Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Среда
27.11.2024
12:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2012 » Декабрь » 10 » Ведомому Богу. От Зарины к Катерине
07:29
Ведомому Богу. От Зарины к Катерине
Ведомому Богу. От Зарины к Катерине
( Елена Коровина, со слов Катерины Абдулгалеевой )

протоиерею
Аркадию Шатову
с благодарностью за все-все


От бабушки мой "революционный поступок” отец предложил временно скрыть – и я с ним полностью согласилась: зачем возмущать спокойствие старого больного человека? Пусть идет все своим чередом: будет, как будет.

В конце июня к нам в гости приехала моя двоюродная сестра Рушания (я называла ее просто Рушаной) и узнала, что в мае этого года я стала Катей.

С великим трудом приняв эту новость, Рушана отвезла ее бабушке.

Когда мы созванивались с сестрой, она рассказала, что бабушка очень расстроена, и говорить со мной пока не хочет.

- Наверное, называла меня предательницей. Или что-то вроде "С волками жить – по-волчьи выть”? – спросила тогда я. В ответ Рушана обиделась.

- Ты очень плохого мнения о бабушке. Она тебя по-прежнему, конечно, очень любит и считает, что ты ни в чем не виновата, просто попала под чье-то влияние, и рядом ни оказалось человека, который мог бы тебе помочь… а ты же с детства была с… обостренным чувством веры…

- Бабушка отчасти права, - отозвалась я. – Я действительно с детства была "ищущей”, религиозной… И насчет влияния тоже права. Я попала под влияние Бога, если можно так сказать. Он меня позвал, и я вдруг Его нашла – просто пришло время.

- Ты нашла чужого Бога, - тихо проговорила Рушана. – Ты отказалась от своей родной веры.

…Я промолчала. Это надо было проглотить, хотя было очень нелегко. В приезд сестры мы не говорили о моем Крещении, избегали этой темы, а теперь, как и следовало ожидать, она предстала перед нами со всей неотвратимостью.

Я не собиралась спорить, чего-то доказывать, аргументировать, объяснять - все это незачем было делать. Есть в жизни такие моменты, когда не надо говорить, потому что слова, какие-то доводы, до невыносимости бессильны и пусты и каждый останется при своем мнении. Есть моменты, которые можно только почувствовать, ощутить, уловить, они выше любых слов.

Рушана тоже замолчала, я услышала, что она плачет.

- Не надо, ну, пожалуйста, не надо. Я тебя очень люблю. И мы ведь все равно… дружим и вместе.

- Да, это так… просто вспомнила… так, мелочь.

- Чего ты вспомнила, Рушана?

- У нас очень красивую мечеть построили… Ну, ты знаешь, наверное… Кул Шариф.

- Когда я приеду в гости, обязательно сходим с тобой ее посмотреть! Хорошо?

- Да, Зарина, сходим… Ну, успехов! Целую тебя. Бабушке пока не звони… И не переживай, ты же знаешь нашу бабушку. Она тебя, конечно, простит. Ну, до свидания!

- Звони!

…Папа отнесся к моему решению стать православной христианкой с сочувствием. И это не удивило меня: папа всегда относился ко мне с большим пониманием и любовью, чем все остальные члены семьи. Он ценил мою свободу, уважал мой выбор.

- Ну что ж, раз ты это выбрала, раз тебе это близко – наверное, я не должен препятствовать, - заметил он со своей мягкой улыбкой, и мы обнялись.

- Все равно ты останешься моей дочкой Зариной, кем бы ты ни стала – православной, католичкой или буддисткой.

- Такого папы как у меня, больше нет ни у кого! – рассмеялась я, целуя кудрявые, седые волосы отца.
Мама пошумела больше от необычности происходящего – в нашей семье, среди нашей родни это был первый случай перехода в другую веру.

Я назвала дату своего предстоящего Крещения – родители не захотели прийти в этот день в храм, и я была очень рада этому.

Мы понимали друг друга без слов, так бывает в очень дружной, любящей семье. Мне кажется, они не захотели мне мешать – даже не мешать, а просто напоминать о себе в такую минуту. Ведь тогда, на Крещенье, в храме существовала только я – Зарина-Катерина и Христос, и буквально считанные секунды мне был никто не нужен – и ничто не нужно: даже, наверное, кислород.

Это были свет и радость – настоящее чудо, и мне казалось, что я чуть-чуть, совсем капельку, причастна к тому, что чувствовал князь Владимир, когда крестился, и великомученица Катерина и Варвара и другие святые, крестившиеся в зрелом возрасте.

***

С детства я отличалась религиозностью – бабушка правильно это заметила в разговоре с Рушаной.

Бабушка моя была ревностной мусульманкой, чего никак нельзя было сказать о моих родителях. В мечеть отец заходил только по большим праздникам; родители не молились, не постились, и Коран, подаренный бабушкой, в конце концов куда-то исчез из нашей квартиры.

До девяти лет я жила в Казани, и воспитанием моим, преимущественно, занималась бабушка. Строгая, но любящая, честная и добрая, она сделала для меня очень многое (внучек у нее было всего две: я и Рушана), и поэтому, когда я всерьез задумалась о крещении, то первым делом пришла на ум мысль: бабушка очень расстроится.

Моя бабушка, как и полагается настоящей женщине, воспитанной в традициях ислама, исправно держала уразу (пост), творила намаз 5 раз в день и очень переживала из-за сына (моего отца), который относился к вере довольно равнодушно.
Бабушка учила меня молитвам, они казались мне особенно чудесными, волшебными, как ключи к двери, которая ведет в мир новый, загадочный, неизведанный. И в этом мире любили и знали меня – маленькую Зарину, я была там почти "своей”, не чужой, - к этой мысли приучила меня бабушка. И до сих пор еще в тайниках моей памяти изредка всколыхнется и прошуршит осенним листиком непонятная, бабушкина (но от того и близкая!) молитва "Бисмилла и рахман и рахим”.

И мне казалось с детства, что что-то магическое, тайное, открытое только для меня, было за расписанными арабской вязью стенами мечетей.

И на всю жизнь мне запомнился случай из моего детства: я вернулась из школы, где на уроке труда мы мастерили хорошеньких куколок из мулине. У меня получилась особенно красивая кукла в малиновом платье, с раскинутыми в стороны желтыми руками. Я повесила куколку на шею и отправилась домой.

У бабушки (она жила тогда с нами) мой вид вызвал жуткое негодование.

- Это что такое, Зарина? Это что ты себе на шею повесила?

- Абика (бабушка), это кукла. Из школы… мы… делали…

- Я тебе покажу куклу! Это крест, а не кукла! (у моей поделки руки были раскинуты в виде креста). – Снимай немедленно!

Бабушка отобрала куклу, выдернула желтенькие руки и, только увидев мои слезы, принялась утешать.

- Сделаю тебе куклу еще лучше. Красавицу из красавиц. А кресты на себя нельзя вешать, Зарочка. Ты мусульманка. Повтори.

- Я – мусульманка, - сквозь слезы пролепетала я, и бабушка уже ласково гладила меня по голове и сажала за стол обедать и называла нежно "кызым”, т.е. "моя дочь”.

В третий класс я пошла уже в Москве. Были разные трудности дома, и даже на меня, ребенка, частично ложился их груз. И почему-то именно в этот момент я совсем отошла от веры – не было рядом мудрой бабушки, были родители, у которых была только я и больше никого. Я как-то рано ощутила свою "нужность” им и стала очень "приземленной, привязанной к конкретным моментам” – вся "волшебность”, всё магическое быстро исчезло из моей жизни.

Мимо мечетей я проходила довольно равнодушно – быть может, оттого, что они были "московские”, не родные…

***
Не могу точно вспомнить в какой момент у меня появился интерес к православию. Быть может, он возник во мне с той поры, когда мы переехали в Москву? Или после того, как я поплакала над легким, причудливо расписным, как изящная шкатулка, рассказом И.Бунина "Чистый понедельник” или когда дрожа читала "Братья Карамазовы” Достоевского? Или когда впервые в жизни попала вместе с одноклассниками на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру и прочитала на одном из храмов надпись, поразившую меня до оцепенения – "Ведомому Богу”.

…Сбылась моя мечта беспокойной, ищущей юности: я стала студенткой МГУ.

После того, как мы с новоиспеченной подругой увидели себя в списках поступивших, она в радостной истерике потащила меня в храм мчц.Татианы при МГУ – "ставить свечки”.

- Зачем ставить? – не поняла я.

- Ну, как, в благодарность. Мы же поступили! – по пути объясняла Лена.

- Ты верующая, православная? – обрадовалась я. – Как давно мне хотелось поговорить с какой-нибудь сверстницей о православной вере!

- Не важно! – отмахнулась подруга. – Главное – что мы поступили. А свечки поставить надо. Так надо, понимаешь, Зарин?

Я ничего не понимала. Что значит "так надо”? Как-то, я одна робко переступила порог Татьянинского храма и попросила в книжной лавке книгу о православной вере.

- Ну какую вам книгу предложить, девушка? Их очень много – о православной вере. Вот ответы на вопросы, священник отвечает, это вот издание больше для детей подходит, а это для людей воцерковленных… А вы, может, православную энциклопедию купите?

- Не знаю, как скажете, - я пожала плечами.

Продавщица пытливо посмотрела на меня.

- А Библия у вас дома есть?

Я отрицательно покачала головой.

- Ну вот, с Библии и надо начинать. С Евангелия. Вот вам Евангелие, отдельно Новый Завет, а потом докупите, если что…

…Дома я стала листать небольшую книгу с православным крестом на обложке. Как-то ненавязчиво вспомнилась бабушка – и мне стало чего-то стыдно, словно я совершала что-то плохое, недозволенное. Я отложила Евангелие на время, а потом все-таки прочитала его от начала и до конца – просто как главную христианскую книгу. Первое впечатление – я была просто очарована, заворожена, если так можно сказать. До чего же Евангелие было добрым, ласковым, теплым, каким-то прощающим, дающим надежду на что-то опять же доброе, светлое. Прочитав его впервые, я не поняла почти ничего, кроме, разве что, описания жизни Христа, но как много мне запомнилось непонятных изречений!

Я ходила, прислушиваясь к себе, и, повторяя в уме эти величественные изречения, и мне казалось, что звучит внутри меня особенная музыка – музыка Евангелия.

А потом была сессия и обычная студенческая суета, размеренные трудовые будни и яркие праздники, и больше Евангелие я не читала: все как-то не случалось. Иногда я вспоминала об этой книге, но почитать – глаза и руки не доходили. Я помню, что чаще других эпизодов из Евангелия в памяти всплывала гефсиманская молитва. В этот момент из жизни Христа мне казался почему-то наиболее сильным и печальным. Я не понимала, как Бог может испытывать чувство одиночества и скорби (разумеется, в то время я понятия не имела, что Христос был Бог и человек) и это реальное ощущение оставленности и брошенности вызывало у меня глубокое сочувствие к Спасителю. Как мне было жаль Его! Христос – совсем один в темном притихшем Гефсиманском саду, слабо освещенным луной, апостолы мирно спят, а Ему предстоит столько всего пройти; Его ждет позорное распятие – и в такие минуты Он всеми оставлен!

Этот евангельский эпизод крепко впечатался в мое сердце и память, и мое первое познание "христианского Бога” было именно таким – сопереживание бедному, одинокому, всепрощающему Христу.

***
…Летом я с подругами отправилась отдыхать на Кавказ, в Мацесту всего на 10 дней. Планы у нас с Ритой и Леной были грандиозные – но сил и фантазии хватило только на то, чтобы валяться каждый день на пляже. От моря нас невозможно было оторвать.

И все-таки перед возвращением в Москву мы решили побывать на какой-нибудь экскурсии. Только сразу же возник вопрос: что посетить? Ведь вокруг было столько удивительных мест…
И все-таки мы сошлись на Абхазии: с ней у нас было связано веселое воспоминание.

Как-то вечером, возвращаясь с пляжа втроем, у перекрестка, где начинался рынок, мы увидели старика-грузина с большим завязанным мешком, стоявшим около его ног. В мешке что-то шевелилось.

- А что вы продаете? Что там, в мешке? – полюбопытствовала Рита. – Кот?

- Зачэм кот? Какой кот? Это наложниц я вэзу в горы, в Абхазыю, продать, - и дед добродушно рассмеялся.

- Наложниц в Абхазию? – повторила, недоумевая, Рита.
В это время в мешке захрюкали.

Мы расхохотались.

- Поросенок! Там у вас поросенок! – мы смеялись, как дети.
И поэтому, когда встал вопрос о том, на какую все-таки экскурсию отправиться, увидев на стенде турфирмы слово "Абхазия”, мы дружно рассмеялись, вспомнив поросенка в мешке, и решили ехать туда.

День выдался безумно жарким, казалось, что воздух застыл тягучим, горячим пластом. Одуревшие от жары туристы лезли прямо в одежде в Голубое горное озеро, фантастически красивое и ледяное, от воды которого моментально сводило ноги.

Как говорится, нам уже было "не до чего”. Двухминутное купание в море, в Гаграх, облегчения не приносило. Наконец, автобус остановился около Новоафонского монастыря – последнего пункта программы нашей экскурсии.

Надо было подниматься в гору. Туристы, мокрые, красные, с трудом передвигали ноги, брели к монастырю, вверх, в гробовом молчании – сил разговаривать не было.

Желания стоять в душном помещении, за свечами и записками возникло лишь у некоторых. Мы послушно ходили по монастырю за экскурсоводом, и у меня не возникало никаких ощущений, кроме отупляющей усталости.

Почему-то монастырь не произвел на меня особенного впечатления. Веселый полосатый снаружи, и величественно-мрачный, темный внутри. В сумраке огромного храма потрескивали свечи, выступали лики икон.

- А теперь можете полюбоваться архитектурой монастыря, у вас в запасе 30 минут. Встречаемся без 15 минут четыре у автобуса.

Рита с Леной упали на скамейку, обмахиваясь газетами, а я пошла бродить по храму.

Фрески, иконы в полумраке, неслышно снующие прислужницы в темно-синих халатиках и вдруг… Из темноты, в бликах горящих свечей, словно из длинного неосвещенного тоннеля ко мне навстречу вышел Христос.

Он стоял на коленях на сером камне, чуть разведя руки в стороны, и устремив взгляд вверх, на небо, словно разговаривал с кем-то и лицо Его было таким грустным, таким страдающим, молящим, что я застыла на месте; сердце болезненно заныло. Белое простенькое одеяние, серо-синяя накидка на плечах (или как это называлось раньше?) и позади Спасителя – деревья, уснувшие в тишине ночи и какие-то растения и совсем вдалеке – спящий, спокойный город Иерусалим. А небо – глубокое, темно-синее и очертания туманной, голубой чаши, среди тихих звезд… И в этой темноте и ночной тиши яркое, солнечное свечение вокруг головы Христа…

Я моментально узнала изображенный на иконе сюжет из Евангелия – оставленный всеми Христос в ночь перед Распятием в Гефсиманском саду.

- Как называется эта икона? – прошептала я, поймав за руку церковную уборщицу.

- Моление о Чаше, - она указала масляной рукой на желтые буквы, застывшие на темном небе иконы.

- А почему… Он молится Чаше? – не поняла я.

Женщина смотрела на меня ласково и спокойно. Ей было лет 35.

- Моление о Чаше, а не Чаше. Господь молился о чаше Своему Отцу, Богу-Отцу перед Распятием. Он знал все, что с Ним будет, и молился об этой Чаше страданий, которую Ему надлежало испить. Это была молитва об укреплении перед всеми испытаниями… Вот вы почитайте Евангелие…

- Я читала, - отозвалась я. – Спасибо Вам, огромное спасибо!
Я достала фотоаппарат и сквозь пелену слез несколько раз сфотографировала чудесную икону.

Мне не хотелось, чтобы меня видели Рита и Лена. Мне вообще не хотелось, чтобы меня кто-то видел, чтобы кто-то был рядом. Хотелось лишь одного – плакать здесь совсем одной рядом с камнем из Гефсимании, камнем, где стоит Христос, устремив печальный взгляд на небо.

- Зара, пошли! Уже время…

И все-таки я опоздала к автобусу, потому что бросилась в церковную лавку, в надежде купить икону "Моление о Чаше”. Такой иконы там не оказалось.

И возвратившись в Москву, я разыскивала эту икону во всех храмах и церковных лавках, понимая в то же время, что я ее не найду… Конечно, иконы "Моление о Чаше” я встречала, но написаны они были по-другому. А мне хотелось именно ту – какая была в бедном абхазском храме и я, наконец, рассталась со своей мечтой.

К моему большому огорчению фотография иконы не получилась – слишком темно было в этом храме.

…Время шло, и наступил тот день, когда я вошла в маленький храм, рядом с моим домом и обратилась к священнику с просьбой крестить меня.

Перед этим Таинством он просил меня походить на Литургию, и выучить смысл некоторых молитв.

Я стояла на Литургии и послушно, с полным сознанием своей правоты уходила после возгласа диакона "оглашенные, изыдите”.

Мне приятно было быть "оглашенной”, т.е. пока не крещенной, но готовящейся. Таинство ждало меня впереди.

- Вы выбрали имя, которое хотите принять во время крещения?– как-то раз неожиданно спросил меня о.Андрей.

- Нет, я не знала… что надо выбрать имя. Совсем любое?

О.Андрей принес мне церковный календарь.

- Какого числа вы родились?

И я узнала, что в день памяти моего рождения, 7 декабря, празднуется день памяти св. Великомученицы Екатерины. Больше вопрос о выборе имени не стоял.

Родители по-прежнему, конечно, называют меня Зариной, Зарочкой, Зарой, но когда к телефону просят "Катю”, они зовут меня. А это дается очень нелегко, я знаю.
Бабушка с трудом пережила мое крещение и, наверное, до сих пор не приняла его, да и никогда не примет, но, конечно, я навсегда останусь ее любимой внучкой, а она – моей дорогой бабушкой.

…В тот день, когда меня крестили – 7 декабря, в день рождения и день моего ангела выпал первый снег. В храм я вошла, когда рассерженная осень разметала повсюду остатки прелых листьев, а вышла, когда земля была уже присыпана снегом и хлопья все падали и падали – очень медленно и несмело.

Я шла в этой тишине и чистоте, до краев полная сознанием совершившегося таинства и так боялась потерять, разлить это ощущение тихого блаженства! Я поехала в музей Андрея Рублева , затем долго гуляла, а когда стемнело, зашла в первый попавшийся храм и мне повезло - там читался акафист великомученице Екатерине. Домой возвращаться так не хотелось…

Идя домой, я повторяла фразы, пытаясь их осмыслить и принять: "Я – православная! Я – теперь Катерина. Я – крещеная!”

И вдруг…

"А что, если я не права?!” – помимо моей воли внутри меня бухнула и придавила эта страшная мысль. "Я из мусульманской семьи, этническая татарка… Ни капли русской крови… Зарина Фаридовна Абдулгалеева… И вдруг – такое, изменить вере отцов…”

- Господи, помоги! Я верю, верю! Это все неправда - мои мысли, - я содрогнулась в беззвучной молитве к моему Богу, Богу, которого я знала, Богу христианскому, Гефсиманскому…
я почти бежала домой и специально пыталась думать только о предстоящей сессии. Неожиданно на мобильный позвонила мама и, узнав, что я рядом с нашим домом, попросила купить "суперклея” – "что-то там у нее сломалось”.

Я подбежала к киоску, когда он уже закрывался.

- Пожалуйста, мне только два суперклея, - умоляюще попросила я.

Пожилая продавщица молча вздохнула и кивнула. Она долго не могла найти мне сдачи 4 рубля.

- Да не надо мне, не ищите! Спасибо за клей! – и я повернулась, чтобы уйти.

Продавщица настойчиво позвала меня.

- Подождите. Мне чужие деньги не… - она не договорила. - А вот, может календарик возьмете, а? На будущий год? Как раз последний остался.
- Давайте, конечно.
Она сунула мне в руку маленький календарь. Я бросила его в карман.
…Дома, вместе с клеем я достала календарь и ахнула. Что-то теплое, родное разлилось по сердцу, помимо воли выступили слезы.
Календарь!
На сером камне, на коленях стоял Христос, чуть разведя руки в стороны и устремив взгляд вверх, на небо…
Мой Христос! Христос, которого я знала!
Я перевернула календарь и прочитала внизу: "Фрагмент росписи собора монастыря св. апостола Симона Канонита г.Новый Афон (Абхазия)”.
Как этот календарь мог появиться в Москве? Последний, словно предназначался именно мне, ну как подарок на день рождения! На день духовного рождения!
…Я нашла рамочку для иконы-календаря и освятила ее в нашем храме. "Моление о Чаше” – это моя самая любимая икона, я очень люблю перед ней молиться.
…Рушана как-то серьезно спросила меня:
- Зара, но ты, наверное, хоть изредка, хоть неосознанно, хоть во сне – но сожалеешь, что стала… другой? Что приняла другую веру?
И я чистосердечно ответила:
- Нет, никогда. Правда. У меня наоборот, такое ощущение – словно я что-то приобрела, очень-очень дорогое, то есть бесценное. И стала очень богатой. Внутри богатой. Раньше у меня такого не было.
- Странная ты все-таки, Зарина, - вздохнула Рушана. – И от этого я тебя люблю еще больше…

***

Я знаю, что есть русские, с православными корнями, которые принимают ислам. И знаю православных людей, бывших мусульман. Свобода выбора – какой великий дар!...
А самое главное, самое важное, самое радостное и удивительное для меня событие – моя Рушана спустя 2 с половиной года после моего Крещения крестилась сама! И крестился муж! Она стала Марией, а Ильнур (муж) – Ильей.

7 января 2006 г.
Рождество Христово

Источник: http://www.pravmir.ru/


Просмотров: 716 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024