Дневники святого
Когда речь заходит о святых, мы часто думаем о них как о
каких-то высших существах, которым чужды искушения и слабости обычного
человека. Все их подвиги и достижения мы в глубине души склонны
объяснять универсальным: «Ну, на то они и святые…» Однако вся история
Церкви свидетельствует о прямо противоположной логике обретения людьми
святости: потому подвижники и стали святыми, что боролись со своими
искушениями и слабостями. И одним из самых действенных инструментов этой
борьбы являлось для них немедленное покаяние в глубине души перед Богом
за каждую греховную мысль, за каждое злое движение сердца. Осознать это
в полной мере можно, прочитав предсмертные дневники Иоанна
Кронштадтского — праведника, еще при жизни признанного святым миллионами
русских людей; чудотворца, исцелявшего безнадежно больных и даже
воскрешавшего мертвых. Казалось бы — вот подлинный небожитель, уже на
земле стяжавший Царство Небесное! И вдруг оказывается, что практически
до самой кончины в душе этого удивительного человека имели место те же
грехи и страсти, которые может увидеть в себе каждый из нас. Однако
относился к ним Кронштадтский пастырь совсем не так, как мы. Вот лишь
несколько записей из этого дневника за 1908 год. Они вряд ли нуждаются в
комментариях и говорят о практике немедленного покаяния куда больше
любых объяснений.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник.
1908, май — ноябрь. Фрагменты.
18 июля. Пятница. Обедня. Служба с диаконом отцом Николаем
безголосым. Случилось искушение: диакон другой день не помогает в самой
главной части Литургии; уклоняется от возношения Святых Даров и не
причащается; это меня огорчило и произвело во мне тайную неприязнь к
нему; я смутился, но тотчас тайно покаялся Господу, прося изменить злое
расположение сердца на благое, кроткое, со всепрощением диакону, и дать
мне мир и достойное совершение Таинства с причащением — и Господь
преложил чудно сердце мое, обновив и умиротворив меня. Слава Богу.
19 июля. Суббота. После обедни, 10 часов. Благодарю Господа,
совершившего со мною чудо милосердия — возрождения моего внутреннего
после тайного глубокого покаяния моего в пренебрежении и гордости к
некоторым сельским женщинам и раздражении на них, часто пытавшихся
подходить ко мне, когда я ехал, утомленный, подышать чистым воздухом и
тайно помолиться Господу и возблагодарить Его за приобщение Святых Тайн.
Грех мой был тяжкий — я лишился мира и отрады после причащения Святых
Тайн; благодать оставила меня, ибо я оскорбил ее и опечалил Духа Святого
(ср.: Еф 4:30). Но после глубокого покаяния Господь чудно изменил мое
сердце и дал мне небесный мир и пространство сердца.
12 августа. Вечер, 9 часов. Благодарю Господа, помиловавшего
меня величественным помилованием утром, когда я раздражился на слугу
Евгению за то, что <о>поздаю (казалось) на пароход ораниенбаумский
для следования к принцу Ольденбургскому, и едва не ударил ее. Благодать
оставила меня, и мне было очень худо, смутно, тесно, мрачно,
смертельно; и я каялся из глубины души, да как каялся! Как Давид по
согрешении (см.: Пс 50), как Манассия, пленный царь иудейский (см.: 2
Пар 33:12–13)! Как убедительно и для себя, и для Господа! И долго каялся
тайно, едучи на пристань, и — почувствовал наконец, что я помилован,
что мне прощен грех мой. И как отвратителен, бессмыслен, неправеден был
мой гнев! Ибо я поспел вовремя на пароход, и еще ждал отхода его.
19 августа. Прости мне, Господи, что я нарушил главизну закона
Твоего — любовь к ближнему, и раздражился на слугу свою, и «дурой»
назвал ее во гневе. Каюсь. Прости, исправь, не допусти до греха впредь.
30 сентября. Ночь. Согрешил пред Господом, возмалодушествовал,
возроптал, безумные слова говорил о Боге, Божией Матери и святых, когда
железа крайне невыносимо разболелась, заныла, воспалилась из-за того,
что я поел на ночь свеклы пареной с горчицей в жидком виде и поел
соленой тресковой ухи. Тяжко мне было, как никогда, и я сильно роптал,
что Сам Бог оставил меня, Бог, Который есть Любовь (см.: 1 Ин 4:8, 16) и
Милость; Божия Матерь оставила, все святые — никто будто не
сочувствует, не сострадает, не слышит, не милует. Потом покаялся от души
и сердечно, с верою и умилением, возвел сердечные очи к Богу и Божией
Матери, и тотчас почувствовал облегчение. Благодарю Господа и Божию
Матерь.
6 октября. 8 <часов> вечера. Господи, благодарю Тебя за
скорое животворное помилование меня, грешного и убогого раба Твоего.
Когда я пришел сегодня в собор, к утрени, и подошел ко мне диакон
посторонний — Феодор, служащий при церкви умалишенных, прося помочь
материальнo девице Наталье, его своячнице, живущей у него, — я с
огорчением сначала отказал ему, а потом дал 7,5 руб., тоже с огорчением,
недоброхотно и с неприязнию к нему, диакону; но потом, чувствуя скорбь,
и тесноту, и гнев Божий на меня, я глубоко покаялся и получил явное
прощение, Мир, спокойствие совести, сердечный простор и Дерзновение.
Проскомидию совершил спокойно и Литургию тоже, хотя был очень слаб.
Слава Богу!
27 октября. Ночь. Благодарю Господа всем сердцем за скорое
избавление меня, в тайне сердца моего, от лютой диавольской беды,
постигшей меня из-за злого каприза сердца моего на Веру (Перцову), Марию
и еще Наталью, выдвинувшихся в церкви впереди всех. Едва молитвою и
смирением я избавился от злобы врага, охватившей мое сердце и потопившей
было меня. — О, как я был рад о спасении моем от Господа! — Слава Тебе!
|