- Отец Александр! В Греции почти что в каждом храме мы видим скамьи,
женщины приходят на службы с непокрытой головой, в брюках… Как эти отступления
от традиции сказываются на духовной жизни греческого общества?
- Действительно в греческой
православной традиции в 20 веке из-за проникновения западной культуры произошли
изменения: появились скамьи внутри храма (хотя, замечу, что стасидии в монастырях
были всегда для долгих богослужений), женщины перестали носить косынки, могут в
брюках зайти в храм. Но ведь западные влияния на Русскую Церковь намного глубже
и серьезнее. Просто мы об этом сейчас фактически не задумываемся. В Греции эти
внешние отступления не привели, слава Богу, к утрате главного – внутреннего
осмысления православной веры.
Давайте не будем лукавить,
русское богослужение – пышное, с излишествами. Греческое богослужение отличает
простота. Эта же простота и единодушие наблюдается во взаимоотношениях прихожан
и духовенства. В России священник или архиерей скорее представляют некую
«касту», т.е. когда человек попадает в клир, это, как правило, отделяет его от
прихожан. Здесь такого представить себе невозможно. Да, есть уважение к священному
сану, но барьеров в общении сам факт священства не создает. Приходящий в храм –
приходит в семью. Пускай он делает свои первые шаги не очень удачно, но это не
повод его оскорбить или показать на дверь, что, к сожалению, нередко случается
в России при всем нашем внешнем благочестии. Внешне – все благополучно, а
внутри – иначе. Именно закрытость русской души – самая большая ее проблема. В
Греции же было и есть понимание, я бы сказал сущностное, вещей, доступных в
своей открытости и простоте.
- В России, по статистике, существует огромный разрыв между людьми,
считающими себя верующими, и людьми воцерковленными. А как в Греции?
- Начнем с того, что Церковь в
Греции пока имеет государственный статус и тесно сотрудничает с
государственными и общественными структурами. Она официально участвует в жизни общества
и имеет голос в оценке происходящих в Греции событий. К ее голосу
прислушиваются, иногда вынужденно, и в государственном аппарате. Все – как некогда
было в дореволюционной России.
Разница между людьми глубоко
церковными и так называемыми «захожанами» cуществует. Для Греции этот фактор усугубляется тем, что православие
здесь – традиционная государственная религия, и принадлежность к нему хотя бы
по факту крещения – очень высокая. Конечно же, далеко не каждый, кто считает себя
верующим, является таковым по сути. Только в моменты потрясений, катастроф, войн, эпидемий,
бедствий люди в своем подавляющем большинстве серьезно задумываются о вопросах
жизни и смерти. В повседневной же жизни они слишком заняты житейскими
проблемами, общественными неурядицами, сиюминутными заботами. Церковь всегда и везде
помогает людям не забыться окончательно в кругу непрерывной жизненной гонки. Продуманной
системой праздников и постов она напоминает им об иной реальности, о жизни вечной.
Храмы в Греции практически всегда открыты, особенно крупные приходы. Туда может
придти любой желающий и обратиться к священнику со своей духовной проблемой,
получить разрешение недоумений.
В повседневной жизни греки с
глубоким уважением относятся к священному сану: уступают место в общественном
транспорте, даже если клирик молод годами, могут прямо на улице, в магазине, в
трамвае взять благословение. Проходя или проезжая мимо храма, многие крестятся.
Повторяю, в Греции, как правило, храм – не есть неприступная крепость, к
которой и приблизиться порой страшновато, но прежде всего – обитель Бога
Живого, где каждый ощущает себя членом семьи, получает радость от общения с церковными
людьми, а не утыкается в стену холодного равнодушия. Только так можно помочь
человеку обрести внутренний покой и упование на исцеляющую духовные раны силу
Духа Святого.
- Какова в Греции традиция духовничества для воцерковленных людей?
Сопоставима ли ситуация с Россией?
- Греция в данном смысле
находится в преимущественном положении, потому что в России традиция
духовничества была искоренена в 20 столетии. Духовное преемство фактически
пропало. Здесь же это преемство сохраняется с византийских времен. Кажущаяся
нашему человеку дерзость подходить к Святым Дарам без обязательной исповеди –
это на самом деле древнейшая традиция Церкви. Одно дело взять благословение
духовника на Причастие и совсем другое – исповедоваться ему. Ведь даже отходя
от исповеди и направляясь к Святой Чаше, человек не в состоянии удержаться от
хотя бы мысленных грехов. А стоять половину Литургии, иногда – дольше, в
ожидании исповеди и после бежать к Причастию – крайне вредно для того, кто
пришел на встречу с Самим Господом. Во-первых: нарушается сакральность,
теряется понимание исповеди как Таинства. Во-вторых: прихожанин фактически не
присутствует на Литургии (а ведь каждое слово Литургии – крайне важно и
действенно для души и сердца верующего!), постоянно думая о том, что сказать,
как ничего не забыть и успеть причаститься. Получается, что два величайших
события для пришедшего на Вечерю Господню – исповедь и Причастие воспринимаются
как некая полуформальность, а не Таинства.
- В России существует представление, согласно которому в Греции никто
не исповедуется, люди подходят к Причастию, когда хотят. Это так?
- Это не так. Духовник,
руководитель духовной жизни человека (им может стать и настоятель общины, и
иеромонах), знает все стороны жизни человека, подсказывает, как ему бороться с
его страстями, как молиться. Исповедь совершается подробно и не наскоком.
Именно духовник, регулярно исповедующий человека, определяет, как часто ему
причащаться и дает на это свое благословение. Мы приезжая из России и находясь
на богослужении в храме поражаемся, что нет, столь привычных для нас очередей к
исповеди, взмыленных священников, спешащих всех накрыть епитрахилью. И поэтому
когда мы видим, что люди спокойно и чинно, но не без южного темперамента,
подходят к Чаше, то делаем выводы, что здесь исповеди вообще не существует. На
самом деле желающий исповедоваться приходит в определенный день и час, когда
принимает его духовник. Конечно, бывает и злоупотребление доверием священника,
однако, у нас ведь тоже невозможно всех убедить поступать по совести. Особенно
где-нибудь в соборе или в большом монастыре священник не может знать,
исповедовался человек, приступающий к Святым Таинам или нет, он ему просто
доверяет.
- Благословение на причащение каждому дается индивидуальное?
- Конечно. С настоящим
духовничеством я познакомился в Греции. Поначалу тоже многое воспринимал
критически. Но когда увидел реальную сторону духовной жизни греков, она меня
потрясла. В Красноярске было так: приходит в храм порядка 200 человек на
исповедь. Что священник может сказать всему этому количеству народа в течение
часа-двух? Он должен осуществить колоссальнейшую работу: разобраться в
тонкостях души каждого, понять, что его заставляет совершить тот или иной
поступок, научить правильно жить. При этом любое слово священника – на вес
золота. Как возможно в течение часа-двух полноценно исповедовать 200 человек?
Поэтому проводят общую исповедь. Но перечисление грехов на общей исповеди еще
не приводит к покаянию. Зачастую исповедь, это великое Таинство, мы низводим до
полумагизма: человек пришел, сказал «виновен», его накрыли епитрахилью и все.
Никакого духовного переворота в жизни человека не происходит после такой
исповеди. Вот что самое трагичное.
- А здесь происходит?
- Отношения духовника и
пришедшего на исповедь – это отношения отца и сына или отца и дочери. Важно,
что духовник непременно обладает духовным опытом. Почему здесь не дают право
исповедовать новорукоположенному иерею. Потому что при всей образованности, при
всех уникальных своих возможностях он не обладает самым важным: опытом
духовничества. Ему нужно еще многому научиться, напитаться церковным духом, стать
подлинным проводником благодати Божией.
- Какой канон относительно рукоположения действует в Греции?
- Прежде всего, для рукоположения
необходима рекомендация духовника. Духовник, как я уже сказал, это не случайный
человек, у которого ты 1-2 раза поисповедовался, но тот, кто знает всю твою
подноготную. Если духовник не поставит подпись к рукоположению, рукоположение
невозможно (т.е. не формально поставит подпись, а архиерей пускай сам
разберется, нет!). В первую очередь спросят, если что не так, с духовника: кого
он воспитал. И спросят очень жестко. Здесь сохраняется традиция церковных
судов, утерянная в России. И, естественно, духовник обязуется перед епископом,
что кандидат в священники обладает всеми необходимыми качествами и не имеет
никаких препятствий к рукоположению. Рукоположения, скажем, человека, который
вступал в добрачные отношения или разведен, или женат второй раз, здесь
исключены. Каноны соблюдаются строго. Ведь в жизни будущего священника
абсолютно все играет огромное значение.
По мере того, как священник
погружается в жизнь Церкви, духовник ходатайствует перед епископом о
поставлении его в духовники. Необходима и подпись супруги, если кандидат – из
семейных. Кроме того, требуется свидетельство двух человек, что кандидат
действительно показал себя с достойной стороны. А также объявляется на приходе
и в СМИ, иногда по радио, что такой-то избран кандидатом на рукоположение в
священный сан, поэтому, если у кого-то есть претензии к кандидату, личное
несогласие или недоумение, это заранее сообщается архиерею или в епархиальное
управление. Если претензий к рукополагаемому нет, то его в назначенное время возводят
в священный сан. Как правило, священническая хиротония на приходах в Греции –
это целый праздник, особенно, если рукополагаемый выбран из местной общины.
- Существуют ли возрастные ограничения для рукоположения?
- До 30 лет в священника обычно
не рукополагают. Все за очень редким исключением происходит согласно канонам, в
русле древней церковной традиции. Кстати, в Греции вы не встретите священника
на улице без подрясника, в мирской одежде. Это запрещено канонами и, если факт
появления священника без надлежащего вида будет доведен до священноначалия, то
такого нерадивого пастыря ждут серьезные неприятности и наказания. Кроме того, появление
священника в общественном месте в штатском костюме непременно вызовет
негативную реакцию у населения, а виновник станет объектом разговоров и
кривотолков.
- Через сколько лет после рукоположения священник получает
благословение на духовное окормление паствы?
- Обычно должно пройти не менее трех
лет, прежде чем священник станет духовником.
- Многие ли священники Элладской Православной Церкви несут послушание
духовничества?
- Процентов 80. Обычно рано или
поздно человек достигает той степени духовного возраста, когда он способен
стать духовником.
- Сколько духовных чад приходится в Греции на одного духовника? Может
быть, наши проблемы связаны с тем, что священник несет непосильную нагрузку?
- На этот вопрос каждый духовник
ответит по-своему. Все зависит от сил конкретного священника и людей, которые
приходят к нему за исцеляющим словом Христовой любви.
- Всегда ли исповедь проводится в Греции вне богослужения?
- Да, исповедь никогда не бывает
втиснута в рамки Литургии. Для ее совершения выделены определенные дни. Исповедь
может длиться и час, и два, и три. А если понадобится, то и на протяжении
нескольких дней человек может возвращаться к беседе с духовником. Но только не
во время Литургии.
- У нас в храме мученицы Татианы при МГУ всегда существовала
возможность придти в какой-то день и неспешно исповедоваться вне службы! Значит,
это осуществимо и в России?!
- При правильном понимании того,
что такое исповедь, все возможно. Почему не исповедоваться заранее! Бывает
предлог, мол, человек за день нагрешит! Но пока человек протолкнется от
исповеди к Чаше, он уже согрешает и помыслами, и словами, и осуждением. И его
исповедь становится условной. Поэтому нужно правильно расставить акценты в
понимании духовной жизни и набраться мужества переосмыслить поступки и мысли,
препятствующие ее нормальному развитию.
- Что дает человеку индивидуальная исповедь в сравнении с общей, все
еще принятой в России? Почему она так важна?
- Важно, чтобы человек,
приходящий на исповедь, ощущал, что его исповедь – это не суд, где его будут осуждать или
оправдывать, не место казни или «галочки» для соблюдения проформы, но
величайшее Таинство. В этом Таинстве ему, раздавленному страстями и израненному
грехами, подается исцеляющая благодать, дар Святого Духа. На исповеди он,
измученный укорами совести может получить подлинное успокоение и отдохновение
от бесконечной борьбы с собой и своими пороками. В неспешной обстановке, при всецело
доброжелательном отношении священника, который не переминается нетерпеливо с
ноги на ногу, а располагает временем выслушать кающегося, человек переступает
барьер страха, внутреннего стеснения раскрыться во всей глубине своего покаяния
другому человеку, облеченному в священный сан. Он доверяется ему, как отцу,
который поймет его и поможет разобраться во всех затруднениях и сомнениях,
поддержит его в добре, подскажет, где корень и источник его злоключений и
страданий. Не нужно бояться выслушать человека! Однако для этого элементарно
требуется немного времени, которого, при всем желании, при общей исповеди у
священника нет.
- Что из литературы, переведенной на русский язык, наилучшим образом
раскрывает подлинную духовную жизнь в Греции?
- Такой литературы сейчас немало.
Конечно, основополагающий для любого христианина, а тем более для пастыря, –
опыт Святых Отцов. Из современных переводов я бы отметил замечательное издание творений
старца Паисия Святогорца, сочинения митрополита Иерофея (Влахоса), проповеди отца
Константина Статигопулоса, жития митилинских мучеников, поучения преподобного
Космы Этолийского.