Петр Яковлевич Чаадаев. Еще одна фамилия из школьных учебников.
Запомнившаяся своей необычностью, старомодностью и распевностью. Кто
таков? Свободолюбец, написал работу, критикуя власть, а царское
самодержавие в ответ сгноило борца за народное счастье.
Если пунктиром, бегом – так ответит каждый второй. (Первый не
вспомнит кто это). Если углубиться в подробности вся конструкция «из
учебников» моментально рухнет.
Отставной корнет лейб-гвардии Гусарского полка, участник Бородинского
сражения и заграничных походов, Чаадаев действительно написал
"Философические письма». Только в них он вовсе не ругал царскую власть и
самодержавие, а впервые в письменном виде изложил ядовитую концепцию
неполноценности самой России и ее народа.
«Все народы мира выработали определенные идеи. Это идеи долга,
закона, права, порядка … Мы ничего не выдумали сами и из всего, что
выдумано другими, заимствовали только обманчивую наружность и
бесполезную роскошь». Главную причину отсталости страны автор видит
вовсе не в монархии, а в принятии православия, а не католицизма. Однако
об этом в советское время предпочитали не упоминать. В своем труде,
написанном по-французски, обличитель России вообще сравнивает с землей
все ее достижения.
«Где наши мудрецы, где наши мыслители? – вопрошает он. «Дело в том,
что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к
одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к
Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого».
Вывод понятен и прост: на Западе все достижения культуры, полет мысли
и расцвет человечества. В России – жалкие копии, духовный застой и
отсутствие традиций. Вам эта концепция ничего не напоминает?
Реакция императора Николая I была жесткой – журнал «Телескоп»,
напечатавший пасквиль Чаадаева был закрыт, а сам отставной корнет, член
Английского клуба, член декабристского «Союза благоденствия» Чаадаев
(против которого царь повелел следствия нее проводить), был официально
объявлен сумасшедшим. Он был оставлен на свободе, но под присмотром
врачей и полицейских.
Причина «репрессий» кроется отнюдь не в крамоле самого труда,
написанного Чаадаевым, а в его абсолютной лживости и предвзятости.
Подгоняя историю России под клише бездуховной и отсталой страны,
поклонник католицизма начисто забыл все достижения отечественной
философии, которые, как образованный человек знать был обязан.
Многовековой пласт отечественных философов занимавшихся в основном
проблемами этики, наш первый западник пропустил, словно неинтересные
страницы занудного романа. Архиепископ Феофан Прокопович, мыслитель Иван
Шувалов, великий Михаил Ломоносов – это лишь первые имена, всплывшие в
памяти…
Именно странная «забывчивость» автора и подсказала императору Николаю
I его решение. С точки зрения царя, воспитанный дворянин не может
сознательно исказить историю своей Родины и несправедливо выставить ее в
столь неприглядном свете. Так может поступить либо подлец, либо
сумасшедший. Чаадаев – боевой офицер, имеющий ранения, награжденный
орденом св. Анны и прусским Железным крестом. Такого человека подлецом
император считать не мог…
«Мы существуем как бы вне времени, и всемирное образование
человеческого рода не коснулось нас» — писал Чаадаев в своих
«Философических письмах». Когда же его официально объявили
душевнобольным, он вовсе не стал узником совести. Наоборот, в очередной
работе «Апологии сумасшедшего», написанной вроде как ответ на обвинения,
Чаадаев, с легкостью отрекся от уничижения России и ее истории, и даже
предсказал своей Родине успех и процветание. Принятия католицизма он уже
не требовал.
«Это великое будущее, которое, без сомнения, осуществится» —
написал Чаадаев. Вот с этой первой здравой мыслью сумасшедшего пророка
согласится любой любящий Россию…
Опубликовано в журнале «Консерватор», 2009 год
Николай Викторович Стариков
|