Священник Александр Дьяченко
Я тогда ещё ходил в диаконах и, продолжая работать на железной
дороге, одновременно служил и учился в Свято-Тихоновском институте.
Помню, к нам на престольный праздник съехалось множество гостей, и один
батюшка, ныне, к сожалению, покойный, кивает мне в сторону одной нашей
прихожанки и говорит:
- Ты смотри, какие у вас здесь молитвенницы, ишь ты, с «таблетками»
на головах. Интеллигенция, — махнул он в сердцах рукой, — береточки,
таблеточки, всё что-то из себя строят, нет чтобы, как и положено
православным, платочек повязать.
Как бы он, наверное, сейчас удивился, если бы я ему рассказал, что та
интеллигентного вида старушка в «таблеточке» вскоре после праздника
ушла в монастырь и сразу же приняла монашеский постриг. В память о ней у
меня осталась старинная Псалтирь конца семнадцатого века и занятная
история о том, как однажды к ним в сад — а в юности она жила где-то на
юге — опустилась лестница.
Да-да, белым днём прямо с небес опускается лестница. Одним концом
она упирается в землю, а другой уходит на небеса и теряется в облаках.
Девушка в изумлении выбегает из дому и начинает кружить вокруг этой
лестницы, но дотронуться до неё не решается. Побежала, позвала соседку, и
они уже вдвоём быстро вернулись в сад. Лестница всё еще оставалась на
месте.
А когда женщины подошли, и моя знакомая рискнула встать на первую
ступеньку, так та неожиданно вдруг стала приподниматься вверх.
Приподнимется и станет, приподнимется и станет. Поначалу девушка всё
подпрыгивала, и, войдя в азарт, чтобы стать повыше даже что-то под ноги
приспособила, но дотянуться до лестницы так и не смогла. Без неё она в
небо и ушла.
Всю жизнь помнил человек о чудесной лестнице с небес. Часто видела её
во сне, а когда пришла, наконец, в церковь, поняла и смысл видения.
Овдовела, помогла дочери с внуками, и, наконец, исполнила свою давнюю
мечту, ухватилась-таки за свою лесенку.
Вот именно её я и вспомнил, когда познакомился с моей будущей
алтарницей матушкой Верой. Всё тот же интеллигентный вид, стильные
беретка и дамская сумочка, желание пошутить, готовность
пофилософствовать. Всегда подтянута, аккуратна, этакая современная
православная ба…, простите, чуть было не сказал «бабушка», но Вера
Ивановна запрещает мне произносить это «гадкое» слово, только «матушка» и
никаких альтернатив.
Единственный аксессуар, совершенно не вписывающийся в её привычный
облик, — это на шее самодельная цепочка из жёлтого металла. Цепочка как
цепочка, правда, со звеньями непривычно большого размера. Да и крест,
что висел на этой цепочке, был явно не женский.
Раньше я его не видел, но потом она мне его показала. Просто так
получилось, мы хотели ей на юбилей подарить что-нибудь красивое и,
конечно же, полезное. А что может быть лучше, чем преподнести человеку
новую аккуратненькую цепочку с крестиком соответствующей величины. Вот и
стал я у неё между прочим расспрашивать, какой бы ей хотелось получить
от нас подарок. Тогда Вера Ивановна и показала мне свой крест, который
достался ей от дедушки, старца Андрея Кузьмича.
Рачейский праведник, старец Андрей Кузьмич Логинов
- В наших местах, это Самарская губерния, его до сих пор так и
называют — «Рачейский праведник». Я хорошо его помню, удивительный был
человек, и не только потому, что это мой родной дед. Представь себе,
полуграмотный — жена, дети, и вдруг воспылал такой любовью к Богу, что
обычная жизнь начинает ему казаться невыносимой. С детства его тянуло в
храм, а пришло время, и тяга стала непреодолимой. И тогда он
отправляется в Саровский монастырь к тамошнему старцу Анатолию просить
благословение на пустынничество. Тот ответил: «Хорошо, но прежде ты
обязан вырастить детей, а потом получить согласие твоей жены, поскольку
то, что Бог сочетал, человек по собственной воле да не разлучает».
Уже спустя годы, дедушка вновь пошёл к старцу. Бабушка согласилась
отпустить мужа, но монашества, как обычно в таком случае, принимать не
стала и ушла в семью дочери.
Андрей Кузьмич продал дом, построил себе пустыньку, огородил её
забором и стал жить так, как велел ему отец Анатолий. Он читал Священное
Писание, Добротолюбие,
с мужчинами говорил только на духовные темы, и то немного, женщин не
принимал вовсе. Четыре раза в году ходил в храм причащаться. Совершал
ежедневно по триста поклонов, мяса не ел.
После трёх лет исполнения такого правила дедушка должен был снова
идти в Саров, но духовник его к этому времени уже скончался, и пустынник
ещё восемь лет продолжал жить по этому правилу, и все одиннадцать лет
своего одиночества бывшая его жена продолжала носить ему хлеб. Возле
дома на столике положит, в стенку постучит, мол, хлеб на месте, и уйдёт.
Одиннадцать лет они не разговаривали друг с другом.
В 1928 году дедушку арестовали, а пустыньку его разорили. Много
пришлось ему тогда пострадать, чудом избежал расстрела, к которому был
однажды приговорён. В конце концов он освободился, вернулся в свою
деревню, и поселился вместе с родными. Жил на кухоньке, устроил там себе
крошечную келью. Стал чаще бывать в сельском храме и помогать на
службах отцу Александру Феликсову.
Рачейский праведник, старец Андрей Кузьмич Логвинов
– Я тогда была маленькой девочкой, — рассказывает моя алтарница. – Но
помню батюшку хорошо. Он часто бывал у нас дома, а я любила сидеть у
него на коленях.
Уже тогда люди обращали внимание, что рачейский старец, несмотря на
кажущуюся внешнюю простоватость, вовсе не так прост. И он из тех
немногих, кому открыто то, что не видят другие.
Пока шли службы в храме, Андрей Кузьмич людей не принимал, отправляя в
церковь, но после расстрела отца Александра вынужденно занял место
духовника. В те годы открылась его прозорливость и способность исцелять.
Особенно в годы войны к нему приходило множество народу узнать о судьбе
своих близких, тех, кто пропал без вести или кто давно уже не давал о
себе весточки с фронта.
Кстати, именно тогда, после закрытия храмов и убийства священников, у
нас появилось множество стариц, старчиков, Христа ради юродивых. У них
просили совета, молитв, просили почитать над покойниками. С кем-то
власти расправлялись и отправляли по этапу вслед за священниками, но
искоренить явление им было явно не под силу.
Cвятая блаженная Матрона Анемнясевская
Как-то смотрел фильм о блаженной Матроне Анемнясевской. Так вот,
когда уже в наши годы прозвучало предложение о её канонизации, кто-то
сказал: «Зачем, неужели мало одной Матроны Московской? Ведь в каждой деревне была своя Матрона».
Нужно ли прославлять этих людей или нет, я не знаю, но то, что и в
наших местах была своя собственная Матрона, это факт. После того, как
замучили наших отцов, в деревне появилась юродивая Матрона. Никто не
знал, откуда она пришла. Странную молодую девушку часто видели возле
закрытой церкви, куда она приходила помолиться. У неё не было
собственного пристанища, и жила она точно в соответствии с евангельскими
словами, подобно птице, что не сеет и не жнёт. Деревенские по очереди
принимали Матронушку в своих домах, кормили блаженную, одевали. Ела
девушка очень мало, никогда не носила тёплой одежды и обуви, даже зимой.
Перед самой войной нищенку нашли мёртвой; сама она умерла, или кто
помог — никто тогда не разбирался, закопали её у нас здесь же на
кладбище и со временем забыли.
Однажды, уже в наши дни, подходит ко мне одна старушка:
- Батюшка, Матронушка наша деревенская просила её отпеть. Во сне
пришла ко мне и говорит: «Меня же тогда так и не отпели. Просто
похоронили и всё».
- А что же она к тебе-то пришла? – интересуюсь.
– Как же, батюшка, почитай, кроме меня, из прежних жителей во всей округе никого и не осталось. А я её ещё ребёнком знала.
Тогда и отпел я блаженную заочно. Хотя заочное отпевание трудно
назвать отпеванием по-настоящему, но тем не менее. От денег за отпевание
Матронушки отказался, но месяц спустя бабушка принесла и подарила мне
толстые вязаные носки:
- Блаженная велела тебя поблагодарить, так что возьми.
Мне нравится отпевать. Это, наверно, из-за самих песнопений, во
всяком случае, они кажутся мне самыми красивыми и очень трогательными. В
них нет отчаяния, но есть одновременная радость души человеческой,
возвращающейся домой, и печаль близких от расставания с любимым
человеком. Только расставание это временное, настанет день — и все мы
встретимся вновь, и эти слова вселяют надежду. Отпевание не таинство, но
есть в нём что-то таинственное.
Помню, однажды отпевали у нас в храме милиционера, мужчину ещё
нестарого, ему и пятидесяти не было. Умер во сне, летом у себя на даче.
Человеком он был, видимо, уважаемым, потому как хоронить его собралось
множество народу. И почти все в форме.
Гроб с телом покойного от самого посёлка до храма — а это, почитай,
полтора километра — сослуживцы несли на руках. День был на загляденье
солнечный и в меру тёплый. Мы вышли на улицу и смотрели, как
приближалась к храму похоронная процессия. Вдруг где-то в небе, таком
высоком и ликующе чистом, неожиданно образовалось облачко. Оно именно
образовалось, его не пригнало ветром, потому что никакого ветра не было
вовсе. И мало того, что оно появилось, но ещё и стремительно
увеличиваясь в размерах, потемнело и стало угрожающе надвигаться на
похоронную процессию.
Это уже усопшему без разницы, холодно на дворе, или жарко, снег там
или дождь, а живым не всё равно. Потому, понимая, что сейчас с минуты
на минуту небо обрушится на землю проливным дождём, похоронная процессия
прибавила ходу и уже не столько шла, сколько бежала по направлению к
храму. Как только последний из провожающих укрылся под нашей крышей,
солнце исчезло, и тьма накрыла всё вокруг.
Я начал отпевание, и с первым его возгласом бесчисленные молнии,
точно стрелы с небес, пронзили окружающее пространство, и воздух
задрожал от громовых раскатов. Казалось, даже толстенные церковные
стены, и те вошли в резонанс, содрогаясь вместе со всеми присутствующими
в храме.
photosight.ru. Фото: Влад Веклич
Никогда больше я не видел такого безумия природы, даже разрушительный
смерч, недавно пронесшийся по нашим местам, и тот не принёс с собой
такого мрака и таких молний.
Милиционеры, испуганно жавшиеся к стенкам, вглядывались из окон на
буйство природы. В их глазах застыл ужас, наверняка в тот момент они
представили себе, что бы их ожидало, не успей бы они вовремя добежать до
храма. Но как только отпевание подошло к концу, тучи стали рассеиваться
и на небе вновь появилось солнце. Только сейчас оно, дополнительно
отражаясь в капельках воды, сверкало бесчисленным множеством крошечных
бриллиантов.
Процессия выходила из церкви, люди недоверчиво оглядывались вокруг,
будто опасаясь, что буря вновь вернётся. Все понимали, что-то произошло,
и они этому «чему-то» свидетели, но что именно, они не знали. Может, и
догадывались, но спросить не решались.
До сих пор и я говорю себе, что это была буря, просто буря. Хотя,
кто его знает, иногда поднимешь глаза к небу и думаешь, что там на самом
деле происходит во время отпевания человеческой души?
Нередко люди, особенно если они родом из каких-то малых городов или
деревень, рассказывают, что и у них в округе жил какой-нибудь блаженный
Мишенька или слепенький Витенька. Несмотря на внешнюю ущербность, эти
убогие и странные неизменно приходили на помощь тем, кому в тот момент
она была нужна. Они могли обличить человека, указав на что-то такое, о
чём никто больше не знал, предупреждали о какой-то опасности, исцеляли.
Обычный нормальный человек, как правило, живёт обычной нормальной
жизнью. Иногда он приходит помолиться в церковь, но большую часть
времени его мысли о семье, работе и много ещё о чём. Когда ты здоров и
всё у тебя «слава Богу», Бог тебе, по большому счёту, не нужен. А
Матронушки, что Московская, что Анемнясевская, только к Нему и кричали. И
многим ещё таким вот «мишенькам» и «витенькам» без Него совсем было бы
худо и никак не обойтись. Потому они и «убогие», потому, что Божие.
Любит их Господь и многое им открывает.
Когда-то, ещё до того, как я стал священником, у нас при кафедральном
соборе подвизался один блаженный, звали его Георгием. Всё на мотоцикле
вокруг собора нарезал. Конечно, не на настоящем, а как малые дети, бегал
и руками будто бы за руль держался, и губами так: «Бр-р-р-р-р». Зато
иногда «подъезжал» к кому-нибудь из отцов и тихонечко на ушко такое мог
сказать, что бледнел батюшка и бегом бежал на исповедь. Многие у него,
на самом деле, и окормлялись, а кто не окормлялся — так шёл
посоветоваться.
Вспоминают один интересный случай. Однажды в собор белым днём
ворвался пьяный дядька. Оттолкнул пожилую служку и, ругаясь на чём свет
стоит, направился в алтарь. В храме ни одного мужчины, блаженненький
Георгий не в счёт. И всё-таки женщины задержали хулигана, а блаженный
вдруг подбежал к дебоширу и ударил того тростью по голове. Неожиданно
дядька остановился, и, почёсывая затылок, обернулся к воинственному
Георгию:
- Действительно, что это я тут делаю?
И ушёл.
Рассказывал мне один знакомый священник, ещё с советским стажем, он
тогда диаконский сорокоуст при соборе проходил. Вечером после службы
подходит к нему блаженный и предупреждает:
- Готовься, завтра тебя рукоположат в священники.
На следующее утро и впрямь была назначена пресвитерская хиротония, только не моя, а другого диакона. Потому я ему и отвечаю:
- Георгий, ты ошибаешься, это не меня, это другого рукополагают, товарища моего, мы с ним в семинарии в одной группе учились.
А он только улыбается мне своей детской улыбкой.
Следующим утром в собор на раннюю литургию съехалось с десяток
священников, ждали владыку. Всё как обычно, готовясь к литургии и к
рукоположению, не обратили внимания только на факт отсутствия самого
рукополагаемого. А он, как оказалось, счёл себя ещё не готовым к
служению в сане иерея и решил остаться дома. Только с отцами-то он не
посоветовался, а те почувствовали себя обиженными поведением молодого
диакона и справедливо потребовали, раз их собрали на рукоположение, то в
этом воля Божия, и значит, кого-то нужно обязательно рукоположить. Но
кого?
Кроме меня подходящей кандидатуры больше не нашлось, и отцы
обратились к только что прибывшему владыке с ходатайством о моём
рукоположении. Владыка задумался, потом подозвал ответственного за
обучение сорокоустников:
– Отец, что ты о нём скажешь? — святитель указал на меня рукой. – Дай ему характеристику.
Спасибо тому батюшке, никогда больше я не слышал в свой адрес таких
замечательных слов. Так совершенно неожиданно для себя в то утро я стал
священником. Может это и хорошо, а то ведь ещё неизвестно, как бы я
поступил, узнав заранее о дате хиротонии. Глядишь, перегорел бы, как тот
мой однокашник, и тоже побоялся бы ехать.
Сегодня, когда восстановлены тысячи храмов, и рукоположены десятки
тысяч новых священников, практически исчезли и те благочестивые
праведники, молитвенники и блаженные, что молились возле разрушенных
церквей, поддерживали людей словом и делом, крестили младенцев, читали
Псалтирь по усопшим. Они исполнили своё предназначение,
сохранили в народе веру и ушли. А тем, кто сегодня выдаёт себя за
подвижников и провидцев, обвешиваясь крестами и иконами, всем этим
многочисленным «бабам галям», «бабам тоням» и прочим, порой вещающим в
мир даже с телеэкранов, — этим уже больше подходит имя «легион».
photosight.ru. Фото: Таня Цыганок
- Дедушка, — продолжает моя Вера Ивановна, — отошёл ко Господу в
середине декабря 1961 года. Когда его хоронили, на пасмурном небе вдруг
появилась круговая радуга, а в ней солнце. Так оно и сияло до тех пор,
пока гроб с телом старца не опустили в могилку. Пятьдесят лет прошло,
как дедушка умер, а у меня всё звучит в ушах его поговорка: «Сильный Ты
наш Боже, всего мне дороже». Вспоминаю, батюшка, я те годы, родителей
моих, их сверстников и друзей. Несмотря на то, что и причащались редко,
да всё тайком, в храм почти не ходили, а радость была. Соберёмся у
дедушки, а он нам из Евангелия почитает, что-то божественное расскажет, а
потом мы все вместе поём духовные песни. Мы ведь раньше молились, а не
вычитывали. Дедушка заставлял нас знать наизусть «Отче наш»,
«Богородицу» и «Символ веры». Говорил, пускай хотя бы это малое, но зато
от всего сердца. Он ведь был совсем неграмотный, умел только читать и
писать. В пустыньке, будучи один, составил несколько тетрадей с
духовными записями. Этот обычай, выписывать выдержки из Священного
Писания, мысли святых отцов, духовные стихи и песни, остался и у нас.
Вот тетрадь моего уже покойного брата, он у нас на кладбище похоронен.
Видишь, записи ещё карандашом, это он на фронте делал. А вот тетрадь
самого дедушки.
Листал я эти тетрадки, читал записи — всё так просто и одновременно
недостижимо высоко. Попробуй взойди на уровень этой простоты. Но
праведники, слава Богу, не переводятся и сегодня, только очень уж они
неприметны, не выпячиваются и потому не бросаются в глаза.
|