Новообращенные
христиане в Афганистане живут опасной
жизнью, они должны скрывать свою веру,
чтобы избежать преследований со стороны
полиции, исламистов и даже своих
собственных соседей. Членам этого «тайного
общества» приходится все время
оглядываться по сторонам.
Хашим Кабар нервничает. Этот 36-летний
мужчина ерзает на пластиковом стуле в
своем маленьком офисе, постоянно смотря
на часы. Его мобильный телефон
периодически начинает звонить, после
чего Кабар встает и идет к двери здания. «Все
в порядке»? – спрашивает он вооруженного
охранника, который сидит на корточках у
тяжелой стальной двери. В двери есть
маленькая щель, через которую охранник
посматривает на улицу. Он кивает Кабару и
тот возвращается обратно. «У меня сегодня
какое-то нехорошее чувство, -- говорит он,
потирая глаза. – Что-то мне говорит, что к
нам придут».
С такими людьми, как Кабар, очень трудно
договариваться о встрече. Он несколько
раз менял время нашего интервью, а потом
попросил провести его в другом месте. В
конце концов, встреча произошла в его
офисе. Здесь по всему помещению лежат
брошюры, шумит компьютер, но ничто не
напоминает о предмете нашего разговора.
На стене нет распятия, на полках нет
Библии. Все, что могло бы выдать в Кабаре
христианина, было из страха припрятано.
Он очень боится, что случившееся с
христианином Абдулом Рахманом может
произойти и с ним.
Дело Рахмана хорошо показало, какой
опасности подвергаются афганские
христиане исключительно из-за своей веры.
Несмотря на то, что международное
давление спасло Рахмана от суда и
возможной казни, его история – пример
того экстремального ежедневного стресса,
с которым вынуждены жить люди,
отказавшиеся от ислама. «Мы должны
признать, что свободы религии, которую
нам обещает афганская конституция, не
существует, -- с грустью говорит Кабар. –
Наверно хорошо, что теперь международное
сообщество знает об этом.
Гонения при Талибане
Кабар принял христианство 20 лет назад,
когда такой шаг не был таким страшным
табу, как сегодня. «И в Кабуле и по всей
стране было много церквей, -- вспоминает
он. – В те времена наши две религии
существовали рука об руку очень мирно».
Но все изменилось, когда в середине 90-х к
власти пришло движение Талибан. Высший
лидер талибов Мулла Омар отдавал своим
подчиненным приказы стирать церкви с
лица земли, линчевать местных христиан, а
иностранцев убивать или заставлять
уехать из страны.
В этот период погибли многие друзья
Кабара. «Своих узников они пытали до тех
пор, пока те не называли им имена других
христиан. Тогда талибы убивали их и шли на
поиск новых жертв», -- вспоминает Кабар,
который сам не знает, каким чудом он выжил.
Его дважды арестовывали и подвергали
многочасовому допросу, но следователи не
смогли найти доказательств его «вины». «Я
знаю суры и молитвы из Корана наизусть, и
притворялся хорошим мусульманином», --
говорит он с легкой гордостью в голосе.
Однако свержение режима талибов мало что
изменило в жизни таких людей, как Кабар.
Христиан продолжают выслеживать, сажать
в тюрьму. Их убивают собственные соседи.
На Западе об этой ситуации практически
ничего не было известно до недавнего
времени, и дело Рахмана привлекло
международное внимание по чистой
случайности.
Принятая в 2004 году конституция,
гарантирующая свободу вероисповедания,
мало чем помогает христианам. «Многие
люди, обладающие властью, в том числе
судьи – имамы или исламские клирики,
которых конституция мало интересует», --
говорит Кабар.
Игра в прятки
Каждый день Кабару приходиться отрицать
свою идентичность – принадлежность к
христианской общине. На его визитной
карточке – «исламское» имя, хотя в
частной жизни он пользуется именем
одного из апостолов. Об этой тайне знают
только члены семьи и ближайшие друзья. По
словам Кабара, иногда ему приходится
притворяться, делать вид, что он молится
Аллаху. «Если партнеры по бизнесу
приходят ко мне домой, и неожиданно у них
возникает желание помолиться, я вынужден
идти вместе с ними», -- говорит христианин,
и добавляет: «Надеюсь, Бог понимает меня».
Никому не известно, сколько христиан
живет в Афганистане. Поскольку в стране
нет церквей, то и подсчитывать некому. Вся
жизнь общины протекает в строжайшей
тайне – только сами христиане знают
своих единоверцев. По словам Кабара, он
знает около 200 христиан в Кабуле и других
афганских городах. По его оценкам, всего в
Афганистане от 1 000 до 2 000 последователей
Христа. Мусульманское большинство страны
насчитывает 20 млн. человек. На некоторых
христианских сайтах говорится о 10 000
афганских христиан, однако эта цифра
кажется сильно преувеличенной.
Даже христиане-иностранцы чувствуют в
Афганистане давление исламского
большинства. В Кабуле живет иностранная
христианская община, большую часть
которой составляют выходцы из Филиппин.
Они участвуют в регулярных мессах,
которые совершаются в тайне. Староста
прихода, врач-офтальмолог из США,
отказался рассказывать прессе о жизни
общины. Приезжающих сюда христиан часто «подозревают»
в миссионерстве, поэтому им приходиться
держаться в тени. Саму церковь абсолютно
невозможно принять за церковь.
Единственное, что выдает присутствие
христиан – рельеф на наружной стене,
изображающий рыбу.
Преследования и жизнь в постоянном
страхе превратили афганских христиан в
подпольную организацию. Как ни странно,
гонения только усиливают веру многих из
них.
Богослужения, на которые ходит Кабар и
его единоверцы, проходят в разные дни
недели. «Было бы слишком опасно делать
это в воскресенье, потому что тогда бы нас
легко заметили», - говорит он. О времени
проведения службы христиане узнают по
условным знакам, которые им посылаются
непосредственно перед богослужением.
Часто такие знаки – невинные SMS-сообщения
типа «мы пьем чай сегодня в 11».
Место собраний христиан также постоянно
меняется. Службы всегда проходят только в
частных домах, где все должно быть
подготовлено заранее: если в доме есть
слуги, их отсылают, делается все для того,
чтобы соседи не заметили присутствия
гостей в доме, но главное – каждый должен
на 100 % доверять всем собравшимся. Опасно
даже использовать Библию во время таких
встреч, говорит Кабар, который знает
многие молитвы наизусть. Полиция уже
трижды приходила и обыскивала его дом,
однако не смогла ему ничего
инкриминировать. «Они знают, что я
христианин, -- продолжает Кабар. – Но я не
даю им никаких поводов предъявить мне
обвинение».
Хотя дело Абдула Рахмана было закрыто,
Кабара это не утешает. Он и его друзья
боятся, что гнев исламистов, вызванный
освобождением Рахмана, может заставить
их взять дело в свои руки и поступить с
христианами еще более жестоко. «То, что
Абдула Рахмана освободили, это хорошо, --
говорит христианин. – Но международное
сообщество должно держать глаза
открытыми».
Самым худшим результатом дела Рахмана
будет, если Запад решит, что теперь у
живущих в Афганистане христиане нет
проблем, говорит Кабар. Если так
произойдет, от истории Рахмана будет куда
больше вреда, чем пользы. «Мы будем
держаться за нашу веру, -- говорит он,
прощаясь. – Любая поддержка нам бы очень
помогла».
*Опасаясь преследований, мы изменили имя
христианина (Spiegel)
перевод «Благовест-инфо»
Источник: "Spiegel"
|