Вспоминается мне когда-то гремевший славой в
Москве протодиакон Розов... В юности мне приходилось слыхать этого
художника-протодиакона, и до сих пор живо впечатление от его службы. Он
ни на йоту не отступал от установленных традиций образцов псалмодии и
возгласов. Без малейшего намека на какую-либо
драматичность, умел он передать (но не навязать!) всю силу идей текста,
достигая это минимальными оттенками, свидетельствовавшими, что они им не
надуманы, не заучены, а сами рождаются из понимания логической силы
текста, оставаясь в то же время строго в объективных рамках классической
псалмодии. В его манере чувствовалась высокая, вековая
церковно-богослужебная музыкальная культура. Конечно, для
"культурной" псалмодии нужна известная школа. И в России учили
правильному церковному чтению — и в народных училищах, и в духовных
училищах, и в семинариях, и особенно в монастырях. Другими словами, эта
ветвь церковно-музыкального искусства культивировалась. Быть может у
многих явится мысль, что этой премудрости нечего учиться и здесь не
может быть никакой теории. Однако в литургическом музыковедении есть
особый отдел: экфонетика (от греч.: "экфонесис" — возглас). Сюда же
причисляется и псалмодия. Здесь — свои законы. В древности, в Русской
Церкви (а у греков, сербов, болгар, румын и по сей день)
экфонетика подчинена была определенным правилам и интонационные
обороты при чтении (особенно Священного Писания) точно установлены
традицией. Б
...
Читать дальше »
Просмотров:
708
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
24.10.2013
|
| |