Слово ИКОНА – греческое и по-русски, оно означает «ОБРАЗ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям Свой видимый образ. Правитель сирийского города Эдессы, князь Авгар был тяжело болен. Однажды ему открылось, что излечение произойдет, если он увидит лицо Иисуса Христа. Тогда он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». ИКОНА - это обращение к Богу языком линий, вышивки или красок – стало на Руси молитвой.
Чтобы вышивать икону, необходимо знать символику и правила цвета, используемого в вышивке икон, а в особенности, про серый цвет, который никогда не использовался в иконописи.
Итак, с серого цвета и начнём.
-Серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности,
пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. (старайтесь найти замену этому цвету в бисере или нитках мулине)
-Черный цвет. Цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры, символы могилы и зияющую адскую бездну. Во многих сюжетах это мог быть цвет тайны. Пример, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос, старца в короне.
-Коричневый. Цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
-Зеленый. Цвет природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь (сцены Рождества).
-Синий и голубой. Эти цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.(мулине таких оттенком множество)
-Белый цвет. Символ божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – это люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но (важно!) белым цветом изображали только праведные души.
-Красный. Это один из самых заметных цветов в иконе. Красный - цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения( победы жизни над смертью). Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны( как знак торжества вечной жизни). В прошлой моей статье "ФЭН-ШУЙ и вышивка! Символы удачи, любви, богатства" я указала про Единорога, которого вышивать надо на красной канве.
-Пурпурный, или багряный. Этот цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Цвет царя, владыки (Бога на небе), императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет, всегда присутствовал на ИКОНАХ на одеждах Богоматери( царицы Небесной).
-Золотой. Блеск мозаик и икон, он позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. ( на любой иконе есть цвет золота, а мулине есть золотое металлизированное).
Это основные цвета, используемые в вышивке и цвета, которыми нельзя вышивать. Поехали дальше - лик (или лицо) иконы. Это самое главное. Конечно, лучше когда лик написан маслом, а сама икона вышита мулине или бисером ( в народе ходит слух, что нельзя тыкать иголкой в лик), но оказывается, это не важно. В церквях висят иконы, лик которых так же вышит, как бисером, так и нитками. Глаза - зеркало души, поэтому глаза на иконах такие большие и проникновенные. Рот же, напротив символизировал чувственность, поэтому губы непропорционально маленькие.
Кстати, очень интересна жестикуляция святых на иконах, ведь жесты на иконах - это
духовный импульс и несет определенную духовную информацию:
-рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание;
-рука, поднятая вверх – призыв к покаянию;
-рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности;
-две руки, поднятые вверх – моление о мире;
- руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы;
-руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
Ещё, очень большое значение имеют также и предметы в руках изображенного святого, как знаки его служения. К примеру, апостол Павел обычно изображался с книгой в руках – это Евангелие, реже с мечом, символизирующим Слово Божье. У Петра в руках обычно ключи – это ключи от царства Божия. Мученики изображаются с крестом в руках или пальмовой ветвью, что является символами принадлежности к Царству Небесному. Пророки обычно держат в руках свитки своих пророчеств.
|