Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Суббота
23.11.2024
20:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2011 » Декабрь » 6 » Церковная жизнь в миру как жить и выжить
04:18
Церковная жизнь в миру как жить и выжить

Ответ, который готов сорваться с языка, – православный христианин должен прежде всего ходить в храм. Точно, должен. Спору нет. Только вот хотелось бы понять – кому должен и зачем туда хо-дить? Попытаемся разобраться. Для начала будет хорошо, если мы осознаем, что мы никому ничего не должны. Человек свободен – таким его создал Господь. И он сам выбирает свой жизненный путь. Но, разумеется, любой выбор предполагает ответственность, а также логику дальнейших поступков. И если мой выбор – христианство, а лучше сказать – Христос, то я буду прислушиваться к тому, что говорит мне Спаси-тель. А говорит он, среди прочего, вот что: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собра-ны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:19–20). Это означает, что помимо домашней, индиви-дуальной молитвы, крайне важна молитва христианской общины – тогда с нами молится сам Христос. И вот еще что говорит Спаситель: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6:53–57). Это – вторая причина, по которой мы собираемся в храме: мы приносим Богу Отцу бескровную жертву, которую однажды совершил и по сей день ежедневно совершает Сын Божий, и причащаемся, при-общаемся к этой жертве – к Телу и Крови Господним, к самому Господу. Именно для этого мы ходим в храм. Не для того, чтобы ставить свечки, не для того, чтобы писать записки (хоть это всё тоже хорошо и правильно), но для того, чтобы молиться вместе с братьями и сестрами во Христе и всем вместе, во главе с епископом или пресвитером, совершать евхаристию и приобщаться к святым Тайнам. Итак, ходить в храм действительно нужно. Но, повторюсь, не потому, что мы кому-то что-то долж-ны, а потому, что Христос отдал нам Себя целиком, и с нашей стороны было бы просто черной не-благодарностью и свинством пренебрегать Его бесценным даром. Далее возникает вопрос – как часто нужно ходить в храм? И – обычно об этом говорят отдельно – как часто нужно причащаться? Напомню, мы говорим о мирянах, т. е. о людях, которые большую часть недели работают или учатся. Ясно, что мало у кого есть возможность ходить в храм ежедневно. Но со времен древней Церкви было принято собираться в храме в воскресный день – день Господень. Сюда же логично прибавить Пасху, двунадесятые и великие праздники (хотя многие из них попадают на будни, что делает участие в богослужении затруднительным). Конечно, есть множество святых, которых мы любим, есть иконы Богородицы, которые тоже хочется почтить молитвой к Царице Небесной – но для этого вовсе не обязательно, забросив все дела и семью, бежать на полдня в храм. Вполне можно помолиться дома, почитать акафист, а лучше – канон из Минеи. Как часто нужно причащаться? Я бы ответил так: причащаться нужно всякий раз, как мы приходим на литургию. Если вдуматься, то это нонсенс: прийти на литургию – и не причаститься. Распятый за нас Господь предлагает нам Свою Плоть, отдает нам Себя самого, а мы говорим: «Нет, Господи, я не достоин. Я вчера ел сосиску, я не вычитал правило, да и вообще я не далее как в прошлое воскресенье при-чащался. Не достоин. А вот в следующий раз, а лучше через пару недель, я уж попощусь, помолюсь – и буду достоин». Это то, что называется смирением паче гордости. Впрочем, это отдельная тема, по которой уже много написано и сказано по меньшей мере со вре-мен свт. Иоанна Златоуста. Здесь нет возможности воспроизводить все аргументы за и против. Но я глубоко убежден, что для мирянина хорошо и правильно причащаться ежевоскресно. Если мы будем исходить из причастия каждое воскресенье как нормы, нам придется задуматься над таким болезненным вопросом, как подготовка к причастию. Об этом тоже много говорилось. Что касается поста, то церковные каноны знают лишь три вида поста: среду и пятницу, Великий пост и евхаристический пост. Последнее представляет собой полное воздержание от пищи и питья с вечера накануне причастия (сейчас обычно говорят о полуночи) и до самого момента причаще-ния. Требование поститься неделю или три дня перед причастием относится к той эпохе, когда многие причащались один раз в год или один раз в пост. При еженедельном причащении подоб-ное требование абсурдно, вредно, да и попросту невыполнимо. Думается, вполне достаточно, если человек постится в среду и пятницу, держит Великий пост (а по возможности – и другие многодневные посты). Требовать от мирянина постоянного поста в суббо-ту или в четверг никто не вправе. Другая составляющая традиционной подготовки к причастию – три канона и последование к при-чащению. Казалось бы, не так уж трудно выкроить полтора-два часа и вычитать все положенное. Однако в реальности оказывается, что это весьма нелегко. Постоянно приходится слышать: ба-тюшка, простите, не успел прочесть. Да и сам батюшка, что уж греха таить, далеко не всегда «вы-читывает» необходимое правило в полном объеме. Но зададимся вот каким вопросом: почему именно таково молитвенное правило перед причасти-ем? Мы читаем каноны, но ведь канон – это прежде всего составляющая часть утрени. И на вос-кресном всенощном бдении как раз и читается обычно три канона, только не покаянного, а про-славительного характера. Что касается последования к причащению, то оно очевидным образом соотносится с евхаристическими молитвами. Получается, следовательно, вот что: каноны воскресной утрение, которые трудно воспринимать на слух, проходят мимо сознания мирян; евхаристические молитвы миряне и вовсе не слышат. Вместо этого, «выстояв» в храме всенощную и готовясь «отстоять» литургию, мы читаем дома из-вестные каноны и последование, заменяя, таким образом, сознательное участие в общественном богослужении келейной молитвой. Это еще одно свидетельство того, что причащение до сих пор воспринимается каким-то экстраординарным событием в жизни христианина, требующим дубли-рования уставного богослужения и уставных постов. Как же быть с канонами и с последованием? Думается, вполне допустим такой подход: можно купить Октоих (стоит он не запредельно дорого) и в субботу вечером (а лучше, если есть такая возможность, – заранее, перед всенощной) прочесть три канона текущего гласа из воскресной службы. Или можно прочесть воскресный канон и канон богородичный, добавив к этому канон святому, память которого совпадает с воскресным днем. Правда, для этого нужна уже Минея, что вовсе не дешево. Однако все богослужебные тексты есть в Интернете, так что добыть их – не про-блема, было бы желание. Последование к причащению – вещь полезная. Но не менее, а гораздо более важно для любого христианина, будь то мирянин или священник, полноценное участие в евхаристии. К сожалению, с давних пор, как уже говорилось, евхаристические молитвы не читаются вслух. Впрочем, в некото-рых храмах их всё же читают во всеуслышание. Вслух, как многие могли убедиться, читает их и Патриарх Кирилл. И это правильно, так как молитвы литургии – не эзотерические заклинания, но благодарение Небесного Отца от имени всей общины, а не одного лишь священника. Поэтому вы-ход может быть таким: купить служебник или отдельную книжку с текстом литургии – и самому (разумеется, про себя) читать на службе литургийные молитвы. В этом нет никакого кощунства, ибо если молится только священник, то литургия перестает быть литургией – общим делом.
 
Как и следовало ожидать, Евхаристия и смежные темы заняли большую часть публикации. На поставленные в начале статьи вопросы мы почти и не ответили. В двух словах можно сказать так. Во-первых, надо хорошо понимать, что молиться Богу мы можем на всяком месте и во всякий час. Пусть у нас не получается полностью «вычитывать» положенное правило утром и вечером – но в течение всего дня нам предоставляются десятки поводов сказать: «Господи, благослови!», «Господи, прости!», «Господи, благодарю Тебя!». Последнее мы говорим реже всего, но, может быть, это самая важная молитва. И еще: мы должны быть христианами не только в храме. Если в храме мы со всеми раскланиваемся и всем улыбаемся, а дома кричим на детей и пилим свою половину, если на службе стоим в платочке, а выйдя за церковную ограду начинаем перемывать кости своим приятельницам – то это уже не христианство, а сплошное лицемерие. Средство от таких перекосов – память о Боге, страх Божий, который, как известно, начало премудрости. Человек, имеющий память о Боге, ходящий пред Богом, во всем, что его окружает, будет прозревать отблеск грядущего Царства, а в каждом человеке будет видеть Христа. Тогда не будет деления на «церковную» и «внецерковную» жизнь. Тогда жизнь христианина будет единым целым, приносимым в дар Христу. Я понимаю, что говорить красивые слова легко. Но всё же следует стремиться именно к этому – и автору статьи, и читателям.
Просмотров: 790 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 53
Гостей: 53
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024