Сергей Алексеев
Крещение Новгорода «огнем и мечем» давно стало хрестоматийным
примером при изложении истории крещения русских земель в 988 –
989 гг. при князе Владимире. Ничего удивительного в этом нет – это
единственный пример, который можно приводить в подтверждение концепции
«насильственного крещения», ставшей практически общепринятой в
отечественной науке советского периода. По сути, нет практически
никаких материальных подтверждений (пожарища, бегство или гибель
населения и т. д.) массового характера общественных катаклизмов,
будто бы сопровождавших крещение. Даже языческие святилища на
периферии Руси функционировали еще спустя столетия 1.
Летописи сообщают о мятежах, поднимаемых приверженцами старой
веры, и о репрессиях против них как о событиях исключительных, и
происходивших – что достойно замечания – уже в XI и последующих
веках. На базе основной массы письменных и
археологических источников складывается ощущение мирного и отчасти
формального принятия крещения горожанами в 988 г. Оно происходило под
несомненным воздействием верховной власти, но как будто не
сопровождалось ни репрессиями, ни массовыми силовыми протестами.
Следует, кстати, помнить, что речь идет еще о полупервобытном
обществе, где оружие, в общем, имелось
...
Читать дальше »
Просмотров:
1453
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
27.12.2011
|
|
Летопись рассказывает, что в 988 или 989 г. над Киевом «воссиял
свет» Христовой веры — киевский князь Владимир, убедившись в лживости языческих
богов, решил переменить веру и после целого ряда разведок, переговоров и даже
военных походов признал истинной верой византийское православие; он принял его
сам, и по приказу крестились киевляне, а затем и вся остальная Русь. Еще
церковный историк Голубинский нашел в себе мужество признать, что все рассказы
как летописи, так и «жития» Владимира об обстоятельствах принятия Владимиром
христианства являются благочестивыми вымыслами, составленными на разные
византийские сюжетные мотивы, и не содержат в себе ни одной крупицы
исторической истины, кроме одного голого факта, что в 988 или 989г. Владимир и
его дружина приняли нз Византии христианство, которое и было объявлено официальной
религией. Нам не приходится особенно жалеть о том, что цепь событий,
предшествующая этой реформе и сопровождавшая ее, остается для нас невыясненной.
Самое главное — социально-политические предпосылки реформы и значение ее для
Византии — ясно выступает для нас из всей истории сношений киевских
военно-купеческих верхов с греками, достаточно четко обрисованной в летописи.
Тут прежде всего приходится отметить, что реформа
Владимира была завершением начавшегося еще за сто лет до него процесса и в
сущности не была реформой для значительной части дружины. Торговые интересы
давно уже заставляли многих ее представителей,
...
Читать дальше »
Просмотров:
901
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
27.12.2011
|
|
Выбранные места из переписки с друзьями. VIII. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАШЕЙ ЦЕРКВИ И ДУХОВЕНСТВЕ
(Из письма к гр. А. П. Т..... му)
Напрасно
смущаетесь вы нападениями, которые теперь раздаются на нашу Церковь в
Европе. Обвинять в равнодушии духовенство наше будет также
несправедливость. Зачем хотите вы, чтобы наше духовенство, доселе
отличавшееся величавым спокойствием, столь ему пристойным, стало в ряды
европейских крикунов и начало, подобно им, печатать опрометчивые
брошюры? Церковь наша действовала мудро. Чтобы защищать ее, нужно самому
прежде узнать ее. А мы вообще знаем плохо нашу Церковь. Духовенство
наше не бездействует. Я очень знаю, что в глубине монастырей и в тишине
келий готовятся неопровержимые сочинения в защиту Церкви нашей. Но дела
свои они делают лучше, нежели мы: они не торопятся и, зная, чего требует
такой предмет, совершают свой труд в глубоком спокойствии, молясь,
воспитывая самих себя, изгоняя из души своей все страстное, похожее на
неуместную, безумную горячку, возвышая свою душу на ту высоту
бесстрастия небесного, на которой ей следует пребывать, дабы быть в
силах заговорить о таком предмете. Но и эти защиты еще не послужат к
полному убеждению западных католиков. Церковь наша должна святиться в
нас, а не в словах наших. Мы должны быть Церковь наша и нами
...
Читать дальше »
Просмотров:
871
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
27.12.2011
|
|
(Конец июля - начало августа н. ст. 1847 Остенде) ... Отчего
вам показалось, что я спел тоже песнь нашему гнусному, как вы
выражаетесь, духовенству? Неужели слово мое, что проповедник Восточной
Церкви должен жизнью и делами проповедать. И отчего у вас такой дух
ненависти? Я очень много знал дурных попов и могу вам рассказать
множество смешных про них анекдотов, может быть больше, нежели вы. Но
встречал зато и таких, которых святости жизни и подвигам я дивился, и
видел, что они - созданье нашей Восточной Церкви, а не Западной. Итак, я
вовсе не думал воздавать песнь духовенству, опозорившему нашу Церковь,
но духовенству, возвысившему нашу Церковь.Как
всё это странно! Как странно мое положение, что я должен защищаться
против тех нападений, которые все направлены не против меня и не против
моей книги! Вы говорите, что вы прочли будто сто раз мою книгу, тогда
как ваши же слова говорят, что вы ее не читали ни разу. Гнев отуманил
глаза ваши и ничего не дал вам увидеть в настоящем смысле. Блуждают
кое-где блестки правды посреди огромной кучи софизмов и необдуманных
юношеских увлечений. Но какое невежество блещет на всякой странице! Вы
отделяете Церковь и Ее пастырей от Христианства, ту самую Церковь, тех
самых <
...
Читать дальше »
Просмотров:
894
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
27.12.2011
|
|
Часто при
обсуждении отношений между Православием и исламом возникает тема
крестовых походов. Причем подается это нередко так (скажем несколько
утрированно): вот жили-были простодушные и добрые мусульмане, а тут
вдруг ни с того ни с сего нагрянули крестовым походом злые христиане и
захватили Иерусалим. Мусульмане, мол, обиделись и стали агрессивными.
Можно встретить и такие, например, утверждения: "Крестовые походы –
христианская агрессия, противовесом этому и стал ислам"; "Вполне
возможно, что сама идея джихада в исламе – результат противодействия
христианской агрессии в виде крестовых походов"; "Война – чуждая исламу
стихия. Ислам не приемлет агрессии, несправедливой войны, убийства
мирных людей. Все это – черты христианства, но не ислама. Лишь в
христианском обществе возможны такие позорные исторические ситуации… как
крестовые походы, организованные Папой и Церковью для уничтожения
мусульман Палестины…" И потому любая выходка мусульман оказывается
заведомо оправданной. Вам не нравится, что оскверняются и уничтожаются
православные храмы в Косово[1]? А у вас зато были крестовые походы! Вам
не нравится, что мусульмане убивают и мучают православных священников в
Чечне[2]? А вспомните, скольких мусульман крестоносцы поубивали! И так
далее и тому подобное.
Представление о том, что агрессивность
ислама является следствием крестовых походов – один из самых аб
...
Читать дальше »
Просмотров:
729
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
27.12.2011
|
| |