Содержание
После общей проверки и скудного завтрака тюремный
"вертухай”, заспанный и злой, зевая в руку, открыл железную дверь камеры
и выкрикнул на выход Кузьму с вещами. Непутевый русский мужик Кузьма
отбыл свой восьмилетний срок в лагере за убийство в пьяной драке своего
же соседа по деревне. Почему-то перед окончанием срока его из лагеря
перевезли в тюрьму и вот теперь выпускают на волю.
В деревню Кузьма ехать боялся, так как братаны
убитого Коляна поклялись проломить Кузьме башку, если он опять там
появится. Получив какие-никакие документы, Кузьма поплелся по городским
улицам, озираясь по сторонам. Подобрав с асфальта жирный окурок,
он закурил, жадно втягивая до самых потрохов крепкий табачный дым. В
маленьком, загаженном собаками сквере он сел на скамейку и, морща лоб,
раздумывал о своем житье-бытье: куда ему теперь податься. В скверик
пришли старухи-собачницы и, отпустив своих питомцев, собрались в кружок
толковать о вязке, собачьих болезнях и о достоинствах разных псовых
кормов. Кузьма смотрел на собак и думал: "Ишь, гладкие черти,
откормленные. Ни забот ни хлопот. Хоть бы меня кто взял на поводок”. К
нему подошел тучный, тяжелый ротвейлер. Понюхав его колено, учуял кислый
тюремный запах и злобно зарычал.
— Ну ладно тебе, сволочь. Ступай своей дорогой, — сказал ему Кузьма.
"Эх, кабы где устроиться на работу, — думал он. — Хорошо бы при
столовке или при магазине грузчиком”. Он встал и начал большой обход
столовок и магазинов, но ему везде кричали: "Проваливай отсюда!”
Дворником его тоже не взяли, сказав, что из тюрьмы не берут. В
милиции дежурный, прочитав его бумажки, лениво потягиваясь, сказал:
"Есть место в общественной уборной, при ней и каморка, где можешь жить”.
Уборная, которую Кузьма с трудом отыскал, была в заводском районе.
Это общественное сооружение, стоящее еще, вероятно, с царских времен,
было страшно запущено. Каморка оказалась крохотной, с ползущей по
стенам сыростью, но Кузьма и этому был рад. Три дня он старательно
чистил это грязное отхожее место, а на четвертый день, отдыхая на полу в
своей каморке, услышал под дверью разговор:
— Мы этот сортир приватизировали, отремонтируем его и сделаем культурный платный туалет, а тут какой-то бомж поселился.
— Ты, хозяин, не беспокойся, мы его живо выкинем.
Дверь открылась, и в каморку втиснулись двое накачанных с наглыми
рожами и бритыми затылками. Один из них пнул ногой лежащего Кузьму и
заорал:
— Ну-ка, выметайся отсюда, козел, да по-быстрому!
— Да что вы, ребята, меня милиция сюда определила, — запротестовал Кузьма.
— Ах, милиция!
Его били долго и со знанием дела. Затем
вытащили из каморки и положили под стенку. Через час Кузьма очнулся, сел
и ощупал голову и разбитый нос. Встав, он, пошатываясь, снова побрел по
улицам. Его мучили голод и жажда. Он подобрал пустую консервную банку и
вычистил пальцем масло и рыбные крохи. Почерпнул этой банкой из реки и
вдоволь напился, хотя вода отдавала керосином. В каком-то дворе,
покопавшись в помойке, он вытащил полбуханки заплесневевшего хлеба и
кусок скользкой от слизи колбасы. Хлеб он поскреб о камень, а колбасу
помыл в реке. Пообедав, чем Бог послал, Кузьма вышел за пределы города и зашагал по Киевскому шоссе.
Через несколько дней он добрался до Гатчины. В Гатчине ночевал в
заброшенном сарае, где ночью его укусила за палец крыса и ужасно
одолевали блохи. Он шел по дорогам на юг, побираясь по пути, везде
протягивая к людям свою шершавую руку. И, худо-бедно, но ему подавали:
из деревенских домов больше хлебом, на городских улицах даже денежку...
Однажды он за день нащелкал столько, что хватило даже на бутылку
пшеничной сорокаградусной, которую он осушил на ночлеге в лесу. В другой
раз его приютили в монастыре преподобного Саввы Крыпецкого — монастыре
бедном, но страннолюбивом. Отец кашевар наложил ему полную миску
перловой каши, дал большой ломоть хлеба и кружку крепкого чая. Кузьма ел
жадно, набивая утробу крутой кашей впрок, взахлеб пил чай и по-собачьи
благодарно смотрел на отца кашевара.
Тот жалел его и говорил: "Ты, Кузьма, не забывай, что все же ты
человек и носишь образ Божий, покайся и не греши. Неси свой крест
терпеливо и безропотно, раз уж тебе выпала такая доля. На все воля
Божия. Тяжек твой грех. Убил ты человека, аки Каин окаянный, вот и неси
свой крест в покаянии и смирении. Прибейся к какому-нибудь делу,
трудись, молись, и, может быть, Бог отпустит твой смертный грех.
Сходи-ка к нашему игумену отцу Варахиилу, вдруг он оставит тебя здесь”.
Отец Варахиил, с большой апостольской бородой и добрыми синими глазами,
пожалел Кузьму и дал ему червонец, но в приеме отказал, сказав, что у
них уже своих бомжей под завязку. Выйдя из Крыпецкого монастыря, Кузьма
шел дальше на юг, раздумывая о словах отца кашевара: кайся и неси крест
свой! Трехдневное пребывание в монастыре как-то благотворно
подействовало на него, и он даже перестал тайком ловить и скручивать шеи
деревенским курам и сдергивать с веревок сохнущее белье.
Однажды, остановившись на ночлег в одной деревне, он взял лежащий на
дворе топор, в лесу срубил молодой дубок толщиной в руку и соорудил из
него большой крест от подбородка до чресел. На заброшенной колхозной МТС
он нашел круглую скобу с кольцами на концах, раскалив толстый гвоздь,
прожег в верхней части креста сквозную дырку, продел туда проволоку и
привязал ко кресту железную скобу, окрутив ее тряпичной лентой. Выпросив
у старухи-хозяйки ржавый амбарный замок, перекрестился и одел себе
ошейник со крестом. Старуха продела в кольца скобы замок и ключом на два
поворота замкнула его. Выходя на дорогу, Кузьма бросил ключ в
деревенский пруд. И, по слову отца кашевара из Крыпецкого монастыря,
отныне стал крестоносителем, удивляя народ и возбуждая в сердцах жалость
и сострадание. Он ходил с этим во всю грудь и живот деревянным крестом
по городам и весям, повсюду рассказывая, что это — покаянный крест за
Каинов грех, который совершил по пьяной лавочке по молодости, по
глупости, и теперь этот крест он не снимет никогда и ляжет вместе с ним в
могилу.
Принимали его хорошо даже в
городах. Настоятели после окончания богослужения, во время которого
Кузьма, стоящий всегда сзади всех, басом подпевал церковному хору,
приглашали его к трапезе и кормили до отвала, да еще на прощание совали в
руку небольшую толику денег. Но особенно и даже с почетом принимали его
в деревнях. Бабы жалели и плакали, слушая его горемычный рассказ.
Кормили его хорошо. Кузьма по деревенской привычке, когда кормят "на
халяву”, ел жадно и много. И бабы, жалостливо качая головами,
подкладывали ему на тарелку еще и еще, пока он, одуревший от еды, не
валился на лавку и храпел во всю мочь. Бабы подходили к нему на
цыпочках, целовали крест и грязную руку святого странника-страдальца.
Были даже случаи исцеления, особенно от беснования. От такой кормежки
щеки у Кузьмы округлились и изрядно вырос живот, покаянный крест принял
полугоризонтальное положение и торчал вперед, словно пулемет. Однажды в
украинском селе его приняла одинокая вдова. Она приложилась ко кресту,
плакала и просила Кузьму помолиться за умершего хозяина. На стол была
выставлена уйма всякой снеди. Тут были и галушки, и вареники, и
паляница, вареная свинина и большая бутыль с самогоном-первачом. Кузьма
наелся, как барабан, опрокинул стакан первача и завалился спать,
предварительно не забыв помолиться. Кровать, предоставленная вдовою,
была богато уснащена перинами, подушками и пружинным матрасом, блохи и
клопы изгнаны, и Кузьма сразу уснул, оглашая весь дом лошадиным
храпом. Ночью пришла вдова и разбудила его. Кузьма сел на кровати,
спустил на пол волосатые ноги, протер кулаком глаза и, сообразив, в чем
дело, разгневался до невозможности. Он кричал так, что, наверное, было
слышно на все село:
— Ах ты, блудня! Куда ты притащилась?! Ты что, слепая? Не видишь
разве, что я за грехи свои распят на кресте! Ты что, хочешь, чтобы нас
разразил Господь, и черти утащили меня и тебя вместе со крестом в
преисподню?!
— Да шо ты, Кузьма, я ж тильки так.... хотила тоби перину поправить.
— Вот прокляну твой дом, тогда будешь знать, как поправлять перину у Божьего странника.
— Ой, лышенько, нэ проклинай, голубчику. Я тоби багато грошив дам, та всякой ижи для дорози.
— Ну, ладно, денег мне твоих не надо. От них только грех, да и убьют
еще за них на дороге. А вот завтра иди в церковь и покайся батюшке, что
бес тебя надоумил соблазнить Божьего странника, с покаянным крестом
ходящего. Да пусть на тебя какую покрепче епитимью наложит.
— Прости, ради Бога, Кузьма. То я вид тоски и одиночества. Детей у
менэ нема, а в народе кажуть, шо вид Божиих странников святи диточки
нарождаются.
— Брысь отсюда, дьяволица! Я сейчас возьму свой посох и покажу тебе "святи диточки”.
Утром рано Кузьма ушел из хаты, где ему было такое
великое искушение, и был рад и благодарил Господа, что удержался и не
согрешил.
Однажды ночь застала его на дороге. До следующего села было еще
далеко, и он решил заночевать в ближайшей роще, где росли дубки, ракиты и
тополя. Войдя в рощу, он увидел в отдалении горящий костер. Он пошел на
огонек и, подойдя, увидел трех бродяг, сидящих у костра. Они были
изрядно пьяны и о чем-то злобно спорили. Увидев Кузьму, они замолкли и
хмуро уставились на него.
— Мир вам, люди добрые, — сказал Кузьма.
— Садись, садись, погрейся с нами, — сказал один из них. — У тебя водка есть?
— Нет.
— А табак?
— И табака нет.
— А деньги?
— Тоже нет.
— Пустой, значит, ты, мужик.
— Крест зачем такой прицепил?
— А грешник я, и ношу его для искупления грехов и другим в назидание.
— А ну-ка, Петро, ошманай грешника, может, что и найдем.
— Не трогай меня, человече, Бог даже Каина запретил всем обижать, а я тоже вроде Каина.
— Сивый, да у него ничего нет. Вот кусок хлеба, да книжка какая-то церковная.
— Кидай ее в костер, — приказал мрачный бродяга.
— Бог вас побьет, нечестивцы, — сказал Кузьма.
— Ах ты нам еще угрожаешь! Хватай его, хлопцы, раздевай догола и привязывай к дереву, — приказал бородач.
— Толян, сымай крест и в костер.
— Да крест не сымается, Сивый, разве только башку ему отрезать.
— Ну-ка, я посмотрю. Да он у него на замке!
— Пока привязывайте, а я пойду лозы наломаю. Постегаем, поучим его, чтобы он знал, как шататься по ночам с таким крестом.
Кузьму привязали к дереву. Пламя костра освещало обнаженного страдальца, обмотанного веревкой с торчащим крестом.
Бородач, шатаясь, подошел к нему с целым пучком сломанной лозы.
— Ну, дядя, молись! Сейчас стегать тебя буду.
— Господи, прости им, не ведают, что творят, — 'взмолился Кузьма.
Утром, весь в багровых полосах от экзекуции, он обвис на веревках,
все еще привязанный к стволу. А бродяг и след простыл. Днем сильно
припекало солнце, и он кричал, призывая на помощь, но никого не было. Он
поднимал глаза к небу, но и оно молчало. На следующее утро показалось
стадо коров. Одна корова подошла и, жуя жвачку и пуская нити густой
слюны, меланхолично уставилась на него. Кузьма, очнувшись от забытья,
посмотрел на корову и, едва ворочая пересохшим языком, сказал ей:
"Коровушка, матушка, видишь, я помираю, позови кого-нибудь”.
Из рощи на поляну вышел старый пастух, волоча по траве длинный кнут. Внезапно он увидел Кузьму и остолбенел.
— Свят, свят, свят. 3 нами хрестная сила! Ты чо-ловик чи хто?
Кузьма не мог говорить и только что-то шептал. Пастух потихоньку подошел к нему, тщательно разглядывая.
— Видный, бидный чоловиче, як же тэбэ эмордувалы.
Он разрезал веревки и опустил Кузьму на траву.
— Воды, воды, — прохрипел Кузьма.
Пастух отвязал баклажку и напоил страдальца. Хотел снять с него
крест, но понял, что это невозможно. Он накрыл его своим ватником и
сказал: "Ты, добрий чоловик, мало почекай здесь. Зараз приду с конем, та
якийсь одяг принэсу”.
Целую неделю приходил в себя Кузьма в доме добросердечного пастуха.
Уходя, он благословил его дом. На нем была грубая рубаха и штаны, на
боку холщовая торба с хлебом. Шел он босой и отныне стал так ходить
всегда.
В начале восьмидесятых годов я встретил Кузьму в
Симферопольском кафедральном соборе. Он стоял среди прихожан —
лохматый, с большой бородой, в холщовой рубахе и таких же штанах, из-под
которых виднелись босые заскорузлые ступни. Он стоял и
самозабвенно подпевал басом церковному хору. Крест был в таком же
полугоризонтальном положении — почерневший и засаленный от супов и
жирных подливок, однако черезвычайно чтимый народом. Между лопаток
Кузьмы висел ржавый амбарный замок, закрытый на веки вечные. После
службы он сидел в церковном дворе на скамейке и блаженно улыбался.
Женщины подходили к нему и благоговейно прикладывались ко кресту и
совали ему в руку рублевки, которые он сразу раздавал нищим. Дети не
боялись его и, подойдя, охотно щупали крест и дергали Кузьму за бороду.
Он не бранил их и только кротко улыбался. Я с ним заговорил, и он, не
чинясь, охотно отвечал. Из церковного дома вышел псаломщик и окликнул
Кузьму, чтобы шел на обеденную трапезу. Кузьма встал, перекрестился и
вынул из холщовой торбы деревянную крестовую ложку с
монастырской надписью: "На трапезе благословенной кушать братии
почтенной”, и направился к дому. Я потом много о нем слышал от разных
батюшек, которые запомнили посетившего их храмы Кузьму. Его видели и в
Тбилиси, и в Вильнюсе, и в Костроме, и в Нижнем Новгороде, и на Урале, и
в Сибири. Вот такой странный русский человек Кузьма Крестоноситель.
Наверно, и сейчас где-то ходит по городкам и деревням и, войдя в дом,
привычно кричит хозяевам: "Покайтесь, люди добрые, ибо приблизилось
Царствие Небесное!”
|