Автор: Юрий Мороз, психолог-международник
Модные вещи, резко овладевающие умами, всегда вызывают определенное подозрение. Особенно когда дорогие дамы начинают швыряться неприсущими им фразами и, загадочно улыбаясь, ходить на недешевые семинары. Тут самое время подумать и разобраться.
В последнее время что-то много стали говорить о нейролингвистическом программировании, причем в таких кругах, которые раньше трудно было бы заподозрить в любви к психологии.
Малый слесарный набор
Вся линия защиты НЛПистов укладывается в пару строк:
1. НЛП - это набор инструментов, который каждый может использовать в своих целях.
2. Этот набор действительно работает.
На любые попытки поставить вопрос об этических аспектах НЛП его приверженцы повторяли два вышеизложенных пункта. В смысле, как хочешь, так и применяй, нас это не касается. Хочешь - людей себе подчиняй и навешивай на них постгипнотические внушения, хочешь - веди их к освобождению от шаблонов. Просто набор инструментов не может быть ни плохим, ни хорошим, все зависит от мастера.
Что до мастеров, то как раз они и вызывают у меня подозрения.
Например. Исходя из каких мотивов люди, прежде далекие от психологии или, скажем, психиатрии, начинают осваивать НЛП? В общем, как ни крути - мотив всегда один и тот же. Хочется овладеть некими приемами, чтобы суметь добиться от собеседника того, чего тот сам (то есть по доброй воле) не хочет. Чаще всего это банальное навязывание какого-либо товара или услуги. Вспомните конторы по продаже таймшеров. Там процветали самые наглые ужимки НЛП.
В лучшем случае задача, которую перед собой ставит очередной адепт, - программирование определенного поведения по отношению к нему лично.
Как это делается? Чтобы объяснить ситуацию схематично, можно воспользоваться древнеиндийской метафорой про умного и глупого брата, где умный брат - это сознание, а глупый брат - подсознание. Для того чтобы глупый брат вынес вам ценную вещь из дома (или купил что-то ненужное втридорога), нужно всего лишь чем-то отвлечь умного брата, а потом сказать, что именно надо сделать его братцу-олигофрену. Тот все сделает, так как ничего не понимает и просто выполняет, что прикажут.
Подавляющее большинство техник в НЛП посвящены именно тому, как отвлечь умного брата и получить прямой вход в подсознание.
Это, например, разрыв шаблона. Типовой пример применения этой техники заключается в том, что вы здороваетесь и протягиваете руку (это, как правило, автоматическое движение), а собеседник вдруг вместо того, чтобы пожать вашу руку, пожимает ваше запястье.
Типичная реакция на это будет похожей на сбой программы в компьютере. Тот, у кого автоматическая программа прервалась (пожимать нечего, и ситуация нестандартная - завершить программу не удается), просто зависает и находится несколько секунд, как это называется в НЛП, в трансе. В этот момент, с воодушевлением восклицают НЛПисты, рассказав о технике, вы можете дать любое указание, и человек, находящийся в трансе, его выполнит. Причем это может быть команда с отложенным выполнением - так называемое постгипнотическое внушение.
Допустим, человек исполнит приказ. Ну, например, скажут ему: мол, дай денег. Вынет да положит. До копейки. Или пойдет на противоестественный сексуальный контакт. Только вот пойдет ли это ему на пользу?
НЛП работает.
Пример другого приема - забалтывание. Я знаю, что вам нужно; не знаю, что вам не нужно, - но знаете ли вы о том, что не знаете, и нужно ли вам незнание того, что вы знаете?
|