1. Живый в помощи
Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
Архиепископ Иоанн: "Живый!..
Кратчайшая сверхмолитва. Из одного слова, равная
молитве "Воскресни!..” Одно из могущественных
имен: "Я — Бог живой, несущий жизнь”.
Наисильнейшая сверхмолитва против страха
смерти, дьявольских заклинаний. "Живый в помощи
Вышняго!..” — ослепительная сверхмолитва вышних
ратников, равная "Да воскреснет Бог!” (67:1). Живой
— восстановленный!! 50 порфироносных спектров. 50
воинских хоругвей. 50 всепобедительных кличей. 50
триумфальных слав от одного этого "живый!”
Дьявол растоптан. И скажем: свершилось!
Стратиг и
генераллиссимус видит победу заранее. На одном
этом "живый” можно ставить точку. Если Вышний, и
только Он, — жив, — что же еще? Тьма обличилась, и
рухнула в развалинах старая дьявольщина с ее
падшими мирами.
Под прессом
обстоятельств, градом стрел — живый. От
гимнического "живый” вырастают крылья. На одре
немощи, с таблеткой валидола, в замедитированном
доме, в запертой темнице, в безысходности, в
отчаянии — живый! Из всех миров, от всех сирот —
живый, и смерти нет! Сверхмолитва свершившегося
преображения, слышимая в пакибытии. Так может
сказать только сочетанный, ибо жив не своим
помыслом, силой, надеждой, а Его, Который
единственно жив!
В логове зверя (на падшей
земле) живут чем угодно, только не "кровом Бога”
— шатром купины, софийным куполом, славой. А
здесь как удар молнией при воскресении
Спасителя, когда ангелы отвалили камень от
гробницы Его. Ошеломляющий гул, потрясший тверди.
"Живый в помощи
Вышняго” — откуда взят этот псалом? С каких
ангельских миров списан? Не его ли творил
архангел Михаил вслед за "Кто яко Бог?”, встав
против падших ангелов и поразив их этим "Живый в
помощи Вышняго”.
Живый... в помощи!!! Обычно
приводится законническое толкование Афанасия
Великого. Помощь от Бога полагают в исполнении
заповедей. Но никаких статичных, схематических
заповедей нет. Помощь Его тем, кто желает слышать
отверстым слухом и творить сверхзаповедь:
"Слушай, Израиль”. Живой — сошедший свыше, как
таинственный архиерей Мелхиседек. Слышите —
живой! В помощи!! И открыто небо! Бытие как
единение с Вышним. Здесь, на земле, только тщимся
Его достичь, а Давид уже первым словом первого
стиха поражает в голову змея. И звучит, как топот
коней-тяжеловозов: "Жи-вый в по-мощи Выш-няго”.
"Помощь” трактуется многозначно: и сила, и мощь,
и питание. Бог в помощь.
Лентой этих
таинственных слов облекали усопшего. Миллионы и
сегодня глаголят этот гимн Всевышнему, проходя
потусторонние мытарства. Вспомоществует им
монашеский пояс "живый в помощи Вышняго”.
Препоясаться им — как дьякону золотым орарем.
В чем помогает Вышний?
Соединиться с Ним. Стать святым. Вышний помогает
держать крест, победить дьявола. Не я сам (мирская
гордыня) — а Бог мне. Диалог восстановлен.
Аскетика черпает высшие силы в этом "Живый в
помощи Вышняго”: помощь только от Бога. Под Его
кровом-небом. Под Его кровлей. Под Его крылом
материнским. Под Его покрывалом белым. Бог —
иерусалимская орлица, покрывающая птенцов белым
крылом, и ничто им не страшно. Блаженная вечная
песнь и сумма боевого оружия: шлем купины,
забрало, огненный щит. Кольчуга, латы — внешний
образ того, во что облекает Всесильный духовно.
Сверхмолитва третьего
тысячелетия: "Живый в помощи Вышняго”! Она
вооружает — тотчас в руках обоюдоострый
блистательный меч архистратига. Войти в нее —
вкусить сладость пакибытия (уже сфера, жизнь). У
иудеев — "почивает под сенью Всемогущего”. У
славян — "водворится” указует на потустороннее
состояние.
Боже, поставь щит душе,
оставляющей мир, на воздушных мытарствах! Покрой
от демонов и сетей люциферовых! Кров мой — небо,
крыло — Бог, Матерь моя — белая Орлица. И клич
архистратига: "Что бы ни было — живой! И в темной
ночи, и в аду преисподнейшем, и на крестном ложе с
распростертыми руками, и в стонах оставленности
— живой единственно в Его помощи. Какая песнь
Божиего раба! Какая сила неодолимая в этом стихе!
Твердить его неустанно — знаменуя ближнего,
знаменуясь в брани, перед колодцем со святой
водой...
2. Речет Господеви:
заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и
уповаю на Него.
Ратник Саваофа знает
тайну победы. Ему ведом клич: "Заступись, Боже!”,
или: "Ты впереди ("плещма Своима осенит”,
покроет), я за Тобой. Не я, а Ты ведешь брань.
Заступись!” Здесь самое могущественное оружие.
Ничто перед этой сверхмощью личные силы,
гигантские ядерные потенциалы, рефаимское
бряцание стократ превосходящей мощью.
"Заступись, Боже, и
воинствуй впереди меня” — еще одна величайшая
сверхмолитва третьего тысячелетия (брань и тогда
не ослабнет), "не я, а Ты, Господи!” Она вытекает
из первого стиха, соединяющего земное житие с
Живым, питаемое его живительными соками (от
креста). Прибежище!!! Не дом, не нора, не лоно... —
больше. Имя Его — Прибежище. Упокоиться на Его
раменах — имя Духа Утешителя.
Где упокоюсь? — В Твоем
сердце. И тогда, и там, по возвращении, Ты —
прибежище. "Бог мой, Бог личный!” — в восторге, в
упоении восклицает Давид, и одной этой
всерадостною силой побеждает страх и уныние.
"Уповаю на Него”.
Уповаю — "полагаю” плюс "взираю”. Раб креста.
Не свожу взора, сочетан. Не стих только, но каждое
слово — в пакибытии, невозможно в настоящем,
относит в солнечную сферу восстановленных. Какие
высоты умопомрачительные! Какова слава Вышнего
нашего!
3. Яко Той избавит
тя от сети ловчи и от словесе мятежна
— в брани и в ином
измерении: в потустороннем странствовании, когда
душа оставит мир сей и встретится с лунными
воронками, металлическими сетями, люциферовыми
вратами. Не прост путь в Царствие для тех, кто не
познал креста. Ловчие сети — многозначный
символ:
Душа в современном
мегаполисе сталкивается с тысячами ловчих сетей:
паучьих, металлических — каких угодно. По сути,
идет, буквально продираясь через них. Кто только
не норовит уловить в свои сети: компьютерные,
мысленные, религиозные, политические, сети от
ближних (лесть, дух мира). И против этих кругом
расставленных неводов дьявольских рыбаков —
брызнувший свет Иерусалима!
Опять: "Не я, а Ты”. Не
личными усилиями, а Бог мечом архистратига
рассечет эти сети. Как сражалась святая матушка
Евфросиния над небом Москвы — маленьким мечом
Божиим в руках рассекая мощные металлические
каркасы астрального мегаполиса! В каждом стихе —
"Не я, а Ты”. Господь заступится (2). Господь
рассечет сети, избавит от козней (3).
Третий стих имеет два
измерения: настоящее и потустороннее, по исходе
души. Тот, Кто послал меня в мир и попустил
опутать сетями, и освободит от них на мытарских
сферах! Наносится мощнейший удар по демонам
малого суда, предъявляющим бесконечные счеты.
Скорейшее прохождение адских воронок, и — покой.
"Избавлю от словесе мятежна” (у иудеев — от
пагубной чумы). В понятие "мятежных словес”
включено все то, что нарушает мир. Некогда —
ереси, по Кириллу и Дидиму. Сейчас — злословие,
осуждение. Немощное существо человек. Постоянно
воинствует. Восстает на Творца, покоряется
дьяволу. Только Бог может ему помочь — вот песнь
Давида.
Мир вне безмолвия —
словеса мятежные, учат исихасты. Астральные шумы,
посторонние голоса, чьи-то или свои помыслы —
словеса мятежные, брат мой. Восстания против воли
Божией, несмирение, в конечном счете — сети
ловчие, всегда мятежны. Сети люциферовы — против
дальновидного промысла. А Божий лов — крест.
"Господи, — поет Давид,
— закрой слух мой к недостойному”. Даже
проповеди, и чья-то духовная речь, и толкования
Евангелия, если нет в них субботнего покоя и
мощевой благодати — словеса мятежны. В космосе
нет безмолвия. Там гул. Там ропот, стрелы и уныние.
И в час, когда душе придется пройти через сферы
словесного мятежа, ловчие сети магической
поэзии, она воскликнет: "Вышний покой —
блаженство!” И продолжит:
4. Плещма своима
осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием
обыдет тя истина Его.
В пакибытийной,
иномирной сфере воинствует Бог. Григорий Нисский
"осенит тебя плечами” понимает как хождение
позади Бога. Господь впереди меня! (Клич: "Бог
впереди меня, я за Ним, а вы за мной” — Александр
Суворов). Бог будет сражаться за меня! Чего же еще?
Попробуй, одолей Вышнего!
В час, когда вроде бы
поражение — "плещма Своима осенит”. Сирота с
окровавленными ранами? — "плещма Своими
осенит”, как мать. Бомж бездомный под холодным
чьим-то взглядом? — "плещма Своими осенит тя”! В
одиночестве тюремной больницы — "плещма Своима
осенит” и покроет крылом. Еще в Моисеевом
Второзаконии Бог — орел (Втор.32:11), простирающий
крыла над верными. Крылья орла — вышний покров. И
здесь тайна: встать под крыло!
Бытие-под-крылом-Божиим. Умалиться до величины
птенца.
Я покрыт надежно — щитом
пакибытийного тела. В брани покрыт металлическим
крылом. Легковооруженный лучник — на мне ничего,
кроме шехины. Под крылом Твоим приютился.
Сражаюсь в Его облаке. Попробуй, одолей! Хотя б
исполин с палицей, утыканной шипами и угрозами
рефаимскими пошел против Давида — и в
потустороннем шествии меня покроет Бог, как
орлица-мать, от оскаленных демонов.
"Оружием обыдет тя
истина Его”. У иудеев: "правда Его — латы и
кольчуга”. По неизъяснимой псалтырный логике
последующий стих проявляет предыдущий. Что же
это за воинский покровец, против которого и
палица с шипами бессильна? Оружие это — крест:
всеоружие, сверх-оружие. Истина — Христос
(Афанасий Великий): "Я истина”. Сколько бы ни
окружало вражьих ратей, оружием креста, оружием
истины (Христа) их победим. Латы, шлем, забрало
Дмитрия Донского — вот символы этого
блистательного стиха, сходящего из книги жизни с
запечатленными в нем победителями врагов Божиих.
Трактовка в
потустороннем ключе: облеченность
(посвященность) в крест сохранит от демонов и на
мытарствах. Крест хранит и там. И дальше и вовеки
— престол креста.
5. Не убоишися от
страха нощнаго, от стрелы, летящия во дни...
О том, что есть страх
ночной, поведает нам Иоанн Креста в трактате
"Темная ночь”. Noche del ESPIRITUS. Нет, не физический —
мрак — духовный. Заточение в синедрионской
темнице. Страшная ночь в пустыне среди холодных
песков. О как страшно! И тьма давит. Ночные страхи
— духовные кошмары, подтачивающие силы,
гнетущие, до холодного пота, до обморока. Это
онтологический страх льна курящегося,
надломленной тростинки — человека. Кто познал
ночные страхи, понимает, о чем речь.
Какие мгновенные
перемещения в пространстве! Только что с поля
внешней брани — и на мытарскую крепость, где
эфиопы с предъявляемыми счетами. И опять
куда-нибудь во тьму механического мегаполиса, на
дно квартирной камеры.
Не убояться страха
ночного — держа Тебя за руку, Боже! Это чудо. Не
испугаться и стрелы, летящей в меня днем...
Дневные стрелы — удары, брань от демонов и
недругов. Тело покрова защитит. Но осторожно!
Открытое сражение, лицом к лицу (в отличие от
ночных кошмаров) не менее ужасно.
Это крестный стих. Есть
крест темной ночи и крест бранного дня: стрела от
ближнего, угрозы, наветы. И опять щит... Купина
ткется. Крест дает силу победить стрелы, сколько
бы их ни вонзилось. Семистрельная поможет!
Вспомним страсти святого Севастьяна, несколько
сот стрел, вонзившихся в его девственную плоть. И
жив, и блаженствует юродивый святой Севастьян!
"Не страшны мне стрелы, летящие во дни, не
страшны и ночные удары”, — такую песнь поет воин
Саваофа.
6. От вещи, во тьме
преходящая, от сряща и беса полуденного.
Не победит его и "вещь,
во тьме преходящая” (6) — демонские одержания,
страхования во тьме человеческой ночи, похоть
мимотекущая.. С помощью Божией удастся победить и
эти преходящие призраки. Они уйдут, и останешься
один на один пред Ним.
В час одержания, когда
брань на последней глубине, и врагу попущено — не
убоюсь вещи, во тьме преходящей! Тьма греховна. А
то, что в ней приходит — как экран. Не убоюсь.
Разорву узы. Не убоюсь и сряща (6). Прямое значение
слова "срящ” — сретение + недуг. Смысл:
внезапное коварное нападение, неожиданный удар,
вызывающий шок, ужас. Один из приемов дьявола —
когда сшибает с ног срящ, и охватывает ужас и
оцепенение: не ожидал ничего подобного... Так вот,
не убоюсь и сряща! Есть и против него щит. Бог
предвидит и эту вражью атаку. Конница с тыла.
Вперед!.. "Срящ” в потустороннем состоянии —
неизбежно предъявляемые грехи на мытарских
сферах, шок на малом суде — счеты от ближних.
"Полуденный бес” (6).
Нельзя спать днем! После дневного сна Давид
искусился Вирсавией, женой Урии (2Цар.11:2).
Полуденный демон — люцифер, космос, мнимый свет
(вне покаяния). Другой смысл: полуденная жара,
леность с прострацией... Полуденные бесы в ином
мире — космические сети, люциферовы врата,
избежать которые должна душа прежде, чем
достигнет Царствия.
Контрасты. Атака во тьме
(длинная ночь невесты), внезапный удар под утро
(срящ!) и полуденные искушения (мнимый свет).
Сколько уже поставлено щитов! Несколькими
стихами, перебрав струны великой псалтыри, Давид
затронул многие спектры брани:
от ментальных,
астральных и иных чуждых, космических полей
(сетей ловчих),
от ада преисподнейшего,
давящего подспудно, одержащего (состояние мрака
внутреннего: "ночные стрелы”),
от града открытых,
"дневных” стрел,
от тартарных одержаний
(неконтролируемые демонские искушения): "вещи,
во тьме преходящие”,
от видимых шоковых атак
(срящ),
от искушений лестью
(бес полуденный), от сетей прелести ("уже
достиг”).
Но Он придет в полночь, а
не в полдень. Он так захотел, чтобы невеста,
поверженная на свой деревянный одр с крестом в
руках, услышала Его: "Это Я. Открой. Я пришел”.
Язык зашифрованный — и понятный Его девам.
Какая мощь! В нескольких
стихах охвачена вся совокупность брани, все
мировые сражения, победы над Амаликом, Вавилоном,
Ассирией, Сталиным и Гитлером. Все козни
разрушены. Величайшая стратегия! Суворов знал ее
наизусть — не книжно, опытно. Девяностый псалом
отличен тем, что трактуется одновременно в двух и
более измерениях: в духовной брани настоящего —
мощь против дьявольских атак (молитва о живых) и
иномирно (его непреходящее значение в молитвах
об усопших).
Гимн Всемогущего! Но не
усыпайте, воины в стане Христовом! Брань
продолжается.
7. Падет от страны
твоея тысяща и тьма одесную тебе; к тебе же не
приближится...
Толкование св.отцов:
слева атакуют и справа. Слева — тысячи, справа —
тьмы (в переводе, десять тысяч). Стрелы слева, по
Оригену: очевидное зло (похоть, ярость). В этой
земной жизни придется претерпеть их немало:
кто-то вычислит твои раны и ударит в слабое место,
кто-то иголкой заденет за нерв. Но очевидное зло
(атаки слева) не так опасно, как неосознанное,
тайное (атаки справа). Потому слева тысяча, а
справа тьма (десять тысяч).
Здесь неисповедимые
глубины. Атаками справа Ориген и ученик его
Григорий Нисский именуют еще самооправдательную
псевдоправедность — то, что не считают за грех, а
оно таково. Какая мощь разгипнотизации! Атака
слева — блуд, осуждение, очевидный грех. Бороться
с ним непросто, но возможно. Атака справа —
тайное услаждение грехом, неосознанное: не
видение зла в грехе, одержание под видом мира,
ветхие добродетели красоты, доброты,
сострадания, когда они не таковы пред Богом.
Например, восторг на грани лести, любовь к матери
на грани содомской связи, сострадание,
вызывающее саможалостливость.
Запомни: предстоят атаки
слева, но еще и справа будешь атакован, прежде чем
достигнешь двора Божия! Многие справляются с
левосторонними атаками, побеждают в себе похоть,
леность, гордость. Разгадать атаку справа
сложнее. Против десных демонов и вооружает Давид
словами: и тьма одесную к тебе не приблизится
даже — такой соткан хитон! Не сказал "не
подойдет” — не посмеет приблизиться на
доступное расстояние, такой свет от креста!
8. Обаче очима
твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
Придет час, когда
увидишь очами трезвыми. Око — духовное зрение, в
отличие от глаза, зрения земного. Тогда увидишь
трезво, явно и ясно, и прочтешь суд Божий демонам
и кичащимся (гобзующим) в веке сем. Наработанною
мышцею Давид напоминает о суде правды: не святым,
а колдунам должно бояться. Бог накажет чинящих
тайные козни и воздаст им. Мощнейший удар,
лобовая атака Божиих ратей! Несокрушимая мощь.
Своими глазами увидишь, как смятутся их полчища.
Страх и паника возникнет среди них, когда придет
час воздаяния. И потеряют силу, и увидят, кто они.
Опять могущество разгипнотизации. Опять свет,
разгоняющий дым и гипноз!
9. Ибо Ты, Господи,
упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
Час этот настанет, и ты
увидишь своими глазами. И не убоишься. И
усовестишь, и побегут от одного твоего взора.
"Ты, Господи, упование мое”. Толковники Израиля
видят здесь пропущенный глагол. Ты, Господи,
сказал, что Ты упование мое. Ты так пожелал. Не я, а
Ты пришел ко мне и заключил со мною завет. Ты
сотворил меня, Ты же и покрой”. Апофеоз этого "Не
я, а Ты” — сверхмолитва из двух слов: "ТЫ,
ГОСПОДИ. Ты так сказал”. Восторг. Корона.
Благодарность за мгновенную помощь.
10. Не приидет к
тебе зло, и рана не приближится телеси твоему.
По Афанасию Великому,
Бог сотворил человека добрым. Зло же приходит к
нему извне. Екклезиаст: сотворил Ты их правыми, но
стали искать помыслов своих (7:29). Здесь
универсальный щит на всю жизнь. Щит против
"прилогов” (Нил Сорский), туч, облаков, тьмы.
Поскольку зло приходит извне, Бог не попустит его
более положенного — силой непорочного начала,
втесняемого от Девы-Матери. Против наваждений:
"Не приидет к тебе зло!” Могучая сверхмолитва.
Сколько в одном
девяностом уже насчитали блистательных
сверхмолитв! Одного девяностого хватит на десять
тысяч лет живительных богослужений. А как
понимать: "рана (болезнь) не приблизится к телу
твоему”? ( у иудеев — "к жилищу”. В Пс.33:19: "Много
ран грешнику”).
Опять щит. Опять
демонстрируемая мощь. Опять пакибытийная высота!
Опять взмах меча ратника, натягиваемая тетива
лучника. Господь чудодейственно хранит от
болезней и ударов. Крест облекает в небесное тело
и болезни теряют силу. Даже если ходишь со
штыковой раной в сердце, покрытой заплесневелой
просфоркой, как Иннокентий Балтский, — не
ропщешь и продолжаешь служить, окормляя
многотысячную паству. И еще умудряясь (успевая)
по ночам посещать пещеру в Райском Саду, где
круглосуточно — псалтырь, псалтырь, псалтырь, и
девяностый непрестанно...
Что ни стих — тайна. В
прежних — победа над врагом, а здесь — тайна
победы над болезнью. Щит против насылаемых
(магически) недугов. Повторяй его еще и еще, этот
целительнейший стих от небесного Врача! Его
пропишут подвижнику, памятуя, сколько врагов у
ищущего победы, сколькие желают тебе зла и
насылают невесть что.
Златоуст гениально
разрешил противоречие псалмов 90:10 и 33:19 (как это —
"рана не приблизится” и "много ран грешнику”?).
Если и попустит праведнику скорбь или болезнь —
в испытание и подвиг — как венец, как крест в
огненном тернии. А для грешника болезнь, говорит
этот великий отец и пастырь церкви Христовой, —
только гноящие раны. Третий смысл: стрелы
дьявольские вернутся (сверхмолитва "на ходу да
разрешится!”, употребляемая в псалтырной брани
матерью Ефросинией). В потустороннем толковании:
не посмеют подойти, вскрыть старые раны. Христос
не велит рассматривать греховные свитки. Помощь
в первые часы на пути в вечность.
Окрылись, странник
земной! Лукавый притягивает тебя долу, как
Гулливера, опутывая лилипутскими нитями. Но
послушай, что говорит псалмопевец:
11. Ангелом Своим
заповесть о тебе сохранити тя во всех путех
твоих.
Не заповедует только, а
"заповесть” именно: "заповедь — есть”, в
вечном настоящем. Это церковнославянское время
Святой Руси — неизбывное. Тайна этого стиха: Бог
дает ангелам особую заповедь служить Ему
хранением нас, земнородных. Ангелов не девять
только чинов — множество. Мы не одиноки. С нами
ангелы, как бы ни противились тому демоны,
запрещая видеть даже одного-единственного
своего хранителя.
Что ни стих — перевод в
пакибытийную сферу, восхождение на гору! Оттуда
легче обозревать ход сражения. Послав нас в мир,
дал ангелам заповедь: хранить на всех путях, в том
числе и на самых опасных, гнетущих,
искусительных. Итак, с нами неотступная помощь
ангельских ратей! Если в первых стихах
ошеломляюще действующая колесница Саваофа,
здесь — мощь херувимских очей. Что по сравнению с
ангелами эти жалкие передвижные избушки на
курьих ножках — демоны? Ополчится ангел
Господень окрест боящихся его и избавит (Пс.33:8).
Ангелам определено помогать нам.
Заповедь ангельская
включает в себя и помощь в потустороннем
прохождении. И сослужебные чины (как именуются
они в православных литургических текстах) блюдут
свой долг, несмотря на наше равнодушие к ним,
слепоту. Как же служат ангелы, если они незримы? А
вот как.
12. На руках
возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу
твою.
В последний момент, на
волоске, на грани, оступился... и вот-вот расшибешь
лоб. Но когда уже принял роковое решение против
самого себя, тогда-то и скажется их помощь. И
подхватят за руки, ибо уже падаешь в пропасть.
Какие высоты! Что ни шаг — спотыкаешься о камень
и стонешь, ударив коленку. Сколько раз
подхватывали в последний момент, когда был на
грани. Вот-вот предался бы блуду, сел на иглу,
принял отраву, схватился за оружие, впал в
безумие... Как прекрасны ангелы, служащие Тебе,
Владыка наш и Царь! Как велики силы
вышнеиерусалимские, служащие нам невидимо!
Сколько же радости есть на небесах и какие сердца
у этих бесплотных чинов, если они, не получая от
нас ни воздаяния, ни награды, служат на такой
высоте, снимая с края пропасти, чтобы знали мы,
как Бог велик, и славили Его.
Помимо тьмы дьявольской
есть и колесница Божия с "тьмами тем”. И мощь
Святой Руси умножается.
13. На аспида и
василиска наступиши, и попереши льва и змия.
Таинственнейший стих.
Древний толкователь Евсевий увидел в нем
обличение четырех бесовских иерархов:
начальства (лев), власти (дракон, змий), миродержцы
(аспид) и духи злобы (василиск). Одним махом сабли
расправляется Давид с сонмом врагов, отрубает
семь голов. Кто сегодня лев, змей, василиск, аспид?
Что это за символы? Прибавки к евангельским —
"лисы, чародеи, псы”? Аспид — маленькая ядовитая
змея: фарисейская анафема. "На аспида
наступишь” — победишь страх фарисейский. Не
имеет никакой силы над благовестником!
Первый враг святого —
аспид (фарисей). Второй враг — василиск, еще по
древним толкователям (Василий Великий), —
изобретение дьявола: змея, убивающая одним
взглядом. Ясно, что здесь колдовство, оккультизм,
магия. Но и василиск (магическое поле, чары) не
имеет силы над святыми. Им дано попирать их.
Третий враг, лев, — дух
мира, кесарь, зверь рыкающий. Сила его страшна. В
душевном аспекте: страсти, гнев, ярость. Попирать
льва — побеждать мир.
Змий (четвертый враг) —
дракон, опутавший человечество. Сила льва
угрожает открыто, внешне, змий — тайно. Это сумма
дьявольской вселенной и всех его наваждений.
Дано попирать
городского льва и космического змея. Дано
наступать на фарисейство и смотреть в лицо
колдуну, побеждая его пламенным взором гнева
Божия. Дано рассекать все козни и идти, идти
вперед, насаждая Царство, ибо его век настал!
Лучники армии Пречистой, вооружитесь против
василисков-магов, аспидов-фарисеев, львов,
рыкающих с городских порнореклам, и зеленого
спрута, опутавшего мир! Вооружитесь мощью
Всемогущего! Девяностый псалом да начертается по
всему естеству, чтобы с головы до пят — покров,
покров, покров.
14. Яко на Мя упова,
и избавлю и...
А дальше уже не Давид, а
Бог — диалог между Творцом и новым Адамом,
восстановленным творением. Вначале "на Тебя
уповал”, а здесь "яко на Мя упова”, от Первого
Лица. Бог говорит! Какая мощь! Пространство Новой
Святой Руси в этом стихе. Звери попраны. Львы
укрощены. После 13-го триумфального Бог отвечает
Сам: "Избавлю и покрою, как обещал”. Не остается
безмолвным — отверзает уста и завершает
загадочно: "И прославлю за то, что познал имя
Мое” (по-иудейски, "познал” — "полюбил”). Не
книжно, по схеме какого-нибудь древнего
богослова, а в духовном опыте: покров, сила,
заступник святых. Слава, милосердие, любовь,
Жених.
Господи, дай и мне опытно
познать имя Твое! А для того помести в —
обстоятельства креста, ибо имя Твое Крест
животворящий. И еще выше:
15. Покрыю и, яко
позна имя Мое. Воззовет ко Мне и услышу его, с ним
есть в скорби...
Уже восстановленный
человек. Не тот, что, увидя, бежал в кусты, а тот,
кто воззвал и был услышан.
"С ним есмь в скорби”. О,
можно умереть от этого стиха! Кто еще так говорил?
Разделяет. Простирается в темной ночи крайней
оставленности. Обещает, что не отступит. Значит,
так попускает ради Своей славы.
"Изму его”. Какая
высота этого "изму”! Афанасий Великий: скорбь
обращу в радость, изыму из мира, сниму с креста,
когда придет час упокоиться. Скорбь прекратится
по Моим часам — вечным. Бог снимет и с мытарских
камер. И сколько бы ни пугали фарисеи, и на
потустороннем пути есть выбор: можно так, а можно
и эдак. Пожелает Всемогущий — и поможет там тому,
кто заблудился здесь. Возьмет и снимет, например,
с мытарств.
16. Долготою дней
исполнит его...
По Зигабину, "долгота
дней” — вечная жизнь. Иная протяженность
времени, пакибытийный континуум, иномирность.
Дни изменятся в пространстве и времени вечности.
Святые из Царствия придут на землю. Есть время
пятого измерения — Царства Божия, сходящего на
землю во время литургии, при раскрытии купинного
шатра. Это время и именует Давид "долготою
дней”, некоей промежуточной вечностью. Дивная
протяженность сладости вкушающих Христа:
долгота, продление на неизреченно сколько. Время
пакибытия. В литургической формуле: "присно и во
веки”.
Но подожди венчать
псалом и закрывать псалтырь! Еще остается стих
16-й: И явлю ему спасение Мое.
Блаженный Феодорит
изумительно глубоко "явление спасения”
понимает как чудо нетленных останков святых.
"Они сделались спасителями и врачами, — пишет
этот средневековый толкователь, — вслед за
Врачом и Спасителем”. Их полегший в землю прах
очищает, обожествляет мир, в который мы пришли,
источая в него неизреченные благоухания. Бог
прославил Себя через Своих сподвижников
последней правды. Спасение здесь не
абстрактно-богословский термин, а конкретное:
победа над смертью, над грехом, миром и дьяволом
— четырьмя врагами. Мощь Саваофа из девяностого
псалма. И уже в волгоградском антиминсе и на челе
отца Марка, священника из Нижнего Новгорода,
мощевой пояс от старицы Евфросиньи — явил ему
спасение Свое! Зиждительность этого стиха в том,
что он относится к настоящему. Спасение не в
грядущем только веке, а уже сейчас бессмертен,
бессмертна.
А если еще глубже, если
перевести таинственные шифры — семьдесят сонмов
(тысяч) ангельских чинов участвуют в этом псалме.
За каждым стихом стоит по нескольку тысяч
ангелов. Здесь абсолютный щит и солнечный покров.
Здесь исчерпывающая полнота. Нет глубины и
широты, которой бы не коснулся псалмопевец в этом
псалме. Затронуты все пласты: от болотных духов
до домовых, от спинно-мозговых до кровь сосущих,
от чернильных до хлебных. Как бы ни ярился дьявол,
куда бы ни бросал взор — везде настигнет его
стрела гнева Божия из девяностого псалма: и во
тьме, и во дни, и справа, и слева, и с востока, и с
запада. Все предусмотрел великий наш стратег
Давид, главнокомандующий армии молитвенников
Новой Святой Руси.
Столько неизбывных тайн
в псалмах! Тайна креста... Псалтырь вводит в
пакибытие и в земном порядке невозможна. Отсюда
такая война духа мира на псалтырь. Но как только
прорвался — вошел в сферу. Окружают тебя
истинные ближние, святые, на небесах молящиеся о
нас. Св. Иннокентий и митрополит Геннадий,
Махошевского, император Николая и императрица
Александра. Другая тайна псалтыри в том, что она
ткет евхаристическую купину, приготовляет к
литургии. Вот почему молитва перед причастием
включает в себя много псалмов. Это позволяет
войти в молитвенную сферу, шатер Святого Духа.
Нет, сила псалтыри не
ослабла. Напротив — умножилась! Когда наступает
космос, что, если не псалтырь? Демонские
одержания, духи мира? Солнечную псалтырь дает
Божия Матерь. Да воскреснет Бог!" (Цит. по кн.: Архиепископ
Иоанн (Береславский) "Да воскреснет БОГ!", М.,
"Новая Святая Русь”, 1999, с.42-78)
|