21.02.2011
(Из цикла «Истории отца Бориса») …
Начинал
служить отец Борис ещё во времена сельсоветов, райкомов и обкомов,
когда некоторые должности были несовместимы с открытым посещением
церкви. Вот и у одной его
прихожанки, Клавы, муж её, Василий Егорович Пономарёв, был председателем
сельсовета. А его младший брат Михаил ещё дальше пошёл по карьерной
лестнице и работал в обкоме. Младший брат жил в городе, но часто
приезжал в гости к старшему. Видимо, любил очень брата. Да и тосковал по
родному селу, по речке тихой, по глубоким заводям, где они на ночной
рыбалке таскали крупнейший улов. Братья
были оба среднего роста, крепкие, широкие в плечах, похожие друг на
друга своей немногословностью, серьёзным видом. И в селе к ним
относились с уважением: строгие, но справедливые. Пономарёвы сказали -
значит сделали. Ну, и не зазнавались особенно, хоть и у власти, это тоже
было очень важно. Правда, нрав у братьев был крутой. Если Пономарёвы
разгневались - хоть под лавку прячься. Но - отходчивы. Глядишь, и прошла
гроза, солнышко засияло. Детей
у Василия и Клавы не было. Жили они сначала с родителями, а потом,
схоронив их, вдвоём. Избушка добротная, цветы яркие в палисаднике,
курочки гуляют, петух - первый красавец на селе. В сарайчике поросёнок
Борька похрюкивает. Во дворе пёс Тяпа разгуливает. Сидит
Василий Егорыч на лавочке у дома, а рядом пёс любимый крутится.
Здоровая псина - что телёнок. Пойдут гулять, а Тяпа остановится у забора
бок почесать - глядишь, забор на земле лежит. Разгневается Егорыч,
начнёт пёсику грозный выговор делать, а Тяпа ляжет, голову на передние
лапы положит и слушает внимательно. А у самого уши только подрагивают,
как будто ждёт: вот сейчас хозяин гнев на милость сменит. И правда,
надолго гнева у Егорыча не хватало. Только в голосе его басовитая нотка
приутихла, а Тяпа уже подскочил. И прыгает и ластится к хозяину. А
Егорыч засмеётся: «Ах и шельма ты, Тяпа! Ах, хитрец!» Брат
Михаил приезжал в гости. Один, без супруги. Она горожанка была и
никаких прелестей сельской жизни не признавала. Приедет Михаил, они с
Егорычем, как обычно, на рыбалку... Потом Клава рыбы нажарит, борщ свой
фирменный со шкварками сварит. Графинчик достанут, сидят - хорошо! Тяпа у
порога лежит, ушами подёргивает, Петька кукарекает... И
всё было бы прекрасно, если б не началась у Василия война с женой
Клавой. И разгорелась эта война из-за того, что Клава как-то незаметно
для себя стала ревностной прихожанкой недавно восстановленного храма
Всех Святых. В этом храме начал свою службу отец Борис, на его глазах и
разворачивалась вся история. Клава,
уверовав, не пропускала ни одной службы. Строго соблюдала посты. А пока
воцерковлялась, в хозяйстве её происходили изменения. Цветы заросли
крапивой. Курочки выглядели больными, и даже у бывшего первого на селе
красавца-петуха гребень валился набок. Поросёнка закололи, мясо Клава
продала, а нового Борьку растить категорически отказалась. Взъелась
Клава и на Тяпу, стала называть его «нечистью», перестала кормить.
Пришлось Егорычу самому готовить похлёбку для пса. Правда, скоро не
только собаке, но и самому хозяину пришлось голодным ходить: Клава
перестала варить свои вкуснейшие щи - перешла на салаты: капустка,
морковка, свёкла - благодать! Главное - чтобы после еды молиться
хотелось! Но Егорычу с Тяпой эти салаты пришлись не по вкусу. Да
ещё и в город вызывали председателя сельсовета: «Что это жена ваша
запуталась в паутине религиозного дурмана? Что это за мракобесие в
эпоху, когда заря коммунизма занимается над городами и весями?!» Так и
началась у Егорыча с Клавой война. Она - в церковь, а он - за ремень:
«Выпорю дурищу!» Клава от
него по соседям прячется. Совсем дома у них стало неуютно. Печь
нетоплена, куры некормлены, Тяпа с Егорычем голодные и злые. Как-то
при встрече с отцом Борисом Василий Егорович остановился и, сухо
поздоровавшись, начал разговор о вреде религиозного дурмана для жизни
жителей посёлка, а в частности, жены его Клавдии. Постепенно гнев его
набирал обороты, и в конце короткого разговора Егорыч уже топал ногами и
почти кричал на молодого батюшку, не давая ему и слова вставить. В
общем, нехорошо они расстались. После
этой встречи отец Борис пробовал Клаву увещевать. Стесняясь и краснея,
пытался объяснить своей прихожанке, что была старше его годами раза в
два: дескать, мир в семье нужно хранить, о муже заботиться... Но Клава
смотрела на молодого священника снисходительно. На его слово сыпала
сразу десять: «Враги человеку домашние его». Или ещё: «Всякий, кто
оставит домы, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради
имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Глаза у неё
при этом горели. Сейчас,
спустя годы пастырской службы, отец Борис, скорее всего, смог бы
поставить духовный диагноз правильно. Но тогда молодой священник решил,
что у Клавы это просто новоначальная ревность не по разуму. И всё
наладится по мере духовного роста, взросления его прихожанки. Но дело
оказалось не таким простым. И огонёк в глазах Клавы питался не одной
ревностью по Боге. Были у этого огня другие источники... А
что это за источники, стало ясно позднее, когда Василий Егорович,
всегда крепкий, начал прихварывать. Как-то быстро исхудал. Брат Михаил
устроил его в областную больницу в отдельную палату, но и отдельная
палата не помогла, и Василий довольно скоро вернулся из неё - уже совсем
слабым, с онкологическим диагнозом. Теперь
Клавдия могла спокойно ходить на все службы. Никто больше не бранился,
никто не гонялся за ней с ремнём в руках. Егорыч лежал, и даже щи можно
было не варить, потому что аппетит у него пропал. Тяпа не отходил от
окна, возле которого стоял диванчик Василия, и тоже значительно
уменьшился в размерах. В дом его Клавдия не пускала, и он лежал на
снегу, не желая уходить в тёплую конуру от болеющего хозяина. На
вопросы о болезни мужа Клава отвечала сухо и коротко: «Василия постигла
кара за грехи и неверие!» К удивлению отца Бориса, ревность его
прихожанки значительно угасла - Клавдия стала пропускать службы. Тогда и
начал батюшка понимать, что ревность её питалась противоречием мужу,
желанием выглядеть праведной на фоне его неверия. Противоречить больше
смысла не было и воевать не с кем. Без этой войны посещение храма,
молитвы, пост - всё стало неинтересным, слишком обыденным. Батюшка
шёл по заснеженной тропинке на службу и думал: где истоки таких
историй? Может, похожая ревность была у фарисея? Того самого, который
гордо стоял в храме и, глядя на поникшего мытаря, услаждался своими
помыслами: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди -
грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в
неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю...» В то время, как
мытарь смиренно повторял: «Боже, милостив буди мне, грешному»...
Внезапная мысль поразила отца Бориса, и он даже остановился на ходу: «А
могу ли я судить других за фарисейство? Да и откуда я могу знать, где
фарисейство, а где мытарство? Разве в себе я не могу найти ничего
фарисейского? Осуждая эту прихожанку, разве не чувствую я в душе этого
тонкого и горделивого: "Слава Богу, что я не таков, как эта женщина..."
Только один Господь-Сердцевед всё знает... Да, Господи, если я нахожу в
себе фарисея, то я - мытарь. А если нахожу фарисея в других, то сам
фарисей. И ещё: никто не
может быть уверен в себе. Никто не знает, не поменяются ли в его сердце
местами мытарь и фарисей на следующий же день... И мытарь в своей
следующей молитве может гордо произнести: "Слава Богу, что я не такой,
как этот фарисей!" Так всё непросто это, Господи! Но ведь я пастырь и
должен заботиться о духовной жизни своей паствы... Что делать?» Батюшка
встрепенулся: странно, наверное, выглядит священник, застывший на
снежной дороге с глубокомысленным видом. И отец Борис, так и не найдя
ответа на свой вопрос, зашагал дальше по тропинке, ведущей через
белоснежные сугробы к храму. Вскоре,
однако, его пастырские раздумья были прерваны неожиданной встречей.
Через несколько дней, вечером после службы, когда отец Борис торопился
домой к жене Александре и маленькому сынишке Кузьме, его остановил
запорошенный снегом мужчина. Вглядевшись в темноте в незнакомца, батюшка
признал в нём младшего брата Егорыча. Михаил заметно нервничал: - Батюшка, вы нам нужны очень-очень! Не откажите, пожалуйста! Пока шли к дому бывшего председателя сельсовета, Михаил торопливо рассказывал: -
Батюшка, вы знаете ведь, что брат мой болен. Он умирает. Я вот к нему
езжу так часто, как могу, - по выходным. И знаете, лежит он дома уже
пару месяцев - и с каждым моим приездом меняется. Сначала я приеду, а он
лежит и в потолок смотрит. В глазах тоска и отчаяние. Знает, что
умирает ведь... Мне с ним и поговорить-то невозможно было - он смотрел
сквозь меня, как будто он уже и не здесь. И всё, что я мог сказать, ему
было неинтересно и не нужно совсем. Я оставлю ему еды, деликатесов
всяких, вкуснятинки, ну, Тяпку покормлю да и уеду в город, неделя-то
рабочая. Батюшка вздохнул. Что он мог ответить неверующему человеку? А Михаил продолжал возбуждённо: -
А где-то с месяц назад я приехал - глаза у брата живые стали! Смотрю -
он книги читает! Лежит рядом с его диванчиком на тумбочке целая стопка
книг, и он их читает! Просмотрел я книги, а это Клавины. Агитация
религиозная... вы уж простите меня, батюшка, что так выражаюсь. Про
святых там всяких. Ещё эта, как её, Библия... Ну, я уж не стал спорить с
умирающим человеком, доказывать, что дурман это всё религиозный, -
пусть утешается. А сегодня я
приехал с утра - Вася плачет. Я его сроду плачущим не видел! Странно
так плачет - слёзы текут, а сам улыбается. И просит, чтобы я священника -
вас, то есть, батюшка - позвал. Креститься надумал. Вот как! Отец
дорогой, ты уж окрести его, что ли, я тебя отблагодарю! А то раньше в
нашем селе никаких храмов и в помине не было. И родители у нас
неверующие были - при советской власти ведь выросли. Бабушка вот только
всё молилась перед иконами старыми, это я сейчас вспоминаю. Давно это
было - в детстве, а вот почему-то сейчас вспомнил... Так как, отец
Борис, насчёт крещения? Батюшка молчал. Потом медленно сказал: -
Хорошо, Михаил. Только давайте мы так сделаем: сначала я с вами
больного навещу, поговорю с ним. А потом и про крещение решим. Тем
более, сейчас у меня с собой нет необходимого для совершения таинства. Когда
отец Борис с Михаилом вошли в калитку, к ним подошёл всё ещё огромный,
но исхудавший Тяпа. Вид у пса был тоскливый, он не лаял залихватски на
постороннего, а смотрел так ожидающе и печально, что у батюшки сжалось
сердце при мысли: «Скотинка простая, а ведь всё понимает». Но
разговора с Василием не получилось. В дверь они зайти не смогли. Потому
что, когда поднялись по ступенькам, дверь распахнулась сама. На пороге
стояла Клава. Вид у неё был боевой. -
Батюшка, простите, но я вас не приглашала! Знаю я, зачем вы пожаловали,
да только не получится у вас ничего! Сколько муж меня гонял! Сколько с
ремнём за мной бегал! Позору и страху натерпелась! А теперь что ж -
хочет на тот свет чистеньким уйти?! Как прижало - так уверовал?! Не
выйдет! Михаил попытался отстранить Клавдию: - Клав, да ты что?! Муж ведь это твой. Он сам просил батюшку позвать. -
А я говорю, что не пущу! А будешь, Мишка, настаивать, так я в твой
обком-райком завтра же приеду! Опозорю перед всеми твоими начальниками! А
то ишь - заря коммунизма у них, религия - опиум народа! Вот и
встречайте свою зарю коммунизма без опиума! В трезвом виде!
Уходите-уходите из моего дома! Из комнаты донёсся слабый голос: - Клав, пусти, пожалуйста, мне нужно, очень нужно священника. Но
дверь захлопнулась и мужчины остались стоять на улице. Отец Борис
посмотрел на закрытую дверь, перевёл взгляд на тоскливую морду Тяпы. А
затем, отозвав Михаила за калитку, что-то горячо зашептал ему. Ближе
к вечеру, когда всё ещё пышущая гневом Клава отправилась на обычные
многочасовые посиделки к соседке Тамаре, Михаил вышел на задворки.
Прошёл по глубокому снегу через огород, тропя путь для отца Бориса,
который неуклюже перелез через забор и почти свалился в крепкие объятия
работника обкома. Крадучись, по-партизански прошли они в дом, где и
окрестил батюшка умирающего. Сначала
отец Борис совершил чин оглашения, прочитал запретительные молитвы, и
больной отрекался вместе с ним от сил зла. Во время крещения Василий
сидел на стуле и поднимался с помощью брата, слабым голосом повторяя за
отцом Борисом: - Сочетаешься ли со Христом? - Сочетаюсь. - Сочетался ли со Христом? - Сочетался. - И веруешь ли Ему? - Верую Ему как Царю и Богу... А
когда батюшка совершал миропомазание, его самого охватил трепет: лицо
крещаемого видимым образом менялось после каждого помазания святым миром
лба, глаз, ноздрей, уст... Повторяя каждый раз: «Печать дара Духа
Святаго. Аминь», отец Борис видел, как бледное лицо больного
таинственным образом преображалось и светлело. А
после помазания святым миром Василий уже стоял на ногах сам. Отец Борис
поздравил своего крестника. Потом Михаил вышел и батюшка исповедал и
причастил новоизбранного воина Христа Бога нашего. Когда
отец Борис уходил, Василий плакал. Слёзы текли по его исхудавшему лицу,
а сам он светло улыбался. В дверях Михаил стал благодарить батюшку и
всё пытался засунуть в карман купюры. Но отец Борис, к его удивлению, не
взял денег. И младший брат, выйдя на крыльцо, долго смотрел ему вслед.
Шёл домой батюшка, уже не таясь - не задворками, а по улице. Шёл и
думал, что нужно будет теперь навещать и причащать больного. Не
дожидаясь приезда младшего брата. Но
в этот же день им с Михаилом суждено было встретиться ещё раз.
Близилась полночь, и отец Борис читал перед сном книгу под ровное
дыхание жены Александры и сладкое посапывание Кузеньки. Вдруг в дверь
постучали, и когда батюшка вышел, накинув старый полушубок, он снова
увидел Михаила. Тот стоял молча и нерешительно смотрел на священника, а
потом выдохнул: - Батюшка,
он умер. Вскоре после вашего ухода. Ещё и Клава не успела вернуться. И
ещё, батюшка, перед смертью он посмотрел в угол и говорит мне: «Миш, их
нет. Они ушли». «Кто ушёл, брат, о ком ты?» «Эти чёрные и злые - они
ушли. Совсем. А знаешь, Миш, батюшка сказал, что у меня теперь есть
ангел-хранитель. Правда есть. Миш, он правда есть! Ах, какой он
красивый! Я такой счастливый, Миш! Как я счастлив! Ты его тоже видишь?
Ну вот же он, вот!» Я, батюшка, оторопел даже. А он улыбнулся и умер. На
отпевании Василия было много народу. Сам он лежал в гробу как живой. И
лицо его по-прежнему было светлым, радостным. Сначала все удивлялись
решению Михаила отпевать брата, а потом пришли проводить его в церковь.
Клавдия отпеванию не препятствовала. Стояла молча, поджав губы, но весь
вид её выражал протест против совершающейся несправедливости. В церковь
после смерти мужа она ходить перестала. Может, придёт ещё? Кто мы, чтобы
судить? А через месяц после
отпевания, когда отец Борис отслужил литургию и народ пошёл ко кресту,
батюшка увидел в притворе храма празднично одетого Михаила. Прихожане уже стали расходиться, а он подошёл к отцу Борису и, смущаясь, сказал: - Я вот тут креститься решил, батюшка. Не откажите, пожалуйста.
(Все имена и фамилии реальных людей здесь изменены)
|