А Бог-то, от тут как тут. Скор и внезапен Милосердный на
помощь всем призывающим Его во истине. Не ищите совершенства ни в людях,
ни в системах - совершенен только Бог».
Многие являлись с пожертвованиями, но о. Георгий принимал не
всякого. Один богатый Болховский купец на своем веку обидел много народу
и даже своих родных вверг в нищету. Под старость стал богомолен, много
денег начал жертвовать на монастыри и церкви. Прослышал он, что о. Егору
нужны средства на построение храма и предложил ему 20 тысяч рублей. А
батюшка ответил:
- Храмы Бог строит, а мы, люди, у него приказчики.
По-людскому, по-приказчичьему, спасибо тебе на жертве, ну а Хозяин
твоих денег брать не велит. Деньги ваши больно человеческими слезами
подмочены. А такие Богу не угодны, родные твои, кровные, от тебя по миру
с протянутой рукой гуляют, и ты думаешь у Бога от их слез деньгами
откупиться? Не возьму от тебя и миллиона; возьму, когда облаготворишь
тобой обиженных.
И тронул совесть богача. У отца Георгия часто спрашивали, где
он берет деньги на те постройки, которые появились в Спас-Чекряке, есть
ли на содержание их какие-нибудь фонды?
- Решительно никаких, - отвечал о. Георгий, - кроме 60-ти
десятин земли, подаренной И.И. Преображенским... Ну, так вот с этой
жертвы и начались все мои постройки, все остальное я собираю в
продолжение 15 лет вот теми копеечками, которые кладут мне за молебен и
за мои советы. Пока я жив, и Бог не оставляет меня... Не оставляю меня
своими пожертвованиями и частные благотворители, кто деньгами, кто
вещами.
Чудные плоды благоустроения появились в Спас-Чекряке с первого
же года служения о. Георгия. Хозяйственную деятельность батюшка начал с
того, что устроил небольшой кирпичный завод. На нем работали прихожане.
Для приезжих был выстроен из собственного кирпича страннический дом -
подобие гостиницы.
Еще в 1885 г., при отсутствии подходящего здания, о. Георгий
обучал 50 мальчиков в доме, снимаемом им под школу. Затем священник
приобрел этот дом и устроил в нем школу грамотности, преподавал в ней
Закон Божий и светские дисциплины. В 1894 г. в Спас-Чекряке была
построена кирпичная одноклассная церковно-приходская школа на участке
земли, пожертвованном им же и госпожой Всеволожской. На следующий год
Орловский епархиальный училищный совет решил открыть в селе первую в
епархии второклассную церковно-приходскую школу, по его ходатайству из
средств Училищного совета при Святейшем Синоде было выделено 1600 руб.
Основные расходы - 5500 руб., взял на себя о. Георгий, выделивший
также десятину земли. Кирпич использовался с собственного завода, лес -
со специально приобретенной лесной дачи. В дальнейшем батюшка
постоянно жертвовал значительные деньги на ремонт и оборудование (в 1901
г. - 2600 руб., Училищный совет выделил 400 руб.).
22 октября 1896 г., в день празднования Казанской иконы
Божией Матери, Волховский соборный протоиерей о. Димитрий Руднев освятил
новое здание второклассной школы, равной которой не было даже в уезде.
Один из инспекторов писал: «Чарующее впечатление произвела на меня пи
школим устройством, расположением и обстановкой». Кирпичное здание
длиной около 26 м. и высотой более 3,5 м. имело пять больших комнат: два
класса для младших и старших детей, комнаты для двух учительниц,
мастерскую и раздевальню. На всенародный праздник приехали духовенство,
представители губернских и уездных властей, духовные дети о. Георгия.
Гости и новые питомцы школы молились перед школьными иконами Св.
Александра Невского, Св. Владимира, покровителей славянской
письменности святых Кирилла и Мефодия. Крестьянские дети, закончившие
одноклассные школы, поступали в новую второклассную, чтобы стать
кандидатами на звание сельского учителя. В первый год их записалось
20 человек, в образцовую школу грамоты - 129 человек.
О. Георгий в школе для мальчиков устроил интернат на 80
человек (всего училось примерно 130), библиотеку на 500 книг, две
мастерские: слесарно-токарную и столярную, образцовую пасеку на 30 ульев
(на пчеловодческой выставке в Волхове была получена почетная грамота);
купил землю при школе и развел на ней огороды и фруктовый сад из 400
деревьев. Для обучения батюшка, следивший за достижениями науки, купил
даже электрическую машину.
Второклассная школа в Близне, рядом со Спас-Чекряком, которой
заведовал батюшка Георгий, стала образцовой. В дальних деревнях прихода
им были организованы еще несколько церковно-приходских школ: в деревнях
Сиголаево (1898). Шпилево (1898) и Меркулове, в которых о. Георгий был
попечителем и законоучителем. На обучение крестьян шли доходы двух-трех
имений. В 1902 г. были возведены новые кирпичные школьные здания.
К 1903 г. был построен приют для девочек - невиданное дотоле
место спасения сироток со всей России. Когда отец Георгий приступал к
его устройству, люди сомневались, что может осуществиться затея
религиозно-нравственного просвещения сирот. На это о. Георгий отвечал:
- У меня вся надежда только на Бога: когда хочешь сделать
что-либо доброе и просишь помощи Божией, то всегда ее получаешь: если
Бог поможет выстроить приют, то поможет и устроить его по-христиански;
Господь пошлет добрых людей и для заведования; и для служения сиротам, и
для пожертвований; все в руках Божиих, надо только молиться и просить
Его. Он все пошлет и все устроит.
О. Георгий так объяснял богоугодность этого нового для русского села дела:
- Мое мнение, что все приюты и воспитательные дома следовало
бы непременно устраивать в деревнях, а не в городах, здесь воздух чище,
простору больше, содержание дешевле, словом, те же самые средства на
приют принесли бы большую пользу детям, а устройство таковых обогатило
бы села и деревни, давая хороший заработок соседним крестьянам, кому
работой, кому доставкой провизии, не говоря уже о нравственном влиянии
на них. - Когда я был сельским учителем, мне всегда приходила мысль, что
30-40 лет назад, когда впервые начали обучать крестьян грамоте и не
ввели всеобщего обучения, тогда следовало начать обучение с девочек, а
не с мальчиков. Выйдя за муж, они сами стали бы учить грамоте своих
детей, особенно мальчиков. И дети, побыв два-три года в школе,
встретили бы дома грамотную мать появились бы и книжки в избе, и они не
забывали бы так скоро то, чему учили их в школе, - скорей бы поняли
пользу школ; тогда крестьяне сами бы содействовали открытию школ, и быть
может, теперь вся Россия была бы уже грамотная. Точно такого же я
мнения относительно воспитания. Надо воспитывать девочек - будущих
женщин - в религии и доброй нравственности, чтобы они, сделавшись
матерями, могли бы сами в таком же духе вести детей.
Приют был освящен 27 июня 1903 г. отцами Иоанном Феноменовым,
Димитрием Рудневым и Константином Коссовым. Сюда поступали по большей
части круглые сироты, девочки из крайне бедных семей, от трех лет и
старше. Трехэтажный красивый кирпичный дом, построенный столичным
зодчим, был рассчитан на 160 детей, в первый год их было около 30. На
первом этаже располагалась столовая, чайная, кухня, башмачная
мастерская, на втором - приемная для посетителей (зал), классы, ткацкая
мастерская, квартиры начальницы, ее помощницы и учительниц, в верхнем -
спальни и гардеробная. В светлом зале - «молельне» находились два
большие киота с боковыми маленькими отделениями, куда девочки помещали
свои простые иконы - родительское благословение. Там же висели портреты
членов Царской Семьи.
Общение с батюшкой было для детей светлым праздником.
Провинившихся он не наказывал, а поучал словами мира и любви. Батюшка
заботился о обездоленных судьбой малышах, как чадолюбивый отец,
наставляя их к спасению и своим словом, и примером самоотверженной
богоугодной жизни. Малютки приветствовали его умилительным пением
молитв и духовных стихов, называли «папашей». Вот одна из картин
чекряковского быта: «Девочки с криком «Папаша, папаша!» облепили о.
Георгия со всех сторон, одна повисла у него на шее и что-то шептала ему
на ухо. другая дергала его за рукав, третья через головы всех что-то
быстро объясняла и все вместе крутились вокруг него так, что он еле-еле
передвигался, благословляя каждую из них с удивительно милой улыбкой.
Так он шел до своего домика, сопровождаемый воплями девочек и столь
любимым весенним криком грачей».
Зимой на занятиях проходило обучение Закону Божию, русской и
славянской грамматике, арифметике, географии, истории, народной
гигиене. Под руководством взрослых воспитанницы осушили овраг, посадили
там сад, устроили плотину и пруд для купания, качели в березовом лесу.
Были в приюте, который называли домом трудолюбия, рукодельная для шитья и
вязанья, башмачная, ткацкая мастерская со станками - «самолетами»
(помогли сестры Всесвятского Волховского монастыря). Здесь детей
научали рукоделию, огородничеству, садоводству, пчеловодству, всему, что
придется делать в жизни. Приютянки носили изготовленную ими самими
обувь и одежду, причем по праздникам их наряды - сарафаны, рубашечки,
фартуки, как и оформление лестницы, мебели, по расцветкам совпадали с
цветами флага России Даже этим батюшка-патриот закладывал любовь к
Отечеству.
Труд освящался словом Божиим. Ежедневно все воспитанницы
совершали утреннее и вечернее правило. По четвергам читали акафист Св.
Николаю Чудотворцу, а по субботам - Богородице. В праздники все дети
шли в храм к 7 часам, к утрене, затем во время проскомидии,
продолжавшейся 1,5-2 часа, отдыхали и пили чай, а потом возвращались
вновь к обедне. Пели два прекрасных детских хора, девочки помогали о.
Георгию отправлять требы, учились пономарить. В свободной, без муштры,
обстановке юные воспитанницы приобретали навыки трудолюбия, благочестия,
богатели смирением и целомудрием.
«Девочки очень хорошие, но несчастные, - говорил батюшка. Все
они безродные. Есть и благородные среди них, а ведь все равно кинутые.
Посмотришь на такую девчушку, жалко станет, и подберешь ее. А коли
взял, нужно заботиться. Вырастают - выходят замуж или, если захотят, в
монастырь. Девушки и хорошие, и красивые вырастают, от женихов отбоя
нет». Когда девочке исполнялось 14 лет, батюшка заказывал кованый
сундук и все годы до выхода из приюта «набивал его добром» - будущим
приданым. «Вот какой рай устроил Батюшка сиротам крестьянским! Нигде
этого нет!» - говорили в народе.
К мудрому пастырю пришли верные сподвижники - педагоги и
воспитатели. Так, паломницей в Спас-Чекряк приехала княжна Ольга
Евгеньевна Оболенская и осталась воспитательницей при юта, потом
заведующей. Добрая «мамаша», как ее называли девочки, учила их
чтению молит», пению, музыке, играм, рукоделию. Почти все предметы пела
в школе кроткая труженица Евдокия Павловна Ремезова, выпускница
Калужского епархиального училища. Фельдшер-массажистка, немка по
происхождению, приняла Православие и, овдовев, поселилась в приюте, где
заведовала больницей. Смотрительницей была матушка Александра Коссова,
учительствовала также дочь батюшки Елена. Начальство и духовное
руководство брал на себя отец Георгий. На веранду, окружавшую со всех
сторон его дом, бывало, подбрасывали детей, зная, что батюшка вырастит
их. Некоторых из них о. Георгий усыновлял, давал свою фамилию.
Ни в храме, ни в приюте не было кружек для сбора средств.
- А зачем они? - говорил батюшка. — Это некоторого рода
напоминание, вымогательство: может, наконец, случиться, что вы не при
деньгах, дорога дороже обошлась, чем вы предполагали, или обронили
дорогой деньги... Как вы неловко себя почувствуете, если в это время к
вам подойдут с кружкой. - Вы, как бы извиняясь, скажете: «Сейчас нет у
меня, я пришлю». Но ведь и без кружки можете прислать, если вы имеете
желание, а не сделали это потому, что или забыли, или при вас было мало
денег. Вот почему и не следует ни у кого просить и никого приневоливать.
Я не раз вам говорил, что у меня вся надежда на Бога и Его прошу, и Он
через людей посылает пожертвования, кому он внушит, тот и даст,
предположите, что - один, два, десять человек ничего не дадут, ну и
Господь с ними; поверьте, что приют от у не обеднеет, потому что Господь
по своей милости и беспредельном любви к сиротам пошлет 11-го человека и
расположит его сердце к сиротам так. что он и за себя, и за всех
десятерых пожертвует. Я все представляю на волю Божию и благодаря Богу,
приют устроился и существует... Да. с Богом - все, без Бога - ничего.
Моя постоянная молитва, чтобы Господь не отступился от меня грешного.
К упованию на помощь Божию батюшка старался приучить и
воспитанниц, чтобы они с раннего возраста поняли, что нет высшей
заслуги, как помощь ближним. Пример настоящего бессребреника — отца
Георгия, доказывал, что помощь Божия никогда не оставит того, кто жизнь
свою посвящает служению Богу и ближним. И воспитанниц, и прихожан он
предостерегал:
- Деньги опутывают и порабощают людей и делают из них своих
жалких и послушных рабов. Они соблазняют и требуют жертвы от них, но
благополучия в жизни не дают. А зла от них много. Не порабощайте ими
свою душу. Бог каждому дает, сколько нужно. А если денег не хватает,
обратите внимание на свою жизнь. Правильно ли вы живете? Цена денег,
помимо их стоимости зависит также и от правильной жизни и благополучия
души. Знайте, что копейка может быть, как рубль, а рубль, как копейка.
Главным украшением села стал величественный одноглавый храм в
русском архитектурном стиле, с трехъярусной колокольней, украшенной
росписями. По завету отца Авмросия он создавался с 1896 г. на народные
пожертвования, поступавшие в Спас-Чекряк ради любви к пастырю, веры в
его молитвенное предстательство перед Богом. 27 октября 1903 г.
благочинным о. Иоанном Феноменовым и о. Димитрием Рудневым в
присутствии почти всего духовенства благочиния и множества паломников,
особенно из Волхова и Белева, в теплой трапезной были освящены приделы
во имя Божией Матери и Арх. Михаила. А в 1905 г. освятили во имя
Преображения Господня главный престол церкви. Она знаменовала новую
жизнь в когда-то захолустном селе. Старая церковь была аккуратно
разобрана и на ее месте построен еще один, маленький, храм. В нем
почиталась икона Божией Матери «Утоли моя печали».
Кирпичный дом самого о. Георгия отличался скромностью
обстановки. Крылечко, как у русских теремов XV-XVI вв., вело в прихожую.
Далее находилась комната, совмещавшая зал и столовую. «Посредине стоял
большой квадратный стол, в дальнем углу фисгармония, в простенке очень
большие часы с завывающим боем, диван с продавленными пружинами,
несколько стульев и душистая герань на широких подоконниках». Далее
дверь вела в небольшую, «весьма бедную» комнату батюшки, где он
принимал посетителей, сидя в большом кресле с очень высокой спинкой.
О. Георгия почитали благодетелем и Болховского уезда, и всей
земли Орловской. При содействии батюшки и Крестьянского банка
прихожане-крестьяне приобрели 1000 гектаров земли в уезде и из
беднейших превратились в «достаточных». Отмечалось, что «весь целиком
город Болхов ведет свои дела по указанию священника, управа присылает
свои сметы». Дети из соседних деревень каждый день приходили к батюшке
за благословением на учебу.
Благотворные усилия священника находили отклик и
благословение и у архиепископов Орловских и Севских, преосвященных Св.
Серафима (Чичагова), будущего новомученика, и Александра (Головина). 21
февраля 1906 г. под председательством преосвященного Серафима
состоялось совещание епархиального духовенства и мирян по вопросу о
мерах к оживлению прихода. Смиренный о. Георгий в своем выступлении
отметил необходимость сознаться, что «мы, пастыри, живем не
по-пастырски, для успеха дела пастырям надо отвергнуться себя и идти за
Господом Богом, а не так, как теперь, что Христос за нами идет, а не мы
за ним». Владыка Александр (управлял епархией в 1908-1910 гг.) не раз
приезжал в Спас-Чекряк, где встречал радушный прием, радовался
ревностной заботе подвижника о церковной жизни, плодам его трудов.
Высоко чтил подвижника Св. Иоанн Кронштадтский и выговаривал
орловским паломникам, зачем они ездят к нему, когда у них есть такой
благодатный, святой батюшка, заслуживший своей богоугодной жизнью
любовь Господа. В разные годы здесь были свидетелями великих
преобразований тысячи людей. Свои впечатления от « Спас-Чекряка описал в
«Воспоминаниях» товарищ обер-прокурора Св. Синода князь Н.Д.Жевахов
«Видите, что делает благодать Божия, какая сила у молитвы!... Так вот о
таких-то священниках газе ты не пишут, а знают о них только те, кто сами
их ищет».
Православный писатель С.А. Нилус, посетивший Болхов и
Спас-Чекряк, сравнивал облик о. Георгия со Св. Иоанном Предтечей. Как
Прор. Елисей поднял плащ Прор. Илии, так и о. Георгий принял благодать
Преп. Амвросия. «Не стоит ли одесную его один из тех ангелов, которых в
последние дни Господь пошлет собирать своих верных со всех четырех
ветров земли?», - такими словами завершил он свой очерк 1904 г. об о.
Егоре Чекряковском, как любовно называли его прихожане.
Особое стихотворение посвятил о. Георгию орловский протоиерей
Илия Ливанский: «Отрадное явленье видим/В окрестностях мы Болховских/ С
лет детских, близких нам, знакомых/Любезных сердцу, дорогих./Простой
служитель Церкви Божьей,/Смиренный сельский иерей, /Такую возымел там
силу/Над целой массою людей,/Что нужно только удивляться,/Как мог он так
возобладать/Над этой массою народной/И ей всего себя отдать./И сколько
темных суеверий/ Уже рассеять он сумел,/Как от раскола, от
сектанства,/огородить народ сумел./И на далекие пространства/Известен
ныне Спас-Чекряк/И точно на крылах стремится/К отцу Егору ныне всяк».
О святом колодце батюшки Егора, вере почитателей подвижника, о
случаях прозрения и излечения христиан рассказал в своем очерке «Новая
земля» замечательный писатель М.М. Пришвин. «И лицо, и фигура отца
Георгия, - писал он, - соответствуют его кипучей деятельности. Лицо его -
сильное, почти грозное». По другим описаниям, о. Георгий был
высокого роста, худощав, полосы у него были черные, волнистые, глаза
глубокие, темно-карие, дуги бровей нависшие над глазами, будто
нахмуренные; борода длинная и неровная. Еще одно впечатление от встречи с
о. Георгием описывает Е. Дюшен-Крашенинникова: «Кругловатое лицо, очень
выразительные голубые глаза, искрящиеся, добрые-добрые, окладистая
борода. Роста он был немного выше среднего, широкоплеч. Держался он
очень прямо, с плавными движениями, вдаль смотрящим взглядом и мягким
тембром голоса. Во всем у него какое-то спокойствие и неторопливость и
уверенность в том, что он делает».
...С годами губительнее становилось помрачение людских
сердец, на которые уже не сказывалось пастырское влияние. Свет
евангельского учения не проникал в жизнь народа, быт расшатывался
пороками. Закреплялось неуважение к храму и духовенству. О. Георгий
провидел и те беды, кои судил Господь России и ее преданным сынам, и
неувядаемые венцы славы, уготованные верным за принятые муки. «Мы живем
пока тихо, но это ненадолго. Все зальется кровью, и трупов будет, как
поленьев, будут и голод, и болезни, о которых мы сейчас и не думаем. Ну
что ж. Его святая воля Пройдет немного еще времени - и еще больше будет
трупов, целые горы и великая скорбь», говорил прозорливый подвижник в
марте 1914 г.
На другой день после октябрьского переворота о. Георгия в
Спас-Чекряке посетил епископ Серафим (Остроумов), будущий новомученик.
После беседы владыка покинул лом батюшки со слезами на глазах.
Поручая себя Промыслу Божиему, о. Георгий продолжал утешать
свою паству. Благодаря его усилиям Спас-Чекряк был как бы островком
посреди разбушевавшегося моря. Церковь отделили от государства,
большевистские власти стали разжигать ненависть к ней и духовенству. В
Болховском уезде поводом к репрессиям был слух о золоте, спрятанном
монахами в Троицком мужском монастыре. Преследовать стали всех духовных
лиц и их родственников. 9 мая 1918 г. пьяные красноармейцы ворвались в
дом священника Иоанна Панкова в с. Усть-Нугрь Болховского уезда и
зверски закололи штыками о. Иоанна и его двух сыновей: Николая -
офицера, вернувшегося с фронта и Петра, ученика 2-го класса Духовной
семинарии (прославлены в лике Святых вместе с о. Георгием в 2000 г.).
Осенью 1918 г. красноармейцы приехали и за батюшкой в
Спас-Чекряк, чтобы забрать его в тюрьму. Но увидев его необыкновенную
кротость, смирение и любвеобильность, даже растерялись. А отец Георгий
благодушно дал им наказ: выполнить то, за чем пришли, испугавшуюся
матушку успокоил: «Я вернусь». В уездной тюрьме не ведали, что делать с
новым знаменитым арестантом, как записать его во враги народа? На свои
средства содержал сиротский дом, несколько школ, кирпичный завод,
больницу, всегда помогал крестьянам. Люди его любили, стеной были за
него. В заключении о. Георгий не переставал всем являть ласку и
приветливость. Своих утеснителей видел он не ведающими, что они творят, и
жалел их, зная, что иные не смогут оправдаться на Божием суде.
Промысл Божий продолжал хранить угодника среди
разбушевавшегося мятежа. Власти выпустили его из тюрьмы, опасаясь
народного гнева. В эти годы о. Георгия посетил со своими близкими
10-летний паломник - будущий старец-архимандрит, о. Иоанн
(Крестьянкин). «Это счастье продолжалось всего несколько дней, но
память о нем согревает меня всю жизнь», - писал впоследствии о. Иоанн.
Угодник Божий продолжал воспитывать паству словом и делом. Он
постоянно служил, стоял на страже церковных интересов. Но сатана
разжигал своих слуг на более лукавые нападки против пастыря стада
Христова. Безбожные власти различными путями стремились разрушить дело
жизни о. Георгия. В Спас-Чекряк стали посылать разного рода
уполномоченных. Они устраивали обыски, ставили на особый учет активных
прихожан. Его хозяйство было преобразовано в сельхозартель. Из
губернского Орла пришло распоряжение не брать новых сироток в приют, а
тем, которым исполнилось 18 лет, искать себе другое пристанище. Любовь
святого, как дар, забрали воспитанницы с собою в наследие. Так, они
помогали оставшейся нищей и голодной сиротой Евгении Николаевне Коссовой
(Потаповой), внучке о. Георгия.
Власти поощряли раскольников-обновленцев, которые доносили,
что батюшка Егор настраивает народ против советской власти, принимает у
себя бывших помещиком и дворян и ведет с ними контрреволюционные
разговоры. В начало двадцатых годов в Спас-Чекряк прибыла комиссия по
изъятию церковных ценностей, которых у священника не оказалось. Его
обвинили в укрывательство, арестовали, отправили в губернскую тюрьму,
где, в отличие от уездной, на снисхождение рассчитывать не приходилось.
На допросах о. Георгий давал смиренные и кроткие ответы, а
порой и пророческие предсказания. Желая унизить его сан, тюремщики
заставляли отца Георгия выполнять грязные работы. Но другие арестанты
ограждали полюбившегося им батюшку от утеснений. Власти и на этот раз
не смогли предъявить улик и снова были вынуждены отпустить его. И вновь
о. Георгий стал на своей неустанной страже в Спас-Чекряке. Как и
прежде, он душу полагал за пасомых. Сам находясь в новых условиях в
затруднительном материальном положении, кормил голодных, лечил и помогал
людям, как мог. Бывали случаи, когда приходили к нему со злым умыслом, а
после встречи раскаивались в своих помыслах.
«Главной причиной людских бед, - говорил о. Георгий, -
является наша грешная жизнь и отступление от Бога. Но это пройдет.
Скорбями и страданиями Россия очистится от грехов и обратится к Богу.
Царица Небесная не оставит наш народ и будет молить за нас Сына Своего
нашего Спасителя Иисуса Христа. И Господь Бог смилуется и простит нам
грехи наши и даст людям спокойствие и благоденствие. Когда это
случится, вновь явится Казанская икона Божией Матери и будет прославлена
и третий раз». И его неиссякаемая вера, любовь к Богу и ближним
по-прежнему была на виду и у властей, и у жителей Спас-Чекряка.
Каждодневно о.Георгий читал акафист Пресвятой Богородице, поминальники,
прося спасти души своих духовных чад. молился за царскую семью, хранил
благоговейную память о своем духовном наставнике. Преп. Амвросии
Оптинском, помощь которого всегда ощущал.
Жизненные невзгоды и неустанные труды ухудшили здоровье
священника. Начались боли в желудке, печени. Болезнь - рак желудка,
сковывала так, что не было сил встать на ноги. По откровению от Бога о.
Георгий знал свой смертный час, ожидал его спокойно, вспоминая с
благодарностью явленные ему великие благодеяния Божий.
И на смертном ложе не оставлял батюшка своего попечительства о
ближних, принимал людей и говорил им: «Все. Оставляю вас. Надейтесь
теперь на Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к
живому. Как и прежде, буду за вас молиться и вам помогать». Перед
смертью о. Георгия обвалился святой колодец в Спас-Чекряке. а неподалеку
забил новый родник. Батюшке принесли из него воды. Он помолился над
нею. попросил вылить воду в родник, который, как заповедал, стал чтимым
колодцем, вода из которого обладает целебными свойствами.
Подвижник умер от 26 августа 1928 г. (по старому стилю), 73-х
лет. Весть о его кончине разнеслась по окрестностям. Множество народа
спешило в Спас-Чекряк. Властям не удалось запретить поклонения
усопшему. Отпевали его в Спасо-Преображенском храме, рукотворном
памятнике святости о.Георгия. Благообразно, с просветленным ликом, лежал
Святой в гробу. Стоял великий плач, подойти к усопшему и даже войти в
церковь было невозможно, передавали платок, или цветок, чтобы коснуться
гроба. Гроб с телом обнесли вокруг церкви и захоронили у алтаря. Могила
была залита ливнем и грунтовыми водами. Тут припомнили предсмертные
слова батюшки: «Вода, кругом вода...».
Напасти от врага рода человеческого не прекращались и после.
«Умрешь в бане», - с горечью сказал перед смертью о. Георгий своей
матушке. Действительно, Александру Моисеевну, ее брата, учителя школы в
Чекряке Михаила Зернова и дочь Елену с тремя детьми и мужем изгнали из
Чекряка и сослали на север. Там в чьей-то бане матушка нашла свой
смертный час. Сын о. Георгия - Николай (1888-1929), по окончании
Орловской духовной семинарии учительствовал, затем принял священный
сан, служил в Спасской церкви с. Шумово (частично сохранилась), с 1920
г. - в Георгиевской церкви г. Болхова, где у него бывал и о. Георгий.
Такой же, как и его отец, пастырь-бессребреник, о. Николай не пережил
его и на год, скончался на Троицу от пневмонии. Когда его хоронили,
«весь Болхов звонил». Могила его и матушки Глафиры, которая была
репрессирована, восстановлена на Архангельском кладбище г. Болхова.
Нелегкая судьба была уготована и трем младшим сыновьям батюшки -
художнику Тихону, учителю Александру и артисту Алексею (две дочери
батюшки, Мария и Анастасия, рано умерли). В 1930 г. был арестован и
приговорен к 5 годам заключения в концлагере о. Константин Коссов.
В 1936-1940 гг. была разобрана на кирпич Преображенская
церковь, после войны такая же участь постигла школьные здания
(сохранились только больничный корпус, используемый под жилье,
развалины амбара и погреба). Но продолжали совершаться благодатные
знамения по молитвам у могилы или колодца, которые власти приписывали
невежеству народа. Последовало запрещение служить панихиды на могиле.
Ее не раз срывали и заравнивали вокруг землю. Но паломничество не
иссякало. В 1959 г., несмотря на запрещение, православные люди насыпали
могильный холм, на котором в начале 1980-х гг. установили памятник и
оградку.
Множество свидетельств благодатной помощи о. Георгия собрано
разными людьми, в том числе орловским жителем Николаем Усовым, который
пришел к вере посредством знакомства с жизнеописанием священника из
Спас-Чекряка. Сравнительно недавно по молитвам к святому исцелились
две дочери болховского жителя И. Тишина. И потому семья Тишиных возымела
особое усердие к благоустройству святого места.
13-16 августа 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе о.
Георгий Коссов за свое святое житие был канонизирован в чине
священноисповедника. К торжественному открытию мощей из-под спуда
священнослужители из храмов Орловской епархии - протоиерей Иоанн
Троицкий из Орла, Болховские священники отцы Василий, Петр и Александр и
о. Владимир из Мценска, при мно жестве богомольцев приступили 6
декабря, к день памяти Св. Митрофана Воронежского, чтимого о Георгием:
Св. Митрофан также был в начале своего служения приходским священником в
селе. неустанно создавал школы и храмы во времена перемен в России.
Четыре дня велись раскопки, пока не был найден гроб в дубовом саркофаге,
а в нем - останки батюшки, митра (ранее не было известно, что он был
награжден ею), крест в правой руке. Евангелие в латунном окладе. Это
произошло в день памяти освящения в Киеве церкви Великомученика Георгия
Победоносца - небесного покровителя батюшки.
Отныне 9 декабря - день обретения святых мощей
священноисповедника Георгия Коссова. Мощи были внесены в алтарь
Спасо-Преображенского собора г. Болхова, где и покоятся ныне в
деревянной раке на правом клиросе. Великое достоинство приходского
священника показал Господь в Своем угоднике, явив его в трудные для
нашего Отечества времена. Не иссякает поток христиан, поминающих
угодника Божия словами величание:
«Величаем тя. священноисповелниче Георгие. чтим честную память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».
Текст жития подготовил диакон Александр Берташ.
|