Ответ,
который готов сорваться с языка, – православный христианин должен
прежде всего ходить в храм. Точно, должен. Спору нет. Только вот
хотелось бы понять – кому должен и зачем туда хо-дить? Попытаемся
разобраться. Для начала будет хорошо, если мы осознаем, что мы никому
ничего не должны. Человек свободен – таким его создал Господь. И он сам
выбирает свой жизненный путь. Но, разумеется, любой выбор предполагает
ответственность, а также логику дальнейших поступков. И если мой выбор –
христианство, а лучше сказать – Христос, то я буду прислушиваться к
тому, что говорит мне Спаси-тель. А говорит он, среди прочего, вот что:
«если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы
ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое
собра-ны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:19–20). Это означает, что
помимо домашней, индиви-дуальной молитвы, крайне важна молитва
христианской общины – тогда с нами молится сам Христос. И вот еще что
говорит Спаситель: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить
Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий
Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо
Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою
Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня
живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин
6:53–57). Это – вторая причина, по которой мы собираемся в храме: мы
приносим Богу Отцу бескровную жертву, которую однажды совершил и по сей
день ежедневно совершает Сын Божий, и причащаемся, при-общаемся к этой
жертве – к Телу и Крови Господним, к самому Господу. Именно для этого мы
ходим в храм. Не для того, чтобы ставить свечки, не для того, чтобы
писать записки (хоть это всё тоже хорошо и правильно), но для того,
чтобы молиться вместе с братьями и сестрами во Христе и всем вместе, во
главе с епископом или пресвитером, совершать евхаристию и приобщаться к
святым Тайнам. Итак, ходить в храм действительно нужно. Но, повторюсь,
не потому, что мы кому-то что-то долж-ны, а потому, что Христос отдал
нам Себя целиком, и с нашей стороны было бы просто черной
не-благодарностью и свинством пренебрегать Его бесценным даром. Далее
возникает вопрос – как часто нужно ходить в храм? И – обычно об этом
говорят отдельно – как часто нужно причащаться? Напомню, мы говорим о
мирянах, т. е. о людях, которые большую часть недели работают или
учатся. Ясно, что мало у кого есть возможность ходить в храм ежедневно.
Но со времен древней Церкви было принято собираться в храме в воскресный
день – день Господень. Сюда же логично прибавить Пасху, двунадесятые и
великие праздники (хотя многие из них попадают на будни, что делает
участие в богослужении затруднительным). Конечно, есть множество святых,
которых мы любим, есть иконы Богородицы, которые тоже хочется почтить
молитвой к Царице Небесной – но для этого вовсе не обязательно, забросив
все дела и семью, бежать на полдня в храм. Вполне можно помолиться
дома, почитать акафист, а лучше – канон из Минеи. Как часто нужно
причащаться? Я бы ответил так: причащаться нужно всякий раз, как мы
приходим на литургию. Если вдуматься, то это нонсенс: прийти на литургию
– и не причаститься. Распятый за нас Господь предлагает нам Свою Плоть,
отдает нам Себя самого, а мы говорим: «Нет, Господи, я не достоин. Я
вчера ел сосиску, я не вычитал правило, да и вообще я не далее как в
прошлое воскресенье при-чащался. Не достоин. А вот в следующий раз, а
лучше через пару недель, я уж попощусь, помолюсь – и буду достоин». Это
то, что называется смирением паче гордости. Впрочем, это отдельная тема,
по которой уже много написано и сказано по меньшей мере со вре-мен свт.
Иоанна Златоуста. Здесь нет возможности воспроизводить все аргументы за
и против. Но я глубоко убежден, что для мирянина хорошо и правильно
причащаться ежевоскресно. Если мы будем исходить из причастия каждое
воскресенье как нормы, нам придется задуматься над таким болезненным
вопросом, как подготовка к причастию. Об этом тоже много говорилось. Что
касается поста, то церковные каноны знают лишь три вида поста: среду и
пятницу, Великий пост и евхаристический пост. Последнее представляет
собой полное воздержание от пищи и питья с вечера накануне причастия
(сейчас обычно говорят о полуночи) и до самого момента причаще-ния.
Требование поститься неделю или три дня перед причастием относится к той
эпохе, когда многие причащались один раз в год или один раз в пост. При
еженедельном причащении подоб-ное требование абсурдно, вредно, да и
попросту невыполнимо. Думается, вполне достаточно, если человек постится
в среду и пятницу, держит Великий пост (а по возможности – и другие
многодневные посты). Требовать от мирянина постоянного поста в суббо-ту
или в четверг никто не вправе. Другая составляющая традиционной
подготовки к причастию – три канона и последование к при-чащению.
Казалось бы, не так уж трудно выкроить полтора-два часа и вычитать все
положенное. Однако в реальности оказывается, что это весьма нелегко.
Постоянно приходится слышать: ба-тюшка, простите, не успел прочесть. Да и
сам батюшка, что уж греха таить, далеко не всегда «вы-читывает»
необходимое правило в полном объеме. Но зададимся вот каким вопросом:
почему именно таково молитвенное правило перед причасти-ем? Мы читаем
каноны, но ведь канон – это прежде всего составляющая часть утрени. И на
вос-кресном всенощном бдении как раз и читается обычно три канона,
только не покаянного, а про-славительного характера. Что касается
последования к причащению, то оно очевидным образом соотносится с
евхаристическими молитвами. Получается, следовательно, вот что: каноны
воскресной утрение, которые трудно воспринимать на слух, проходят мимо
сознания мирян; евхаристические молитвы миряне и вовсе не слышат. Вместо
этого, «выстояв» в храме всенощную и готовясь «отстоять» литургию, мы
читаем дома из-вестные каноны и последование, заменяя, таким образом,
сознательное участие в общественном богослужении келейной молитвой. Это
еще одно свидетельство того, что причащение до сих пор воспринимается
каким-то экстраординарным событием в жизни христианина, требующим
дубли-рования уставного богослужения и уставных постов. Как же быть с
канонами и с последованием? Думается, вполне допустим такой подход:
можно купить Октоих (стоит он не запредельно дорого) и в субботу вечером
(а лучше, если есть такая возможность, – заранее, перед всенощной)
прочесть три канона текущего гласа из воскресной службы. Или можно
прочесть воскресный канон и канон богородичный, добавив к этому канон
святому, память которого совпадает с воскресным днем. Правда, для этого
нужна уже Минея, что вовсе не дешево. Однако все богослужебные тексты
есть в Интернете, так что добыть их – не про-блема, было бы желание.
Последование к причащению – вещь полезная. Но не менее, а гораздо более
важно для любого христианина, будь то мирянин или священник, полноценное
участие в евхаристии. К сожалению, с давних пор, как уже говорилось,
евхаристические молитвы не читаются вслух. Впрочем, в некото-рых храмах
их всё же читают во всеуслышание. Вслух, как многие могли убедиться,
читает их и Патриарх Кирилл. И это правильно, так как молитвы литургии –
не эзотерические заклинания, но благодарение Небесного Отца от имени
всей общины, а не одного лишь священника. Поэтому вы-ход может быть
таким: купить служебник или отдельную книжку с текстом литургии – и
самому (разумеется, про себя) читать на службе литургийные молитвы. В
этом нет никакого кощунства, ибо если молится только священник, то
литургия перестает быть литургией – общим делом.
Как и следовало ожидать, Евхаристия и
смежные темы заняли большую часть публикации. На поставленные в начале
статьи вопросы мы почти и не ответили. В двух словах можно сказать так.
Во-первых, надо хорошо понимать, что молиться Богу мы можем на всяком
месте и во всякий час. Пусть у нас не получается полностью «вычитывать»
положенное правило утром и вечером – но в течение всего дня нам
предоставляются десятки поводов сказать: «Господи, благослови!»,
«Господи, прости!», «Господи, благодарю Тебя!». Последнее мы говорим
реже всего, но, может быть, это самая важная молитва. И еще: мы должны
быть христианами не только в храме. Если в храме мы со всеми
раскланиваемся и всем улыбаемся, а дома кричим на детей и пилим свою
половину, если на службе стоим в платочке, а выйдя за церковную ограду
начинаем перемывать кости своим приятельницам – то это уже не
христианство, а сплошное лицемерие. Средство от таких перекосов – память
о Боге, страх Божий, который, как известно, начало премудрости.
Человек, имеющий память о Боге, ходящий пред Богом, во всем, что его
окружает, будет прозревать отблеск грядущего Царства, а в каждом
человеке будет видеть Христа. Тогда не будет деления на «церковную» и
«внецерковную» жизнь. Тогда жизнь христианина будет единым целым,
приносимым в дар Христу. Я понимаю, что говорить красивые слова легко.
Но всё же следует стремиться именно к этому – и автору статьи, и
читателям.
|