«Служите друг другу, каждый тем даром,
какой получил, как добрые домостроители
многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто,
говори как слова Божии; служит ли кто, служи по
силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся
Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава
во веки веков. Аминь» (1 Петра 4:10,11).
К этим словам апостола Петра, кроме нашего
«аминь», можно было бы добавить и слово
«комиксы»: «Рисует ли кто комиксы, рисуй как для
Господа, дабы во всем прославлялся Бог через
Иисуса Христа». Христианин может и должен во
всем, что он делает, прославлять нашего Господа, в
том числе и когда творит произведения искусства.
А можно ли вообще христианам рисовать и
смотреть комиксы? Разумеется, речь идет только о
христианских комиксах. Об этом мы и постараемся
немного порассуждать.
ПРОТИВНИКИ
Не секрет, что некоторые верующие люди
настроены против вообще всяких комиксов, как,
впрочем, и против художественных произведений в
литературе, и тут уж их вряд ли удастся
переубедить. Например, организаторы одного
православного каталога веб-ресурсов в интернете
отказали в регистрации сайту христианских
комиксов «Аминь» просто потому, что, как они
написали, «комиксы не совместимы с православным
каталогом, как и с христианством». Что ж, видимо,
их понимание христианства служит для них
критерием оценки всего в этом мире и иначе они
себя в нем не мыслят. Не считая комиксы
совместимыми с христианством (в православном
понимании этого слова), они тем не менее охотно
развешивают в своих пышных храмах рисованные
иконы, статьи и книги своих авторов иллюстрируют
рисунками, для детей выпускают также книжки,
наполненные рисованными персонажами, которых от
комиксов отличает только то, что они изображают
одну фазу сюжета, а не его постепенное развитие. К
тому же сама история изобразительного искусства
в России не мыслима без старых православных (и
старообрядческих в том числе) рисунков - лубков.
Понятно, что это только частное мнение отдельных
людей и не более того.
Так же иногда и верующие
евангельско-баптистских церквей возражают
против христианских комиксов потому, что
считают, что комиксы - это обязательно
юмористический сюжет, а «смехотворство не
прилично святым». Однако такое суждение не
оправдано. Юмор, если он здоровый, не
оскорбляющий святынь, а наоборот, обличающий
грехи, избавляющий от гордыни, и тем самым
зовущий к Богу, вовсе не является грехом. В
проповедях наших евангелистов и пасторов юмор
является неотъемлемым приемом выражения и
донесения какой-либо важной мысли до слушателей.
И если юмор приемлем в христианском
богослужении, он приемлем и в виде
изобразительного ряда.
ЮМОР И ХРИСТИАНСТВО
Вышеприведенная цитата из Еф. 5:4 («также
сквернословие и пустословие и смехотворство не
приличны вам, а, напротив, благодарение») не
говорит о запрете на вообще всякий юмор. Кто так
понимает Писание, скорее похож на того человека
из поговорки, которого заставили Богу молиться, а
он лоб расшиб. Переусердствовать можно во всем.
Мы позволим себе процитировать Г. М. Ю. из
«Центра исследования Библии», который пишет по
поводу данного стиха следующее.
«Руководствуясь этим стихом, многие считают,
что смех вообще неприличен для христиан. Но что
же на самом деле говорит Писание?
Слова "смехотворство" как такового нет в
греческом тексте - есть слово eutrapelia (Strong 2160): еu
- хороший; trapelia - переворот, превращение,
оборот ("троп"). Tropos (путь, способ) в
Новом 3авете встречается 12 раз и в положительном
и в отрицательном контексте: Мф.23:37, Лк.13:34,
Деян.1:11, 7:28, 15:11, 27:25, Рим. 3:2, Флп.1:18, 2 Фес. 2:3, 3:16, 2
Тим. З:8, Евр. 13:5, Иуд. 7.
Тrope (оборот, перемена) в Новом 3авете
встречается 1 раз в Иак. 1:17 "у Которого нет ни
тени перемены (trope)".
Слово trapelia встречается в Новом 3авете
единственный раз. В обычном употреблении оно
означало кривляться, обезьянничать, легко
превращаться. В контексте со сквернословием
(aischrotes = вульгарность, бесстыдство,
развращенность, сквернословие) и с пустословием
(morologia = глупые разговоры), которые, также в Новом
3авете встречаются единственный раз здесь,
становится ясно, что слово eutrapelia = пошлости,
непристойные шутки (на этом сходятся Vine и Соmр.
Bible).
Вейсман дает следующие переводы: aischrotes =
гнусность, безобразие, eutrapelia = ловкость,
вежливость, приятность, остроумие, morologia = глупые
речи.
Давайте рассмотрим предыдущий стих: Еф. 5:3.
"Блуд же и всякая нечистота или
любостяжание"...
Любостяжание - это перевод греческого слова
pleonezia = излишество. Это же слово можно обнаружить
в том же контексте и в том же послании. Еф. 4:19
"предавшись распутству, делая всякую нечистоту
с жадностью (pleonezia)". Итак, здесь видно, что это
слово "любостяжание" означает именно
ненасытимость и жадность к нечистоте и
распутству. Это также подтверждает расстановка в
греческом тексте союзов "и" и "или" (Еф.
5:3). Таким образом, эта фраза подразумевает: блуд
+нечистота = жадность к нечистоте и распутству =
любостяжание.
В Еф. 5:4 также стоят союзы "и" и "или", и
тогда, если подставить буквальные значения
греческих слов, данные Вейсманом, в этот стих мы
получим: "гнусность и глупые речи или
остроумие".
Становится очевидным, что здесь имеется в виду
не просто остроумие, а именно вульгарное
остроумие и непристойности и эта фраза
подразумевает: гнусности + глупые речи =
вульгарное остроумие = пошлости.
Уэлш отмечает, что в этих стихах мы видим
трехкратную нечистоту в словах и в делах.
Булинджер пишет, что слово eutrapelia относится к
развязанным (свободным) разговорам, которые с
помощью умело перевернутых слов, пробуждают в
уме более далекие мысли, чем сами слова
подразумевают на самом деле. Прилично ли это тем,
кто совлекся лжи?
Все суммируется в Еф. 5:5 и Кол. 3:5. Все это названо
идолопоклонством и за это приходит гнев Божий, и
если верующий падает так низко, то он лишается
наследия...»
Автор в конце своего исследования заключает:
«Бог не против смеха и юмора, Он против
нечистого, злого смеха и пошлого юмора, Он против
злорадного насмехательства. Но мы также должны
помнить, что и добрый юмор может быть неугоден
Богу, если он несвоевременен. Ведь всему свое
время: время плакать и время смеяться».
ЮМОР
Воистину, здоровый юмор не отталкивает людей от
Бога, а наоборот, привлекает к Нему. Я помню, что
когда я только начал ходить в церковь
евангельских христиан-баптистов, меня очень
удивило и обрадовало, что люди там были
естественные, не зажатые, как представляется
большинству неверующих, а нормальные, свободно
выражающие свои эмоции, а изучение Библии и
обсуждение важных вопросов веры и спасения
сопровождалось приведением забавных примеров из
жизни, над которыми невозможно было не
посмеяться. Да и вообще, трудно себе представить
как бы нам захотелось остаться в церкви, где
общение было бы похоже на партийное собрание
времен застоя...
Понятно, что шутки тоже должны иметь границы,
тем более у христиан. Как говорилось выше, святым
не приличен непристойный, скабрезный юмор.
Поэтому мы, например, не понимаем и не принимаем
шутки и карикатуры на темы секса, черного
«трупного» юмора, которые смакуются в греховном
мире. Также не может быть никакого смеха и шуток,
а тем более смешного изображения в адрес Бога,
Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа,
ангелов, Церкви как единого целого организма из
всех верующих, христианства, Библии, Божьих
заповедей, святой жизни и целомудрия.
Однако, возвращаясь к нашей теме, эти
ограничения никак не запрещают христианам,
имеющим на то способности, выражать некие
христианские истины с юмором, в том числе в
комиксах и карикатурах.
ЗАЩИТНИКИ
Слава Богу, есть также много братьев, верующих,
поддерживающих использование христианских
комиксов.
Когда я попробовал поискать в интернете
христианских комиксистов и карикатуристов, я был
приятно поражен их обилием и разнообразием. Я
открыл целый мир моих коллег, которые
свидетельствовали, что также были в миру
карикатуристами и комиксистами, потом уверовали
в Господа Иисуса Христа, и стали искать как
применить свои способности в Церкви, для
проповеди Евангелия неверующим людям. Я узнал,
что множество людей в Азии и Африке, например,
уверовало именно после чтения христианских
комиксов. Я познакомился с поразительным
художником из США Роном Вэллером, который рисует
чуть ли не каждый день новый комикс, призывающий
поверить во Христа, их печатают в виде буклетов,
раздают и это действует! Люди читают эти рисунки
с текстами и прозревают на важные вопросы жизни и
смерти, обретают жизнь вечную... Слава Богу!
Хочется привести ответ вице-президента
Российского Союза Евангельских
христиан-баптистов Ю. К. Сипко на наш вопрос о
допустимости существования христианских
комиксов:
«Мнение тех или иных людей показывает, что
всякая позиция имеет как сторонников, так и
противников, есть немало тех, которые ни «за», ни
«против». Известный и популярный мультфильм
"Суперкнига" по сути своей есть комикс.
Эффект этого жанра для огромного количества
детей трудно переоценить. Если вы захотите
притчи Иисуса Христа изобразить в лицах, а для
людей, которые лишены слуха, это в сущности
единственный способ узнать, что говорит Христос,
вы получите то, что называется комиксом. Комикс -
это не всегда юмор, это "серия рисунков с
соответствующими подписями" (это из словаря
Ожегова).
Позиция православных, как и многих других,
конечно, достойна уважения. Архиепископ
Сан-Францисский в свое время сказал: «Как
утомительна ваша безблагодатная серьезность.
Глядя на ваши скучные лица, хочется писать
веселые стихи». Я любил слушать его проповеди,
когда на волнах "Голоса Америки" его
транслировали для слушателей Советского Союза.
Это православный и очень уважаемый архиепископ,
который уже оставил землю.
Я помню, как проповедник, говоривший с
церковной кафедры о греховности смеха и
серьезности верующих, ехал домой вместе с женой.
Ее лицо, суровое и строгое, обеспокоило его и он
спросил: «Дорогая, ты чем-то огорчена?» Она
говорит: «Нет, я радостна». - «А почему у тебя
такое строгое лицо?» - «Я радуюсь внутренне», - был
ответ.
Господь говорит, что мы в блаженстве от Господа
после слез воссмеемся (Лук. 6:21). Видимо, это о том
рае, где не будет серьезных. Радость без смеха -
это мне не понять. Это слишком. Господь сказал
мне: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша
награда на небесах»... Кто этого не слышал от
Господа - тому осталось только горевать».
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Образ расшибающего голову молельщика
вспоминается снова, когда речь заходит о
допустимости изобразительного искусства вообще,
а значит и комиксов, для христиан.
Стоит привести цитату из книги Ф. А. Шеффера
«Искусство и Библия».
«Те, кому кажется, что Священное Писание
отвергает искусство, указывают в первую очередь
на декалог: «Не делай себе кумира и никакого
изображения того, что на небе вверху, и что на
земле внизу, и что в воде ниже земли. Не
поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог
твой, Бог ревнитель...» (Исх. 20:4—5). Разве не
понятно, говорят эти люди, что человеку запрещено
делать изображения чего бы то ни было, не только
Бога, но и всего, что есть на земле или в небе? Что
эти установления не оставляют места для
искусства?
Но прежде чем принять этот вывод, давайте
посмотрим на другое место в Законе, которое
поможет нам понять, что на самом деле означает
вторая заповедь. «Не делайте себе кумиров и
изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с
изображениями не кладите в земле вашей, чтобы
кланяться перед ними; ибо Я Господь, Бог ваш» (Лев.
26:1). Из этого отрывка ясно, что Писание запрещает
не творчество, не создание произведений
изобразительного искусства, но поклонение им.
Поклоняться следует только Богу. Таким образом,
заповедь направлена не против искусства, но
против обожествления его и чего бы то ни было
вообще, особенно же того, что создано руками
человека. Поклоняться произведениям искусства
недопустимо, создавать же их можно и нужно».
Дополняя мысль автора книги, стоит подчеркнуть,
что комиксы не претендуют быть тем, чем
представляют себе икону православные,
приписывая произведению искусства некие
мистические и даже божественные свойства, глядя
на которое надо молиться. И слава Богу!
Если православные относятся почтительно к
раннехристианским фрескам в римских катакомбах,
которые не похожи ни на иконы, ни на рисунки
профессиональных художников, но часто говорящие
о каких-то положениях веры и событиях Евангелия
символами, то не понятно, почему нарисованные
намного четче и понятнее христианские комиксы не
достойны уважения.
Даже в исламе, который толкует заповедь о
запрете изображения расширительно, было очень
популярно миниатюрное изобразительное
искусство, особенно в Персии. Иллюстрируя сцены
из Корана, мусульманские художники избегали
рисовать только лица пророков и ангелов,
оставляя их пустым местом или рисуя на месте
головы огонь. Очень интересное решение, между
прочим.
Изобразительное искусство не запретно само по
себе, не запрещено Библией, когда используется
правильно и уважительно к Богу и святыням.
КОМИКСЫ КАК ВИД ИСКУССТВА
Неприятие некоторыми христианских комиксов
также связано с непониманием вообще этого жанра
в нашей стране. Не только христиане, но и обычные
мирские люди не знают что такое комиксы, и весьма
к ним настороженны как к виду искусства. Так что
проблема неприятия комиксов выходит уже за рамки
чисто церковного их восприятия.
Дело в том, что комиксы как вид искусства
родились на Западе в конце 19 и начале 20 века.
Комиксы были предшественниками мультипликации и
кинематографа во всем мире. Сперва газеты и
журналы начали печатать истории в комиксах, а уж
потом по ним начали снимать мультфильмы и даже
кино.
В нашей стране комиксов, за редким исключением,
почему-то не было. Возможная причина видится в
октябрьском большевистском перевороте, когда
коммунисты упрятали нашу страну за железный
занавес, отгородившись тем самым и от нового вида
искусства, от комиксов. Потом уже, из-за явно не
похожего на соцреализм направления американских
комиксов, весь жанр был объявлен западным,
капиталистическим, антисоветским, а потому
вредным.
В этом была, конечно, доля правды, потому что
комиксы на Западе попали, как и любой вид
искусства, в руки не только и не столько
порядочных и верующих людей, сколько -
беспринципных дельцов и богемных художников,
которые стали выражать в них свои явно
нехристианские, а порою и просто
античеловеческие, демонические взгляды.
Но возникает законный вопрос: «если какой-то
вид искусства, который сам по себе не несет
ничего антихристианского, вредного, используют
нечистоплотные в духовном отношении люди, разве
он станет автоматически негодным»? Конечно нет,
что видно по существованию хорошей христианской
поэзии, христианской литературы, христианской
живописи и графики, христианских песен.
И если рок-музыка, танцы и театральное
искусство таят опасность душе человека именно
сами по себе, тем, что воздействуют на нервные и
душевные центры человека, нарушая их трезвую
деятельность и даже зомбируя их, то комиксы не
несут на себе такого рода негатива, а потому их
приемлемость и неприемлемость для христиан
может определяться исключительно их содержанием
и приличностью формы выражения.
В принципе все христиане согласны с
существованием христианской графики, когда она
используется для иллюстраций в детских (и не
только) христианских книжках, в серьезных
христианских журналах. Почему же такое
возражение вызывает та же самая графика, только
соединенная с текстом и преобразованная в
несколько последовательных рисунков? Дело
заключается, видимо, явно, только в субъективном
восприятии, навязанном прошлой советской
системой пропаганды.
ЧТО ТАКОЕ КОМИКСЫ
Комиксы - это ряд картинок, иногда
сопровождаемый или не сопровождаемый текстом,
последовательно рассказывающий какой-то сюжет.
Рисованные персонажи в них говорят между собой,
что изображается выходящим из их ртов облачком с
текстом. Также существует облачко с текстом
мыслей персонажей и блок пояснительного текста
«от автора». Звуки также выражаются посредством
написания слов. Грубо говоря, комикс - это та же
литература, сходная с чтением пьесы, но
соединенная с иллюстрацией и опустившая из книги
текст описания обстановки (это можно нарисовать),
что может быть плюсом, поскольку не отвлекает
читателя от сюжета и диалогов. Комикс - среднее
между литературой и мультфильмом, сплав графики
и прозы.
Один из главных мифов в сознании людей нашей
страны, и не только среди верующих, это что
комиксы должны быть обязательно смешными. Но это
не так. Это далеко не так.
Наоборот, если подсчитать соотношение
юмористических комиксов в мире к другим
комиксам, то оно будет едва ли не как 20 к 80-ти
процентам. Комиксы могут быть как
юмористическими, так и серьезными, трагическими.
Тут они также свободны в выборе жанра, как и
другие виды искусства.
Многих смущает само слово «комикс», которое
будто бы изначально диктует им быть
юмористическими. Но это ошибочное мнение. В мире
есть много вещей, которые уже давно не отражают
их первоначального названия.
Вернемся опять к истории. Комиксы получили
такое название от американской фразы: "comics strips”,
«комические полоски». Так в начале 20 века в
Америке назвали короткие юмористические
истории, выражаемые в 6-8 картинках и печатавшиеся
в газетах. Потом эти полоски объединяли и
выпускали в виде книги. Возможно, изначально
комиксы были юмористические, как и потом
мультфильмы. Однако довольно быстро художники
начали изображать в комиксах не только
юмористические сценки, но и серьезные истории,
такие же как и в фильмах и в литературных
рассказах. Но название осталось. И к нам оно
пришло из Америки, поскольку наши советские
критики, говоря (и часто справедливо) об ужасах
загнивающей культуры на Западе, применяли и этот
термин, не переводя его с английского. И вот так
комиксы стали ассоциироваться у нас с низменным
юмором, «бухами-бахами», упрощением литературы и
так далее.
Однако надо всегда различать справедливые
претензии к комиксам в плане их содержания,
которое не всегда нас должно удовлетворять, с
собственно видом искусства.
То, что мы называем комиксами, в мире вовсе не
везде называется «комическими полосками», и во
многих языках народов мира этот вид искусства не
несет в себе уже определения «комическое». Из
ярких примеров можно привести японские комиксы.
Они называются «манга», что в переводе значит
«зарисовки», от того, что в начале 20 века один
японский художник, делая наброски, выстроил из
них в своей тетради последовательный сюжет.
Манга очень популярна в Японии и сама Япония уже
не мыслима без манги.
В Югославии и, кажется, Болгарии, художники
решили назвать свои комиксы «стрипами», по
второму слову в английском названии жанра, чтобы
также отделаться от его юмористического
определения.
Когда в начале 90-х годов в России группой
энтузиастов, в числе которых был некоторым
образом и я, предпринимались попытки внедрения
комиксов, возникали мысли о том, как назвать то,
что мы делаем. Но ничего лучшего чем «комиксы»
выдумать не удалось, потому что этот жанр уже
имел четкое определение в советской литературе
именно как «комиксы», и при советском режиме на
это слово был даже запрет. Поэтому когда при СССР
были публикации редкие случаи комиксов (а они все-таки были), то цензоры
называли комиксы «сериями рисунков-рассказов»,
«историями в картинках» и т.д., избегая название
«комиксы», которые было принято всегда ругать, и
почему-то не за содержание, а просто за саму
форму.
Однако, мне кажется, что не столь важно название
вида искусства, сколько его содержание и то, что
художник хочет выразить. Если
христианин-комиксист рисует серьезный
христианский комикс, то нет ничего плохого, что
он выбрал такой вид выражения своего творчества,
которым он хочет служить Богу. И
художник-комиксист вовсе не обязан рисовать
юмористический комикс (хотя может быть и хороший
христианский юмор), а обязан выразить ту Благую
Весть, что сделала его счастливым в общении с
Богом. Это важно всегда помнить.
Комиксы не предназначались никогда и не
предназначаются для того, чтобы заменить собою
литературу, тем более Священное Писание.
Наоборот, как и любой вид искусства, комиксы
могут быть только иллюстрацией, проповедью, как
бы «рекламой» для призыва читать именно саму
Библию, другую богословскую литературу, а
главное - найти Христа, поверить в Него и родиться
свыше для вечной жизни. Очень удивляет, когда
комиксы подвергаются отвержению только потому,
что заподазриваются в стремлении заменить
обычные книги, заменить Библию. Поверьте, комиксы
никогда этого не сделают и не собираются делать,
как не собираются этого делать песни, картины и
произведения художественной литературы. У
каждого вида искусств своя ниша.
РУССКИЙ ЛУБОК
Мы говорили о комиксах в их современном виде, о
том, что и названием, и своим видом они обязаны
западному происхождению. Однако на Руси имелся
чисто наш отечественный, русский жанр комиксов,
называемый «лубок».
В этой связи я думаю уместным будет
процитировать отрывки статьи из одного из первых
сборников комиксов в России «КОМпозиция».
«Считается, что комиксы как жанр искусства
возник на Западе. Однако, его эстетические корни
можно найти и в русской культуре.
Просматриваются они в лубке - жанровых народных
картинках, появившихся в России в начале 17 века и
пользовавшихся любовью и популярностью.
Слово «лубок» произошло от слова «луб». Так на
Руси назывался слой древесины, из которого плели
корзины и короба. С такими лубяными корзинами и
ходили по ярмаркам торговцы, продавая
незатейливые картинки.
Первые лубки были в виде бумажных икон,
библейских картинок, на темы «Жития святых».
Знаменитыми мастерами их слыли Павма Берында,
монах Илия, Василий Корень. Такие лубки нередко
распространялись в народе бесплатно, при
содействии богатых монастырей. Позже появились
лубки с сюжетами на мирские, светские темы...
Нередко лубки использовались и в более
серьезных целях (например, раздававшийся в
Киево-Печерской лавре лубок об Илье-Муромце,
служил как бы призывом на борьбу с врагами).
В Москве, с распространением печатного дела,
лубок также завоевал всеобщее признание. До сих
пор старые московские названия хранят память о
нем. Это и улица Лубянка, и две церкви на Сретенке:
Успения-в-Печатниках и Троицы-в-Листах, название
которых произошло от ранее находившейся здесь
слободы работных людей печатного двора, где
бойко шла торговля лубками.
Технология их изготовления была проста. На
доске, чаще всего липовой, вырезалась картинка,
которая затем покрывалась краской (из жженого
сена, сажи и вареного льняного масла). Полученные
с досок бумажные оттиски раскрашивались в 3-4
цвета...
...Позже появились книжки-лубки самого разного
содержания. Это и евангельские книжки, например
«Притча о блудном сыне» (по сочинению Симеона
Полоцкого)...»
Думаю, стоит особо подчеркнуть, что лубок на
Руси, а значит и комиксы, имел изначально именно
не только русское происхождение, но и библейское
содержание. Именно христианские сюжеты,
евангельские темы отражались на русских лубках,
и они не считались чем-то плохим, а наоборот, в
самих же церквях (православных) их и
изготавливали.
Понятно, что как только появляется на свете
что-то полезное и интересное людям, этим тут же
торопится воспользоваться и враг душ
человеческих, сатана. Как ни был лубок связан в
первую очередь с проповедью христианских идей
(пусть и в православной интерпретации), очень
скоро появились и лубки неприличного и злобного
содержания, которые и вытеснили в конце концов
другие. Они были запрещены, а с запретом лубки
ушли из поля зрения, и появлялись лишь как
разовые картинки.
Автор статьи в «КОМпозиции» видит причину
гибели жанра комиксов на Руси в цензуре. Может
быть это было отчасти и так. Но причина гибели
лубков нам, христианам, видится не в цензуре, а
прежде всего в том, что лубок начали использовать
люди неверующие и презирающие все нормы
христианской морали и нравственности, а это
всегда ведет к вырождению любого вида искусства.
Отсутствие внутреннего цензора,
препятствующего выходу на свет греховных мыслей,
делает из творчества художника просто некую
сточную канаву, куда каждый автор, потеряв уже
способность различать добро и зло, сливает все,
что у него появляется. Это особенно чуждо людям в
России, где писатель всегда считался кем-то
большим, чем просто графоман. «Поэт в России
больше чем поэт». Осторожно можно сравнить
предназначение творческого человека со
служением библейских пророков среди своего
народа, во всяком случае, с проповедником истины
уж точно. Мне кажется это намного
привлекательнее, чем образ художника-расстриги и
пропойцы, который пытаются у нас, к сожалению,
культивировать.
Негативное отношение к комиксам во многом
таково именно из-за того, что они в своем
большинстве изображают непристойные и
неблаговидные сюжеты. Впрочем, это беда всего
нехристианского искусства и тут комиксы ничем не
лучше и не хуже. Все опять же зависит от того, кто,
как и зачем создает произведение искусства.
МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ХРИСТИАНСКАЯ КАРИКАТУРА?
Комиксом называется целый ряд отдельных
рисунков, складывающийся в сюжет, и не бывает
комикса, состоящего из одного кадра. Но есть
рисунки, которые в одном кадре, в одной картинке
изображают какую-то важную мысль, историю, бьют
сразу в цель. На Руси такие рисунки называют
«карикатурами».
Но это название не совсем верно отражает сути
данных произведений искусства. В сознании
большинства людей в нашей стране слово
«карикатура» имеет негативный смысл, обозначает
искажение, передразнивание, извращение чего-то и
кого-то. Даже сатану у нас в церквах называют
часто «карикатурой на Бога», потому что он
пытается изображать из себя великого бога, что-то
творить, а получается только насмешка, халтура,
карикатура на действительную красоту Божьего
мироздания. Обезьянничая, сатана творит как бы
только карикатуру. И поэтому к карикатуре у нас
относятся как к чему-то не очень почтенному.
В международной же практике карикатурами
называются только рисованные шаржи на
конкретных людей (политиков, артистов,
спортсменов и т.д.). Юмористические же рисунки,
изображающие смешные ситуации с выдуманными
персонажами, называются обычно «cartoons». В чем
различие между терминами, мне трудно сказать, но
так уж повелось, что в мире у карикатуристов свои
рейтинги, а у «картунистов» - свои. И также очень
зыбка грань между понятием «картунс» и
«комиксы», потому что «картунсами» называют
иногда и нарисованные в юмористическом стиле
комиксы.
У нас же карикатурами называют вообще все, что
отличается от просто графики наличием хоть
какого-то внутреннего сюжета и мысли: от злых
сатирических рисунков Кукрыниксов, до добрых - в
«Веселых картинках». Хотя даже чисто логически
понятно, что они бывают очень и очень разные.
Христианская карикатура (Christian cartoons) тоже
бывает разная. Часто христианские карикатуры не
высмеивают никого, они просто добры и веселы, и
призывают к вере в Бога доступными им средствами
изобразительного ряда. Можно сказать, что есть
карикатуры, которые таковы просто потому, что их
автор так лучше выражает свое видение мира.
Есть, однако, и карикатуры, так сказать,
активной борьбы. «Я на меч булатный и доспехов
звон променял приятный, белый свой аккордеон.
Война, идет гражданская война», - пел И. Тальков.
Также и христианин находится в состоянии
постоянной духовной войны с духами злобы
поднебесной, а потому может выражать свой
протест против неверия и греха в форме острой
карикатуры, аллегорически показывающей и
обличающей проблему, чтобы призвать к ее решению.
Часто проповедники в своих проповедях прибегают
к словесным описаниям такого рода аллегорий,
однако можно это выразить и в форме рисованного
образа, что придаст мысли на бумаге
ненавязчивость, и в то же время остроту, которая в
словах могла бы быть воспринята иногда просто
как оскорбление. Имея дело с архетипами,
обобщениями, карикатура способна рассказать
иногда больше и лучше, чем может самый
красноречивый проповедник. А потому относиться к
христианской карикатуре пренебрежительно
нельзя.
Карикатуры влияют на зрителя. Я могу судить об
этом, потому что я видел их роль в деле крушения
системы социализма в Восточной Европе, да и нашем
отечестве. Когда несущих какую-то идею карикатур
много и когда они повсюду, когда они смешны и
попадают в точку, они способны изменить сознание
людей, заставить их задуматься о своем образе
жизни. Карикатура - оружие и оружие мощное. Важно,
опять же, в чьих оно руках и что защищает, за что
сражается.
Что может быть неприемлемо для христианской
карикатуры, так это, возможно, шаржевая
карикатура на конкретных людей. Представляется
не совсем христианским делом высмеивать
конкретного человека, тем самым как бы вынося суд
над ним, подрывая его авторитет. Особенно это не
допустимо по отношению к нашим христианским
пастырям, даже если шарж будет дружественным.
Есть в этом элемент какого-то панибратского
унижения служителя Божьего, а этого надо
избегать.
Впрочем, возможны и тут варианты. Думаю, на
лжепастырей и лжехристов вполне можно и даже
нужно иногда рисовать острые обличающие
карикатуры, чтобы показать людям их вредную
деятельность средствами изобразительного ряда и
гиперболы.
Карикатура, в ее добром, юмористическом смысле,
вполне уместна в рисунках для детей. Дети лучше
воспринимают условный рисунок карикатуры, а
потому посредством ее можно сообщить маленьким
людям очень важные вещи, потому что для детей
ничто так не ценится как наглядность.
Карикатуры могут быть вполне приемлемы как
иллюстрации к статьям в христианских газетах и
журналах, как украшение или заставка на каких-то
брошюрах или листовках. И тут тоже не стоит
приписывать карикатурам цель заменить собою
серьезные рисунки и фотографии, которые также
должны быть в наших изданиях. Всему свое время и
место. Важно понять одно: если такие рисунки
вполне приемлемы для помещения их, скажем, в углу
христианской статьи, то это доказывает, что они и
есть самая настоящая христианская карикатура,
как бы это не звучало странно. Христианская
карикатура не потому христианская, что она
призвана быть иллюстрацией в Библии, или
заменить икону, а потому что она выражает
христианские мысли.
Вообще же, христианские комиксы и христианские
карикатуры, по моему мнению, есть только
составные части христианского искусства,
которое может развиться в мощную созидающую и
обновляющую общество силу, сформировать новую
христианскую современную культуру, далекую как
от греховных ценностей мира сего с их
плюрализмом и потерей понятий добра и зла, так и
от суеверий религий прошлого, выдававших за
христианство то, что им никогда не было и не имело
отношения к Церкви Христовой истинной, состоящей
из всех рожденных свыше людей.
Давайте служить Господу каждый тем даром, какой
ему дал Господь, если это не вредит душе, если это
назидает людей, если это радует и приносит в нашу
христианскую жизнь разнообразие и жизнь, которая
исходит все из того же вечного источника радости
и славы, от Господа нашего Иисуса Христа,
победившего смерть и ад, посрамившего сатану с
его суррогатным искусством, и даровавшего нам
счастье не только называться, но и быть детьми
Божьими, способными творить новое христианское
искусство, через которое мы проповедуем то
вечное, прекрасное, светлое, к которому и призвал
всех нас Господь!