Рассуждая о крещении, стоит упомянуть о крестном знамении и
нательном крестике. Многие христиане утверждают, что крестное знамение
уходит корнями в апостольское учение. Однако это не так. В распоряжении
богословов нет ни одного исторического свидетельства,
подтверждающего факт осенения себя крестным знамением апостолами и их
учениками. Впервые подобие знамения упоминается в III веке
раннехристианским теологом Тертуллианом в труде «О венке воина»:
«При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе...
приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за
какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением».
Миланский епископ Амвросий Медиоланский (ок. 340 – 397) так писал об этом знаке:
«Знамение полагается на челе, как на месте стыда, чтобы мы не стыдились исповедовать распятого Христа, Который не стыдился называть нас братьями».
Ему вторил Августин Блаженный (354 – 430 гг.):
«Христос благоволил, чтобы знамение Его запечатлевалось на челе нашем, как на месте стыдливости, для того, чтобы христианин не стыдился поношения Христова».
В руках современных богословов много свидетельств о
существовавшей с III века практике наложения крестного знамения на чело
(лоб) человека. Однако ни один древний источник не говорит об
обязательности данного действа для всех христиан. Для верующих этот жест
был скорее проявлением верности Спасителю,
...
Читать дальше »