Сегодня начинает работу богословская конференция «Жизнь во Христе», и портал «Православие и мир»
продолжает публиковать беседы о христианской жизни. На вопросы отвечает
автор книги «Православная аскетика, изложенная для мирян», священник
Павел Гумеров.
- Отец Павел, насколько аскетическая святоотеческая
литература применима для мирян? Стоит ли современному православному
человеку ориентироваться на литературу, написанную в основном для
монашествующих?
- Варсонофий Оптинский сказал так: «Старайся жить, как Бог велит, а не как все живут, потому что мир во зле лежит».
Эти слова особенно актуальны для нашего времени, потому что сейчас
все стараются жить, как легче. Главным лозунгом жизни является фраза:
«Как нам сделать так, чтобы у нас все было, и нам ничего за это не
было?».
Но жить так, как все живут – это тупиковый путь. Большинство людей
все равно никогда не будет жить по-христиански. Во все времена христиане
были в меньшинстве, особенно христиане, которые задумываются о вопросах
аскетики и внутреннего делания.
Почему нам так важна аскетическая литература?
Во-первых, в
современном бушующем мире очень многие люди страдают от всевозможных
духовных, психических и душевных недугов. Такие явления как депрессия, тревога, психологическое одиночество стали повальными болезнями. Психологи даже называют эту всеобщую депрессию чумой XXI века.
А она происходит из-за того, что люди живут, как все.
Как все живут так называемым «гражданским» браком,
как все друг друга обманывают, как все не думают о том, что такое
ответственность, долг, совесть и честь человеческая, – и это приводит к
печальным последствиям.
Люди пытаются подлечить свои раны у психологов, у психотерапевтов, но корень проблемы остается.
Хотя надо сказать, что Феофан Затворник,
например, вполне позитивно относился к психологии. Он говорил, что
психология вполне совместима с христианством, в том случае, когда она
преломлена через призму Священного Писания и святоотеческий опыт.
Сам святитель Феофан был большим знатоком
человеческой души и давал такие тонкие советы, которые и теперь можно
прочесть в книгах лучших современных психологов, как будто они
процитировали его без кавычек.
Для современного православного человека аскетическая святоотеческая
литература является руководством к действию даже в большей степени, чем
для тех людей, которые жили в православной Руси. Сейчас христианин
должен ощущать себя воином Христовым. А что требуется воину Христову?
Упражнение в аскетике. Ибо само это слово в переводе с греческого
означает упражняться, тренироваться. И какой же ты воин, если ты целыми
днями расслабляешься?
- Мы все сейчас в России являемся новообращенными
христианами. Многие из нас часто с жаром берутся выстраивать свою жизнь
по святоотеческим книгам, но не тут-то было! Как быть в таком случае?
- Начинать надо с простых вещей.
Например, если брать Добротолюбие, то новоначальному следует читать
его не целиком, а, скажем, второй том. Он достаточно легок для усвоения и
говорит о борьбе со страстями.
Для меня, например, первым серьезным автором, заставившим меня задуматься, был Авва Дорофеей.
Очень близки к нам книги святителей Феофана Затворника и Игнатия
Брянчанинова, живших в XIX веке. Они проще, чем Добротолюбие, хотя в
принципе говорят о тех же самых вещах. У Феофана Затворника есть
прекрасные книги «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться»,
«Страсти и борьба с ними», составленные на основании его писем.
- Какой должна быть молитва современного человека?
- Молитва современного человека должна быть такой же, как и молитва
несовременного человека, потому что «Христос и вчера и днесь и сегодня
тот же», как говорит нам Священное Писание.
Не должно быть компромисса в плане пересмотра правила, уменьшения его, адаптации или иных облегченных вариантов.
- Но разве преподобный Серафим
не пришел к мысли о пересмотре молитвенной практики? Ведь именно он
предложил исполнять молитвенное правило, известное православным, как правило Серафима Саровского?
- Во-первых, его
формула изложена для людей, которые не могут по каким-то причинам
прочитать полное правило, например, в случае большой усталости. Но оно не предлагается в качестве ежедневного правила.
Во-вторых, когда Серафим Саровский советовал так молиться, большое
количество людей было неграмотными, и кроме этих молитв они, может быть,
больше ничего и не знали.
Не стоит делать себе послабления в молитвенном правиле, потому что
это «хороший» способ для современного человека, охваченного тысячей дел и
недостатком времени, полностью погрузиться в суету. Мы посвящаем Богу
так мало времени, что еще облегчать себе жизнь было бы неправильно.
Установленное молитвенное правило небольшое. Если человек его читает
не в первый раз, оно занимает минут десять спокойного чтения. А что,
например, среднестатистический мужчина или женщина делает, приходя с
работы? Кушает, включает телевизор, включает компьютер, и четыре-пять
часов до сна проводит у экрана, и на это у него есть время, а десять
минут на Бога почему-то не находится.
- Что Вы скажете по поводу того, что иногда добросовестное чтение всего правила превращается в механическое вычитывание?
- Если человек только приходит в Церковь, то я благословляю читать
сначала первые три — четыре молитвы, потом потихоньку прибавлять.
Понятно, что у каждого своя мера: кто-то в Церковь пришел недавно,
ему надо правило покороче, детям и юношам, естественно, тоже. Но дело в
том, что нельзя постоянно понижать планку: давайте богослужение
сократим, давайте переведем его на русский язык.
Есть, конечно, отдельные случаи: круглосуточная работа, кормящая
мать, у которой еще трое детей, люди больные, немощные. Если
действительно невозможно выполнить все правило, по согласованию с
духовником можно что-то менять.
Но только по согласованию с духовником!
Человек слаб, и если действовать самостоятельно, то он может незаметно
для себя постоянно понижать планку. Сначала ему тяжело поститься без
рыбы, потом тяжело с рыбой, потом тяжело с молочными изделиями, а потом
можно вообще не поститься.
Жизнь христианина – это служба как военная. Ведь мы пришли в Церковь
не просто для того, чтобы получить эстетическое наслаждение, послушать
пение, отдохнуть сердцем и успокоиться. Служба – это труд, это
упражнение, это жертва, которую мы приносим Богу в виде своего, в
частности, времени.
Ведь мы же так мало делаем: чтение правила, пост, в воскресенье в
храм ходим. Если мы даже в этом будем давать себе слабину, постоянно
идти за миром, который во зле лежит, то чем мы вообще будем спасаться?
Мы же не стяжаем, как подвижники древности, какие-то великие
добродетели, которыми мы бы могли спасаться. Мы можем спасаться
исполнением правила и тем, что по возможности не будем ссориться с
нашими ближними.
Отец Максим Козлов
очень много времени посвятил проблеме православия-«лайт» –
облегченного, адаптированного православия и ошибочности этого пути. Так
можно дойти до чего угодно. Католики, например, от латыни избавились,
музыкальные инструменты ввели, мессы сделали в форме чуть ли не
дискотеки – а привело это к тому, что люди вообще перестали в церковь
ходить. Цель была поставлена сделать лучше, интереснее, комфортнее, а
эффект получился обратный.
В советское время христианин был гораздо строже к
себе. Он знал, что он белая ворона, что он в гонении, что он именно
солдат Христов. Христианин всегда иной.
А в наше время свободы, когда храмы открыты, литература доступна,
когда существуют замечательные православные интернет-порталы, ситуация
такова, что духовная планка постоянно понижается. Мы постоянно ищем себе
легкие пути, тогда как во времена благоприятные для Церкви, когда нас
извне не терзают, нужно самому построже к себе относиться. Это
единственный путь, который позволяет в этом мире выжить.
Спрашивают, как выжить верующему в наше время? Раньше, мол, не было такого разврата, не было телевизора и т.д.
Но вспомним, как Церковь зарождалась. Малая горстка христиан жила в страшно развращенном Риме.
Какие зрелища тогда были? Гладиаторские бои, избиения христиан, пляски
полуголых девиц на аренах цирков, тот же театр, который ругал Иоанн Златоуст,
потому что это было совершенно развратное зрелище, потакающее самым
низменным человеческим страстям. Это был не «Современник» и не МХАТ, и
ставили там не «Чайку» Антона Павловича Чехова.
И все эти зрелища были общедоступны. Пошел в Колизей и увидел, как
реальная кровь льется, а не кетчуп на экране, как христиан львы терзают,
как их на крестах распинают. В повседневной жизни – разврат,
всевозможные половые извращения, которые у нас только-только начинают
навязывать в качестве «нормы». А в Риме того времени это уже давно было
«в норме».
И малая группа христиан именно благодаря строгости своей жизни смогла
переквасить, изменить это общество. Не слиться с ним, не понизить
требования к себе, а именно его изменить. Им было не легче чем нам.
- После того как первая неофитская ревность ослабевает,
обнаруживаешь, что незаметно для себя, пост стал просто сменой меню.
Размывается осознание того, чего мы собственно пытаемся достигнуть
постом…
- У поста три основных значения.
Первое – это жертва Богу. Очевидно, что Абсолютному и
Самодостаточному Богу мы по большому счету ничего дать не можем, но мы
можем дать Ему свое сердце, любовь к Нему, которая выражается в посте.
Как родителям мил и дорог, преподнесенный их чадом в подарочек неумелый
рисунок, также и Богу важно расположение нашего сердца.
Второе значение поста – аскетическое. Пост – это упражнение, которое помогает человеку справиться со страстями,
потому что, когда человек пресыщен, страсти мучают его больше. Как
сказано, по-моему, в том же «Добротолюбии»: тучные птицы не могут
летать. Чтобы начать помышлять о предметах нематериальных, нужно
воздержаться от чего-то материального. Еще говорят: «сласти порождают
страсти». Обильная калорийная пища способствует проявлению страстей,
например, блудной страсти. Пресыщенный человек также склонен к лености, к унынию.
И третье значение поста
– это воспитание воли. Почему современной молодежи так трудно? Потому
что она выросла во времена, когда все стало доступно. Те люди, которым
сейчас по 35-40 лет, выросли во времена некоторых ограничений и им в
жизни гораздо легче живется. А поколение, которое выросло в войну
и после войны – это вообще самое нравственное и жизнеспособное
поколение, потому что тогда были времена суровых ограничений. Они знали,
что такое слово «нет», «долг», «нужно».
Сейчас же все доступно, любые вещи, любые игрушки. Телефон устарел,
давайте купим поновее, и ничего, что старый еще работает, ведь это уже
«отстой», а хочется последнюю модель. И родители покупают, не понимая,
что человека надо учить от чего-то отказываться.
Еще одна мудрость поста, связанная с воспитанием воли, состоит в супружеском воздержании.
Надо сказать, что у православных супругов бывает мало проблем
сексуального характера. Человек же, не привыкший к воздержанию,
неизбежно в браке пресытится. В семейной жизни всегда наступает момент,
когда сильные страсти уходят, и человек, не привыкший воздерживаться,
будет либо смотреть «налево», либо стараться себя искусственно
подогреть, сделать отношения поострее, начинаются всевозможные
извращения.
А надо просто соблюдать пост, и все будет нормально. Вы будете всегда
желанны и драгоценны друг для друга после поста, у вас не будет желания
заниматься ерундой: эротическими фантазиями или просмотром порнографии,
для того, чтобы внести разнообразие в свою половую жизнь.
- Как сделать своих детей такими, как было поколение наших отцов, а не потребителями?
- Я не идеализирую советское время. Тогда тоже было очень много
минусов: отсутствие свободомыслия, инициативы, все думали так же, как
говорит «XVI съезд КПСС», то есть люди были одурманены, плюс
воинствующий атеизм и т.д.
Сейчас другие минусы: у нас не хватает идеалов, ориентиров, некоторых
запретов. И семье надо стараться в каждое время дать детям то, чего не
хватает в обществе.
В советские времена надо было приучать человека к инициативе,
свободомыслию, к умению самостоятельно принимать решения. В наше время
надо давать детям то, чего не хватает именно сейчас: строгости,
авторитета, идеалов, ориентиров в жизни, объяснять для чего люди живут,
для чего они работают, для чего они семью создают.
Надо избегать избалованности, потому что, когда папа будет уже на пенсии или просто наступит экономический кризис,
не подготовленный к жизни молодой человек уже не сможет сам решать
проблемы. Мамочка с папочкой все за него решали, проплачивали курсы,
репетиторов, институт, экзамены в институте. А дальше что? Всегда
наступит момент, когда человек должен принимать самостоятельные решения,
а навыка такого нет.
Пусть лучше ребенок сейчас на вас обидится, за то, что вы ему не
купили новую модель телефона, которая уже есть у всего класса. Это
совершенно не значит, что потом он не будет вам благодарен.
- Если человек согрешает в связи с постом, например, не может
удержаться, чтобы не поскандалить с ближними и дальними, не стоит ли в
таком случае пост ослабить?
- Человек во время поста сродни постовому в армии, который с автоматом в руках охраняет оружейную комнату. Естественно, он должен быть постоянно начеку.
Человек, который охраняет свою душу, находится в объекте особого
внимания врага рода человеческого. Не надо думать, что если мы будем
поститься, то бесы, дурные помыслы нас будут обходить стороной. Нет,
они, быть может, будут мучить нас сильнее, чем обычно.
Но кто предупрежден, тот вооружен. Пост – это время, когда человек,
зная свою слабину, должен быть к ней особенно внимательным. Мы должны
бдительно смотреть за теми врагами, которые могут подойти и что-то
похитить из нашей души.
- Мы знаем, что монашествующие дают обет послушания. А в какой мере послушание необходимо для мирян?
- Послушание – это очень важная вещь, которой не хватает современному человеку.
Сейчас, например, восемьдесят процентов воцерковленных православных
людей духовников не имеют. Современному человеку решиться в чем-то
ограничить свою свободу очень тяжело. Но я считаю, что каждый
обязательно должен иметь своего духовника.
Об этом говорят все святоотеческие книги. Он может быть не семи пядей
во лбу, мы может даже превосходить его по духовному образованию, но это
человек, которому вручено воспитание в нас навыка послушания.
Эгоизм, гордыня преодолеваются как раз послушанием.
Немаловажно выбирать духовника по своим силам. Как говорится – «бери
ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». Духовник – это не обязательно
твой приходской священник, у которого ты регулярно исповедуешься. У
духовника, бывает, исповедуются не часто, по обстоятельствам, например,
раз в месяц или раз в пост.
Слава Богу, в Москве 500 храмов, тысяча священнослужителей, можно
найти себе по сердцу и по душе. Кому-то нужен интеллигентный священник,
кому-то попроще, кому-то построже, кому-то помягче.
Все люди разные, и это нормально. Даже если у человека пока нет
духовного отца, можно просто найти священника, у которого мы будем
исповедоваться регулярно.
Но если ты не хочешь слушаться, если ты считаешь, что некоторые
правила духовной жизни ты можешь сам себе назначать, то опять же, можно
дойти до полного абсурда.
Например, в храмы ходит огромное количество людей, которых мы,
батюшки, в шутку называем «годовиками». Они установили себе правило один
раз в год ходить в Церковь, первую седмицу Великого поста поститься,
после этого причащаться, и все. И хоть «кол им на голове теши»,
бесполезно. Они говорят: «Моя бабушка говорила, что надо делать так, а
все остальное это уже фанатизм». Но если у каждого мерилом является его
бабушка или его мнение, а не учение церковное, то зачем тогда вообще
Церковь?
- Что такое духовная жизнь?
- К сожалению, очень многие люди считают, что духовная жизнь – это кулич на Пасху, крещенская вода на Богоявление, вербы в Вербное воскресенье, плюс неделя поста в Великий пост, ну и конечно венчание, крещение и отпевание в соответствующих случаях.
На самом деле это не духовная жизнь, а средства для нашего спасения. И
без духовной составляющей эти замечательные традиции, обряды, таинства
не будут иметь смысла. Но именно они заменяют у многих людей, даже
православных, духовную жизнь, то есть борьбу со своими страстями,
исполнение заповедей и любовь к ближнему и к Богу.
Человек говорит: «Почему я одни и те же грехи совершаю, каюсь в них из исповеди в исповедь и никаких изменений не вижу?»
Потому что, есть
церковная жизнь, а духовной жизни нет. Человек решил, что написанное в
Евангелии – это недостижимый идеал, это не про нас. Но на самом деле
Евангелие – это руководство к действию, и в нем не только про Марию Магдалину
или Петра написано, а про меня. Про меня Ты, Господи, говоришь. Вот
тогда – это духовная жизнь. Остальное – это просто духовная культура.
- Какие грехи сегодня самые трудные и распространенные?
- В России сейчас две главные язвы: страшный кризис семьи и пьянство. Причем они связаны между собой, потому что у человека пьющего и с семьей будет плохо.
Люди не видят в семье абсолютной ценности, которую нужно беречь и
хранить. Семья воспринимается как вещь, стоящая в одном ряду с дачей,
квартирой, машиной. Семья же должна стоять на следующем месте после
Бога. И православный человек понимает, что супруг дан тебе один раз на
всю жизнь, и ты не можешь его заменить, если тебе захочется. Все
остальное проходит: карьера, амбиции, здоровье. Сегодня у тебя карьера, а
завтра случился кризис, и ты идешь работать на завод последним
разнорабочим.
Или повторить участь Майкла Джексона, который хотел дожить до 120
лет, спал в барокамере, а дожил только до 50 лет и даже семью не
сохранил.
- Что нужно знать, вступая на поприще борьбы с грехами?
- Нужно различать грехи и страсти.
Страсть это укорененная греховная привычка. Если, например, кто-то напился, то это грех, а если он хронический алкоголик, то это страсть.
Обычно человек страдает не всеми восемью страстями. У каждого она
своя. Нужно свою страсть сначала определить, потом возненавидеть ее,
затем обрести решимость бороться с ней, и тогда уже искоренять.
Святитель Феофан Затворник говорит, что мы из раза в раз совершаем
одни и те же грехи потому, что не имеем решимости на борьбу. Человеку,
как говорится, «и хочется, и колется, и мама не велит».
Мы хотим соблюсти некую меру: быть и благочестивыми православными
людьми, и свою страстишку каким-то образом удовлетворять. Она нам мила и
приятна.
Когда же человек имеет решимость стать на борьбу с этой страстью,
тогда он может ее победить, и примеров этому очень много. Благодаря
своей непреклонной воле и помощи Божией люди бросали и наркотики, и
алкоголь, и находили выход из страшных ситуаций.
- Как бороться с невидимыми грехами: гордостью и его производными: самолюбием, самомнением и другими? Как увидеть в себе эти грехи?
- Гордость – это, как ни странно, недостаток любви к людям.
Святые отцы говорят, что любой страсти противостоит некая
добродетель, которую мы должны стяжать, чтобы с этой страстью бороться.
Наивысшей из страстей – гордости противостоит высшая добродетель –
любовь.
Человек гордый, эгоистичный по-настоящему любит себя, а не людей.
Признаком гордости является осуждение, а также обидчивость, которая тоже
происходит от самолюбия.
Для гордого человека свойственно осуждать всех вокруг, начиная с
того, кто ему в трамвае на ногу наступил и, кончая правительством или
олигархами.
Даже Господь не выносит своего суда, пока человек не умрет, потому что он еще может измениться, как, например, Мария Египетская, которая из блудницы стала великой подвижницей.
Мы же, увидев человека в какой-то краткий отрезок его бытия, выносим
моментальный суд, не зная ни его наследственности, ни его жизненных
обстоятельств. А может быть, у него тяжелые семейные проблемы, с
которыми он не может справиться, или ему зарплату полгода не платят,
поэтому он и общается с нами неприветливо.
Нам-то хорошо, у нас сейчас проблем нет и настроение нормальное, а мы
его уже осудили. Поэтому надо к человеку со снисхождением относиться, с
любовью.
- Как грех гордости проявляет себя в общении?
- В том же самом осуждении.
Или, например, еще одно проявление гордости. Каждому, наверное,
приходилось общаться с людьми, которые никого не слушают, говорят только
о себе, постоянно пытаются что-то навязать. Общаться с ними очень
тяжело.
И наоборот, человек не гордый, любящий людей привлекателен для
других. Он приветлив, не заносчив, может и тебя выслушать, и к себе с
юмором относится. Пример горделивого человека дает нам Евангелие в
образе фарисея, который говорит: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков,
как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь»
(Лк 18:11).
Противоположностью ему является, например, Серафим Саровский, который всех встречал словами «Радость моя».
- Что такое этика семейного общения? Что должно быть главное в семейной жизни?
- Главное в семейной
жизни помнить, для чего мы в эту самую семью объединились. А
объединились мы для того, чтобы любить друг друга, для того чтобы делать
друг друга счастливыми.
Женщины иногда говорят: «Хочу простого женского счастья». Нет, чтобы
сказать: «Я хочу сделать счастливым моего супруга и моих детей».
Ведь счастье не в том, чтобы себя делать счастливым, а в том, когда
ты другого делаешь счастливее. Тогда ты сам получаешь огромное
удовольствие, счастье.
Об этом часто забывают и
начинается: «Я глава семьи, значит, ты должна меня слушаться» или «Я
больше зарабатываю, значит, я главнее» и т.д. Постоянно идет какая-то
дележка в семье. А ведь иногда просто стоит вспомнить, что после того,
как мы прожили четверть века в браке,
нам уже вместе, может быть, не так много осталось. Так давайте
порадуемся хоть остаток дней, чтобы не было потом нам стыдно, что мы всю
свою жизнь потратили не на радость, не на счастье, к которому нас
Господь призывает, а на семейную борьбу.
- Как правильно понимать жертвенный подвиг в жизни человека?
- Далеко не каждому человеку в жизни представляется случай рисковать жизнью «за други своя», спасая людей из горящего дома или защищая от хулиганов. Может быть, и слава Богу, если такой случай не представится.
Но к жертве призван любой человек. Это каждодневный подвиг – уметь
носить тяготы друг друга, уметь прощать недостатки. Прийти вечером
усталым, голодным и не завалиться с газетой у телевизора, а помочь жене
почитать книжку детям, помыть посуду, вынести помойное ведро.
Или перетерпеть, если
какой-то человек говорит тебе что-то неприятное. Это тоже жертва. Есть
искушение ответить пообиднее, побольнее, чтобы запомнил надолго. А можно
перетерпеть эту вспышку гнева, улыбнуться приветливо, промолчать или, наоборот, что-то хорошее сказать.
И пост – жертва, и аскетика – жертва, и вообще жизнь человека – это
жертва. Но эти жертвы могут быть источником радости для нас и для
окружающих.
Например, жене неприятно, что муж курит, к тому же детям очень плохой
пример. Ради них возьми и брось, приложи усилие, пойди к врачу, к
батюшке на исповедь, избавься от курения, пожертвуй этим. И это будет не
абстрактной жертвой – когда-нибудь душу положить, когда на супругу
кто-то там нападет. Так можно всю жизнь прождать и всю жизнь человеку
испортить, потому что каждый день ты не хотел ничего в жертву принести.
Не хотел пожертвовать своим эгоизмом, самолюбием, своими привычками, с
которыми надо было бороться.
|