Содержание
Прошлым летом я снял комнату
близ станции Сиверская и каждую
ночь в два часа рассматривал в морс-
кой бинокль красную планету Марс
со снежной шапкой на маковке, кото-
рая в том году на удивление близко
подошла к нашей грешной Земле.
Ученые астрономы утверждают, что
последний раз она так близко подхо-
дила при неандертальцах, 60 тысяч
лет назад.
Ну
как тут не пожертвовать ночным сном для такой диковинки! А по суб-ботам
и воскресеньям ходил я в церковь Казанской иконы Божи-ей Матери, где и
познакомился с одним странником – малорос-сом, который шел пешком из
Великого Устюга на Полтавщину. Ночевать ему было негде, и я пригласил
его к себе.
У меня был куплен кусок свинины, я приготовил хороший ужин и
пригласил гостя к столу. Однако, он свинину есть отка-зался, пояснив: -
Не вкушаю я свинину. И не потому что я иудей или мусульманин, а все
из-за того, что однажды в мой огород пролез паршивый соседский
поросенок. Паршивым я его, конеч-но, со злости называю, на самом деле,
это был хорошо упитан-ный, розовый, весь налитый молодым жирком веселый и
ужасно прожорливый поросенок. Радостно похрюкивая и вертясь юлой, он
стал жадно пожирать все, что зеленело и кудрявилось на грядках. Увидев в
окно этот грабеж, я понял, что урожай надо спасать, иначе прощай мои
труды. Я схватил швабру и с криком: "Ну, погоди, тварь, я тебе сейчас
задам трепку!", - выскочил во двор и стал шваброй выгонять разбойника с
огорода. Но негод-ник не желал покидать эти благодатные угодья,
уворачиваясь от швабры, он колесил по грядкам, вытаптывая посевы и на
ходу хрупая все, что удавалось ухватить. Все же я оказался проворнее и с
размаху угостил вора шваброй по хребту. Поросенок завере-щал, бросился к
проделанному им лазу в ограде и юркнул в ды-ру.Не переставая вопить, он
направился в свинарник, быстро перебирая передними ножками, а задние
волоча по земле. Моя жена, выйдя на крыльцо с тазом мокрого белья,
увидела покале-ченного поросенка и, неодобрительно покачав головой,
стала развешивать мокрое белье.
На следующее утро на соседнем дворе ярко горел костер, на ко-тором
хозяин ошмаливал вчерашнего поросенка, а жена его –ба-ба лютая и
зловредная, грозила кулаком в сторону нашего дома. Снимая высохшее за
ночь белье, моя жена обнаружила исчезно-вение моей любимой клетчатой
рубашки, но отнесла эту пропа-жу на счет проходивших мимо цыган. Что
касается соседа, рабо-тавшего кладбищенским сторожем и могильщиком, то
ни шума ни скандала он не устраивал, справедливо рассудив, что
поросе-нок, потравивший чужой огород, понес справедливое наказание. Но
жена его рассудила иначе и, затаив на меня злобу, готовила черную месть.
Через неделю после этого случая, я проснулся посреди ночи от тяжких
громовых раскатов, ослепительных вспышек молнии и дробного стука по
крыше обложного дождя. По комнате в одной ночной рубашке бродила жена,
спотыкаясь о стулья, крестясь и шепча молитвы. Отыскав спички, она
затеплила лампадку в бож-нице и, встав на колени, клала земные поклоны и
молила Илию-пророка, чтобы он не кинул молнией в наш дом. В отличие от
меня, она была очень богомольна и крепко держалась всех пос-тановлений
Православной Церкви. Я же часто смеялся над ней и был равнодушен к вере,
как и большинство тогда советских лю-дей.
Но с той грозовой ночи со мной стало твориться что-то необыч-ное:
появилось безпричинное безпокойство, нервозность, чувст-во страха и
тоскливое настроение. По ночам меня мучили кош-мары, снились мертвецы,
дружно гнавшие меня из дома. Я, ко-нечно, и раньше выпивал, но теперь от
тоски стал пить по-мерт-вому, бросил работать. А однажды, плохо
соображая, что делаю, полез на чердак и, привязав к балке веревку,
повесился…
Очнулся я в больничном коридоре, намертво привязанный к старой
железной кровати. Оказывается, вернувшаяся с базара жена, увидела
открытую на чердак дверцу, полезла, гонимая предчувствием, и перерезала
веревку. Вызвали скорую. Де-журный врач, осмотрев меня, махнул рукой и
сказал: "Аминь!" Но все же занялся мной. Несколько часов медики пытались
вернуть несчастного висельника к жизни, но душа стремилась расстаться с
опостылевшим телом, и только после поясничного прокола я пришел в себя.
И долго еще ходил я с лиловым руб-цом от веревки вокруг шеи, не мог
говорить, а только хрипел.
Жена моя, как-то встретив цыган, стала стыдить их за украден-ную
рубашку. Но всеведующие цыгане сказали: "Ты, золотая, нас не ругай, а
кляни свою соседку - киевскую ведьму. Это она навела порчу на твоего
мужа: украла рубашку и заставила своего мужа закопать ее в могилу с
очередным покойником". Услышав такое, жена просто обомлела. Вбежав домой
с белым лицом,бро-силась на кровать и залилась слезами. На все мои
расспросы – отмалчивалась… А мое беснование все продолжалось. По ночам
меня давили черные приз- раки, приказывая мне хриплыми го-лосами опять
лезть в петлю. Жена велела мне ехать в город и у знающих людей
расспросить, как избавиться от порчи.
В город я приехал к вечеру, остановился у сродника-свояка. За ужином
рассказал о своей беде. Выслушав с сочувствием, свояк посоветовал
обратиться к знаменитому психиатру Илье Давид-сону, а если тот не
поможет, то к экстрасенсу Ивану Брюханову.
Давидсон, оказавшийся сухопарым субъектом с козлиной бород-кой,
благосклонно меня выслушал, постучал молоточком по ко-леням и сказал,
что чертей, демонов, ведьм, а также и Самого Бога в природе не
существует. Все это плоды моего больного во-ображения, и пора мне уже
бросить пить, и неплохо бы заняться спортом. Болезнь же мою назвал
дромоманией, то есть -страстью к бродяжничеству. И чтобы разрядиться -
посоветовал побро-дяжничать и попринимать кое-какие таблетки. Я стал
пить таб-летки и бродяжничать в окрестностях города. Из-за таблеток у
меня стали дрожать руки и нижняя челюсть, а собаки, видимо, не перенося
бродяг, покусали меня и превратили в лохмотья брюки.
На следующий день я отправился к экстрасенсу. Дверь, ведущая в его
кабинет, была увешана табличками, гласящими о трудах и званиях пана
Брюханова. Он именовался доктором эзотеричес-ких наук, почетным членом
Тибетского союза ламаистов, дейст-вительным членом ассоциации вука-вука
магов озера Чад и т.д. Сам экстрасенс оказался толстым краснорожим
мужиком с чер-ной окладистой бородой. Обряжен он был в черную рясу, а на
тучном чреве были налеплены звезды каких-то иностранных ор-денов. Он
вперевалочку подошел ко мне вплотную и стал делать руками различные
пассы. Я как-то сомлел и упал в кресло. Мне не хотелось, но почему-то я
дурным голосом кричал на Брюха-нова всякие ругательства. Он надул щеки и
сильно дунул мне в лицо, потом накапал в стакан чего-то черного и дал
мне выпить. Я погрузился в сон. Снилась мне помидорная война в Испании,
по улицам ручьями тек томатный сок… Проснулся я в кабинете все того же
Брюханова. Он пил чай и погрозил мне пальцем: - Не удалось мне снять с
тебя порчу, не помогли даже африканские капли вука-вука… Ищи святого
старца-пустынника, может быть, он изгонит из тебя бесов.
Я совсем отчаялся и опустился. Пил по-прежнему и вскоре потерял
способность различать: где кошмары видений, а где действительность. В
храмы Божии меня не пускали и выталки-вали вон, потому что, как только
хор запевал антифоны, я ста-новился на четвереньки и выл волком. А когда
выносили чашу с Дарами, кто-то изрыгал из меня матерную брань и я
бросался с кулаками на священника. Постепенно я оброс волосами,
обно-сился и бродил по улицам, изрыгая мат на всех и вся. Свояк,
отчаявшись, выставил меня из своего дома. Я стал побираться.
Нищенствовал молча, просто протягивая руку за подаянием. Одежду и обувь
находил на помойках. В полях, вдали от людс-ких глаз, я передвигался на
четвереньках и жевал траву как древ-ний Вавилонский царь Навуходоносор. О
доме и жене своей я совершенно забыл, будто их никогда и не было.
Ночевал в кана-вах, стогах сена, на кладбищах.
Однажды, проходя Черниговскую область, где много святых мест, я вышел
к Троицко-Ильинскому монастырю. Так как я не мог открыть рта, чтобы не
изрыгнуть матерной брани, то я по-казывал монахам и богомольцам
картонку, на которой было на-писано, что я ищу старца-пустынника. Но
никто ничем не мог мне помочь. Тогда я решил войти в собор в честь
Живоначаль-ной Троицы, где была чудотворная икона Божией Матери "Руно
орошенное" с чудодейственным истечением слез, но какая-то не-ведомая
сила выбросила меня из притвора на паперть. Я запла-кал, тогда из храма
вышел иеромонах с кропилом и стал гонять-ся за мной по двору и кропить
святой водой. Я чуть не задохнул-ся от бешенства и запустил в него
кирпичом. Богомольцы сгреб-ли меня и потащили к святому источнику. Вода
была ледяная, в ней, погруженные по грудь, сидели мужики и бабы. Из
будки вышел иеромонах и позвенел колокольчиком - пора было выле-зать.
Многие окунулись с головой и побрели к берегу. Но неко-торые женщины
берегли прически и окунулись лишь по шею. И я увидел, что на их сухих
головах сидела целая куча бесов. Я стал кричать, что зря они сидели в
святой купели. Оглядевшись, я увидел, что на ближайших кустах и деревьях
висят разноцвет-ные тряпочки, ленты, кое-что из одежды, костыли,
посохи… Это мода такая у исцелившихся - развешивать что-то в знак
благо-дарности. Мода эта пришла к нам с католического Запада, где у
источников и чудотворных икон принято вывешивать серебря-ные и золотые
изображения исцелившегося органа. Бесы, сидев-шие во мне, глумились и
хохотали. Ко мне направился иеромо-нах, намереваясь ожечь меня крестом, и
я убежал в лес. А ночью опять отправился на поиски неведомого святого
старца.
С Украины я вышел в Россию и везде показывал картонку с над-писью,
что ищу святого старца. Так я вышел к Арзамасу, прошел к Дивееву, но
только около Оптиной пустыни я встретил монаха, который посмотрев на мою
картонку, спросил: "Ты слышишь ли речь?" Я кивнул. Тогда он
перекрестился и посоветовал: "Ступай, мил человек, в Вологодскую
губернию на реку Сухону к Великому Устюгу. Там в лесах около Коченьги
ищи праведно-го старца Нила. Если он еще жив, то должен тебе помочь и от
бе-сов освободить". Как только он это сказал, живот мой заходил
ходуном, - бесы всполошились, стали срамно ругать монаха. Старик
перекрестился и ушел от меня, а я обрадовался, уж если бесы перепугались
- значит, вологодский старец жив и поможет мне. На деньги, скопленные в
странствовании попрошайничест-вом, я купил на барахолке приличную
одежду, сходил в баню, подстригся. Осталось только найти старца. Где его
искать, ска-зать мог, пожалуй, только священник. Я обосновался около
ста-рейшего на севере Гледенского монастыря, что в четырех кило-метрах
от Великого Устюга при слиянии рек Сухоны и Юга. На мое счастье, после
долгого ожидания, на Успение Божией Мате-ри из монастыря вышел крестный
ход. Несмотря на то, что бесы начали давить меня, я приблизился к нему и
стал всем подряд показывать свою картонку с надписью: "Где мне найти
старца Нила?"
Две добрые женщины рассказали, что отец Нил жив-здоров и объяснили,
как до него добраться. В тот же день я доехал до Ко-чаньги, а потом
лесной дорогой двинулся к старцу.
Долго ли близко ли шел. Но вот передо мной лесная келья стар-ца -
небольшая изба с пристроенным к ней бревенчатым сараем. На мой
докучливый стук в окно из избы вышел высокий благо-образный старец явно
постнического вида, с большой седой бо-родой, густыми кустистыми
бровями, одетый в старый, закапан-ный воском подрясник с широким кожаным
поясом и наперс-ным крестом на груди. Отдав мне поясной поклон, он
посмотрел на меня проницательным взглядом своих голубых глаз и сказал:
"Говори, чтобы я мог тебя видеть". Я открыл рот, и оттуда поли-лась
густая матерная брань на старца и Святую Троицу. "Так ты не один пришел,
вас оказывается целая компания, - с улыбкой сказал отец Нил. - А теперь
- молчи и терпи, если хочешь быть избавлен от злокозненных бесов. "Сей
род изгоняется постом и молитвой", - сказал наш Господь Иисус Христос".
Бесы при этом святом имени бурно запрыгали и заворчали в моем чреве.
- Раздевайся до трусов, бери эту старую шубейку, миску для во-ды и пойдем в сарай.
Сарай был просторный и крепко сбитый. По сухому навозу было видно,
что раньше здесь стояли кони. В бревенчатую стену была вделана цепь с
железным поясом на конце. Старец надел на меня этот пояс и замкнул
висячим замком. Налил в миску воды,при-нес горсть ржаных сухарей. Потом
принес из кельи большие листы бумаги с крупно написанными на них
молитвами и при-крепил листы к стене напротив меня.
- Чадо, - сказал он. - Претерпевый до конца той спасется.
С этими словами он запер двери и ушел.
Итак, я, как бешеный кобель, был посажен на цепь, на воду и черные
сухари. Я стал лаять, скакать и рваться на цепи. Мне по-казалось, что у
меня даже вырос собачий хвост. Я бранился на старца и угрожал вырвать
ему бороду. Устав, я выпил воду, а сухари разбросал. В развешенные по
стенам молитвы кидал су-хим конским навозом. На шум и крики пришел
старец с кропи-лом и плетью. Став на безопасное расстояние, он сначала
кропил меня святой водой, а потом доставал и плетью. Я немного
утихо-мирился, а старец стал беседовать с моими бесами. Они кричали, что
так хорошо устроились потому, что я вел свинский образ жизни: курил,
пил водочку, в церковь не ходил, в Бога не верил, да еще кормчествовал -
гнал тайно самогон и продавал его пья-ницам. Да еще кроме жены имел
любовницу. А закопанная в могилу рубашка тут ни при чем, поскольку
соседка никакая не ведьма, а такая же бесноватая баба, как и тот, в коем
мы сидим. Хорошо сидим и не выйдем, и ты, старец Нил, не пугай нас. Бог
за беззакония Филиппа попустил нам войти в него для его истя-зания. Вот
и будем мы мучить Филю, пока опять в петлю не за-лезет.
Старец на это ответил: "Бес свирепый и лукавый, я вместе со Христом
Иисусом допеку вас и выгоню из этого грешного стра-дальца. Так и знай! Я
слов на ветер не бросаю".
Бесы ответили ему на это глумливым смехом, свистом и бранью. К утру я
ужасно проголодался, потому что всю ночь продрожал под ветхим
тулупчиком. Я стал вопить и рваться на цепи: - О, злой старче, принеси
мне хоть каких-нибудь объедков, а то я с голоду околею.
Старец долго не приходил, видимо, стоял на молитве. Но вот ворота
распахнулись, и старец налил мне в миску воды и посо-хом подтолкнул ко
мне разбросанные во всему сараю сухари. Я жадно грыз сухарь и смотрел в
открытые ворота на волю, где шел мокрый снег… После двухнедельного
сидения на цепи, на воде и сухарях я ослаб духом и телом, и даже стал
понемногу читать развешенные на стенах покаянные молитвы, хотя бесы
забивали меня своими нечестивыми криками и удушьем. Бывали у меня
недолгие просветления ума, когда я понимал, что стра-даю,что наказан за
свое неверие и свинский образ жизни, я страстно желал освободиться от
своих мучителей и стать дос-тойным сыном Церкви. Но сам, без Божией
помощи и помощи старца, ничего не мог сделать. На третью неделю, когда я
еще сильнее ослаб телесно, старец освободил меня от цепи и перевел в
баньку, где я мог согреться, протапливая каменку, и даже хо-рошенько
помыться.
Старец Нил стал приходить ко мне чаще. Входил он со словами:
"Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит
жизни, но гнев Божий пребывает на нем". Услышав это, бесы прыгали у меня
во чреве и глумливо хохотали. Старец осенял меня крестом, кропил святой
водой, кадил ладаном и чи-тал запрещательную молитву святого Василия
над страждущими от демонов. Он повторял эту молитву по десять раз, кадил
лада-ном, бросал меня на лавку и давил большой Богородичной ико-ной
"Достойно есть". А если я начинал буйствовать - хлестал меня плетью. "К
тяжелой болезни надо и сильное лекарство", - говаривал он. А бесы
вопили: "Злой калугере, сидели, сидим и сидеть будем! На что нам
выходить, чтобы идти в бездну? Пожалуй, мы можем выйти из этого
проклятого грешника, но только в свинью Гадаринскую". "Да где ж здесь
взять свинью Гадаринскую, господа черти? А вологодская вам не подойдет?"
"Свинья - везде есть свинья. Давай и вологодскую". Тогда старец меня
немного подкормил, вернул одежду, деньги и велел в бли-жайшем селе
купить и привести свинью. Я заготовил картонку: "Куплю годовалую свинью"
и пошел по селам. Меня принимали за глухонемого, и я вскоре сторговал у
одного хозяина порядоч-ную хрюшку. Подгоняя хворостиной, я пригнал ее к
старцу. Старец оглядел ее и одобрил: "Совсем как Гадаринская".
А следующее утро в баньке, в присутствии удивленной, сидящей на заду
свиньи, старец начал изгнание бесов. И услышал я стра-шные слова старца:
"Я изгоняю из тебя бесов, Филиппе, боль-ной, но возрожденный через
святой источник Крещения именем Бога, искупившего тебя Своей драгоценной
Кровью, чтобы ты стал очищенным от бесов. Да удалятся от тебя всякие
нечистые духи и всякое зло дьявольского обмана, заклинаемый Иисусом
Христом, Который придет судить живых и мертвых. Аминь!"
После этих слов меня бросило на пол, и я с криком забился в
судорогах, как подстреленный голубь. Изо рта пошел коричне-вый зловонный
дым и вошел в раскрытое рыло свиньи. Свинья вскочила на ноги, глаза ее
налились кровью, и она с рычанием стала бросаться на стены и дверь.
Дверь, не выдержав напора, распахнулась, и свинья, безпрерывно вопя,
большими скачками помчалась в лес.
Старец трижды произнес: "Слава Тебе, Боже, слава Тебе!" И добавил: "А
свинью с бесами сожрут в лесу волки". Потом он попарил меня в баньке,
привел в свою келью и причастил Свя-тыми Дарами. Всю ночь напролет
возносили мы с ним Богу благодарственные молитвы, а под утро легли
спать.
Я хотел остаться у старца келейником, но он сказал, что пос-кольку я
был бесноватым, потому, по Евангельской традиции, должен идти домой и
рассказывать людям, что сотворил со мной Бог.
|