(Конец июля - начало августа н. ст. 1847 Остенде) ...Отчего
вам показалось, что я спел тоже песнь нашему гнусному, как вы
выражаетесь, духовенству? Неужели слово мое, что проповедник Восточной
Церкви должен жизнью и делами проповедать. И отчего у вас такой дух
ненависти? Я очень много знал дурных попов и могу вам рассказать
множество смешных про них анекдотов, может быть больше, нежели вы. Но
встречал зато и таких, которых святости жизни и подвигам я дивился, и
видел, что они - созданье нашей Восточной Церкви, а не Западной. Итак, я
вовсе не думал воздавать песнь духовенству, опозорившему нашу Церковь,
но духовенству, возвысившему нашу Церковь.Как
всё это странно! Как странно мое положение, что я должен защищаться
против тех нападений, которые все направлены не против меня и не против
моей книги! Вы говорите, что вы прочли будто сто раз мою книгу, тогда
как ваши же слова говорят, что вы ее не читали ни разу. Гнев отуманил
глаза ваши и ничего не дал вам увидеть в настоящем смысле. Блуждают
кое-где блестки правды посреди огромной кучи софизмов и необдуманных
юношеских увлечений. Но какое невежество блещет на всякой странице! Вы
отделяете Церковь и Ее пастырей от Христианства, ту самую Церковь, тех
самых пастырей, которые
мученическою своею смертью запечатлели истину всякого слова Христова,
которые тысячами гибли под ножами и мечами убийц, молясь о них, и
наконец утомили самих палачей, так что победители упали к ногам
побежденных, и весь мир исповедал Христа. И этих самых Пастырей, этих
мучеников Епископов, вынесших на плечах святыню Церкви, вы хотите
отделить от Христа, называя их несправедливыми истолкователями Христа.
Кто же, по-вашему, ближе и лучше может истолковать теперь Христа?
Неужели нынешние коммунисты и социалисты, [объясняющие, что Христос
по]велел отнимать имущества и грабить тех, [которые нажили себе
состояние?] Опомнитесь! Волтера называете оказавшим услугу Христианству и
говорите, что это известно всякому ученику гимназии. Да я, когда был
еще в гимназии, я и тогда не восхищался Волтером. У меня и тогда было
настолько ума, чтоб видеть в Волтере ловкого остроумца, но далеко не
глубокого человека. Волтером не могли восхищаться полные и зрелые умы,
им восхищалась недоучившаяся молодежь. Волтер, несмотря на все блестящие
замашки, остался тот же француз. О нем можно сказать то, что Пушкин
говорит вообще о французе: Француз - дитя: Он так, шутя, Разрушит трон И даст закон; И быстр как взор, И пуст, как вздор, И удивит, И насмешит. ...Христос
нигде никому не говорит отнимать, а еще напротив и настоятельно нам
велит Он уступать: снимающему с тебя одежду, отдай последнюю рубашку, с
просящим тебя пройти с тобой одно поприще, пройди два. Нельзя,
получа легкое журнальное образование, судить о таких предметах. Нужно
для этого изучить историю Церкви. Нужно сызнова прочитать с размышленьем
всю историю человечества в источниках, а не в нынешних легких
брошюрках, написанных... Бог весть кем. Эти поверхностные
энциклопедические сведения разбрасывают ум, а не сосредоточивают его. Что
мне сказать вам на резкое замечание, будто русский мужик не склонен к
Религии и что, говоря о Боге, он чешет у себя другой рукой пониже спины,
замечание, которое вы с такою самоуверенностью произносите, как будто
век обращались с русским мужиком? Что тут говорить, когда так
красноречиво говорят тысячи церквей и монастырей, покрывающих Русскую
землю. Они строятся [не дарами] богатых, но бедными лептами неимущих,
тем самым народом, о котором вы говорите, что он с неуваженьем
отзывается о Боге, и который делится последней копейкой с бедным и
Богом, терпит горькую нужду, о которой знает каждый из нас, чтобы иметь
возможность принести усердное подаяние Богу...
|