Давайте начнем с того, что разберемся что же такое икона?
- Икона – это более чем просто изображение. Написать пейзаж и написать икону – совсем разные вещи.
- Каждая икона – это уникальный тандем мастерства и молитвы. Каждая икона это ещё один шаг к прославлению Создателя. Мы не “рисуем” или “вышиваем” иконы… Мы славим Имя Его…
- Икона—это не картина на религиозный сюжет, а окно в вечность, через которое мы обретаем видение красоты духовного мира. Иконы служат местом встречи неба и земли. Множество икон служит видимым выражением «Неба на земле».
- Икона – это “окно” в Царство Небесное. Почитать ее можно и нужно, но именно как “окно”, и не более того.
- Однако у иконы есть свои особенности. Господь принял человеческую плоть, Он был видим и осязаем. Святые – это люди, которые жили на земле, но стали носителями Духа Святаго; в них преобразились человеческая природа и естество, преобразились через соединение с Божественным Светом, поэтому, как мы уже говорили выше, в образе должно быть и сходство, и несходство. Несходство, условность иконы закономерны: изображенный на ней человек находится в духовном мире, он смотрит на нас из вечности, области других измерений; поэтому духовный опыт и мистическое видение Церкви создали канон иконы. Условность иконы мирские люди часто считают некой инфантильностью, «детским периодом» (было время, когда так же считали и искусствоведы). На самом же деле икона глубоко продумана. Если бы она была простым портретом, мы имели бы дело не с преображенным человеком, а с его душевным, земным состоянием. Но икона – это окно в вечность. Икона являет нам человека-обитателя духовного мира. Икона открывает и обнаруживает в себе прежде всего духовную сущность, поэтому язык ее должен говорить нам о духовной сущности того, кто изображен на ней.
- Католическая Церковь, оторвав себя от традиций Единой Вселенской Церкви, потеряла чувство иконы. У католиков икона превратилась в картину на религиозную тему, на которой изображены те же люди, которых мы видим на улице. Поэтому католическая «икона» не возвышает ума, не дает человеку возможности внутреннего общения с тем, кто изображен на ней. «Портрета» Неба быть не может, но символы духовного присутствуют в земном; иначе человек вообще был бы лишен всякой информации о Небесном.
- Иконопочитатели, опровергая доводы иконоборцев, говорили о том, что само человеческое слово – это тоже символ, тоже знак. Однако через Священное Писание, через слово мы имеем сведения о духовном мире. В молитве мы также употребляем слово, и хотя оно является символом, мы через молитву общаемся с Богом. И икона, если она написана правильно, – это то же священное повествование, которое начертано не буквами, а красками; не пером, а кистью (или вышито). Существующий канон иконописи необходим, православный иконописец должен строго придерживаться его; если этот канон нарушается, то обязательно нарушается и наше внутреннее отношение к иконе. Когда икона превращается в картину, пусть даже прекрасную картину, в подсознании начинает действовать возбужденное эмоциональное чувство, оно поглощает, притупляет и подавляет чувство духовное. Перед прекрасно написанной («прекрасно» – в мирском значении этого слова, как художественное произведение) «иконой» человек может испытывать даже некоторое молитвенное возбуждение, но это будет возбуждение земной красотой, при котором человек не отрывается от земли, а, наоборот, пригвождается к ней.
- Если икона написана не по канонам Церкви, то она превращается или в абстракцию и фантастику, или в картину, отражающую земную реальность и земные категории красоты. Такая «оземленная» картина неспособна внести в душу человека мир и покой, неспособна открыть ему свет Вечности. Она может вызвать эстетическое чувство и эстетическое удовольствие, которое на самом деле является фальсификацией чувства духовного, утонченной страстью непросвещенной души. В еще большей мере это относится к статуям, объемным изображениям, имитирующим трехмерные земные реалии, ощущение вещественности и телесности.
Но самое главное, САМ БОГ НИЧЕГО НЕ МОГ СВЕРШИТЬ БЕЗ НАШЕЙ ВЕРЫ, и только по нашей вере у икон совершаются чудеса!
Теперь когда мы поняли как важна икона для всех верующих людей, давайте разберемся почему нужно брать благословение на вышивку иконы у священника в церкви.
- Чтобы лучше понять, что такое священническое благословение, надо сначала попробовать понять, а что, собственно, являет собой сам священник, дающий это благословение? Образно священника можно представить как проводник. Священник — проводник Божественных знаний, Божественной воли, Божественной энергии, благодати Божией. И вот в благословении человеку, просящему его, и преподается эта благодать: через произнесение имени Божия, через изображение Креста Христова. Поэтому я лично считаю, что просить благословения — сложив руки крестообразно ладонь на ладони и подойдя к священнику или епископу с просьбой «благословите» — полезно на все случаи жизни. В том числе и «просто так» тоже. Особенно это важно для тех людей, которые не каждый день посещают храм. Тем же, кто трудится в храме или бывает в нем ежедневно, достаточно брать священническое благословение, допустим, утром — на труды дня — и вечером — на отдых. Не думаю, что имеет принципиальное значение, в облачении священнослужитель или в штатской одежде. Последнее — само по себе не самая хорошая форма одежды для священнослужителя. Но иногда штатское платье бывает обусловлено какими-то причинами, определенными ситуациями. В некоторых ситуациях, возможно, лучше просто воздержаться от обращения к священнику. Такие ситуации человек должен чувствовать сам. А вот не подходить под благословение из-за обиды на батюшку — это однозначно плохо и недопустимо. Причем плохо именно для того, кто пренебрегает благословением. Ведь священник преподает не свое собственное благословение, а через него преподается благословение именем Божиим и Крестом Христовым. И наши раздумья относительно достоинств или недостатков того или иного священнослужителя, относительно его молодости или маститости не должны играть никакой роли.
- Что значит благословение? В точном переводе – это благое слово, которое несет собой ту божественную силу, которая называется благодатью. Отвергнутое благословение – отвергнутая благодать. Это внутреннее сопротивление Богу, это тайное противоборство человеческой воли божественной воле, и поэтому отвергнутое или неисполненное по забвению благословение становится препятствием, как бы камнем преткновения на пути человека. За неисполненным благословением следует наказание, оно может быть немедленным или наступившим через много лет. Но рано или поздно оно наступит. Оно может проявиться в различных формах: в несчастьях, болезнях, неожиданных нравственных падениях, неудачах, преследующих человека, а самое страшное из наказаний – охлаждение к духовной жизни и состояние внутренней мертвенности.
- Благословение имеет много значений. Первое из них – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не “опускается”, как учат некоторые старушки.
Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Второй смысл священнического благословения – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.
Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: “Мир всем”, “Благословение Господне на вас…”, “Благодать Господа нашего…”, осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук – ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.
Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.
Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова “благословите, батюшка” всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.
- Священник может благословить и на расстоянии.
Целовать благословляющую руку священника?
- В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).
- Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157).
Желательно показать священницу изображение иконы ( если есть в наборе ) которую Вы хотите вышить, чтобы быть точно уверенной, что икона каноническая и священник освятит ее, когда она будет готова.
В идеале – молиться, поститься и не употреблять спиртное во время вышивания иконы. Поэтому лучшее время для вышивания икон в православные посты. Когда вышиваешь икону, надо стараться только о добром деле думать, только о доброте. От икон, которые сделаны собственными руками исходит совсем другая энергетика, так как они сделаны своими руками, с душой! Люди рассказывают, что когда вышивают икону, разговоривают с Господом.
Зачем нужен пост во время вышивания иконы?
- Для чего нужен пост? Несмотря на то, что пост всегда существовал в православной Церкви, многие тяготятся постом и считают его лишним, ненужным, а потому и не соблюдают его. Они говорят: “Зачем нужен пост?
- Не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что из него выходит, т. е. дурные желания сердца; с ними то и надо бороться, а не изнурять свое тело постом”. Рассуждающие так напоминают больного, который хочет вылечиться и отказывается принимать лекарство. Но ведь болезнь сама не проходит, ее нужно лечить. Этот больной забывает, что лекарство именно для того и дается ему, чтобы он выздоровел. Так же и пост – он имеет значение не сам по себе, а только как средство к приобретению душевного здоровья.
- Какое же значение имеет пост для здоровья души? Пост есть внешнее выражение душевной скорби и сокрушения о грехах. Как известно, пост, прежде всего выражается переходом с более питательной мясной пищи на менее питательную растительную: этот переход с одного рода пищи на другую предписывается Церковью чтобы ослабить чувственность и дать перевес нашему духу над нашей плотью. Насколько большое влияние имеет пища на нашу духовную жизнь и работу, это легко можно увидеть по собственному опыту. Попробуйте после сытного обеда заняться серьезной умственной работой и вы увидите как это трудно! А молиться в это время – и того труднее! Говорят, что можно злоупотреблять и постной пищей. Это верно, и Церковь предписывает нам и в постной пище соблюдать воздержание и умеренность. Некоторые говорят, что постная пища вредна для здоровья. Это неверно. Для здоровых она не вредна. Кому же, по слабости здоровья, необходимо усиленное питание, тому и Церковь разрешает облегчение от поста. Пост нужен не для изнурения нашего тела, а лишь для ослабление нашей животной чувственности. А то, что пост нисколько не вреден для здоровья, это видно, во-первых из того, что постящиеся меньше болеют, чем непостящиеся, а во-вторых, из того, что они и живут не меньше. Многие великие постники доживали, как это видно из житий святых, до 80, 90, 100 и более лет. За время поста организм человека очищается. “Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. (Мк.2, 19-20)”
- Перемена пищи, предписываемая Церковью в пост, имеет еще и то значение, что дает нам возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями и привычками и победу над ними. Переход со скромной пищи на постную нам неприятен. Но побеждая это неприятное чувство и подчиняя себя уставу Церкви, мы себя дисциплинируем, проявляем власть свою над своими привычками и вкусами, а это очень полезно.Это нас закаляет, делает мужественнее, выносливее, крепче, помогает нам становиться выше своих страстей и не быть их рабами. Но не стоит забывать о том, что пост состоит не только в том, чтобы воздерживаться от пищи, но и в том чтобы ограничивать себя в излишествах и прихотях, например, меньше спать, удерживаться от лакомств, от курения и спиртного, от всяких развлечений и т. п. Какой смысл нам ограничивать себя в еде, если мы остаемся такими же злыми, мстительными, раздражительными как и раньше; если мы продолжаем обманывать, сплетничать, осуждать и злословить во время поста? Мы должны духовно расти и особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний. По этому поводу св. Иоанн Златоуст говорил так: “Ты не можешь поститься? Но почему ты не можешь простить обиду твоему врагу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать, воздержись и т. д. Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотнее помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее и т. п. Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою – только имей охоту трудиться!”
Можно ли заниматься рукоделием (вышивать) в православные праздники?
- Священник обычно не благословляет вышивать в праздники. Проблема не в работе или отдыхе, а в том, что мы в праздник сидим дома и занимаемся своим, а не идем к Богу в храм. Что грех не в работе в праздник, а в том, что мы не думаем о Боге, не читаем в церковные праздники духовную литературу. Для всех нас вышивка – удовольствие. Священник прав, мы думаем о своем.
|