Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Суббота
23.11.2024
20:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2015 » Июль » 9 » Симеон Новый Богослов, преп. Главы богословские и созерцательные
00:44
Симеон Новый Богослов, преп. Главы богословские и созерцательные

 1
Ни богомыслящему годится покаяние,
Ни кающемуся - богомыслие.
Ибо насколько отстоит восток от запада,
Настолько выше богомыслие покаяния.
Ибо как человек в болезнях и немощях пребывающий,
Или из в рубище одетых убогий и вопиющий о милостыне -
Так в покаянии сущий,
И покаяния дела поистине творящий, нарекается.
Богомыслящий же подобен есть в царском дворе воспитывающемуся,
В светлости наицарственнейшего одеяния,
И со своим сущим царем разговаривающему же самим всегда,
И от него ежечасно слышащему ясно,
Его повеления и воления.

2
Приложение внимания Богу,
Невнимания к иному всему причиной и ходатаем бывает -
Кроме самого Бога,
И множество осияния Его - совершенное ослепление,
И, выше чувства, сверхсовершенное чувство -
Всего, вне Его сущего, - бесчувствие.
Ибо чем и каким образом, и где, и что, и как, -
В чем оно есть - неведающее,
И распознать или уразуметь вовсе это не возмогающее -
Как чувство будет существовать,
И разве не более сверх чувства то?
Ум же в чувстве своей немощи,
Бесчувственным к тому, что выше чувства,
Не будет ли обретен?
Ибо "их же око не виде, и ухо не слыша,
И на сердце человеку не взыдоша",
Как чувству будут подвержены?

3
То, что выше чувства нам дарующий Господь,
Дает нам и выше чувства чувство другое,
Посредством Духа Своего,
Да те, что выше чувства, Его дары и дарования,
Сверхестественно, посредством всех чувств,
Ясно и чисто мы чувствуем.

4
Всякий, бесчувственный к Единому,
Ко всему бесчувственен есть.
Как и чувство имеющий к Единому - в чувстве всего,
И чувства всего вне есть.
В чувстве всего есть, и чувством этого не охватывается.

5
Глухой к Слову - глух ко всякому гласу,
И слышащий Слово - всех слышит.
Он, будучи глухим ко всякому гласу, всех слышит и никого,
Если только не в Слове единственных словеса творящих.
И не их, но Слово единственное в гласе безгласно вещающее.

6
Слышащий так, и видящий, и чувствующий, -
Знает глаголемого силу.
Неведущий же явлен есть,
Что отнюдь чувства души проясненные и здравые носит.
Так держа, еще не внял тому,
Что видящим выше был сотворен видимого творения,
И таинником зримого умом.
Но в чести будучи,
Сравнился и уподобился несмысленному и вьючному скоту.
И, уподобившись, пребывает таковым, -
Еще не возвратясь, не воззвавшись, -
Или в прежнее достоинство отведясь,
Сообразно дару домостроительства,
Владыки и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.

7
Внизу будучи, не пытай высших.
Прежде чем стать тебе высшим,
Да не восхлопочешь ты о нижних,
Да, подскользнувшись, от обоих не отпадешь.
Точнее же - не будешь погублен с нижними.

8
Подобно тому, как от нищеты последней царем,
В богатство возведенный и знаменитое достоинство,
Одеянием же от него светлым облеченный,
И пред лицом его стоять назначенный,
Сам - царя с желанием видит,
И, как благодетеля, превозлюбляет,
Одеяние же, в которое облекся, ясно уразумевает,
И достоинство познает,
И данное ему богатство постигает, -
Так и монах, истинно от мира и в нем вещей удалившийся,
И пришедший ко Христу,
Воззванный же ясноощутимо,
И к высоте духовного понимания,
Через заповедей делание возведенный, -
Самого Бога неложно зрит,
И бывающую в нем перемену ясно уразумевает,
Ибо видит всегда благодать Духа, осиявающую его,
Которая одеянием и называется, и царской багряницей,
Более, поэтому, он сам есть Христос,
Ибо в Него, в Него верующие, облекаются.

9
Небесным богатством обогатившийся, -
Пришествием, говорю, и виталищем сказанного,
"Я и Отец придем, и обитель у него сотворим", -
Во внимании души постигает преподобной,
Вкусил благодати,
И настолько, и как бы,
Разносит богатство по палатам сердца своего,
Словно друг с другом разговаривая с Богом,
Дерзав, -
Предстоит пред лицом в неприступном обитающего свете.

10
Блажен верующий этому,
Триблажен - тщащийся через деяние и подвиги святые,
Объять внимание сказанному.
Ангел - да не что более реку -
Достигший через понимание и внимание,
Высоты этого стояния,
И ближним Богу, словно Сын Божий, явившийся.

11
Тем же образом, что у берега моря стоящий,
Видит вод бескрайнюю пучину,
Край, однако, их объять не может,
Но часть, на которую зрит,
Так и в бескрайнюю пучину Божией славы,
Через понимание воззреть удостоенный и увидеть ее умно, -
Не насколько она есть,
Но, насколько доступно умным очам его души, видит.

12
Как у моря стоящий не только видит его,
Но и в воды его входит, насколько хочет,
Так и в свете Божием:
Хотящие из духовных - в участии,
Вместе и понимании,
Насколько через стремление понудились во внимании,
- Бывают.

13
Подобно тому, как в море у берега стоящий,
Пока вне вод, все зрит, и пучину вод уразумевает,
Когда же начнет входить в воды и в них погружаться,
Насколько сходит, настолько понимания внешних лишает себя,
Так и в Божьего света участии бывающие,
Насколько во внимании преуспевают божественном,
В невнимание более, соответственно, впадают.

14
Как в воды моря по колени или чресла входящий,
Все ясно, вне сущее вод, видит,
Когда же в бездну сойдет,
И весь под водой будет -
Уже из внешних видеть ничего не сможет,
Если не одно только то знать,
Что весь в глубине моря есть,
Так происходит и в преуспеянии духовном растущих,
И в совершенство внимания и понимания восходящих.

15
Всякий раз, когда в духовном преуспевающие совершении,
Отчасти просвещаются,
Как освещают ум,
Так славу Господа умно отражают,
И разума внимание, и откровения таин,
Вышней благодатью таинственно выказывают,
От сущих понимания,
На то, что выше сущих, возводя внимание.

16
К совершенству приближающиеся,
И уже видящие как бы отчасти,
Бескрайность и необъятность, его же видели бы,
- Уразумевая -
Изумляются.
Ибо насколько светом внимания проникают, -
Познание своего невнимания принимают.
Как только же неясно как-то являющееся им,
И как в зеркале показываемое,
И отчасти освещенное,
Умом зримое им дано будет увидеть, -
Более оно благоволило бы стать соединенным в участии с
освещающимся,
Все само охватывающее в себе самом;
И весь тот в глубине Духа,
Словно посреди бездны световидных вод бескрайних погублен бы
был,
Поскольку во всесовершенное невнимание,
Как бы выше всякого внимания бывая,
Несказанно восходит.

17
Прост будучи ум,
Точнее - от всякого понятия наг,
В простой погрузившись весь божественный свет,
Им накрываясь,
Не имеет иного,
Кроме того, в чем пребывает, обрести,
Да к его постижению был бы подвигнут.
Но остается в глубине Божьего света,
Вовне вовсе воззреть не допускаясь.
И это - "Бог свет есть", и свет предельнейший,
И присутствующим - всякого понимания успокоение.

18
Неподвижным, в то время, приснодвижимый ум,
И, по всему, беспонятийным становится,
Как только весь Божественным облаком и светом будет покрыт, -
Подлинно в понимании пребывает,
И почувствует, и вкусит, в нем же есть, благо.
Ибо не как глубина морских вод,
Так и глубина Святого Духа,
Но водой пребывает, живя, вечной жизни.
Все здешнее неуразумеваемое,
Неизъяснимое и необъятное,
В нем же ум, все видимое и мыслимое переступив, бывает,
И в одном этом недвижимо движится и обращается,
Живя в жизни выше жизни.
Свет сый в свете, и не свет в себе самом,
Ибо не себя тогда, но выше себя зрит,
И из тамошней славы понятию всему своему, изменяясь, не внимает.

19
Мертв и не мертв,
Меры достигший совершенства существует.
Живя, в Нем же пребывает, Богу,
Как не живя себе самому.
Слеп, как не естеством смотря,
Всякого естественного зрения выше став,
Как новые глаза, и лучшие,
Сверх тех, что естества, несравненно, приняв,
И выше естества видя.
Бездейственный и неподвижный,
Как все свое исполнив действие.
Беспонятийный, как в том, что сверх понятия, соединении,
Явившись и почив, -
Где не есть ума действие,
Или же к рассуждению или помышлению,
Или понятию отнюдь движение.
Ибо неуразумеваемое и невозможное,
Уразумевать или распознавать он не может,
И как бы в таковых успокаивается покоем тем,
Недвижимостью блаженного бесчувствия,
В чувстве утвержденном неизреченных,
Именно не бесполезно, наслаждаясь, благ.

20
Таковой меры совершенства достичь не удостоенный,
И в таковых владении быть благ,
Пусть себя одного винит,
И не говорит, оправдываясь,
Что то невозможная есть вещь,
Или, что бывает совершенство, но невнятно.
Но да знает, извещаясь Божественными Писаниями,
Что то вещь возможная и истинная,
Делом бывающая и внятно действующая.
Опущением же и бездействием в заповедях,
Сам себя каждый таковых, соответственно, лишает благ.

21
Многие читают Божественные Писания,
И читающееся слушают.
Малые же и читаемого силу и понятие,
Право познать могущие.
Те же когда невозможным быть,
Божественными Писаниями глаголемое объявляют,
Когда и неверным вовсе признают,
Или и переиначивают его зло,
И для настоящего времени говоримое,
К грядущему вывести судят.
О грядущем же реченное,
За как уже пришедшее и постоянно присутствующеевыдают.
И так нет ни суда правого у них,
Ни различения истинного в божественных и человеческих вещах.

22
Бог от начала два мира сотворил, видимый и незримый, -
Едино же царство зримых двух миров в Нем самом,
Образы носящее сообразно видимому же и умом зримому.
Таковым, соответственно, и два светят солнца,
Чувственное одно, и умное другое.
И то, чем является в видимом и чувственном солнце,
То в незримом и умном - Бог,
Ибо Солнце Правды и есть, и глаголется.
Так, стало быть, два потому солнца,
Одно чувственное, другое умное,
Как и два мира, как и глаголется.
И один из двух, беря чувственный мир и в нем всяческая,
Чувством этим и видимым солнцем просвещается,
Другой же, умный и то, что в нем,
Умным Солнцем Правды освещается и просветляется.
Чувственное - чувством, умное - Умным Солнцем,
Отдельно друг от друга просвещаются,
Никакого не имея друг с другом соединения или внимания,
Или сообщения воедино,
Ни умного к чувственному, ни чувственного к умному.

23
Единый из видимых и умом зримых всех,
Человек двояким создан Богом,
Тело имея из четырех составленное стихий,
Чувство и дыхание,
Через них же в этих стихиях оно участвует и живет в них.
Душу же - умную и нематериальную, и бесплотную,
Неизреченно с таковыми и непостижимо соединенную,
И срастворенную несмешанно и неслитно.
То есть человек один - живой, смертный и бессмертный,
Видимый и незримый, чувственный и мыслящий,
Смотрящий выше видимого творения, внимающий умом зримому.
Как, стало быть, в двух мирах два по действию разделяются солнца,
Так и для одного человека,
Одно тело, другое душу его освещает,
И от своего света участия каждое, им освещаемому,
По способности принять силе его,
Или богато, или скудно подает.

24
Чувственное солнце понимается, но не понимает.
Умное - и понимается достойными,
И всех видит, и более - видящих Его.
Чувственное ни говорит, ни речь кому дает.
Умное - и говорит со своими друзьями, и речь всем дарует.
Чувственное в чувстве сад осветив,
Теплотой лучей только влагу высушивает земли,
Но нисколько не и удобряет насаждения и семена.
Умное же оба в душе явным соделывает:
Сырость высушивает страстей,
И срамоту, что от них, вычищает,
И тучность в умную внедряет землю души,
Из нее же, насыщаясь,
Питаются помалу добродетелей насаждения.

25
Чувственное солнце восходит и просвещает мир чувственный,
И все, что в нем есть: людей, зверей, скотов и прочее,
Ради которых равный и свет равно дает.
Заходит же потом оно,
И темным оставляет место, его же освещало.
Умное - светит всегда и светило,
Все во всем для всех невместимо заключаясь.
От Им же созданных удалилось,
И Все от них, не отступая, отступает,
Во всем Все будучи для всех, и нигде,
Во всех Все видимых творениях, и Все их вне.
Все в видимых и Все в незримых,
И везде Все окружает,
И Все никак нигде.

Просмотров: 610 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Июль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024