
алтарю. Думаю, станешь их поправлять, нарушится торжественность момента,
ладно, пусть так стоят. Потом задаю положенный вопрос: - Отрицаешилися
сатаны? И весь храм на одном выдохе: - Отрицаюся! Знаете, это надо
видеть, у меня даже мурашки по коже побежали. С одной стороны человек
больше ста взрослых, стоящих ко мне спиной, отрицающихся от сатаны за
младенца, с другой - малыш, непрерывно ревущий басом. Я только что
отслужил литургию, у меня после службы на душе тишина и покой, а этот
маленький мальчик за полчаса вымотал меня и превратил в «тряпку». Как
только его воцерковили и крещение окончилось, ребёнок немедленно
замолчал. И задумаешься, ведь каждый малыш итог жизни огромной
семьи, он, словно надводная видимая часть айсберга. А что под водой? В
наших детях, словно на лакмусовой бумажке, проявляется то, что мы на
самом деле из себя представляем.
Как-то готовил к крещению
женщину средних лет. Давал ей книжки читать, несколько раз с ней
встречались и говорили на евангельские темы. На крещения она одела
специально пошитую для этого случая рубаху. Не учёл я только одного,
вместе с ней собиралось креститься ещё восемнадцать младенцев. И хотя во
время таинства кричит, как правило, не больше половины ребятишек, в тот
день дружно заорали все восемнадцать. Не забуду лица той бедной
женщины. В её глазах было столько страха. По-моему, всё время крещения
она мечтала только об одном, поскорее бы уйти. И ушла, да так, что
больше мы её не видели. С тех пор не крещу детей вместе со взрослыми.
Читал,
в древнем Константинополе была практика крещения детей с трёх или пяти
лет. Детей собирали со всех храмов города. Ночью они, держа в руках
горящие свечи, стекались крестными ходами к единому на весь город
баптистерию, где их крестил сам митрополит. Такое торжественное действо
оставалось в их памяти на всю оставшуюся жизнь. Читаю и не пойму никак,
дети что ли тогда были другими? Крестил я тут на днях одного такого
молодого человека трёх лет от роду. Поначалу он вёл себя смиренно,
словно овечка, но когда наступил момент истины, запротестовал и
категорически отказался раздеваться. Почему-то больше всего он не хотел
разлучаться со своей майкой. Снять маечку мальчика уговаривали все, и
папа, и мама, дедушки и бабушки, но он заявил категорически: - Не хочу.
Павлик, тебе не будет больно, не бойся батюшку, он добрый, сними маечку:
- Не хочу. Но всё - таки совместными усилиями родных и близких маечку
сняли. Когда малыша уже поднесли к купели, и я, было, протянул ему
руки навстречу, чтобы окунуть его в воду, он закричал: - Уйди, убью! Я
отцу: - Держите его сами, и ставьте ребёнка ногами в воду. Но не тут-то
было. Трёхлетний мальчик неожиданно оказался не по возрасту сильным, но
дружная семья снова постаралась, и ноги малыша опустились в воду. Павлик не плакал, он молча, раздавал нам оплеухи налево и направо. Неожиданно
ребёнок смирился, может потому что услал? Но он стоял, и подозрительно
спокойно. Наконец я смог к нему подойти, и зачерпнув воды, стал из
пригоршни поливать ему на головку. – Крещается раб Божий Павел. Во имя
Отца. Аминь. Мальчик закричал: - Не хочу! – И Сына. Аминь. Не хочу-у. – И
Святага Духа. Аминь. – Не хочу-у-у-у-у! Потом, воспользовавшись тем,
что крещаемый мирно сидел на руках у крёстного отца, я подошёл к нему
со спины и мгновенно одел ему крестик на шею. Дитя, не ожидая такой
фамильярности, с возмущенным воем сорвал с себя верёвочку с крестиком, и
если бы не подоспевшие вовремя родители, мне пришлось бы разыскивать
его где-нибудь в углу баптистерия. Только горящая свеча, которую я с
подхалимской улыбкой вложил в его ручонку, заворожила Павлика, и он с
торжественным видом проследовал за мной вокруг купели. Не стану утомлять
подробностями обряда воцерковления, но на литургии в воскресный день
мальчик причастился мирно.
Девочки во время таинства ведут себя
спокойнее, они могут кричать, но драться, как это делал трёхлетний
Павлик, не дерутся. Мальчики, подрастая, становятся осторожными и
подозрительными, да и нам уже приходится считаться с их мнением.
Пятилетнего ребёнка не станешь крестить насильно, и если он заупрямится,
нужно уважать его волю. Бабушка с мамой приводят на крещение
мальчика пяти лет. Оформили свидетельство, внесли пожертвование, а
мальчик в это время гуляет по храму. Маленький мужичок, ручки в
карманах. Ходил, ходил рядом с купелью, потом обращается к маме и
категорически заявляет: - Я креститься не буду. – Как это не будешь!? –
возмущаются взрослые, - ещё как будешь. Мы и в кассу уже оплатили.
Тоже
интересное наблюдение. Уже лет пять, как минимум, перед крещением детей
провожу встречи с родителями. Всякий раз, заканчивая беседу, сообщаю о
размере пожертвования, которое мы просим. И всякий раз произношу такую
фразу: - Дорогие мои, если у вас сложности с финансами, а вы хотите
крестить дитя, или креститься сами, то подойдите ко мне перед крещением и
предупредите. Отсутствие денег не причина отказываться от крещении. И,
пожалуйста, не стесняйтесь. За все пять лет один единственный человек попросил меня об отсрочке внесения пожертвования.
Взрослые
суетятся, как быть: - Батюшка, но он же маленький ещё, глупый. Не
обращайте внимания на слова мальчика. Мы его подержим, а вы крестите.
Пятилетний человечек, смотрел на меня так, что было понятно, живым он не
сдастся. – Нет, мамочки, ничего у нас с вами не получится. Мальчик уже в
таком возрасте, когда может отвечать за свои слова. Забирайте ваше
пожертвование и приходите, когда молодой человек сам изъявит желание
креститься.
Пяти – шестилетний ребёнок, вроде ещё и маленький, но
желание может выражать вполне ответственно, хотя многое происходящее
вокруг него, и воспринимает как игру. Звонит мне один знакомый
предприниматель. Человек состоятельный, иногда немного нам помогает,
хотя сам в Бога не верит. Долгое время у них с женой не было детей, и
вот уж когда обоим исполнилось хорошо за тридцать, у них родилось
долгожданное дитя. Понятно, что взрослые баловали ребёнка, и мальчик,
по-моему, вообще не знал, что есть такое слово «нельзя». А если
отсутствие этого «нельзя» помножить ещё и на его повышенную двигательную
активность, то берите этого ребёнка и снимайте продолжение «Вождя
краснокожих». Лучшего кандидата не найти, ему и в роль вживаться не
нужно. Вопрос о крещении ребёнка в семье не стоял, до тех пор, пока
кто-то из старшего поколения бабушек, не возмутился и не потребовал
чтобы мальчика, наконец, отвезли в церковь. Но как объяснить малышу пяти
лет, что его собираются крестить, и что такое «крестить», если сами
родители этого не знают. Поэтому папа нашёл простой и оригинальный
способ просветить ребёнка, он сказал сыну, что батюшка приглашает его в
храм поиграть в игру, которая называется «крещение». Вот этого «вождя» и привезли в наш храм. Правда, меня о том, что они приехали «играть», заранее никто предупреждать не стал. Войдя
в церковь, многочисленные сопровождающие лица немедленно
рассредоточились по всему внутреннему пространству. Было непонятно,
зачем они так сделали? Обычно родственники стоят здесь же, возле купели,
и сопереживают действу. Только начинаю читать молитвы, чувствую,
кто-то сзади дёргает меня за подрясник. Оборачиваюсь, а это мой
крещаемый: - Давай играть! Не успеваю я и рта открыть, а он уже кричит: -
Догоняй! – и побежал. Такого крещаемого у меня больше не было ни до, ни
после. Конечно, я остался стоять на месте и продолжил чтение положенных
молитв, зато родственникам пришлось побегать. Теперь стала понятна,
цель их рассредоточения. «Вождя» ловили, и всякий раз возвращали на
место рядом с крёстными родителями. Крёстный папа, мужчина большой и
сильный, боясь причинить вред ребёнку, не мог удержать крестника, тот
вырывался, и игра начиналась снова. Мальчик, видимо, заранее
выбирал, куда ему побежать, просчитывал возможные действия со стороны
родственников-ловушек, и всякий раз проходил маршрут очень ловко. Предупредив
взрослых, чтобы ни в коем случае не допускали ребёнка в алтарь, я
продолжал таинство. Пока «вождя» в очередной раз отлавливали где-нибудь
на солее, крёстные в это время добросовестно отрекались от сатаны и даже
плевали в его сторону. Самообладание изменило мне один раз, когда с
хоров полетели на пол богослужебные книги, и самое главное – любимый
матушкин камертон. Пришлось прерваться и пойти собирать минеи. Одна
из бабушек, преследуя непослушного внука, запнулась ногой о ковёр и
упала. Вместе с ней упал подсвечник, а масло из лампадки растеклось по
её одежде. И в этой ситуации внук показал себя с самой лучшей стороны,
он прекратил беготню, и как мог, помогал бабушке подняться. В
течение всего этого времени я не представлял, как мы будем уталкивать
мальчика в купель. В пять лет ребёнок уже достаточно сильный, попробуй с
ним справится. Да и со стороны это будет мало похоже на благочестивое
действие. Но мои опасения оказались напрасными, мальчик с удовольствием
переключился на следующий уровень игры. Теперь ему предстояло побороться
с водной стихией. Забравшись в купель, он плескался оттуда водой и всё
пытался ухватить меня за крест. Зато никуда не убегал. Уходил от нас
новоиспечённый христианин очень довольный проведённым временем,
напоследок сказав мне с чувством: - Я ещё приду к вам креститься, мне у
вас очень понравилось. Правда, с тех пор мы его больше не видели. Так
что, мой вам совет, крестите младенчика – в первые месяцы его жизни,
когда он совершенно беспомощен и сопротивления не оказывает. Недаром в
нашей древней традиции крестили преимущественно на восьмой день от
рождения. Конечно, не запрещается крестить детей и постарше. Только, их
бы предварительно поводить в храм, дать ребёнку пообвыкнуть, не боятся
священника. Но кто это будет делать? Сегодня редко кто обращает
внимание на то, какие мысли крутятся у него голове, что он говорит и что
делает. И не задумывается, что всё дурное откладывается где-то на
уровне наших генов, и потом через одну единственную крошечную клеточку
передаётся детям. Мы им радуемся, появляется на свет Божий родной тебе
человечек, уж не знаешь чем его накормить и напоить, даже касаешься-то
его осторожненько, чтобы не навредить. И сами же через свою греховную
жизнь делаем жизнь бесконечно любимых нами детей и внуков порою
невыносимой. Дитя итог рода, белая шапка на вершине высокой горы. И все,
кто в основании этой горы, все эти многочисленные «пра-пра-пра»,
определяют своим бытием будущее того, кто сейчас на высоте. Мои
знакомые долгое время собирались крестить своих внуков, но всё
откладывали. Им хотелось, чтобы оба сына, у которых дети родились почти
одновременно, стали бы ещё и крёстными друг у друга. Только жили тогда
братья в разных городах. И наконец, когда деткам исполнилось по полтора
годика, вся многочисленная семья собралась в одном месте. Тогда и
решили, что вот это самый подходящий момент для крещения. В то
праздничное утро в крестильной часовне яблоку было негде упасть.
Родственники в праздничных одеждах стояли вдоль её стен и умилялись на
двух братьев, молодых красивых мужчин с замечательными детками на руках.
Начинаем таинство, как обычно, читаю вступительные молитвы,
нарекаем детям имена. Батюшка во время действа трижды накладывает на
крещаемых крестное знамение и начинает читать заклинательные молитвы. В
этот момент один из малышей стал не то, чтобы плакать, а как-то
подвывать. Сперва то, что от него исходило, напоминало скорее гул далеко
летящего самолёта. Потом самолёт приблизился, и гул перерос в подобие
горлового пения. Ребёнок кричал, но не заходясь в истерике, а монотонно
на одной ноте. Я, пологая, что таким образом мальчик реагирует на то,
что его разлучили с отцом, велел последнему взять сына на руки. Но гул
не прекратился. Одно время мальчик только кричал, а потом, сидя на руках
у отца, вдруг закружился вокруг невидимой внутренней оси. Сперва дитя
стало вращать головой, поначалу медленно, а потом всё более и более
ускоряя темп. Затем к голове подключились плечи, а вскоре всё его тельце
во вращении превратилось в одну воронку с центром у пояса, то есть там,
где его держал отец. Младенец быстро вращался и продолжал кричать всё
тем же изматывающим нервы гулом на высокой ноте. Я посмотрел на
присутствующих в крестильной часовне. На их лицах уже не было того
первоначального радостного выражения, напротив все были обескуражены
происходящим, и главное, никто не понимал что происходит. Перед тем, как
погрузить мальчика в освященную воду, когда я уже было взял его на
руки, младенца начало всего выворачивать наружу. И мне чудом в этот
момент удалось избежать осквернения купели. А когда рвота прекратилась,
немедленно окунул его в воду. Поскольку мальчуган был ещё маленький, он
практически и не сопротивлялся. После того, как я достал его из купели
после третьего погружения, малыш уже не кричал и не раскачивался, его
тельце обмякло, и он обессиленный повис на руках у отца. Потом мы
совершили миропомазание и закончили крестить. На следующий день во время
воскресной литургии ребёнок безропотно причастился и вёл себя в храме
на удивление тихо. Можно было бы и закончить на этом рассказ о
крещении мальчика, если бы не последующие события в их семье. Поскольку я
хорошо знаком с этой семьёй, то и всё, что потом происходило,
происходило у меня на глазах. Буквально через несколько дней после
крещения у отца ребёнка, который держал тогда мальчика, внезапно
случился гнойный аппендицит, его чудом успели спасти от пеританита.
Только – только молодой человек пришёл в себя после операции, как он
немедленно ломает ногу. Но семью нужно кормить, а основным его занятием
была шоферское дело. Отцу приходилось практически через день возить
какие-то грузы в Москву. И он на свой страх и риск водил машину с одной
здоровой ногой, пока, в конце концов, не попал в аварию и не лишился
средства к существованию. Правда, всё, слава Богу, закончилось
благополучно, семья помогла приобрести другой автомобиль, но мужчина так
и не понял причину происходящих с ним несчастий и в храм не пришёл.
Через пару лет семья распалась.
Собираешь родителей на беседу
перед крещением. Во время разговора смотришь на лица, кому-то интересно,
но таких немного, кто-то просто просиживает время потому, что иначе
ребёнка не окрестят, а кто-то откровенно зевает. И думаешь порой, может
не надо проводить эти встречи, ведь для подавляющего числа родителей это
чистая формальность? Хотя, здесь на днях разговорился с одной
знакомой, она далека от веры и церкви. Не так давно от неё ушёл муж, и
она ещё остро переживала случившееся. – Ты знаешь, я, наконец, увидела
эту «фифочку», к которой он ушёл. Так, ничего особенного. Поначалу
смотрела на неё и думала, где же я её раньше видела? И вспомнила, мы с
Вадимом ходили к нашим друзьям, они как раз крестили у тебя ребёнка и
вечером «обмывали ножки». Так эта «фифочка» была у них крёстной мамой.
Даже помню, как она говорила: "Ничего так себе, миленькое действо, мне
даже понравилось ходить там с зажженной свечой. Одно только напрягает,
эта никому ненужная встреча с родителями и крёстными накануне. Батюшка
нёс такую ахинею, представляете, он говорил, что в семье главным
является мужчина. А жена должна ему повиноваться, как вам это нравится? И
ещё все эти непонятные слова, некоторые я даже запомнила: «причастие»,
«исповедь», «воскресная школа». Ещё он говорил, что жена должна
молиться о своём муже". Ей так ловко удавалось тебя пародировать, что мы
хохотали не умолкая. А сейчас думаю, может ты и прав, молилась бы я о своём Вадиме, она бы его и не увела.
|