Зима в этом году в Закарпатской
Руси стояла необыкновенно суровая. По утрам, когда заиндевевшие ветви
деревьев искрились и сверкали на солнце, столбик термометра зашкаливал
за минус двадцать. Горы, лес, ущелье — все завалило снегом, а
крестьянские хаты в Ольховке как будто наполовину осели в сугробы,
накрывшись большими снежными шапками, да над каждой хатой в морозном
безветрии поднимался синий печной дымок. И над всей этой застывшей
зимней красой на малой горе возвышался православный храм Божии,
трудами и грошами поселян возведенный из камня на века. Около храма, в
больших деревянных решетчатых клетях, совсем приземленно, была устроена
звонница с двумя огромными, покрытыми зеленой патиной колоколами и
дюжиной подголосков мал-мала-меньше. Колокола были украшены орнаментом,
барельефами святых и славянской надписью, гласившей, что колокола были
отлиты в Австрии во славу Пресвятой Троицы.
Мы с приятелем Юрием Юрьевичем — коренным гуцулом — ехали в Ольховку
по делам на его вездеходной "Ниве” по горной дороге, стуча одетыми на
колеса цепями. С нами ехала приятельница Юрия Юрьевича, молодая красивая
вдова Магда, и везла своего бесноватого сына, мальчишку лет девяти, на
которого не было никакой управы. У Магды в Ольховке был родственник,
которого она по-гуцульски называла "вуйко”, что, означало, что он ей —
дядя. Этот вуйко был иеромонахом и целых сорок пять лет служил
священником в Ольховской церкви. Когда мы вышли из машины, щурясь от
яркого горного солнца, звонарь раскачивал колесо, прикрепленное к
железной балке, на которой висели колокола. Здесь раскачивают сами
колокола, а не железный язык, как у нас в России. Вскоре тяжелый медный
гул валом прокатился по земле и, отразившись от гор, эхом прошелся по
ущелью. По тропинкам в снежных сугробах ко храму потянулись прихожане в
овчинных шубах и валенках. День был воскресный, и народ спешил на
Божественную Литургию. Здесь в храме специального хора не было, как,
впрочем, и повсему Закарпатью, и народ пел всю службу от начала и до конца, как в древние времена.
Надо сказать, что хотя зимой здесь храмы не отапливаются, прихожане в
своих овчинных шубах и валенках на холод не жалуются, но я, когда из
теплой машины вошел во храм в своем легком пальтишке, холод пронизал
меня до самых костей. Народ пел, и пар, клубами вырываясь из глоток,
поднимался к потолку. Царские врата были открыты, и я хорошо видел, как
священнодействовал иеромонах. Он был стар сухой здоровой старостью,
быстр и точен в движениях и легок на ногу. В отличие от закутанных в
шубы прихожан батюшка был одет очень легко, судя по развивающемуся при
быстрых движениях облачению и летящей походке с кадилом в руке вокруг
престола. Стопы ног его, обутые в новенькие резиновые галоши, так и
мелькали из-под облачения. Меня от холода стала колотить дрожь, и я
сказал Юрию Юрьевичу, что замерзаю и пойду сяду в машину. В машине я
включил отопление и немного согрелся. Я сидел и раздумывал о батюшке,
который слыл по всему Закарпатью как решительный и удачливый экзорцист
или по-русски —- бесогон.
Заклинание и изгнание нечистой силы из
бесноватых — дело трудное и небезопасное для здоровья и даже для жизни. Я
знал несколько таких воителей с нечистью, но все они как-то ослабевали
телесно, теряли силы, заболевали и умирали преждевременно в преполовении
дней своих. Только один дожил до старческого возраста, но это уже был
не человек, а руина. Они все говорили, что на
отчитку, во время чина бесоизгнания, уходит много энергии, и после этого
действа они каждый раз чувствовали упадок сил, как после тяжелой
болезни. Так что демоны тоже не дремали, подтачивая их здоровье. Но отец
Мефодий, о котором наш рассказ, как я потом узнал, на это не жаловался,
потому что крепкой верой, праведной жизнью и особенно смирением он, как
бронежилетом, был надежно защищен от смертоносных стрел врага рода
человеческого — дьявола. Между прочим, "бронежилет” особого свойства у
него действительно был когда-то, во дни его первых лет иеромонашества,
пожалованный ему в Киево-Пе-черской Лавре ветхим святым схимником отцом
Пахомием. Старец также благословил его и черной бархатной скуфьей, сняв
ее с собственной головы. Своим проницательным и прозорливым глазом отец
Пахомий углядел в молодом смиренном иеромонахе великого воителя с
бесовским племенем. И скуфья, и жилет имели сокровенную тайну, которую
видели только нечистые духи, ведьмы, колдуны и прочая болотная нежить.
Эта тайна заключалась в том, что в жилет и скуфью были вшиты множество
кусочков святых мощей от Киево-Печерских угодников, почивающих в
Богомзданных пещерах Киево-Печерской Лавры, которым, как гласит
Киево-Печерский Патерик, была дана Божия благодать наступать и поражать
невидимую силу вражию. Батюшка одевал эти святые доспехи только в особых
случаях, когда чувствовал, что в бесноватом сидит не простой демон, а
князь бесовский.
Я пригрелся в машине и даже стал засыпать, но дверца открылась, и я
очнулся от дремоты. Передо мною стояли Юрий Юрьевич, Магда с мальчишкой и
сзади отец Мефодий без пальто, в легкой темной рясе. Я вылез из машины,
и по узкой снежной тропинке отец Мефодий повел нас к своей келье на
обед. Спустились по косогору вниз к ветхой покосившейся избушке с
маленькими окнами под почерневшей соломенной крышей, обили от снега о
порог ноги и вошли в сени, где висели сухие березовые веники и стояли
какие-то кадки. В полутемной прихожей я наткнулся на набитый сеном,
стоящий на козлах узкий длинный ящик, похожий на гроб. В единственной
комнате тоже было темновато и пахло ладаном, постным маслом и рыбным
супом. От топящейся плиты по стенам играли блики пламени, да перед
образами в углу теплилась лампада. Избушка была настолько старая,
закопченная и ветхая, что потолок прогнулся этаким животом вниз и был
подперт корявым извилистым древом с рогулькой на конце. Кроме обеденного
стола у окна в келье был одежный шкаф, большой сундук, окованный
полосками железа, да деревянная кровать с большими подушками и ватным
лоскутным одеялом. Все это дополнялось лавкой и несколькими темными
засаленными табуретками. На одной из них сидела странная старуха, как
поглядеть, так сущая ведьма. Ей, наверное, было лет восемьдесят с гаком.
Она ворочала в топке кочергой, и ее профиль напоминал щипцы, так как
крючковатый нос почти сходился с острым подбородком. Из-под черного
платка выбивались лохмы седых волос. Как я потом узнал, она была большая
любительница курить трубку, набитую лютой махоркой, и прикладываться к
бутылке с синим денатуратом. Она встала и хриплым голосом доложила
батюшке, что обед готов. Тут я увидел, что у нее одна нога, вместо
другой была приделана деревяшка. И звали старуху — Карла. Как потом
рассказал батюшка, она действительно была настоящей закарпатской
"босоркань” — так здесь называют ведьм, но сейчас уже в отставке.
Батюшка однажды спас ее, вырвав из рук разъяренных поселян, которые
тащили старую каргу, чтобы утопить в Боржаве за ее пакостные ведьмовские
проделки. Избушку ее селяне сожгли, и батюшка по доброте своей взял ее к
себе, чтобы она вела хозяйство и готовила ему обед. Старуха оказалась
наглой особой и сразу захватила батюшкину кровать с засаленным лоскутным
одеялом, так что бедному кроткому отцу Мефодию пришлось устроиться в
прихожей и ночевать в ящике с сеном, покрываясь ветхой рясой.
О, великое смирение было у этого монаха,
поэтому и бесы не могли его никак уязвить. Старуха, стуча деревянной
ногой, быстро накрыла стол и поставила приготовленные ястие и питие.
Батюшка прочитал молитву, благословил трапезу, и мы сели за стол.
Вначале старая подала настоящий венгерский рыбный папри-каш — горячий и
жгучий, как адское пекло. Чтобы есть этот суп, надо иметь железный
желудок. В нем было столько перца, что мы все, открыв рот, дышали, как
собаки на жаре, а батюшка ел, не поперхнувшись, и только слезы катились
у него из глаз. Затем была подана обжаренная в яйце и сухарях капуста с
бобами и рисовая каша с грибами. Поскольку в месяцеслове на этот день
значилось разрешение на вино, мы выпили по стаканчику местного рислинга,
страшно кислого — "вырви глаз”. Потом еще пили чай. Батюшка вкушал один
раз в сутки, но основательно. Не успели мы закончить трапезу, как в
окно постучали, и в избу зашла приятная пара лет этак по сорок пять с
просьбой и за советом. Оба были вдовые, имели взрослых детей, которые
переженились, и поэтому эта пара считалась между собой как сват и
сватья. И вот, им тоже пришла фантазия обвенчаться вторым браком.
Батюшка усадил их на лавку и полез в сундук, откуда достал старинную
пудовую в кожаном переплете книгу "Кормчую” и зачитал им следующее:
"Сват и сватья имеют родство не по крови, а по присвоению ко браку их
чад, и Соборные Отцы их брак не разрешают и не запрещают, а полагаются
на их собственную совесть. А если сойдутся в браке, то не порочен
сей брак, но эпитимия им будет такая: не вкушать мяса один год”. Пара
поклонилась батюшке, поблагодарила его и, довольная, вышла вон.
Красивая вдова Магда стала жаловаться на своего сынка, что буен,
хулиганит, и нет на него управы, и просила вуйко, чтобы выгнал из
мальчишки беса. Батюшка призвал мальчика, огладил его по голове и, зажав
между коленями, пристально посмотрел ему в глаза. Мальчик был спокоен и
улыбался. Был он также спрошен: ходит ли на исповедь и приемлет ли Святое Причастие? Мальчик ответил утвердительно.
— Нет в нем беса, — сказал батюшка, — мальчик живой, бойкий, перерастет и будет хорошим человеком и добрым христианином.
Будучи врачом, я многие болезненные состояния относил не на счет
бесов, а вследствие нервных заболеваний, поэтому спросил батюшку — как
он различает, что от бесов, а что от телесных и нервных расстройств.
Может быть, вообще, бесы — плод больной фантазии?
— Ты, милый, — сказал батюшка, — читай Ветхий и Новый Завет и
узнаешь, что издревле дьявол и его слуги допекали и губили род людской.
Ты же не видишь, к примеру, и не чувствуешь радиоволны, но они
пронизывают нас и реально существуют. Вот и бесы в поднебесном
пространстве так и кишат. Их там легионы. Они везде и даже здесь, в моей
келье. Вот смотри! Эй, дьявол, сними мне галоши!
Батюшка вытянул ноги. И вот внезапно галоши слетели с ног,
покрутились в воздухе и снова оделись батюшке на ноги. Магда ахнула, и
мы все, кроме Карлы, были поражены происшедшим. Что касается Карлы, то
она, стуча деревяшкой, радостно запрыгала на своем табурете, посылая
воздушные поцелуи куда-то в темный угол. Старец улыбнулся и крестным
знамением осенил келью.
— Снимай опять! — прокричал он, но на этот раз галоши остались на
ногах. — Его больше здесь нет, после того, как я ожог проклятого
крестным знамением.
Что же касается отличия больного от бесноватого, то
здесь надо иметь от Господа дар различения духов. Господь наделил меня
этим даром, да и вы тоже можете понимать что к чему: если человек
постоянно злой, угрюмый и склонен лгать и делать всем пакости, то какой в
нем дух обитает?! Ну конечно, сатанинский.
А если человек исполнен любви к нашему грешному миру и смотрит на
него добрым благожелательным взглядом, делает всем добро и верит во
Святую Троицу, то какого духа этот человек?!
Ну конечно, Дух Божий в нем. И еще скажу вам, что бесноватый Бога не
любит, постов не соблюдает, на исповеди не бывает, Святого Причастия не
приемлет. Демоны к Чаше святой его не пускают. Если его насильно тащат к
Причастию, то он вопит от страха, упирается, карячится, как будто его
влекут на казнь. Больной же телесно человек и Бога благодарит за
посланное испытание, и много молится, и Святым Причастием спасается.
— Батюшка, да как вы научились управляться с ними, как дошли до этого?
— Э-э, милый, это было давно, в первый год
моего иеромонашества. Я тогда жил в монастыре около селения Иза.
Монастырь был бедный-пребедный. И вот, мы с моим духовным отцом,
игуменом Памвой, берем ящики с плотницкими инструментами и идем
по селам на заработки для монастыря. Так делала вся братия, чтобы как-то
прокормиться. Раз работали мы целый день на жаре в селении Заднее,
устали, поели, что Бог послал, и легли отдыхать в тенек под дерево. А
тут приходят селяне и просят идти до хаты, где буйствует и громит все
одна бесноватая. Отец Памва мне и говорит:
— Мефодьюшка, голубчик, пойди изгони беса из этой несчастной. А то я очень уставши.
— Да как я пойду, честный отче, если я не приставлен к этому делу, да и не знаю, с какого конца начать.
— Вот, слушай сюда, чадо ! Прежде всего, попробуй ее подвигнуть к
исповеди. Теперь удача будет зависеть от силы твоей веры во Святую
Троицу, в Господа нашего Иисуса Христа. Затем дай бесноватой в руки
горящую свечу, а присутствующие родственники и соседи пусть громко за
нее молятся. После этого читай литию, окропляй бесноватую святой водой и
клади ей на шею епитрахиль. Вот тебе мой требник, там есть лития и
отдельно на бумажке написана молитва на бесоизгнание. Я тебе ее прочитаю, а ты слушай и старайся также прочитать ее, — и батюшка стал медленно читать.
Тут, внезапно прерывая батюшку, старая Карла издала оглушительный
вопль и, не переставая вопить и кашлять, пулей выскочила из кельи на
улицу и, взмахивая руками, начала скакать кругом избы, а потом ловко
взобралась по косогору и исчезла из вида.
— Вот, допек Карлу на свою голову, — сказал батюшка, — теперь неделю
буду сидеть без обеда. Ну, ладно, далее отец Памва читает молитву;
— ... Смилуйся, Господи, над нашими воздыханиями; смилуйся над
слезами этой больной, полной веры в Твое милосердие. Допусти ее к
таинству примирения с Тобой через Иисуса Христа, нашего Господа. Аминь.
Отец Памва остановился, подумал и затем продолжал:
— Это повторить два-три раза. Под конец больную причастить запасными
дарами. Еще надо прочитать ей из Евангелия страсти Господни. Напиши
также слова из Евангелия от Иоанна: "В начале бе Слово” и "Слово плоть
бысть” и надень на шею женщины, и пусть все родственники ожидают от Бога
благодати выздоровления.
— Ну, крокуй (Шагай (укр.)), чадо. Иди до бесноватой. И отныне это будет тебе послушанием до конца твоей земной жизни. И я пошел за послушание работать для Бога. И так стал бесогоном.
— Батюшка, а где бес сидит в человеке? Может быть, в душе?
— Бес может сидеть в человеке где угодно, но больше в голове. А вот к
душе подобраться он не может, потому что в душу может войти только Тот,
Кто ее создал.
"И сказал Бог сатане, отдаю всего тебе человека Иова, только душу его не трогай”.
"И сказал Господь сатане: вот он, в руке твоей, только душу его сбереги” (Иов. 2, 6).
И по слову Божиему всегда есть надежда на исцеление бесноватого.
— А вот, батюшка, если исцеление все же не получается, что тогда делать?
— Сам Господь дал ответ на твои вопрос: "Когда
ученики спросили Иисуса: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал
им: по неверию вашему”. И действительно, вера экзорциста или по-русски —
бесогона имеет решающее значение. Или еще может быть, что Бог
попускает бесноватого больного еще пострадать для его последующего
духовного просветления или совершенствования.
— Батюшка, а все же какие есть главные средства врачевания бесноватых?
— Можете записать. Их семь. Перечислю по порядку: пост и молитва,
паломничество ко святым местам, генеральная исповедь прегрешений,
начиная с семи лет, молитвенное делание с многократным осенением себя
крестным знамением и набожными размышлениями, праведные обеты,
бесоизгнание.
И все это венчает принятие Святого Тела и Крови Христовой. И потому
чаще причащайтесь. Бес не может пребывать в человеке совместно с
принятым Святым Пречистым Телом и Кровью Христовыми.
Наконец мы, получив благословение, распрощались с батюшкой и вышли.
Недалеко от батюшкиной кельи я увидел обширный, прекрасной постройки дом
с большими светлыми окнами и верандой. Я спросил Магду:
— Чей это такой красивый дом?
— Это батюшкин дом.
— Как батюшкин?!
— Да, это благодарные прихожане уже лет десять назад построили и
обставили этот дом для своего любимого пастыря. Там полный комфорт, но
батюшка предпочитает жить в своей ветхой келье и спать в гробу, а в дом
пускает приезжих к нему издалека богомольцев.
Вот, пожалуй, и все о бесогоне из Ольховки. Это было в 1984 году. Не знаю, жив ли он еще. Дай-то Бог.
|