БРАТ ВСЕМ ЛЮДЯМ
"Неужели с высоты кто вспомнит обо мне? Во множестве
народа меня не заметят; ибо что душа моя в неизмеримом создании?"
(Сир 16: 16-17). Подобные мысли возникали у некоторых паломников
в Ракитном при виде такого стечения народа.
Но о.Серафим видел каждого человека, незамеченных
у него не было. Он никого не отталкивал, всех принимал, обо всех
беспокоился. Когда помощники батюшки иногда кого-либо не допускали
к нему, он говорил: "Люди устали от зла, если и я не приму их, то
я здесь не нужен".
"Простите техническое сравнение, — писал мне внук
о.Серафима Димитрий, — но многие люди устроены в наше время по принципу
автомобиля. Фары изливают свет только по направлению движения. Есть
и другие, устроенные по принципу карманного фонарика: светят туда-сюда,
покуда батареи не иссякнут. Дедушка был подобен неземному светилу:
для всех и для каждого от него исходило столько света, сколько мог
вместить приходящий к нему".
Он знал, что встречает в своих ближних Господа: "так,
как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали
Мне" (Мф 25:40). О.Серафим стал всем людям братом, потому что не
мог любить лишь некоторых, а любил каждого человека. Он, как когда-то
Христос, выходил из храма и смешивался с многоликой толпой: верующих
и неверующих, больных и здоровых, бесноватых и озлобленных, жаждущих
правды и любви, пришедших к нему из нашей пустыни жизни. Всех их
нужно было научить любви и святости.
Однажды после продолжительной службы о.Серафим вышел
на паперть и стал внимательно всматриваться в окружающие его лица.
Вдалеке он увидел на каталке безногого старичка, который из-за большого
стечения народа не мог приблизиться к батюшке. О.Серафим направился
к нему, нагнувшись, целовал его в голову, обнимал. "Я думал, — вспоминает
внук батюшки Димитрий, — это его старый друг. Спросил дедушку: "Кто
это? Родственник?" Дедушка ответил: "Мы все родственники, а этот
раб Божий приехал издалека разделить с нами Пасхальную радость".
Он не жил отдельно от людей, окружавших его, но разделяя
их жизнь, стал для всех своим. Служа своей пастве, не господствовал
над ней, никогда не был над народом Божьим, но всегда с ним, вернее,
в нем. Он мог бы сказать: "Я живу в народе Божьем. Это мой народ".
Лишь изредка на короткое время батюшка оставлял людей
и уезжал в свое подворье, в домик на станции Готня, что в десяти
километрах от Ракитного, чтобы побыть наедине с Господом. В остальное
время всегда был с ними: в храме на общем богослуже нии или в тихой
келейной беседе.
О.Серафим никогда не пользовался отпуском: в нашем
привычном понимании, не был "старцем на колесах" (как говорил об
одном пастыре владыка Хризостом).
"От чего отдыхать монаху? — шутил он. — От
молитвы или от Бога?" Однако каждый год о.Серафим старался выбраться
в любимую Троице-Сергиеву Лавру, бывал иногда в Рижской пустыньке,
где служил о.Таврион, с которым его роднил дух горения любви к Богу
и к людям. Оба они долгие годы провели в тюрьмах и лагерях. О.Серафим
обычно заранее сообщал о своем приезде, и все ждали его с нетерпением,
готовились к этой встрече словно к празднику.
Предельная простота быта батюшки особенно подчеркивала
его самоотверженность, жизнь только для других. В его белом домике
в углу церковной ограды обстановка была очень скромной: "Блажен,
кто вместо всех стяжаний приобрел Христа" (свт. Григорий Богослов).
Аскетическое убранство домика было призывом к молитве,
к вечности. Все здесь говорило человеку: "Ты странник на земле,
твой дом не здесь".
О. Серафим в монашеской одежде — и в храме, и дома,
и в дороге. Он не понимал священников, которые стеснялись Христа
и не ходили в облачении. Для него же оно было свидетельством его
посвященности Христу и Церкви. Однажды он сказал за столом: "Не
хвалясь, скажу, что с тех пор, как я надел монашеские одежды, никто
меня никогда не видел без подрясника ".
Звания, должности, награды о.Серафима никогда не
интересовали, хотя он был удостоен всех наград, положенных пресвитеру,
но больше всего он дорожил своим призванием.
Однажды внук Димитрий забыл поздравить его с возведением
в сан архимандрита и награждением вторым крестом. Напомнила ему
об этом мать Иоасафа. По дороге из храма Димитрий начал исправляться.
О.Серафим тихо ответил: "Митенька, Господь давно дал мне священный
сан. Это и есть та высшая
награда, которой я удостоился до конца своей
жизни у Господа. Архимандритство, митра и прочие награды меня мало
интересуют. Ведь я "поп-тихоновец", как было написано в моем уголовном
деле, и это настолько для меня драгоценно, что заменяет все награды".
И добавил: "Слава Богу, что я не благочинный ". От звания
благочинного о.Серафим отказался".
Как-то внук Димитрий спросил у батюшки: "После архимандритства
бывает епископство?" Он медленно ответил: "Да, епископство. Но
не для тихоновца ". Самой лучшей наградой о.Серафиму была любовь
народа к нему и горячая молитва верующих.
НА РАССТОЯНИИ ДВУХ СВОБОД
Встреча о. Серафима с человеком всегда была личной,
свободной и открытой. "Никогда и ни с кем я так свободно и доверительно
не говорил", — вспоминает протоиерей Леонид Константинов.
Когда батюшка говорил с кем-либо, он всецело принадлежал
этому человеку, служа ему своим участием, своей любовью. Тот открывал
ему свои душевные раны, свои грехи. Они не вызывали у о. Серафима
ужасания, раздражения, желания наказать. Он не подыскивал тут же
для согрешившего епитимий и не пугал ими. Напротив — испытывал жалость
и сострадание: любовь не сосредоточивает своего внимания на грехе.
О. Серафим видел прежде всего не грех, а муку согрешившего. Она
его глубоко трогала, и он стремился прежде всего помочь ему, поддержать
его, страдать вместе с ним.
Батюшка видел в каждом человеке образ Божий, что
далеко не всем нам удается при общении с людьми. Если мы не увидим
его, то и не знаем человека. Ведь грехи — это не он сам, не его
природа. Человек — это образ Божий. Важно суметь увидеть его в нашем
ближнем.
"Любовь выше устава", — говорил протоиерей Алексей
Мечев. О. Серафим своей жизнью показал это, понимая, что человеческая
совесть не подчиняется званиям. В духовном мире титулы ничего не
значат, "и царь, и воин, и убогий — все в равном достоинстве", Царство
Божие есть царство свободы и безвластия, главное в нем — любовь.
Не сан делает человека святым, не иерархическая степень, не место
у престола, но добродетельная жизнь, личная святость.
О. Серафим принимал человека таким, каков он есть,
ничего не требуя, общаясь с ним "на расстоянии двух свобод". Он
был к нему "милостив с рассмотрением" (Иуд 1: 22).
Женщина, по имени Мария, из Риги привезла к батюшке
больного и озлобленного сына Михаила. Когда батюшка утром вошел
в комнату, чтобы увидеть его, молодой человек даже не поднялся с
кровати. О. Серафим не смутился, снизойдя к его немощи, встал
возле юноши и беседовал с ним.
Он обошелся с ним как кормилица с младенцем. Лаской
и кротостью, а не укором о. Серафим привел его душу в покой.
Кроткий и молчаливый дух старца поразил юношу.
На всякое понижение нравственного уровня о. Серафим
отвечал только его повышением. "Однажды, когда он ехал в автобусе
в Готню, — вспоминает староста Екатерина Лучина, — один пассажир
схватил батюшку за грудь:
— Надел на себя маску с бородой!
— Напрасно ты так думаешь, — очень спокойно
ответил ему батюшка. Мужчина затих".
О. Серафим никогда не допускал ни малейшего
насилия над свободой человека. Власть он понимал как служение всем
и всякому, как заботу о слабейших. Он страдал за человека вместе
с ним, боролся за его душу. Но свободу решения вопроса оставлял
за ним, чтобы тот не остался незрелым, зависящим только от своего
духовного отца.
"В деле веры нет авторитета, — писал К. Аксаков,
— его нет для свободы духа. Сам Христос для меня не авторитет, потому
что Он для меня Истина. Заметьте, Христос говорит ученикам: "Если
Я не уйду от вас, Дух истины не придет к вам". Я понимаю это так.
Вы будете верить в Меня, как в Начальника, как в авторитет, а не
как в Истину. Так же объясняется замечательное искушение Исаакия
Печерского. К нему приходит Христос в славе с ангелами и говорит:
"Исаакий, пляши". Как же не послушать Христа? Исаакий стал плясать
и поражен был немотой и ослеплением. Это было искушение. В чем же
вина Исаакия? Он ведь послушался Христа. Но в том-то и вина, что
он на Христа взглянул как на Начальника, как на Авторитет, а не
как на Истину. Отнесся по-здешнему, земному, обычно, как командиру
послушался, не рассуждая, отказался от свободы. А если бы он рассудил,
если бы на Христа смотрел как на Истину, то он бы в ошибку не впал,
и увидел бы сейчас, что это не Христос..."
О. Серафим был склонен воспитывать не словом,
а жизнью своей, опытно зная, как легко произносить слова о любви,
но как трудно пребывать в ней.
Он вспоминал, как однажды подготовил по всем академическим
правилам свою первую проповедь, получил резолюцию "произнести в
храме". И произнес... Потом у него никогда таких проповедей не было.
Он не мог говорить от книг, от ума, а только в Духе, сердцем. Его
проповедь была живая, нужная как дыхание, и потому она касалась
сердец слушавших. Я не представляю о. Серафима за книгой. Мне казалось,
что она ему, как и Марии Египетской совершенно не нужна. Он вел
жизнь настолько чистую, что его сердце, по слову Иоанна Златоуста,
"было исписано Духом". Он знал Бога всем своим существом, отдал
Ему всего себя, говорил с Ним и о Нем из глубины души.
"Его божественный голос проникал в человеческие
души, — сказал однажды в проповеди о Христе батюшка, — потрясал
умы и влек к Нему сердца людей.
Они отзывались на этот голос, шли ко Христу, несли
к Нему свое горе, несчастье, скорби, страдания и болезни.
Любовь, которая сияла на пречистом лике Христа,
горела в Его очах — любовь, которая исходила при всяком дыхании
Его. Эта божественная любовь согревала всех приходящих к Нему, проникала
в сердце, вносила покой в душу. И забывая обо всем, эти люди обретали
мир и покой".
Простыми словами он рассказывал о жизни Спасителя,
люди боялись пропустить хотя бы одно слово, потому что не только
верили слышанному, но видели воплощение слов Иисуса Христа в жизни
батюшки.
Это был живой голос свидетеля любви, голос сострадания
ближнему, а не безлюбый голос проповедника, говорящего правильные
слова, но не берущего на себя ответственности за них. "Вода и уксус
имеют один цвет, — говорили святые отцы, — но гортань различает
их".
В проповедях батюшки не было никакого привычного
церковного красноречия, притворных "возлюбленные братья и сестры",
что есть голос личины, голос небытия. Они были очень личными, наполненными
любовью. Каждым словом он жил. Только тот, кто есть, может
дерзать обратиться к Сущему.
Поэтому, по слову святителя Григория Богослова, "он
нуждался лишь в немногих словах, потому что достаточно было самой
жизни его для назидания". Проповедь о. Серафима была "не в убедительных
словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" (1 Кор 2:
4).
Эту тайну Любви Божией, которая учит без слов, познало
сердце старца, и через него все приходящие люди приобщались к Ней.
Она открылась архимандриту Зинону, духовно чуткому к тому, что происходило
в глубине души старца, ставшего его духовным отцом еще до монашеского
пострига. "Я познакомился с отцом Серафимом в 1975 году накануне
своего поступления в монастырь. Встреча с ним для меня была очень
важным событием, потому что я увидел человека совершенно необычного.
Я собирался поступать в монастырь, просил его благословения. Он
сделал это с радостью. Так завязалось наше знакомство и продолжалось
вплоть до его смерти. Потом, уже живя в монастыре, я к нему ездил
в течение семи лет.
Мне всегда вспоминается эпизод из жизни Антония Великого. К авве
приходили трое монахов, двое о чем-нибудь спрашивали, а третий все
время молчал. Антоний, наконец, у него решил узнать, почему он ни
о чем не спрашивал. Тот ему ответил: "А мне достаточно на тебя смотреть".
Так было и со мной. Почти никаких вопросов я о. Серафиму не задавал.
Он всегда приглашал меня к службам, которые совершались у него в
келье, и к обеденному столу; там были разные люди, задавали разные
вопросы. Я слушал его ответы, наблюдал за ним и для меня этого было
достаточно. Я не слышал никаких сногсшибательных ответов, не видел
каких-нибудь чудес. (Как-то я подарил своей крестной матери Анастасии
Ивановне Цветаевой одну из лучших фотографий о. Серафима, сделанную
Владимиром Пархоменко, тогда еще малоизвестную. Взглянув на нее,
она сразу же приняла в сердце старца, он стал ей духовно родным
своим страданием и любовию, которые она увидела в его лице. Эта
фотография всегда находилась в ее рукописном молитвослове, а в Доме
творчества писателей в Переделкино, куда Анастасия Ивановна иногда
уединялась для работы, я увидел это фото на ее письменном столе.
В жизни они не встретились, Анастасии Ивановне оказалось достаточно
смотреть на образ старца).
Я видел ту тихую святость, которая, кажется, и есть
самая истинная. Я никогда не слышал, ни одного раза, чтобы он кого-нибудь
осудил или о ком-нибудь пренебрежительно отозвался, хотя он видел
всяких людей и много натерпелся от них. К нему приезжали разные
люди, которые после выхода из его кельи друг на друга иногда не
хотели смотреть. Но он относился ко всем с одинаковой любовью, всех
умел объединять, они рядом с ним становились едиными. Это тоже одно
из свойств святости.
Апостол Павел говорит, что для чистого все чисто,
и если человек видит в других какие-то пороки, это обличает только
его собственную нечистоту. И самое важное, что я открыл (это заметил
еще старец Силуан Афонский): все святые похожи на Христа. Христа
я представляю себе именно таким — кротким, тихим, жалостливым, участливым
ко всем.
Христос в каждые эпохи открывается какими-то Своими
новыми гранями. Человека конца ХХ века вдохновить, привлечь к себе
может только Христос кроткий и любвеобильный, а не праведный и грозный
Судья, хотя Он таковым и остается.
Вспоминая отца Серафима, убежден, что лучшая форма
проповеди в наше время — это когда вы видите человека, который своей
жизнью воплотил идеал Евангелия. Для меня это было откровением:
он нес в себе образ Христа. Христа я себе другим представить не
могу. Не по плоти, конечно.
Я знал очень многих священнослужителей, благочестивых,
честных, но о. Серафим — святой. Это — тайна. Объяснить ее, как
и всякую тайну, невозможно. Да и самая духовная жизнь есть тайна.
Отношения человека с Богом настолько личные, что желание передать
их другому словами всегда обречено на неудачу".
Проповедь собственной жизнью исключала морализаторство,
натаскивание, властвование, командование. Она давала каждому свободу
выбора, вдохновение для внутреннего роста.
Нам порою кажется, что познать свои грехи можно только
постоянной мыслью о них. Некоторых это доводит до уныния и отчаяния.
Но святые умели познавать свою греховность видением святости Божией.
Авва Зосима, встретив Марию Египетскую в глубине
пустыни, увидел себя лучше, чем за многие годы монастырской жизни.
"Если бы возможно мне было, — говорил он святой, — непрестанно ходить
за тобой, чтобы лицезреть твою святость".
Почему так притягивал к себе о. Серафим всех людей?
Он открывал им то, что в них было сокрыто, — нетленную красоту.
"Святой влечет к себе и согревает, — писал протоиерей
Сергий Булгаков, — и наполняет, и спасает, и зовет — к подвигу,
как журавли из выси небесной зовут нас к себе в высь, говорят и
нам, что у нас в душе есть крылья.
Не знаем мы сами, что мы имеем от Бога, и вдруг святой
— душой своей — являет нашу собственную силу и нашу собственную
красоту чрез всю нашу немощь. И душа, рванувшись, поднимается в
небесную высь и купается в свете и воздухе".
Духовную красоту, Любовь, невозможно видеть безучастно.
"Душа наша воспламеняется любовью и в ней сама уподобляется этой
красоте, светит ее светом. Так, словно свеча от свечи, загорается
любовь и светит святость в душах".
В большой любви не нужны слова, люди общаются сердцами,
в молчании. Так умел говорить с ближними о. Серафим.
"Однажды, еще в студенческие годы, — вспоминал его
внук Димитрий, — я собирался уезжать на учебу и зашел к дедушке
за наставлением и благословением на дорогу. Он отдыхал. Вслед за
мной вошел архиепископ Соликамский Николай, старый друг дедушки.
Они были почти ровесники. Дедушка начал подниматься навстречу владыке,
но тот попросил его не вставать, и мы сели на стулья. Так мы вдвоем
и сидели минут двадцать. Потом дедушка сказал мне: "Ты пока собирайся,
а мы с владыкой побеседуем. Потом зайдешь". Я подождал за дверью
минут десять, но не слыша никакого разговора, снова вошел. Владыка
Николай сидел с закрытыми глазами. Дедушка, казалось, спал. Но только
я вошел, владыка встал и говорит: "Вы, Ваше преподобие, пока проводите
внука, а то он торопится (я действительно торопился), я потом зайду,
мы еще побеседуем".
Я был очень удивлен этой неземной беседой. За тридцать
минут они не сказали друг другу пяти слов".
Благодать научила их такому общению — непрерывному
молчанию. Они радовались лицезрению друг друга и разговаривали сердцами.
Когда батюшка в 1980 году заболел, владыка Николай,
его духовный сын, несмотря на преклонный возраст и болезни (ему
было 87 лет) приехал в Ракитное и жил у о. Серафима две недели.
"Теперь я за вами буду смотреть", — сказал он.
О. Серафим дарил людям свою любовь и вместе с ней
способность меняться, силу возрастать духовно. Она вела духовное
чадо прямо ко Христу. О. Серафим никого не приводил к себе, а горел
желанием уподобить всякого Христу. "Окрылить душу, вырвать ее из
мира и отдать Богу, сохранить то, что по образу, если оно цело,
поддержать — если под угрозой, восстановить — если повреждено, вселить
Христа в сердце при помощи Духа, и, короче говоря, сделать того,
кто принадлежит к высшему чину, богом и достойным высшего блаженства",
— вот цель служения пастыря Божьего по слову Григория Богослова.
Люди видели в о. Серафиме такого пастыря, которому
можно верить безусловно, ибо в нем жил Дух Святой. Они вслушивались
в каждое его слово, даже в тон голоса, всматривались во все его
движения. В нем все было чисто и свято.
"Хотелось слушать любое его слово, — вспоминает иеромонах
Сергий (Рыбко), — ловить каждое его движение, готов был исполнить
все, что он скажет, пойти за ним, куда он позовет".
Люди, увидев его, встретив его любящий и внимательный
взгляд, проникавший в самую душу, излучавший тихую радость и покой,
падали на колени, плакали, а он радовался этим слезам как знаку
начавшегося пробуждения их душ. Батюшка, разумеется, не относил
этого поклонения к себе, зная, что Дух Святой действует через него.
Он всегда оставался скромным и незаметным человеком. Физическая
немощь о. Серафима только сильнее выявляла действие Святого Духа
в нем.
О. Серафим благоговел перед человеком, независимо
от его греховности или святости. В каждом он видел образ Божий и
хотел помочь другому увидеть его в себе. Если мы не увидим образа
Божия в человеке, то не можем считать себя истинными христианами.
Благоговение было у о. Серафима и ко всему живому, к каждой
былинке. "После дождя в храм шли всегда очень медленно, — вспоминает
внук Димитрий. — Нужно было обойти всех червячков, жучков, паучков.
Дедушка шел впереди и внимательно следил, чтобы никто не наступил
на них".
Он с трепетом наблюдал, что совершал Дух Святой в
людях, когда они начинали приближаться к Богу и помогал им на этом
пути. О. Серафим воспитывал своих чад в духовной свободе, в
царственной свободе чад Божиих. Он показывал им своим примером,
что их жизнь не зависит ни от земных правителей, ни от патриарха,
ни от архиерея, ни от священника, ни от матери и отца, братьев и
сестер, а только от Бога. Пред Богом мы все дети, творим одну молитву
"Отче наш".
Возрастание в святости, к которой каждый из нас
призван, о. Серафим считал самым главным. Как духовник многих чад
он стремился помочь им становиться совершенными, святыми, святыми
Церкви Христовой, которую он называл "нашей чадолюбивой Матерью".
"Славьте же Христа все, — говорил он в проповеди, — славьте
Его в домах ваших, славьте Его в семействах ваших, славьте Его во
всей жизни вашей".
Он хотел, чтобы они не теряли достоинства святых,
не думали, что святой — абсолютно безгрешный человек, до которого
"нам, грешным, далеко". О. Серафим глубоко почитал святых, но не
преувеличивал этого почитания, оставаясь верным Христу.
"Сейчас культ святых в Церкви, — говорил о. Зинон,
— иногда принимает даже недолжные формы, потому что у нас почитают
святых в первую очередь по той причине, что они за нас молятся,
о нас ходатайствуют. Люди забывают, что главным и единственным Первосвященником
и Ходатаем Нового Завета является Сам Христос.
Культ святых как бы заслоняет это служение Христа
как Великого Ходатая, и большей частью от святых, которых канонизируют
в последнее время, в первую очередь требуют, чтобы их житие было
исполнено всевозможных чудес. Даже в жития тех новомучеников среди
епископов, которые засвидетельствовали верность Христу и сложили
свои жизни в лагерях, всячески пытаются втиснуть какие-нибудь чудеса.
К этому нужно относиться очень осторожно. В наше
время процветает жажда всевозможных чудес, появилась масса всяких
экстрасенсов, магов, знахарей, заговорщиков. Это — чисто языческий,
нездоровый интерес ко всему мистическому. Его нужно всячески пресекать
той здоровой мистикой, которая имеется в Церкви. Мистика в христианстве
совершенно иного порядка и не той природы, что в язычестве".
Возрастание в святости совершается постепенно. В
духовной жизни не должно быть рывков. Об этом о. Серафим напоминал
тем, кто горячился, стремился к высшему раньше времени. "Приносили
ко мне постников, — вспоминал он, — приходилось отпаивать
их с чайной ложечки". Приезжала к батюшке одна семья из Запорожья,
глава которой был грузчиком. Из аскетической ревности он в первую
неделю Великого поста вообще ничего не ел и потом, естественно,
заболел. "Как же так, — говорил о. Серафим, — работает
грузчиком и ничего не ест". Он любил повторять, что высшая добродетель
— не пост, не подвиг, а рассудительность. Демоны возможное препятствуют
нам делать, — говорили святые отцы, — а к невозможному принуждают.
Он просил беречь свое здоровье, не брать на себя того, что непосильно,
часто повторял: "Здоровье нужно нам для молитвы". Наше дело
молиться, трудиться, исполнять заповеди Божии, чтобы приготовить
место в сердце Духу Святому, а все остальное зависит от Господа.
"Отец Серафим, — вспоминает о. Зинон, — бережно относился
ко всему церковному наследию. Он говорил, что "все, что приняла
и облобызала Церковь для нас, должно быть святым и обязательным".
Но при всем таком своем благоговейном отношении он
всегда умел, как и оптинские старцы, творчески руководствоваться
этими установками, поэтому, когда дело касалось отдельных людей,
конкретных ситуаций, то он иногда мог поступить вопреки каноническим
определениям Вселенских соборов. Не потому, что легко и пренебрежительно
к ним относился, а потому, что помнил, что не человек для канонов,
а каноны для человека.
Я помню, как он несколько раз возмущался, когда некоторые
священнослужители налагали епитимью многодневного поста — целую
неделю человеку не разрешали есть, отлучали от причастия на продолжительное
время. Наши каноны это предусматривают. Там и сроки встречаются
страшные (например, двадцать лет), но применять их нужно с рассуждением".
ДУХОВНОЕ СТОЯНИЕ
"Какое благо выше всего — прилепляться ко Господу
и пребывать непрестанно в соединении с Ним", — пишет преп. Иоанн
Лествичник.
О. Серафим так и жил перед Тем, в Ком была вся его
жизнь. Он имел навык и потребность в непрестанной молитве, весь
был благодарение и хвала Богу. "Утром дедушка, — вспоминает внук
Димитрий, — выходя из кельи, громко пел: "Слава в вышних Богу и
на земли мир". Это он так меня будил". Казалось, что молитва покаяния
была ему не нужна.
Оставшись в миру и живя в гуще народа, о. Серафим
стяжал дух молитвы. "Это был святой отец, — говорил о нем архимандрит
Трифон (Новиков), — о каких написано в древних Патериках".
Когда я впервые увидел о. Серафима, у меня было впечатление,
что он только что вышел из египетской пустыни, где жил с великими
духовными мужами, такими, как Антоний Великий, познавая тайны вечной
жизни. Казалось, его место только там, в мире библейской тишины,
там, где ничто не нарушало его глубокого созерцания Бога. У него
был вид безмолвника, анахорета, посвятившего себя полностью молитве.
От него исходил мир и покой.
Он брал тебя в этот покой, когда благословлял, произнося
едва слышно и очень медленно, как дуновение тихого ветра: "Б-о-г
бла-го-сло-ви-т". Ты выходил в этот момент из времени и погружался
в вечность, в покой Господа. Для меня это была встреча с реальностями
уже не материального мира, а с душой, ставшей светом.
С Богом у о. Серафима были личные отношения, поэтому
когда он молился, верилось, что Господь его слышит и старец чувствует
Его, как живого, обращается к Нему с такой естественной интонацией,
какая бывает в непосредственной беседе с близкими. Он так был поглощен
беседой с Богом, что казался уже не молящимся человеком, а живой
молитвой.
"Во время молитвы, — вспоминает насельница Пюхтицкого
монастыря Ольга Удальцова, — он стоял, и тело его было совершенно
неподвижно. Такое впечатление, что старец как бы покинул его. Лицо,
обычно бледное, пламенело".
Достигнув вершины внутреннего сокровенного делания,
созерцательной молитвы, о. Серафим не оставлял повседневного правила
и всегда с большим желанием молился со всеми чадами и в келье, и
в храме. Он не мог уйти от них, запереться в своей келье, как в
пустыне, и пребывать там в изумлении перед Богом.
"Аскетизм, — писала мать Мария (Скобцова), — ставящий
в центр всего свою собственную душу, спасающий ее, отгораживающий
ее от мира, в пределе своем упирающийся в духовный эгоцентризм,
в боязнь растратить себя, расточить хотя бы даже и в любви, — это
не есть христианский аскетизм".
О. Серафим умел сочетать созерцательную жизнь с деятельной,
с жизнью людей, нуждающихся в его помощи. Он имел молитву сострадания
о всем мире. Все люди вошли в его жизнь, вместились в его сердце,
память о них была у старца живая и ежедневная. "Спаси, Господи,
за кого некому помолиться, спаси и тех, кто не хочет Тебе молиться".
Молитва о. Серафима, искренняя и сердечная,
имела сильное действие, была чудотворна. "Однажды ехали в автобусе
на железнодорожную станцию, — пишет внук Димитрий, — один крепко
выпивший пассажир начал громко ругать священнослужителей, видимо,
хотел вывести дедушку из молитвенного состояния. Но старался он
напрасно. Дедушка молился, не замечая обидчика и жестом остановил
меня, когда я собирался прекратить безобразие. Вдруг тот человек
замолчал, побледнел, начал задыхаться. Потом упал на пол и лежал
тихо, пока не приехали на станцию". Когда о. Серафим с молитвой
выходил из дома и направлялся в храм на службу, люди, еще не видя
его, начинали волноваться, бесноватые кричать.
Нелегко было найти о. Серафиму равновесие между временем,
отведенным на молитву, и долгими часами приема посетителей, часами
выслушивания их. Но оно было найдено. Старец начинал свой день с
келейного богослужения, на которое допускались и некоторые приезжие.
Однако маленькая келья не могла вместить всех желающих разделить
молитвенное общение со старцем. В этом намоленном месте тебя обнимала
тишина Богоприсутствия.
Молитва о. Серафима, глубокая и сильная, преображала
всех находящихся рядом с ним, они чувствовали себя духовно обновленными.
Вот обычный день старца, когда не было службы в храме.
4:00 — подъем, келейная молитва до 7:00
7:00-9:00 — общая молитва
9:00-10:00 — завтрак
10:00-12:00 — отдых
12:00-13:00, иногда до 15:00 — прием болящих
13:00-16:00 — келейная дневная молитва
16:00-17:00 — обед
17:00-19:00 — отдых
19:00-21:00 — беседы с прихожанами
21:00-22:00 — ужин
22:00-23:00 — отдых
23:00-1:00 — вечерние молитвы
1:00-4:00 — ночной сон.
В богослужебный день после келейной молитвы о. Серафим
вместе со всеми людьми с 6 до 15:00 молился в храме, затем до 17:00
— были обед и отдых, до 20:00 снова молитва в храме, потом ужин
и вечернее правило.
Когда батюшка сильно переутомлялся, то ложился ненадолго
на кровать, не снимая сапог. Подремлет пятнадцать-двадцать минут
и — на молитву. Часто так и спал, не снимая сапог. Батюшка не исполнял
молитву как долг, она была для него внутренней потребностью.
"Он сидит в садике в кресле, — вспоминает внук Димитрий,
— цветут яблони, акации, аромат в саду. Смотрю на дедушку, вроде
бы спит. На лице никаких признаков жизни, весь белый, опускаю глаза
и вижу, что четки в его руках движутся. Я все еще в оцепенении,
притронулся к его руке, а он открыл глаза и, как ни в чем не бывало,
говорит: "Хорошо как в саду". И заплакал".
Будучи в лагере, в ссылке, о. Серафим всегда усердно
молился, этого требовало его сердце. Отсутствие богослужебных книг
не было помехой: память его полностью воспроизводила дневной круг
богослужения. Когда он болел, читал целые главы из Евангелия наизусть.
Ракитное при отце Серафиме — это, можно сказать,
был маленький монастырь, где службы совершались строго по уставу.
Недопустимым, например, здесь было служение утрени вечером. Она
всегда совершалась в положенное время — утром. Тем самым не искажался
дух и смысл ее таинственных молитв: "Духом внутри меня я устремляюсь
к Тебе, Боже, с раннего утра, ибо суды Твои совершаются на земле...",
"Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, поднявший нас с лож наших
и собравший нас в час молитвы! Даруй нам благодать при отверзении
уст наших...". Молитва становилась жизнью, а не обязанностью. Странно
потом было для тех, кто вкусил сладость такой молитвы, видеть у
себя на приходах совсем иную службу...
О. Серафим понимал, что литургической молитвой надо
жить, разуметь ее, только тогда возникнет полнота единения с Богом
и с ближними, только тогда все будут участниками Евхаристии.
Евхаристию о. Серафим совершал с особенным духовным
благоговением, и это неизменно ощущали все молящиеся в храме.
Дух соборной молитвы всегда присутствовал в богослужениях,
совершавшихся о. Серафимом в Никольском храме. Здесь ничто не нарушало
общую молитву, наоборот, было все, чтобы она состоялась. Пели как
могли, иногда ошибались, но все исполнялось с вдохновением.
С внутренним трепетом и вниманием все участвовали
в богослужении, что создавало, несмотря на переполненный молящимися
храм, глубокую тишину, позволявшую о. Серафиму, очень слабому физически,
никогда не повышать тихого голоса. Когда о. Серафим произносил молитвы,
казалось, что слышишь не слова, а ощущаешь тихое веяние Святого
Духа. Это была действительно молитва Духа.
"Со всей теплотой, каким-то неземным дыханием души,
со многими слезами творил он о всех горячую молитву к Богу, — вспоминает
архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов). — Я услышал
такое чтение Евангелия, которое долго еще звучало в моей душе. Читал
он всем сердцем, от глубины всего своего существа".
Во время богослужения о. Серафим никогда не спешил,
все делал очень тщательно, потому что всегда был настроен на тихую
беседу с Богом. Он рассказывал, как в молодости его потрясла и умилила
служба в одном храме. Служили Евхаристию старенькие священник и
дьячок, кроме них никого в храме не было. Дьячок своим дребезжащим
голоском уже спел Херувимскую, но батюшка из алтаря почему-то не
выходил. Он ждал. Потом приоткрыл дьяконскую дверь, чтобы увидеть,
что происходит в алтаре. Батюшка стоял у Престола и плакал: "Пой
еще, пой", — говорит дьячку. Дьякон снова запел Херувимскую...
"Он всегда внимательно относился к церковному уставу,
— вспоминает архимандрит Зинон. — Старался не только не сокращать
богослужение, а делать некоторые прибавления. Например, в изобразительные
вводил сугубую ектенью о здравии и об упокоении". О. Серафим понимал,
что устав существует для пользы, а не для рабства.
По окончании службы в храме, люди, светлые и радостные,
не спешили уходить, поздравляли друг друга со Святым причащением,
знакомились, беседовали. Царил пасхальный Дух. Пели, постепенно
расходились. Кто-то попадал на трапезу к батюшке, остальные шли
по домам, где их принимали на ночлег. Такие трапезы были отзвуком
"вечери любви" первых христиан.
Все это совершалось вопреки запретам властей, не
разрешавшим о. Серафиму принимать людей. Согласно их распоряжениям,
после окончания богослужения все должны были выходить за ограду
храма, а службы можно было проводить только в субботу, воскресенье
и в праздники.
Трапеза у батюшки устраивалась в его доме, в той
же комнате, где он совершал свое молитвенное правило. Это была братчина,
трапеза в складчину: паломники привозили и приносили еду.
Она совершалась в несколько смен, потому что прибывали
всё новые люди. За столом не только вкушали, но и беседовали о церковных
делах, о духовной жизни. О. Серафим внимательно слушал, сам говорил
мало, вступал в разговор, когда нужно было что-то уточнить, дополнить,
но никогда не перебивал говорящего. О себе рассказывал мало, любил
вспоминать свою учебу в Московской духовной академии. Батюшка иногда
повторялся ради новых слушателей, что не всегда нравилось м. Иоасафе:
"Вы это уже говорили", — вдруг заметит ему она с раздражением. Батюшка
кротко переносил эти упреки.
"Из его уст не исходило никакого пустого слова, —
вспоминает архимандрит Кирилл (Павлов), — не произносилось шуток,
и в нем не было лести. Все его слова были наполнены смыслом. Я не
заметил и тени неудовольствия или раздражительности в его голосе,он
никого не осудил, не выразил какого-либо негодования, был кроток,
скромен и смирен. Что меня больше всего поразило и запомнилось —
это его неподдельная любовь, исходящая из глубины его сердца, одинаковая
ко всем. В присутствии батюшки все умиротворялось. Да, этот человек
был наполнен Божией любовью".
Во время трапезы о. Серафим потчевал всех — сам же
едва притрагивался к еде. "Сядем за стол, — вспоминает староста
Екатерина, — всего богато, а о. Серафим немного поест и уже не хочет".
Насытившись духовной пищей, он мало заботился о телесной. Наслаждением
для него была не еда, а духовное общение во время трапезы. "В его
присутствии можно было пребывать часами без утомления и усталости
от разговора" (архиеп. Евлогий).
Когда общение с кем-либо теряло духовный смысл, собеседник
начинал кого-нибудь осуждать, о. Серафим выключался из разговора.
К нему приезжал часто молодой священник, служивший где-то в верхах,
и начинал рассказывать о "мелочах архиерейской жизни". Батюшка вставал
из-за стола и уходил к себе в келью. Потом священник приходил к
нему и, сидя на корточках у кровати, наклонившись к уху батюшки,
продолжал свои рассказы... а тот засыпал.
О. Серафим видел тех, о ком ему рассказывали,
совершенно иначе. Кто на кого, кто с кем, кто против, — все это
его совершенно не интересовало, потому что он любил всех людей,
несмотря на их немощи и падения.
"ОН ПРОСИЛ У ТЕБЯ ЖИЗНИ"
За семь лет до своей последней кончины о. Серафим
умер во время богослужения в храме. Это был не первый его уход,
он неоднократно умирал и возвращался к жизни (В 1933 году, по рассказу
старшей дочери батюшки, Нины, во время отпевания супруги о. Димитрий
лишился чувств, дыхание его прекратилось. Его отнесли в дом и в
суете забыли. Уехали на кладбище. Вскоре он тоже появился там).
Случилось это, как мне рассказывал сотаинник батюшки
диакон Иоанн (Бузов), ныне насельник Курско-Коренной обители иеросхимонах
Иоанн, на Страстной седмице, кажется, во время вечернего богослужения.
Батюшка предельно ослаб, и вдруг дыхание его прекратилось. Раздался
вопль молящихся. Душа же о. Серафима в это время лицом к лицу предстояла
перед Господом, и ей не хотелось расстаться с Ним. Но он услышал
кроткий голос:
— Ты видишь этих людей, слышишь их вопли? Вернись
к ним. Ты им нужен.
О. Серафим еще семь лет после этого служил людям.
"Великим постом навестите меня", — сказал
батюшка мне после исповеди у него в январе 1982 года. Вскоре пришло
известие о его болезни. О. Серафим все более и более ослабевал.
Получив благословение и напутствие митрополита Леонида,
я поспешил в Ракитное. Шла третья неделя Великого Поста.
С трепетом я вошел в родную мне маленькую келью батюшки,
внимая ее неслыханной тишине. Слева на аскетическом ложе лежал как
всегда в подряснике, в сапогах, погруженный в одному ему ведомую
глубину, отец Серафим. На его бледном лице я увидел печать физического
угасания, но глаза его тихо светились, в них была неизменная любовь.
Все говорило о переходе его в вечность.
Он попытался подняться и сесть на постели, но я попросил
его ради его покоя не вставать. Беседа наша была тихой и светлой.
Батюшка не говорил ни слова о своей болезни, его интересовали мы,
наша жизнь. Он радовался моему монашескому постригу, который только
что совершил владыка Леонид. (Мне хотелось, чтобы батюшка, будучи
моим духовным отцом, постриг меня, но этот вопрос он не мог решить
без благословения владыки Леонида, тот же пожелал постригать сам.
"Не смущайтесь, — говорил батюшка, когда я ему сказал
о решении владыки еще в январской беседе, — вас будет постригать
та же рука". Владыка Леонид, как уже говорилось, постриг в монашество
о. Серафима, и после пострига их духовное общение стало еще более
глубоким. Он радовался, что владыка-старец, как и его когда-то,
принял меня под свой духовный покров. Имя Мелетия, архиепископа
Харьковского, которого благоговейно почитал о. Серафим, несмотря
на пожелание батюшки, мне не было дано. Владыка Леонид при постриге
в миру в то трудное для Церкви время обычно оставлял иноку прежнее
его имя, меняя только день Ангела.)
Начинающийся уход батюшки от нас еще острее почувствовался,
когда мы за трапезой увидели его место пустым. Вечером я попросил
иподиакона Игоря, моего спутника из Риги, помолиться со мною о здравии
батюшки. На другой день мы пришли на трапезу и к нашей радости увидели
батюшку на своем месте.
Поразительным было то, что он выглядел таким же,
как прежде — тихим и кротким, излучающим свет и покой, без малейших
следов болезненности на лице. Сердце благодарило Господа за этот
дар. Но на следующий день, день нашего отъезда, он вновь слег. Вопреки
своей немощи он принял нас. Игорь удостоился получасовой беседы.
Хотелось услышать последнее напутствие, последнее его слово, но
я не дерзал просить о нем. Батюшка сам сказал его: "Храните устав"
(Позже я прочел у архимандрита Серафима (Батюгова): "Вне устава
— когти дьявола").
Последнее целование. Я не мог уходить из кельи, повернувшись
спиной. Смотрел на батюшку и постепенно удалялся... До встречи в
вечности.
26 марта архиепископ Курский и Белгородский Хризостом
в сослужении духовенства соборовал о. Серафима. До последнего
дня он причащался Святых Христовых Таин, пребывая в ясном рассудке
и неустанно молясь. Казалось, в последние дни своей земной жизни
он должен был думать прежде всего о своей душе, о таинстве ее рождения
в вечную жизнь. Но матушка Иоасафа слышит, как батюшка, находясь
в забытьи с закрытыми глазами, к кому-то обращается с настойчивой
просьбой: "Накормите их, накормите".
Он вступил в таинственное общение с теми, кому хочет
поручить свою заботу о ближних. Матушка Иоасафа понимает, что не
с окружающими беседует батюшка. Любящая душа о. Серафима не
может оторваться от ближних, тех, кого он всегда любил и будет любить.
Ничто не может разлучить его с ними.
Наступила Страстная седмица. Физические страдания
батюшки усилились, но он терпел их кротко, помня сердцем своим страдания
и муки Иисуса Христа. Зная, что после мучительного перехода душа
увидит Свет.
Об этом Свете уже возвестило и ликующее пение "Христос
Воскресе" участников начавшегося пасхального крестного хода. Он
приближался к домику батюшки, расположенному рядом с храмом. О.
Серафим возможно уже не слышал этого пения, но оно присутствовало
в его келье. Так дано было ему Господом последнее утешение — еще
раз приобщиться к земной Пасхе.
На второй день Светлого Христова Воскресения, 19
апреля 1982 года, вечером, в 17 часов 15 минут под пение в храме
"Христос Воскресе" душа о. Серафима разлучилась с телом. Его
земная жизнь завершилась Воскресением, Пасхой. Великое таинство
перехода в вечную жизнь свершилось. "Он просил у тебя жизни" (Пс
20: 5), и Ты дал ему ее, жизнь вечную. Начались непрерывные службы
у гроба почившего.
Господь привел к смертному одру батюшки сотни людей
(в церковной ограде, возле кухни в большую кучу были сложены их
вещи).
Однако из-за препятствий, чинимых властями, многие
не смогли проститься с батюшкой: были отменены рейсовые пассажирские
автобусы на Ракитное, на поезда московского направления из Краснодара
и Кавказа не продавали билетов до Белгорода. В толпе у билетной
кассы кто-то объяснял причину недоумевающим: "Говорят, в Белгороде
умер какой-то святой".
Разбушевавшийся ветер подталкивал собравшихся к прощальному
месту. Дно могилы прихожане выложили дубовыми досками, а стены обложили
кирпичом. "Словно подземная келья", — заметил кто-то. Среди провожающих
были "блюстители порядка" в штатском. Остерегаясь их, некий фотограф
влез на крышу сарая и оттуда незаметно бросал заснятые пленки жене.
Осторожность была не напрасной: у всех оставшихся внизу фотопленки
были изъяты и засвечены. Перед погребением владыке Хризостому, отпевавшему
о. Серафима, передали распоряжение властей: гроб с телом покойного
не обносить вокруг храма. Владыка ответил: "Передайте им, что я
сам знаю, как нужно совершать погребение".
По желанию о. Серафима его похоронили у алтаря с
северной стороны, вблизи его кельи. В алтарной нише незадолго до
его кончины был написан образ преподобного Серафима Саровского.
Безмерную утрату ощутили духовные чада батюшки. Вместе
с тем они чувствовали его реальное присутствие, зная, что в Боге
нет разлуки.
"Смерть дедушки я не воспринял, — пишет внук Димитрий,
— и постоянно чувствую его присутствие. Он никуда не исчез. Другие
поумирали, и вроде бы их и не было никогда, а дедушка всегда со
мной".
То же выразил многолетний любимый алтарник о. Серафима
Николай Ефимов из Москвы. На мое предложение написать воспоминания
о батюшке, он ответил так: "У меня все время в мыслях Ваше предложение.
Попытаюсь сформулировать, почему я этого не сделал до сих пор и
не могу сделать сейчас. Основная причина такова: я постоянно живу
с мыслью об о. Серафиме как о живом. Поэтому всякие записанные
мною воспоминания вызывают диссонанс в моем этом к нему отношении.
Воспоминания предполагают, что событие ушло в прошлое. Для меня
же это все подчас реальнее и современнее чем то, что окружает меня
в настоящий момент. Я живу этими воспоминаниями, они пульсируют
во мне постоянно, находятся в кипящем состоянии, поэтому записать
их на бумагу не представляется возможным".
Он жив, любит нас, молится за нас и помогает нам,
ибо "любовь, — по слову преподобного Силуана, — не может забыть".
Для о. Серафима смерти не было и нет: он никогда
не разлучался с Богом.
По-прежнему приезжают в Ракитное в Никольский храм
его духовные чада, чтобы в таинстве общения с ним на его могилке
напитаться духом любви и вернуться в нашу пустыню жизни, сердцем
которой он был, есть и будет.
|