Священник Александр Дьяченко
- Отец Александр, — кричит в трубку Игорь, — при небольшой доработке
ваши рассказы прекрасно подойдут для киносценария. Остаётся продумать
какую-то общую логическую нить, которая будет проходить через весь
сериал, и уже на эту нить нанизывать остальные сюжеты. У меня
предложение, давайте встретимся и предметно обсудим то, о чём я вам
сейчас говорю.
Игорь, кроме того, что он православный христианин, ещё и
киносценарист. Для тех, кто не в курсе, киносценарист – это такой
человек, который сочиняет для кино все эти истории про бандитов, воров,
ментов. Придумывает сцены со стрельбой и мордобоем. Но мой собеседник,
оказывается, уже давно мечтает написать киноисторию о верующих людях,
мирянах и священниках. Потому, признаётся, на меня и вышел.
А что, тема на самом деле интересная и очень непростая. Вспоминаю
первый фильм, что я смотрел о Христе – это тот самый, с которым
протестанты в начале девяностых приехали покорять Россию. В нём главный
герой – этакий рубаха-парень, свой пацан, душа компании. С ним хочется
дружить, но не молиться.
После просмотра и сам всё гадал, а как бы я сыграл эту роль.
Представлял себе, как Он сидит с учениками, ест хлеб, пьёт вино.
Репетировал какие-то фразы из Евангелия и понимал – всё, что делаю,
фальшиво по самой сути. И думал, если у меня, человека верующего, ничего
не выходит, как же может сыграть Господа неверующий артист?
Хотя, почему обязательно неверующий? Но всё равно, по-моему, человеку страстному это физически невозможно.
Еще в конце прошлого века у нас в стране была сделана, наверно, первая попытка снять фильм на библейскую тему.
Интересно, что роль Христа предложили тогда очень популярному певцу
Валерию Леонтьеву. Но Леонтьев, будучи человеком умным, подумал и
отказался. Помню его слова: «Если бы я сыграл эту роль, то уже не смог
бы выйти на сцену в обычном своём амплуа. Просто не имел бы права».
Видимо, другие тоже не решились, потому Христа играл вообще
непрофессиональный актёр, зато и показывали его только издали. Он где-то
там, на втором плане произносил проповеди, размахивал руками и громко
цитировал Священное Писание.
Потом был удивительный двухсерийный фильм про апостола Иоанна –
фантастическая игра актёров под непрерывное завывание ветра и звуки слов
какого-то древнего восточного языка. Правда, сюжет картины разительно
отличается от предания. Создатели фильма зачем-то лишили Иоанна зрения и
в таком состоянии отправили проповедовать. Апостол любви запомнился
очень хорошо, «Христа» не помню совершенно.
Ну и, конечно же, незабываемый проект Мэла Гибсона – много крови,
Иуда, гонимый бесами, шикарная Моника Белуччи и капля дождя, точно
бомба, извергнутая небесами на Голгофу.
Когда убедились, что Христа сыграть нереально, принялись изображать
ангелов, бесов и, понятно, священников. Трудяги-католики занялись
экзорцизмом и гоняют бесов из картины в картину. Наши батюшки с бесами,
как правило, не конфликтуют, они мудры, степенны и благочестивы. Взирают
с телеэкранов на зрителей понимающим ленинским прищуром.
За годы, проведённые в Церкви, я научился практически безошибочно
вычислять священника, даже если встретился с ним где-нибудь на пляже в
солнечной Черногории, тем более в автобусе, электричке или самолёте, не
говоря уже о вокзалах и залах ожидания. И меня вычисляют.
Как это происходит, не объясню, но те персонажи, которых вижу в кино,
способны вызвать только улыбку. Хотя однажды в каком-то сериале диалог
главных героев проходил на фоне настоящего батюшки, который в это время
ходил с кадилом и совершал чин освящения.
Вооружившись приблизительно таким багажом представлений о предстоящей нам работе, я и ждал сценариста Игоря.
photosight.ru. Фото: Роман Печорин
Он приехал и привёз с собой практически готовую идею. От меня ему
нужны были только мелочи. Те мелочи, которыми наполнена приходская жизнь
священника и которые незаметны для окружающих.
После месяца напряжённой работы наш сценарий был готов. И Игорь решил
показать, как он называл, свой «синопсис» тем, от кого зависело,
заинтересуется ли какой-нибудь телевизионный канал нашей идеей, получит
она дальнейшее развитие или нет. Поскольку это был ещё не сам сценарий, а
его основа, четыре сюжетные линии, каждую из которых при желании можно
превратить в четыре серии, таким образом мы предполагали экранизировать с
десяток моих рассказов.
- Батюшка, неплохие новости! Канал N заинтересовался нашим проектом и
готов его рассматривать. Единственно, они просят добавить в сюжет
немного «острых» моментов. Как ты думаешь, если мы немного изменим общий
замысел и предположим, что в городе, где служит наш герой, действует
некая банда, терроризирующая добропорядочных граждан, и священник вместе
с прихожанами даёт им отпор? А на эту общую линию тогда и наложим твои
повествования.
Представив себя ещё и в роли супермена, я немедленно согласился. Но
что-то там у них на том канале не заладилось, и суперменом я не стал.
В другом месте у Игоря поинтересовались, не мог бы главный герой, а
им, несомненно, должен быть настоятель храма, подобно пастору Брауну,
принять участие в расследовании странных мистических убийств,
периодически случающихся в их посёлке? Я, конечно, дал добро, а то ж не
каждый день приходиться заниматься такими интересными делами, пускай
даже и в кино. Но и здесь почему-то не срослось.
И так везде. Сперва поступало заманчивое предложение батюшке по ходу
действия отстреливаться от киллера, что по глупости разоткровенничался
на исповеди, или перебить грабителей, забравшихся в храм воровать иконы.
Я соглашался, и мы с Игорем вновь перекраивали основную сюжетную линию,
но потом всякий раз нам отказывали.
Единственное оригинальное предложение поступило от питерцев, те
посоветовали сосредоточиться на теме адюльтера и подыскать батюшке
любовницу. Но здесь уже я заартачился и взамен предложил отправить
батюшку-каратиста в качестве добровольного заложника в самое логово
террористов, но питерцы продолжали настаивать на адюльтере. Мы пошли на
принцип, потому мои рассказики до сих пор и не экранизированы.
Я бы и не вспомнил про те наши с Игорем творческие поиски, если бы в
деревню на недельку не заскочил Серёжа, сын одной нашей прихожанки.
Серёжа – актёр театра и кино, и, несмотря на свой пока ещё юный
возраст, уже успел сняться в двух десятках популярных кинопроектов. Мы
немного дружим, иногда он мне звонит, а когда заезжает, мы встречаемся.
Бывая у родителей, молодой человек приходит в храм исповедаться и
причаститься. Причём дело это для него не второстепенное. Если никто из
нас никуда не спешит, то после службы мы остаёмся поговорить.
- Только что вернулся из Питера. Участвовал в очень необычном
проекте. Полгода снимали сериал про вампиров. Сейчас это направление
модное, и телестудии стараются быть в мейнстриме. Вот и мы отсняли
несколько десятков серий. Сюжет простой, но на его фоне множество таких
интересных поворотов, что зритель скучать не будет.
Я тут же представил себе киношного вампира с длинными острыми
клыками, мысленно примерил их к добродушному Серёжкиному лицу и сказал:
- Серёга, не верю. Ты – и вдруг какая-то кровососущая нежить. Нет, в моём представлении это несовместимо.
Серёжа смеётся:
- Батюшка, так я для того и учился пять лет, чтобы играть кого и что угодно, даже неодушевлённые предметы.
- Неодушевлённые предметы, допускаю, но играть злое начало без того,
чтобы предварительно не стать его частью, по-моему, невозможно.
- Так мы же готовились, вживались в свои роли. Правда, мне было
проще, я играл «доброго» вампира. Кровь не пил, питался «лилитом». Это
такое вещество, производимое недрами земли, этим я и отличался от
вампиров «злых» и кровожадных. Но однажды меня кусает злой вампир. У
меня отрастают клыки, и я жажду человеческой крови. Поэтому приходилось
вживаться в роль.
- И как можно представить себя существом, которое в реальности не существует?
- Есть масса разной литературы про вампиров, мы её читали и
представляли себе, что может испытывать такое существо, живя среди
людей. Я ходил по улицам, ездил в метро, автобусах, и представлял, что
люди – это моя еда. Иногда смотрел на своё отражение, и видел, как
постепенно меняется выражение моих глаз. Люди это как-то чувствовали и
шарахались от меня. А вообще, я уже заметил, играть негодяя проще, чем
ангела. По ночам мы бродили по крышам старого города, гуляли по
кладбищам.
- Не страшно было? С готами встречались?
- Совсем не страшно, мы даже не ожидали, что на кладбищах такой мир и
тишина. Кстати, готов не видели и днём. Постоянно слушал музыку
Мэнсона, нужно было поймать свою волну. В поисках образа я подражал Хиту
Леджеру, вернее не ему самому, а тому, как он готовился к роли. Прежде
чем сняться в «Тёмном рыцаре», Леджер на месяц затворился в гостиничном
номере, чтобы выйти из него в том образе, который он нашёл. Нашёл и
сыграл гениально, его Джокер потряс всех, потом – заслуженные «Золотой
глобус», «Оскар». Правда, вскоре после съёмок фильма Леджер умер, ему
было всего двадцать девять лет. Причину смерти так и не установили,
решили, что актёр погиб от передозировки болеутоляющих и снотворных.
- Серёжа, ты уж, пожалуйста, береги себя. Не нужно нам таких жертв, даже ради высокого искусства.
В ответ мой собеседник машет рукой:
- Да какие там жертвы, батюшка, не волнуйся. Хотя, ты знаешь, во
время съёмок случались по-настоящему странные вещи. В проекте я играл
одну из главных ролей. Однажды мне предстояло сниматься несколько дней
подряд, прихожу на площадку, и у меня неожиданно повышается температура
почти под сорок. Представь себе, вся съёмочная бригада была вынуждена
из-за меня простаивать несколько дней. А у нас с этим делом очень
строго. Перед съёмками мы подписываем контракт. Во время работы каждый
должен вести соответствующий образ жизни и питаться здоровой пищей.
Меня с площадки увозит «скорая», а в больнице температура резко
падает. И так постоянно, на съёмках идёт круто вверх, в больнице
нормализуется. Врачи, теряясь в догадках, поставили мне диагноз –
«отравление», пришлось приложить массу усилий, чтобы доказать, что я не
питался абы где и не нарушил условия контракта.
Кстати, температура повышалась не только у меня одного. А ещё у нас
постоянно взрывались лампочки. Как только приступаем к «кровавым»
сценам, так и начинается.
Помню, мой товарищ Артур – он играл «вампира-хищника» – должен был
напасть на одиноко стоящую под фонарём девушку. Подобрали место прямо на
одной из улиц города и вечером под реально горящим фонарём городского
освещения поставили «ничего не подозревающую жертву». Рядом оказался
ларёк, ну, такой, знаешь, от какого-то православного монастыря. В таких
ларьках иконочки продаются, серебряные крестики, принимают сорокоусты.
Поскольку он не вписывался в общий замысел эпизода, ларёк задрапировали.
Наконец всё готово, мотор, камера, Артур бежит и с криком набрасывается
на девушку, и в этот момент с шумом взрывается фонарь. Камеру не
выключили, и этот эффектный кадр вошёл в фильм.
Взрывались не только лампочки, однажды у меня в руке лопнул фужер и
рассыпался на мелкие осколки. Помню, с каким мистическим ужасом в тот
момент посмотрел на меня оператор. Потом начались страшные сны,
бесконечный поток преследующих меня монстров. Я часто разговаривал во
сне и просыпался в холодном поту. Зато в мои сны вернулся маленький
ангел, когда-то в детстве он утешал меня во время болезни.
И ещё меня удивило одно странное обстоятельство. Практически у всех,
кто играл вампиров, после съёмок дела стали как-то удачно складываться.
Одних немедленно пригласили сниматься в новых проектах, кому-то
предложили серьёзно заняться бизнесом. Мы сдружились, почувствовали себя
неким братством. Зато стали страдать те, кто, так или иначе, был нашими
«жертвами».
В фильме есть такой эпизод. «Злые» меня кусают, и во мне просыпается
жажда крови. Я пробираюсь в больничную лабораторию, где принимаются
анализы, и начинаю пить кровь прямо из пробирок. В этот момент
открывается дверь, входит медсестра, видит меня и кричит: «Что вы здесь
делаете!?» В смысле, она так должна кричать. А я поворачиваюсь, смотрю в
её сторону, и на её глазах у меня отрастают волчьи клыки.
Так вот, начинаем снимать, она кричит: «Что вы здесь делаете!?» Я
поворачиваюсь, смотрю на неё, и девушка падает в обморок. Но это же
просто съёмки, меня гримируют на её же глазах – а она падает, и потом
долго не может придти в себя.
У другого – началась аллергия практически на всю реквизитную одежду. Что бы ни одел – лицо распухает, и человек задыхается.
Третий – уже после расчёта, вместо того, чтобы возвращаться домой,
неожиданно пустился в загул. За несколько дней прокутил все деньги,
блуждая, как тень, по ночному Питеру. Пришлось вызывать родителей, мы
его отловили и под строгим «родительским конвоем» отправили в Москву.
Мистика какая-то. Не нравится мне всё это.
Уже вернувшись домой, я мыслями невольно всё возвращался к разговору с
Серёжей. Потом забрался в интернет и набрал в поисковике имя Хита
Леджера. Обычно я не смотрю такие фильмы и потому не представлял,как
выглядит его Джокер. А когда увидел, от неожиданности вздрогнул, вот это
встреча!
Хит Леджер в роли Джокера
Старый бродяга — болотный «гуимплен», вот где ты вынырнул, а ведь я тебя знаю, и уже давно.
Мы здесь живём на самой границе со знаменитой Мещерой. Центральная
Россия, места вроде как известные, а в то же время полны загадок и
каких-то непонятных явлений. Может, именно в наших болотах и скрывается
знаменитый «пуп земли»? Во всяком случае, я сам слышал несколько
странных историй, которые случались с местными жителями.
В одну из деревушек, затерянных в глубине мещерских болот, поехала
вместе с мамой наша будущая прихожанка, а тогда — ещё семилетняя Анна.
На то время, а это был 1957 год, вся деревня состояла из одной улицы.
Лицевой стороной дома смотрели на колхозное поле и общественные
постройки, а задки с огородами выходили точно в сторону бескрайнего и
совершенно непроходимого болота. Конечно, местные жители знали потаённые
тропки и проложенные гати, по которым пробирались на заветные острова
за клюквой. Но если ты чужак, то без проводника в болото тебе лучше не
соваться.
Дело было в августе, совсем скоро Аннушка должна была идти в первый
класс, а мамка решила на последней летней неделе навестить тётку. Анна
помнила, как мамина тётка сама зимой приезжала к ним в дом и помогала
одинокой племяннице растить девочку, потому и называла её «тётя-няня».
Болото начиналось не сразу, за огородами был небольшой пустырь с
огромным одиноко стоящим деревом. Рядом с деревом и находилось
излюбленное место, где играли местные ребятишки.
Своего храма в деревне никогда не было, но всякий раз на Пасху и
Богоявление к ним приезжал священник из соседнего села. Батюшка проходил
по единственной деревенской улице, кропил дворы, постройки, скотину.
Заходил в дома, читал молитву на освящение и тоже кропил святой водой.
В тот вечер Аннушка, несмотря на запрет тёти-няни выходить из дому
позже семи часов вечера, выскользнула в огород и поспешила на пустырь.
Никого из детей не было, и она уже было решила идти в гости к подружке,
как вдруг, случайно бросив взгляд на болото, заметила стремительно
приближающуюся точку. Постепенно точка стала увеличиваться и принимать
контуры человеческого тела.
Это действительно был человек, только очень странный. Во-первых, как
он бежал. Его ноги двигались так, словно это был робот. Для того чтобы
сделать шаг, он сперва поднимал бедро параллельно земле, а уже потом
разгибал ногу в коленке. Во-вторых, его одежда. Такую одежду Анна видела
только на картинках, где изображали клоуна, в обтягивающем трико алого и
лазоревого цветов. На голове у клоуна красовался старинный
раздваивающийся кверху колпак с колокольчиками на каждом конце.
Но самым удивительным было лицо этого клоуна. На раскрашенном, как и
положено, шутовской физиономии резко выделялись глаза, обведённые белой
краской, и рот с улыбкой до ушей.
Но только когда удивительное существо оказалось на расстоянии всего
нескольких метров, девочка столкнулась с холодным взглядом его бездонных
глаз. И поняла, что и рот его вовсе не улыбается. Просто он изуродован
двумя глубокими шрамами от уголков рта до ушей. Потому и кажется, будто
лицо растянуто в постоянной огромной улыбке от одного уха до другого.
Анечке стало так страшно, что не помня себя она в мгновение оказалась на дереве и изо всех сил закричала:
- Тётя-няня, спаси меня!
Благо, что встреча с «клоуном» происходила совсем рядом с жильём. На
крик ребёнка из домов повыскакивали люди, и кто с чем было в руках
побежал на выручку.
– «Клоун» хотел до меня дотянуться и схватить, он подпрыгивал вверх и
даже пытался залезть на дерево, но крики взрослых его спугнули, и он
ушёл в болото. После этого случая я поняла, почему детям не разрешали
вечером выходить из дому.
Сегодня эта деревня оставлена людьми, и кроме редких
дачников-москвичей в ней никто не живёт. На её единственной улице уже
много лет не появлялся священник со святой водой. А раз так, то и
«клоун» мог уйти очень далеко. Все эти «гуимплены» в массе своей уже
давно переселились с болот в большие города. Сегодня они востребованы
как никогда, народ жаждет мистики. Зато в заброшенных домах появились
огромные змеи.
Я сравнивал грим Джокера с описанием того странного шута из детского
воспоминания Анечки и поражался их сходству. Действительно, почему
Леджер так долго не выходил из гостиничного номера, что он там делал,
откуда взялся этот странный грим? И самое главное, почему актёр после
съёмок объедался транквилизаторами и болеутоляющими? Кого-то боялся?
Может, того, кто и помог ему вжиться в образ «исчадия ада»? Однажды
оказав услугу, они просто так не уходят.
- Наш сериал, — говорит Серёжа, — прошёл по украинскому телевидению,
успех ошеломляющий, особенно среди молодёжи. Меня «В Контакте» ежедневно
френдят по полтысячи украинских тинэйджеров. Все хотят дружить с
вампиром.
- Серёга, так это же здорово! У тебя открывается огромное поле для проповеди среди этих ребятишек!
- Проповедовать? В качестве кого, батюшка?
- Как, ты не понимаешь!? В качестве «православного вампира»!
Мы долго хохотали, развивая эту тему, а уже поздно вечером я позвонил сценаристу Игорю.
- Игорёк, эврика! Что если в наш сериал ввести образ «покаявшегося
вампира», или оборотня? А что, сейчас это модно. Пофантазируй: ну, там,
осознал, захотел порвать с прошлым, покаялся, стал монахом и пошёл
сражаться с вурдалаками. А под это дело протолкнём и мои рассказики.
Надо ведь как-то и о добром, и о вечном.
Игорь тоже смеялся, но обещал подумать.
|