Содержание
Давно я хотел научиться дивному и спасительному молитвенному
деланию - Иисусовой молитве, но никто в наших краях мне толком не мог
объяснить, как правильно взяться за это, а у самого ничего не выходило,
хотя я читал и "Добротолюбие", и святого Паисия Величковского, и
святителя Феофана Затворника. Но, видно, душа еще не созрела для этого
святого делания, вероятно, и сам я еще стоял на первой ступеньке
духовного восхождения, где еще разум и душа не удобрены благодатью Духа
Святого, и ангел-хранитель, приснившийся в утреннем сне, пропел мне
печально: "Анаксиос, анаксиос, анаксиос!", - что по-русски обозначает:
"Недостоин, недостоин, недостоин".
Итак, я взял на службе очередной отпуск, выпросил еще и за свой
счет и отправился в горы Абхазии, где, прослышал, есть
старцы-пустынники, искусные в Иисусовой молитве. В Сухуми, в
православном храме мне подробно рассказали, как и где их можно отыскать,
проводили до Бзыбского ущелья, а там нашелся и попутчик-пустынник. И
вот, после долгого и трудного пути я у дверей кельи одного из старцев.
Дверь в сени была сработана из толстых ясеневых досок, потемневших от
времени, туманов и докучливых зимних дождей. В верхней части в доску был
врезан древний литой крест с распятием, а под ним кривыми буквами белой
краской надпись: "Святый Архангел Михаил".
Я постучал костылем в дверь и возгласил:
- Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!
За дверью послышались шаги, скрип отодвигаемых засовов, и старческий голос громко произнес:
- Аминь!
Дверь отворилась, и на пороге появился высокий, несколько
согбенный, весь седой старец. Он щурился от света и, держа ладонь
козырьком над глазами, приветливо вглядывался в меня. Он был одет в
ветхий серый подрясник, подпоясанный широким кожаным ремнем, на груди
иерейский восьмиконечный крест.
- Благословите, батюшка! - сказал я и сложил ладони ковшиком.
- Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, да благословит тебя Бог на самое доброе.
Перекрестив, он поцеловал меня в голову. Мы прошли в келью, из-за
маленьких оконец в ней стоял полумрак. Я помолился на образа, положив
три поклона и еще поясной поклон старцу. Он тоже отдал мне поясной
поклон.
- Садись, рабе Божий, на лавку, отдохни, а я пока трапезу нам спроворю.
Я снял котомку и засунул ее под лавку, сел и огляделся. Стены кельи
были сработаны на скорую руку из потемневших от старости и копоти
бревен, между которыми торчали клочки белесого мха. К матице - заглавной
потолочной балке - привязаны пучки сушеных трав, корешков, связки сухих
грибов, лука, чеснока, мешочки с крупой и корзины с сухарями. Под
ногами, благожелательно мурлыкая, вертелся тощий трехцветный кот - страж
и хранитель стариковских припасов, гроза и губитель бесчисленного
мышиного племени. Напротив стояла сложенная из дикого камня печка,
наподобие русской, топившейся по-белому, то есть с трубой. Над очагом
вмазана медная иконка "Знамения Пресвятыя Богородицы".
В топке уже весело горели дрова, в чугунках, булькая, варилась еда,
и уже начинал шуметь закопченный чайник. Старик стоял с ухватом,
смотрел на огонь, а губы его шевелились и мерно двигалась окладистая
белоснежная борода. Он творил Иисусову молитву. Это был старый
монастырский мантийный монах и не просто монах, а священномонах,
нареченный в честь мученика Александрийского Кронидом. Во время войны он
был санитаром и вынес с поля боя множество раненых солдат, за что имел
два ордена "Славы". После он рассказывал мне, что 18 лет от роду был
призван на действительную службу еще в царскую армию - Николаевскую. И
вскоре попал на позицию где-то в районе Пинских болот. И тоже был
санитаром. За две мировые войны он не сделал ни одного выстрела из
винтовки. Такие у него уж были убеждения. И Господь хранил его, и он ни
разу не был ранен, хотя, вынося раненых, сам постоянно пересекал
смертельный огненный рубеж. Он считал себя мирным человеком и с юных лет
прислуживал в церкви.
Он любил весь этот православный мир, мир дорогой его сердцу церкви,
с его проникающим в душу богослужением, кроткими ликами святых икон,
который дополняли сиреневое струение ладана, потрескивание и огоньки
множества свечей, благоговейно медлительная поступь духовенства в
золотых парчовых ризах, громкое чтение старинных, в кожаных переплетах,
книг.
Божественный церковно-славянский язык с удивительными словами -
"древо благосеннолиственное". Клиросное пение стихир Иоанна Дамаскина:
"Надгробное рыдание творяще песнь - аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа". Тихие
слезы так и катились из глаз, а душа как бы восходила вместе со струями
синего фимиама к самому куполу храма, откуда взирал сверху Христос
"Ярое око".
После второй мировой войны родные думали, что он женится и будет
жить в родном поволжском городке, но он не женился, а поступил
послушником в монастырь. Смиренный, он приобрел еще большее смирение и
безропотно нес послушания: в конюшне, поварне, на огороде и, наконец, в
храме. Шли годы, и его подстригли в рясофор, а потом в малую схиму с
именем Кронид. Ну что ж, Кронид так Кронид, так было угодно отцу
архимандриту. Прошло время, и его рукоположили в иеромонахи. Но недолго
ему пришлось в монастыре ходить в иеромонашеском сане, грянули
хрущевские гонения, монастырь закрыли, и монахи разошлись кто куда, а
отец Кронид, взяв у архимандрита благословение, уехал в Абхазию, где в
глухих, необитаемых горах нашел уединенное место.
Старец загремел ухватом и поставил на стол исходящий ароматным паром чугунок.
- Ну, Господи благослови, Алеша. Сего дня празднуем положение
честныя и многоцелебныя ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,
еже есть хитон, в славном и преименитом царствующем граде Москве.
Поклоны приходный и исходныя, на правиле - поясные. На трапезе, аще
прилучится в среду и в пятницу, вкушаем с маслом.
Батюшка Кронид достал с полки бутылку с подсолнечным маслом и
поставил на середину стола, выложил пару старых алюминиевых мисок,
некрашеные деревянные ложки - с крестами на черенках. Из корзины взял
ржаных сухарей и накрошил в чугунок, влил туда масла. По келье пошел
сытный дух грибной похлебки.
- Сейчас трапезу вкушаем два раза: обед и паужин, а в посты один
раз, когда с возлиянием елея, а когда и сухоядение. Масло, муку, соль
мне приносят мои духовные чада, овощи - со своего огорода, а остальное -
из леса: орехи, каштаны, мушмула, джонджоли, грибы и даже мед дивий.
Сотворив молитву и благословив трапезу иерейским благословением,
батюшка разлил похлебку по мискам, и мы споро принялись за еду в полном
молчании. Даже приученный кот ходил кругом и не мявкал.
Потом пили чай с черносмородинным листом и сухой малиной. К нему была выставлена баночка темного лесного меда.
С дороги я очень утомился, и после еды меня сильно клонило ко сну.
Веки смыкались. И я неясно слышал слова молитвы: "Бысть чрево твое -
святая трапеза, имущи небеснаго хлеба - Христа, от Него же всяк ядый не
умирает, яко же рече всяческих, Богородице, Питатель. Дал еси веселие в
сердце моем от плода, пшеницы, вина и елея своего умножишася. В мире
вкупе усну и почию".
- Ложись, ложись, Алеша, на лавку.
Я свалился на лавку. Батюшка накрыл меня какой-то рваной гунькой, перекрестил и начал перемывать посуду.
Я спал и просыпался, и опять засыпал, а батюшка все стоял перед иконами, молился и клал земные поклоны, кашляя и кряхтя.
Под лавкой бегали мыши, и за ними бешено гонялся кот. Стучали
ходики, за окном наладился крупный косой дождь, барабаня по окнам и
крыше.
Ранним утром батюшки Кронида в келье уже не было. Я умылся в
ручейке с ледяной водой. Справил утренние молитвы и сел на лавочку перед
кельей в ожидании батюшки.
Солнышко восходило из-за гор, окрашивая снежные скалистые вершины в
золотые и пурпурные цвета. Внизу в долине клубился густой туман, снизу
на горы набегали темные еловые леса и останавливались на каком-то
уровне, дальше шли голые скалы - серые и ржавые от облепивших их мхов, а
еще выше - блистающие снегом ледники и ярко-синее небо.
Ниже елового пояса были лиственные леса: буковые, мелкий дубняк,
всякие кусты, альпийские поляны с разнотравьем и удивительно ярким
цветочным царством. В кустах и лиственных лесах на все лады распевали
птицы, летали и жужжали различные насекомые, а над всем этим Божиим
миром высоко в небе плавно кружил орел.
Скоро пришел батюшка Кронид и стал поправлять изгородь своего огорода. Я подошел к нему и благословился.
- Вот, который год сажаю кукурузу, по-нашему - пшенку, а мало что
мне достается; как нальется пшенка, так из леса приходит хозяин брать
подать. Хозяин серьезный, страсть какой прожорливый. Приходит больше
вечером, в темноте. Я в кастрюльку стучу, горящими головешками в него
кидаю. Он уходит, но сердится: рычит, ворчит, кругом себя все ломает.
Иногда в конце зимы приходит. Встанет из берлоги голодный. Раз налег на
дверь, всю когтями исцарапал.
- Батюшка, - спросил я, - а как вы здесь зиму переживаете?
- А с Божией помощью, Алеша, с Божией помощью. Конечно, зимой ни
сюда, ни отсюда хода нет. Снега такие, что выше головы. Все запасаем с
лета, с осени. А зимой у нас келейное сидение. Молимся Иисусовой
молитвой, кто устной, кто умной, а кто дошел до совершенства, тот и
сердечной, то есть ум сопрягает с сердцем. Есть у меня и соседи, их
сейчас не видно, кельи закрыты листвой и кустами. Мы друг друга не
беспокоим, потому что все мы прошли долгое монастырское послушание по
10-15 и 20 лет, и в конце послушания душа стала просить покоя и
одиночества. Вот мы благословились у игумена на пустынножительство и
ушли в эти дебри, здесь и спасаемся. Вот там, - батюшка показал рукой, -
живет Флегонт, там - отец Мардарий, а там - отец Мисаил. А вверх по
реке живет отец Павсикакий, строгий старец, игумен, у него послушник
Пров, а рядом - ангел земной - батюшка Харалампий и его келейник - отец
Смарагд. Вот такое наше братство.
- А ну, как заболеете, батюшка, и, не дай Бог, помрете - зимой-то один в келье?
- Мы, Алеша, обычно не болеем в пустыни, а наоборот, Господь нас
здесь исцеляет от телесных и духовных болезней. Иногда даже от очень
тяжелых, как то: чахотки, язвы желудка, помрачения ума, астмы. Ну, а
смерть для нас не страшна, это - врата в вечную жизнь, соединение с
Батюшкой Христом сладчайшим. Мы к этому готовимся. Да у меня и гроб
припасен в погребе. Пойдем, покажу!
Действительно, у батюшки Кронида в погребе стоял крепкий приготовленный гроб.
- Нам, пустынникам, Господь по молитвам нашим обычно открывает наш
смертный час. Вот как приступит смертушка, покаюсь, причащусь запасными
святыми дарами, опущусь в погреб, зажгу перед иконой большую лампаду с
деревянным маслом, лягу в домовину, захлопну крышку, и, если будут силы,
прочитаю канон на исход души, а там Господь и примет мою грешную душу. А
братия и зимой время от времени навещают меня. Приходят по глубокому
снегу на снегоступах - это лыжи такие. Увидят, что преставился иеромонах
Кронид, отпоют над телом, сотворят погребение и Крест Честный над
могилкой поставят.
На обед сегодня батюшка Кронид сготовил гороховый суп с луком,
тушеную картошку с кислой капустой, еще ели горный чеснок - черемшу,
пили чай мятный-ромашковый с лесным медом.
После обеда батюшка спросил:
- Ну что, Алеша, поди за Иисусовой молитвой пришел?
- Да, батюшка, за ней.
- Не откажу, Алеша, не откажу в этой благой просьбе. Не ты первый у
меня и не ты последний, если Бог даст. Ну а как ты помышляешь, Алеша,
все ли могут овладеть Иисусовой молитвой?
- Да что Вы, батюшка, какое там все, конечно, только избранные, да
очистившие душу от грехов. А большей частью, конечно, монахи и особенно
пустынники, ушедшие от мира.
- А вот и нет, Алешенька, а вот и совсем не так. Кто тебе дал это
понятие, тот сам и близко не стоял к освоению Иисусовой молитвы. Как во
время всемирного потопа можно было только спастись в Ноевом Ковчеге, так
и в наше погибельное время, когда вселенную захлестнули грязные волны
всемирного зла, можно спастись только в Православной Церкви. В этом
образе Ноева Ковчега. И двери церковные для спасения открыты для всех, и
Христос распялся на Кресте не ради избранных, а ради всего рода
людского. Так и Иисусова молитва не для избранных, а для всех, кто хочет
спастись и этой золотой лестницей соединиться со Христом и взойти к
Нему. И приступающим к Иисусовой молитве не обязательно быть чистыми и
безгрешными, ибо это покаянная молитва: "Господи Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй мя грешнаго!" Вот эта молитва и сотворяет грешного в
чистого. Она очищает его от греховной грязи. Но только надо иметь в
виду, что, приступая к Иисусовой молитве, надо всем сердцем возлюбить
Христа, каждый день читать святое Евангелие и не только читать, но и
жить по Евангелию, исполнять все заветы Христовы, ходить на богослужение
в церкви, причащаться Тела и Крови Христовой. Кто хочет получить
спасительную благодать от Иисусовой молитвы, приступая к ней, должен
отойти от греховной жизни. Иисусова молитва очистит от старой греховной
скверны, но она будет недействительна, если человек будет продолжать
грешить. Афонские старцы свидетельствовали, что на каждое молитвенное
воззвание: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!" - с
небеси слышится отзыв: "Чадо, отпускаются тебе грехи твои". Но если
занимающийся Иисусовой молитвой продолжает грешить, небо для него глухо,
закрыто, и Божиего отзыва нет.
Вечером мы сидели на лавочке перед кельей и любовались на пламенеющие вершины гор, освещенные закатившимся солнцем.
- Батюшка Кронид, а зачем у вас на двери написано имя архангела Михаила?
- Ох, Алеша, это охранительное имя. Его демоны страшатся. А демонов
на нас насылаются - легионы. Их князь бесовский всячески старается нас
согнать отсюда. Очень ему не любо, что здесь идет постоянная молитва ко
Христу и Божией Матери, совершается бескровная жертва - Евхаристия. Мы
очень мешаем и досаждаем владыке преисподней. Что я могу про себя
сказать: однажды в дверь влез мерзкий козел с зелеными горящими глазами.
Посмотрел на меня, затряс бородой, да так гнусно заблекотал, что аж в
ушах засвербило. Я его ожег крестным знамением, и он исчез, как и не
бывало, но целый день стоял поганый запах. То однажды проснулся от
кошачьего вопля. Вижу, вся келья кишит гадюками. Кот на печке: шерсть
дыбом, вопит от страха истошным воплем. Спросонья думаю, откуда столько
змей: от беса или заползли за мышами охотиться? Змей-то в горах у нас -
прорва. Я на лавке встал, читаю молитву: "Да воскреснет Бог, и
расточатся врази Его". И ну кропить этих гадов святой водой. Они
зашипели, заскакали, взвинтились, сбились в клубок, который вихрем
выкатился за дверь.
Самих бесов я не вижу, но пакости они творят мне часто, особенно от
двенадцати до часу ночи, когда я "Полунощницу" читаю, то тоску страшную
нагонят, то хульные помыслы. Раз иду около обрыва, слышу, внизу кто-то
так жалобно стонет, о помощи взывает. Я спустился вниз, обшарил все
кругом, никого нет. Стал я наверх карабкаться, вдруг сверху, с горы,
камнепад начался, мимо такие глыбы скачут, что от страха пот холодный
прошиб. Хорошо, что в скале козырек оказался. Стал я под козырьком и
молитву творю, тем и спасся.
А то вот, медведь. Здесь водятся громадные кавказские медведи. Так
вот, бес и нанес его на мою келью. А что у меня есть съедобного для
него? Была весна, и почти все подчистую за зиму было съедено. Из
живности один только тощий кот, да аз грешный. Как начал он дверь
трясти, так келья ходуном и заходила. Я в сени, начал через дверь
кричать молитву: "Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго
водворится". Медведь еще больше разъярился. Ну, вышибет сейчас дядя
дверь. Я взял в левую руку тяжелый медный крест, вынул из печки горящую
головешку. С Иисусовой молитвой распахнул дверь, ударил медведя крестом
по плоской башке, а в рычащую пасть быстро сунул головешку.
Раздался такой вой, такое рычание, что я почти оглох. Медведь,
колотя лапой по башке, кинулся в лес. Он орал и выл, как бешеный. Кроме
того, он у порога оставил громадную вонючую кучу и дорожку до самого
леса. По этим признакам я решил, что это не оборотень, а настоящий
медведь, и, наверное, я ему сильно обжег язык и глотку, раз он так
сильно орал.
Конечно, Алеша, мне до святости далеко. Каюсь в содеянном я,
грешный старик. На преподобного Серафима Саровского бес тоже напускал
медведя, но Серафим укротил, умирил зверя, и тот даже брал из его рук
хлеб. Но я, грешный, не достиг и не достигну таких высот, и мне пришлось
отогнать бесновавшегося зверя и крестом, и головней.
На следующий день до самого вечера я со старцем заготавливал в лесу
дрова на зиму. На отдыхе старец продолжал толковать мне об Иисусовой
молитве.
- Сейчас, Алеша, такое время, когда вещественное стремится
выскочить на первый план, а духовное затолкать в угол. В этом борении
Иисусова молитва великое оружие для православного христианина, она
отгоняет всякие греховные злые помышления, водворяет в душе мир,
беззлобие, спокойствие, доброжелательное отношение ко всему живому
творению Божиему. Она подготавливает нас к Царствию Небесному и
навсегда, еще здесь, на земле, соединяет со Христом молитвенными узами.
Приступай к изучению Иисусовой молитвы, имея глубокое покаянное
настроение и соблюдая постепенность. Вначале молитва должна
произноситься устами. Это должно быть усердное и, может быть,
многолетнее упражнение.
Эта ступень Иисусовой молитвы простая, произноси ее устами, но
вдумчиво. В этом и есть одна трудность, что слова молитвы ты должен
всегда держать в уме. Где бы ты ни находился и что бы ни делал, всегда
тихо произноси молитву. Бывают обстоятельства, когда приходится
прекращать молитву, но не оставляй ее совсем, а опять снова возобновляй.
После упорных трудов постепенно Иисусова молитва переходит в наш
ум. И уста уже не двигаются, а молитва пребывает в нашем уме. Если
ослабевает, то мы усилием ее подгоняем, и со временем она становится
самодвижной, может, только во сне мы ее не слышим, но некоторые и во сне
ее слышат. А самая высокая ступень - сердечная молитва. Она мало кем
достигается. Это уже само совершенство, когда молитва из ума переходит в
грудную полость и постепенно соединяется с нашим сердцем. И уже само
сердце постоянно - и денно, и нощно - творит Иисусову молитву уже вне
нашей воли. Только я хочу тебя остеречь, чего нельзя делать: это
насильно вгонять молитву умом в сердце, применять всякие дыхательные
приемы, слежку за пульсом и приравнивать искусственно молитву к
сердцебиению. Этим ты можешь испортить себе здоровье и ничего более не
достигнешь. Все делается постепенно, без этих приемов. Понемногу, от
ступени к ступени Иисусова молитва придет сама по воле Божией.
Начни сегодня же, Алеша. Живи около меня, а я буду наблюдать и
помогать тебе в этом нелегком делании. А когда вернешься домой, то
обращайся к монахам, в ближайший к твоему краю монастырь. Сам не пытайся
продвигаться в этом делании, а то опять запутаешься. Окормляйся
где-либо при монастыре. Монахи-то они лучше других разбираются в этом
делании, так как монах без Иисусовой молитвы - все равно что солдат без
ружья.
Итак, я прожил у батюшки сколько позволяли мои возможности. Батюшка
благословил меня на отъезд. Мы распрощались, и меня проводил до выхода
из ущелья инок отец Смарагд. Вот и все, пожалуй, но когда я добирался до
Сухуми, я вспоминал заступничество Авраама за Содом: "Неужели ты
погубишь праведного с нечестивыми? Может быть, есть в этом городе
пятьдесят праведников?" И сказал Господь: "Я пощажу Содом ради
пятидесяти праведников". И сказал Авраам: "А если там будет двадцать
праведников?" И сказал Господь: "Не истреблю город ради двадцати
праведников". И сказал Авраам: "А если их будет десять?" И сказал
Господь: "Не истреблю и ради десяти".
Мир наш, утонувший во зле и грехе, стоит еще молитвами праведников,
живущих в монастырях, пещерах, ущельях, расселинах, которые и денно, и
нощно взывают: "Господи, помилуй нас, ради имени Твоего святого не дай
погибнуть созданиям Твоим, яко Ты еси Бог во Святой Троице Единосущной и
Нераздельной всегда, ныне и присно, и во веки веков Ты еси Бог наш!
Аминь".
|