Священноисповедник протоиерей Георгий
Алексеевич Коссов родился 4 апреля 1855 г. в селе Андросово Дмитровского
уезда Орловской губернии в семье священника и получил имя в честь
Великомученика Георгия Победоносца, весьма почитаемого на Руси. Дети
Коссовых были крещены в церкви Рождества Пресвятой Богородицы (не
сохранилась). Константин Алексеевич Коссов, вероятно, младший брат о.
Георгия (он родился в с. Андросово в 1872 г.) впоследствии служил
священником в Волхове. Рядом с церковью, на самом высоком и красивом
месте села, стоял дом Коссовых. Святыней храма была Казанская икона
Божией Матери, явленная 300 лет назад в лесу при колодце. В память
явления этой иконы на крестный ход собирались ежегодно более тысячи
паломников, перед ней служили молебен. Казанский образ о. Георгий особо
чтил всю жизнь.
Стремление к праведности, которое Георгий
наблюдал в родной семье, сформировало его характер. С ранних лет он
полюбил храм Божий и службу, чтение житий Святых. Родители стремились
дать Георгию духовное образование: после сельской школы он поступил в
Орловскую семинарию, где выделялся душевной чистотой, смирением, любовью
к ближним. Георгий внимательно изучал Священное Писание и труды Святых
Отцов.
По окончании семинарии Георгий Коссов 5 лет учительствовал на своей родине, в одной
из земских школ Дмитровского уезда. К своей работе молодой учитель
относился как к порученной ему Богом миссии просвещать и наставлять юные
сердца к исполнению заповедей Господних. Уроки, к которым Георгий
Алексеевич готовился с особой тщательностью, были как бы малыми
проповедями. На экзаменах он получал награды за своих учеников, в
которых замечались богобоязненность, примерная дисциплина и развитые
практические навыки. Особенно ярко проявился его педагогический талант,
когда Георгий Коссов стал заведовать школой.
Свободное время Георгий проводил в храме.
Настало время готовиться к принятию священного сана, еще более обратила
его к такому решению серьезная болезнь. Георгий Алексеевич сочетался
браком с благочестивой дочерью священника Елецкого уезда Александрой
Моисеевной Зерновой. С детства Александра с матерью часто ходила
пешком на поклонение мощам Свят. Тихона Задонского. Еще во время учебы в
Орловском епархиальном училище она потеряла отца и, оставшись без
средств, поступила учительницей в село.
В 1884 г. Георгий Коссов был рукоположен во
священника и назначен на беднейший приход Орловской епархии - село
Спас-Чекряк Болховского уезда. Оно располагается к северу от древнего
града Болхова, в ту пору украшенного 28 храмами, на стыке Орловской,
Калужской и Тульской губерний - говорили, что в Чекряке «три земли
сходятся» и петух на три губернии кричит.
Название «Спас-Чекряк» соединяет татарское
слово, означающее «непроходимое урочище», и посвящение сельского храма
Преображению Господ ню. По древнему преданию, там находилось языческое
капище, а первая христианская церковь, построенная на его месте, ушла
под землю. Самое раннее упоминание о селе встречается в 1647 г., когда
Русь только преодолела разорение Смуты. Тогда уже была здесь
Спасо-Преображенская церковь.
Собираясь к месту служения, о. Георгий
представлял свою скромную жизнь в труде и молитве, в стороне от суеты
мира. Помолившись усердно Спасителю и Пречистой Божией Матери, о.
Георгий, хотя и изнуренный недугом, отправился в Спас-Чекряк, памятуя
Евангельские слова «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет
крест свой и по Мне грядет» (Марк. 8, 34).
Бедственное положение прихода из 14 дворов
ужаснуло нового священника, ему стало понятно, почему здесь не держался
причт. В двух верстах от деревни стояла ветхая деревянная церковь,
построенная в XVIII веке помещиком приходской деревни Сиголаево
Спесивцевым, с приделом Св. Архангела Михаила. Во время службы зимой в
ней даже замерзали Святые Дары. Сердца сельчан были далеки от Церкви и
от Бога. И молодой священник решил обратиться к великому Оптинскому
подвижнику благочестия, известному всей России - о. Амвросию, с
надеждой, что тот благословит его перейти на другой приход.
У кельи старца толпился народ, ожидавший его
выхода. О. Георгий стоял в толпе, далеко от дверей. Когда наконец старец
появился, то внимательно взглянул на собравшихся и внезапно призвал к
себе о. Георгия, незнакомого ему. О. Амвросий заговорил: - Ты, иерей,
что там такое задумал? Приход бросать? А ты знаешь, кто иереев-то
ставит? А ты бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты
строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были
деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай,
иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то,
храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей, Бог тебя благословит!
Хотя и недоумевал о. Георгий, но повеление
прозорливого старца воспринял как указание свыше и продолжил свое
служение на прежнем месте. Ему пришлось преодолеть сильные искушения:
одолевала беспросветная тоска, являлись во сне бесы и угрожали сжить со
света, если он не покинет приход. В ужасе о. Георгий кинулся вновь к о.
Амвросию. Ничего не расспрашивал старец, а сразу, как увидел, сказал:
- Ну, чего испугался, иерей? Он один, а вас
двое!
- Как же это так, батюшка?
- Христос Бог, да ты - вот и выходит двое!
А враг-то - он один. Ступай домой, ничего вперед
не бойся.
И еще Преподобный старец повторил:
- Да храм-то, храм-то большой каменный, да
чтоб теплый, не забудь строить! Бог тебя благо
словит.
Устами старца вещал сам Господь. Проявилась
сила молитвы Преп. Амвросия. О. Георгию показалось, что у него гора
свалилась с плеч. Свое служение в церкви продолжил он с радостью.
Сияние его веры, необыкновенное усердие священника стали привлекать в
храм прихожан. Угодник Божий быстро стал известен за пределами
Болховского края, по словам Писания: «Тако да просветится свет ваш пред
человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят отца вашего, иже на
небесах» (Матф. 5, 16).
Народ во множестве стекался в Спас-Чекряк,
благоговейно внимал словам пастыря, который благодетельствовал и малым, и
великим, всех принимал с радостью, как родных. Толпы сопровождали о.
Георгия. Люди ловили его участливые улыбки, заботливый взор. Они
ощущали, что здесь их объединяет искренняя любовь и отеческое попечение
пастыря. Многих дивный пастырь обратил на путь добра. Его слово ярко
напоминало о часе смертном, и человек не мог не проникнуться упованием
на вечное блаженство и страхом погибели нераскаянных грешников.
Литургия в храме совершалась в воскресные и
праздничные дни. 22 октября, в день Казанской иконы Божией Матери, о.
Георгий служил особенно долго и усердно. Навсегда оставалась в сердце
людей, побывавших на богослужениях в Спас-Чекряке, память о духовной
радости, которую даровала Царица Небесная через Свою чудотворную икону.
Службы здесь отличались не только торжественностью. Было видно, что
благодатный мир и невозмутимая тишина наполняли его душу. Слезно молил
он простить все прегрешения кающихся, с душевным трепетом и особенно
ясно читал слова благовестия Христова, ревностным исполнителем которых
был сам.
В будни отец Георгии привык обходиться без
помощников: сам подметал сор, наливал масло в лампады, ставил и зажигал
свечи. Служил каждый день молебны - обычно от девяти до часу; около
десяти часов, по примеру Оптиной пустыни, читал канон Богородице.
О. Георгий молился так проникновенно, с такой
верой, что из глаз прихожан текли слезы. Канон о. Георгий прерывал
трижды, брал лампаду от образа Божией Матери, затем от икон Спасителя,
Св. Николая Чудотворца и крестообразно помазывал у молящихся чело и
руки.
«- Молитва терпкая, - говорит о. Георгий перед
иконой Божией Матери. - Стена неколебимая... -И только заносит руку,
чтобы перекреститься, - все уж в церкви, как один человек, крестятся.
Склонит голову - все склоняют. Он подходит к каждому в церкви («Никого
не пропустит, никого два раза не помажет!» - удивляются потом) и каждого
спрашивает, как его звать. Так обойдет он во время службы много раз -
то, чтобы помазать, то с Евангелием, то с крестом. И так с ходом службы
все больше и больше сживается народ со священником», - так описывал
службу в Чекряке М.М. Пришвин. И дома, и в церкви у о. Георгия он
отмечал «простоту и отсутствие всяких традиционных благолепных
приемов», отсутствие кликушества и юродства.
О. Георгий любил каждого богомольца
благословлять Евангелием, давая его целовать и затем возлагал на
голову. Восходил на амвон и размашисто крестом осенял всю церковь. Во
время водосвятия ту воду, что приносили люди, выливал в общую медную
посудину, погружал в нее копие, используемое при совершении литургии,
делал им в воде троекратное крестное знамение, и раздавал людям воду,
стоя против отверстых царских врат. После службы сам подходил к каждому
молящемуся, давал целовать крест. Благословлял: «Во имя Отца, Сына и
Святого Духа. В час добрый!». На просьбу помолиться священник отвечал:
- Помолюсь, Бог поможет, у Него милости много.
Люди благодарили за Святую воду. Некоторых
батюшка поправлял:
- Что воду моей зовешь? Не моя она, а
Святая. Самим Богом через меня, грешного, освященная. Господь через нее
по вере помогает людям в болезнях.
После, тут же, не выходя из церкви, иногда часов до
семи-восьми вечера давал советы. Час отдыхал и вечером принимал у себя -
двери дома священника были в любое время открыты. «Священник Коссов ни
днем, ни ночью не знает покоя. Изо дня в день, с раннего утра до
глубокой ночи он подвигом добрым подвизается», - писал один из
инспекторов.
- Молитва чудеса творит, - говорил о.
Георгий. - Она и день растягивает. 24 часа в сутках - это общее время
для всех, но у каждого оно течет по-разному. У кого медленно, и он все
успевает, а у кого так летит, что он дня не замечает. Возьми те себе за
правило, чтобы молитва была важнее всех ваших дел, и молитесь. Тогда и
будете все и везде успевать.
Со всех сторон шли к батюшке за советом люди
разных званий и состояния, пола и возраста. Приезжие не только получали
кров: батюшка приходил к ним, отвечал на множество вопросов, вместе они
вкушали трапезу. Те, кто не находили места в странноприимном доме,
ночевали прямо на телегах или под ними, и здесь о. Георгий проведывал
их. Кто искал духовного утешения, кто - наставления, как вести жизнь,
кто просил благословения для устройства домашних дел. Замечательны были
его практические советы по хозяйству. При этом о. Георгий напоминал,
чтобы в земных временных заботах не забыли настоящую цель жизни
человека.
Сомневающейся в вере молодой женщине-дворянке
о. Георгий говорил: «Ты не Достоевский, не Соловьев, не Мережковский.
Ходи в церковь, прислушивайся к словам священника, а главное - к
Евангельскому чтению, да было бы хорошо, если бы вы оба с мужем хотя бы
по одной главе прочитывали ежедневно. Ведь в нем звучат слова нашего
Господа. Приобщайся Святых Тайн — и все твои душевные муки и страдания
сами собой отойдут от тебя и жизнь потечет более радостно и спокойно.
Сначала все будешь делать очень механически, как школьник выполняет
уроки, а там все это войдет в глубину души, и ты станешь верующим
человеком. Встретясь с тяжелым и плохим, надейся на Господа Бога, на
Его заботу о нас, и все это «плохое» оставит тебя. За «хорошее»
благодари Бога. В Евангелии все есть - и как жить, и как поступать, и у
тебя глаза откроются».
Попечительность и любовь его изумляли всех.
Бывало, люди не понимали, зачем к священнику обращаются по пустякам, к
примеру, о болезнях и пропажах скотины, кур. А он подсказывал, как
избавиться от напасти - например, покурить ладаном, возжечь свечу, и
потом пояснял, что у этого человека и такие заботы не мелочные - все в
мире имеет свою цену и свои последствия. Не было вопроса, на который бы
он не отвечал с добротой и сердечным участием. В народе считали - если
батюшка помолится, Господь обязательно исполнит его прошение. В газетах
того времени писали, что в Волхове «без совета, благословения батюшки
редко кто женится, выходит замуж, или открывает какое-либо предприятие.
Его посредничества ищут люди, у которых расстроилась или разбита
семейная жизнь, к нему обращаются больные, одержимые различными
недугами, как-то: припадками, алкоголизмом и т.п.».
О. Георгий ничего не приписывал себе, а
только вразумившему его Господу, отличался истинным христианским
смирением, всегда называл себя многогрешным: «Господь и через
недостойных священников помогает по вере». Он умел показать немощи
человеческие, научить, как избавляться от вражеских искушений. Бывало,
заговорит с человеком о. Георгий и после нескольких слов разрешит все
недоумения, умиротворит и утешит. За богоугодные дела, смирение, чистое
сердце Господь наградил о. Георгия даром прозорливости. Господь внимал
молитвам праведника, открывал ему сердца людей, и тот как бы читал в них
все сокровенные мысли и желания.
Дар прозрения проявлялся в нем дивным
образом: например, о. Георгий открывал многие подробности жизни
приходящих к нему, знал содержание нераспечатанных писем. Сергею Нилусу
о. Георгий не дал благословения на продажу имения бельгийской
акционерной компании, которая хотела на этом месте устроить кирпичный
завод. Как показало время, сделка оказалась авантюрой, что провидел о.
Георгий. «Тайна моей души читалась им, как в открытой книге, и речь
простая, исполненная теплоты и ласковой задушевности, лилась
целительным бальзамом, врачуя незажившие раны, бодря мою усталую душу», -
свидетельствовал писатель. В духовных беседах облегчая горе, о.
Георгий наставлял выбрать спасительный путь. И трепетно благодарил
Всеблагого за то, что Он сподобил утереть слезы на глазах несчастных.
Одной Болховской мещанке, оставшейся вдовой с
малыми детьми, он- вручил 20 рублей и наказал: «Купи корову - молоком
детишек корми, а остальное продавай - вот и сыта будешь». Корова стоила
до ста рублей, и женщина отошла в печали. Но, когда она подходила к
Болхову, навстречу ей попался мужик с коровой, продававший ее за те
самые 20 рублей. Прознав об этом, завистливая соседка, имевшая корову,
ринулась к батюшке с той же мольбой и получила 18 рублей. Вернулась
домой - а корова издохла. Бросилась она назад, покаялась и батюшка
простил ее: «Ступай, говорит, да вперед людям не завидуй, а на деньги,
которые тебе дал, купишь себе новую корову». Так и случилось.
Своим любящим сердцем он видел грехи
приходящих к нему и, случалось, употреблял сильное врачевание. Так,
одной женщине вручил яйцо с наказом съесть его, а когда она вновь
приехала пожаловаться, что яйцо тухлое, он обличил ее в продаже людям
несвежего мяса. Другой женщине о. Георгий истолковал причину немоты ее
детей: отправил послушать в рощу пение птиц. И там женщина вспомнила
свой детский грех, когда она вырывала язычки у птенцов.
Батюшка говорил, что дети болеют за грехи
родителей и призывал каяться в сокрытых прегрешениях. Иных оставлял на
исповедь после службы, неустанно напоминая: «Не льстите себе, ни
блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни пьяницы Царствия Божия не
наследуют» (I Кор. 6, 9-10). Доводя до каждого особые советы, батюшка
преподавал и общее правило:
- Не живите умом, а живите сердцем. Ум наш
лукавый куда угодно нас заведет. Не ищите выгоду в жизни и не мечтайте о
легкой и красивой жизни - это все уловки лукавого врага. Всегда
помните, что все наслаждения и удовольствия, коими враг прельщает нас,
быстротечны и губят нашу душу. Не отвергайте жизнь вечную ради
сиюминутного благополучия и благоденствия. Не стремитесь к славе и
почестям, все это проходит бесследно, как дым. А стремитесь молитвами и
своими делами расположить к себе Бога. Всегда помните о Нем во всех
своих делах, намерениях и поступках.
По данной благодати Божией о. Георгий
возложил на себя тяжелый подвиг исцелений душ и телес страждущих,
умолял Господа изменить суд над грешниками за их раскаяние. Почти каждый
день к нему привозили больных, в том числе бесноватых, которые ужасно
мучились, неистовствовали, кричали, особенно во время Херувимской,
иногда повергались к ногам священника, иной раз их не могли занести в
церковь. И батюшка молился, окроплял Святой водой, благодатной силой
усмирял беса и помогал завести человека в храм.
Иногда он прямо на улице, на телегах причащал и
исцелял больных. Сам о. Георгий особенно благоговейно относился к
причастию, строго соблюдал посты. Он исцелял кровоточивых и страдающих
пьянством, по его молитвам исчезали опухоли, спадала лихорадка. Были
случаи, когда люди поднимались буквально со смертного ложа. Не раз к
батюшке подносили расслабленных, а из Спас-Чекряка они шли бодро, на
своих ногах. Для тяжко страждущих подвижник открыл в Спас-Чекряке
больницу. Ежедневно он в ней совершал «обходы», излечивал тех, кого
родные уже не чаяли увидеть здоровыми. В Спас-Чекряке помогала больным и
вода из святого колодца, которой обязательно запасались все паломники.
Колодец под деревянной крышей находился в «ровочке» - неглубокой балке,
где протекал ручей. Одну женщину о. Георгий вылечил от «трясучей
болезни» и благословил каждый день читать покаянные молитвы и пить
святую воду. О. Георгий призывал не отказываться и от врачебной помощи -
верить докторам, соглашаться на операции.
Случалось так, что иные поступали вопреки
благословению батюшки или обращались к самозванным «целителям». Так,
одна женщина из любопытства пошла на встречу со «знаменитым» колдуном. И
хотя она отказалась принимать наговоренную им воду, но несчастия стали
преследовать и ее, и ее семью. И освободиться от искушения они смогли
только с помощью молитв батюшки, который строго увещевал: - Будешь
знать, как смотреть на нечестивого!
Всегда оказывались удачны благословленные им
браки. Пару вдовцов о. Георгий наставил жениться не текущим, а
следующим мясоедом. Те же поторопились со свадьбой и, приехав с
венчания, застали вместо своего дома одни головешки. Некая женщина из
Омска не получила благословения на предстоявший, казалось бы,
счастливый брак. Не послушав о. Георгия, она обвенчалась, и муж через
два месяца утонул. Другая же пара - Василий и Анна Фокины - прожили
счастливую жизнь по благословению батюшки, при том, что Анна имела двоих
детей от первого брака и была старше на 17 лет. Заботясь о чистоте
нравов, о. Георгий стремился рассказать о святости брачного союза,
необходимости перед таким серьезнейшим шагом получше узнать жениху и
невесте будущих родственников, состояние их хозяйства.
Люди приходили, чтобы удостовериться в
подлинности происходящих в Спас-Чекряке чудес. Так же чудно было и
зримое преображение тамошнего края усилиями великого благоустроителя
Орловской земли, который из нищеты воздвиг рукотворные памятники славы
Господней, не имея на то ни средств, ни надлежащих условий. И здесь
руководила им горячая любовь к дому Божию. «Сила Божия в немощи нашей
совершается, - говорил батюшка. - Пока человек рассчитывает на свои
силы, до тех пор нет проявления споспешествующей силы Божией. А вот
оставили тебя твои силы, ближние твои отступили от тебя, нет
спасающего: тут-то и возопи с верой и смирением!
|