- Почему Константин стал христианином?
- Почему христиане подвергались преследованиям?
- Как религии соперничали с христианством?
- В чем состояла особая привлекательность христианства?
Причины, по которым Константин принял христианство, были, вероятно, и
личными, и политическими. По натуре он не был высокодуховным человеком.
В нем было больше суеверия, чем религиозности, больше страха,
вызванного очевидным могуществом христианского Бога, чем убежденности в
правильности христианского учения. Однако Константин желал определить,
кто среди богов того времени был «верховным божеством». При этом
Константин был и амбициозным политиком, которого прежде всего
интересовала власть. Поддержка широко распространенной религии была
одним из способов, с помощью которых он пытался сохранить целостность
разваливающегося государства.
Однако похоже, что позже приверженность императора христианству
стала более искренней. Умирая, Константин призвал священников, чтобы они
окрестили его.
Почему христиане подвергались преследованиям?
Хотя в первые 300 лет после смерти Иисуса христианство пустило
корни по всему Средиземноморью, эта вера все же оставалась верой
меньшинства, число ее последователей, вероятно, не превышало 10%
населения империи. Римляне терпели иудаизм, поскольку это была
древняя, уважаемая религия. Вначале христиан считали иудеями и
относились к ним так же. Но вскоре после смерти Иисуса иудеи и христиане
начали настаивать на том, что между их верованиями очень много
различий. Отказ христиан приносить жертвы римским богам посчитали
изменой и объявили незаконным. На этой основе махровым цветом расцвело
предубеждение против христиан. Из обряда причащения следовало, что
христиане едят человеческую плоть и пьют кровь. «Если давно не было
дождя, виноваты христиане». Эта пословица стала популярной среди римлян.
Первые серьезные • антихристианские волнения произошли в 60-х
годах н. э. при императоре Нероне, когда Рим горел. В поисках жертвы, на
которую можно было бы взвалить ответственность за большой пожар,
непопулярный император остановился на христианах. Сотни их были брошены в
тюрьмы, подверглись пыткам и были убиты. Согласно преданию, и Петр, и
Павел погибли во время этого погрома.
Хотя в начале II в. н. э. лишь принадлежность к христианской
религии могла означать смертный приговор, в действительности этот закон
вряд ли когда-либо исполнялся. Император Траян, правивший с 98 по 117
г., установил, что христиане должны быть судимы по закону, и запретил
внесудебные преследования. Правители понимали, что появление мучеников
играет на руку христианской религии, вместо того чтобы подрывать ее. Чаще
всего христиане жили в мире со своими соседями. При возникновении
опасности они в большинстве не конфликтовали и оставались в живых. В
основном мучениками становились отдельные люди, павшие жертвой местных
предрассудков и жестокости. Мученики зачастую приводили в ярость власти
своим «упрямством», а некоторые из них даже находили удовольствие в
страдании. Множество христиан принимали кровавые муки на цирковых
аренах, куда заключенных бросали на растерзание диким зверям ради
развлечения. Эти события вскоре заняли свое место в истории
христианства. Это были уроки страданий, в которых отражалась жизнь
Христа. В III в. император Деций потребовал, чтобы все население
империи, в том числе и христиане, приносило жертвы римским богам. Люди
должны были получить справку, подтверждающую, что они это сделали.
В 303 г. император Диоклетиан развязал Великие гонения. Тысячи
христиан погибли. Этого было недостаточно, чтобы уменьшить их число, но
достаточно, чтобы укрепить дух живых.
Как религии соперничали с христианством?
Традиционно римляне поклонялись целому пантеону богов,
возглавлявшемуся богом неба Юпитером. Другими верховными божествами были
бог войны Марс и богиня луны Юнона. Позже — по мере того как империя
расширялась — эти традиционные верования пополнялись другими культами.
Некоторые римские правители почитались как боги во многих провинциях.
Юлий Цезарь был удостоен божественного статуса Августа. В первые века
новой эры римская религия стала еще более запутанной из-за возрастающей
популярности греческих, персидских и египетских богов, в особенности
таинственных культов Митры, Кибелы, Исиды и бога солнца «аполлона».
Культ персидского бога солнца Митры стал необычайно популярным в
Римской империи в I в. н. э. Митраизм был чисто мужской религией. Это
был таинственный культ, известный в деталях только посвященным. Как и в
христианстве, сложные ритуалы этого культа включали в себя таинства
причастия и крещения. Кроме того, митраизм обещал своим последователям
вечную жизнь и проповедовал твердые моральные устои. Культ азиатской
богини плодородия Кибелы был привнесен в Рим из Греции в 204 г. до н.
э., чтобы помочь римлянам в борьбе против Ганнибала. Кибела, мать богов и
людей, олицетворяла собой земное существование. Ее святилищами были
горы и пещеры, а ее служителями — беснующиеся корибанты. Религиозные
церемонии в честь Кибелы были драматическим зрелищем, которым руководили
скопцы, переодетые в женское платье. Это были оргии, сочетавшие в себе
музыку, танцы и членовредительство. Как и митраизм, культ Кибелы исчез в
конце IV в. н. э.
Нежная, страдающая, дающая жизнь Исида была самым популярным
языческим божеством. Эта египетская богиня чествовалась во время сложных
церемоний, которые особенно почитались среди женщин. Кульминацией
10-дневного праздника было продолжавшееся всю ночь представление, во
время которого разыгрывались сцены смерти и воскрешения мужа Исиды
Осириса. Незадолго до рождения Христа император Август избрал Аполлона
своим покровителем, определяющим судьбу Римской империи. Однако примерно
во времена Константина солнцепоклонничество заменило собой культ
Аполлона. Праздник Непокоренного солнца стал отмечаться с 274 г. н. э.
25 декабря. В первые годы после обращения Константина в христианство в
его душе бог солнца продолжал бороться с Христом.
В чем состояла особая привлекательность христианства?
В эпоху, когда политеизм и мифология становились все более
далеким прошлым, в христианстве было 4 особенно привлекательных
элемента: • оно утверждало, что есть только один Бог; • оно имело в своей основе твердо установленный исторический факт; •
оно было универсальным и демократичным, принимая в свое лоно людей
независимо от их пола, социальной и национальной принадлежности;
• оно имело единый источник, который удовлетворял эмоциональные потребности. Христианство
вытеснило культы Кибелы и Исиды. Выражавшиеся в них ритуализованные
эмоции — скорбь, поклонение матери и надежда на вечную жизнь — имели в
христианстве не менее сильные соответствия: Богоматерь, Христа и Пасху.
Во время царствования Константина было решено, что день праздника
Непокоренного солнца станет подходящей датой для празднования дня
рождения Христа.
|