Неоязычники. Ставим точки над i
Язычников правильнее называть «неоязычниками» — как их религиоведы и
этнографы обычно и именуют. Неоязычников от исторических язычников
отличает прежде всего факт РЕКОНСТРУКЦИИ мифологем и обрядов,
философских и мистических представлений, свойственных традиционным
«этническим» религиям (кстати сказать, русское слово «язычники»
происходит от старославянского «язык» — «народ», «племя» и является
калькой новозаветного «ethnikoi» — «племенные», «народные»).
Неизбежность реконструкции (причем более или менее произвольной)
обусловлена разрывом естественной традиции. Практически все в
современной Европе «этнические», или «природные» религии — суть
НЕОязыческие секты, за исключением, быть может, языческих культов глухих
уголков Восточной Европы (Приуралье, Поморье, северное Поволжье),
возрожденных на основе сравнительно недавней и не прерванной (или почти
не прерванной) традиции.
Внутри русского неоязыческого сообщества существует два идейных
полюса, к которым в разной степени тяготеют большинство групп и общин.
Один полюс — это фольклорно-игровое, слабо-политизированное язычество
(типологически сходное с толкиенизмом и «ролевыми играми»
военно-исторических клубов), другой полюс — язычество политическое,
сугубо националистическое.
Фольклорно-ролевые язычники обитают преимущественно в
Интернете, а их «общины» состоят
...
Читать дальше »