Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Троица. Икона преподобного Андрея Рублева
Вдохновение - слово общеизвестное. Большинство связывают его с
творчеством (поэзией, музыкой, живописью и т. д.) и понимают как некое
особое состояние художника, при котором он при наитии какой-то неведомой
силы начинает творить свободно, плодотворно и без усилий, словно уже и
не он сам, а кто-то другой водит кистью, пером, резцом и т. п. Все
помнят знаменитые пушкинские строки о том, как "пальцы просятся к перу,
перо к бумаге, минута - и стихи свободно потекут".
Так понимает вдохновение мир, и такое понимание не то чтобы было
неверно с церковной точки зрения, а скорее - неполно, поверхностно,
вторично. Кажется, Лобачевский сказал: "Вдохновение нужно в геометрии
так же, как и в поэзии". К этому добавим, что не только в геометрии, но и
в любом деле, в любом занятии, в любом труде не получится ничего
достойного при отсутствии вдохновения.
Творчество… Оно не только удел художников. Быть творцом - призвание
каждого человека, ведь человек - образ и подобие Бога-Творца. Творец,
создав человека, призвал и его к творчеству, которое должно
присутствовать в любом человеческом делании. И нет смысла перечислять
возможные наши занятия и делить их на более или менее творческие. На
самом деле, БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ЖИТЬ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ, ОТНОСИТЬСЯ К БОГУ, К
ЛЮДЯМ, К СЕБЕ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ - задача настолько творческая, что никакое
иное искусство в мире с этим не сравнится.
О том, что это значит - БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, - сейчас подробно говорить не
станем. Об этом - все Евангелие. Образ подлинного, совершенного Человека
- перед каждым, кто не пожелает от Него отвернуться, - Иисус Христос,
совершенный Бог, совершенный Человек. Не у всех, кто узнал о Нем, кто
прочитал Евангелие, встреча со Христом происходит одинаково. У одних -
"возгорается сердце", раскрываются духовные очи и происходит внутренний
переворот, переоценка всех ценностей или, точнее, покаяние. У других -
сердце не возгорается или, скажем с надеждой, пока не возгорается. У
них, надеемся, все впереди.
А вот у первых, у тех, кто уверовал, покаялся, обратился, - у них всегда ли перемена убеждений переменяет жизнь?
К сожалению, никакие знания, никакие убеждения недостаточны, чтобы
нас обновить и преобразить. Раз уже начали сравнение с искусством, то
ведь и там можно в совершенстве знать законы и технику стихосложения, но
не быть поэтом. А для того, чтобы все-таки стать им, нужен ТАЛАНТ, ДАР.
Есть множество тружеников пера, которые в поте лица исписывают
бессонными ночами кипы бумаги, думая, что они поэты или писатели. Но
никакие их усилия, самые честные и самоотверженные, не сделают их
писанину поэзией. Нужен, повторим, ДАР. И без него все - впустую.
Так и в том творчестве, в том величайшем искусстве, которым является
жизнь. Нужен ДАР, нужно ВДОХНОВЕНИЕ. И такое вдохновение мы в Церкви
называем другим словом - БЛАГОДАТЬ. О том, как она впервые во всей
полноте сошла на людей, мы вспоминаем в церковные праздники - ТРОИЦУ и
ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА.
Апостолы, ученики Иисуса Христа, имели все, казалось бы, необходимое,
чтобы нести истину в мир. У них были и вера, и знание. Они видели
воскресшего Господа своими глазами. Но Христос не велел им отлучаться из
Иерусалима, доколе не получат "силу свыше". И на пятидесятый день эта
"сила свыше", благодать Святого Духа, сошла на них. Люди немощные и
нетвердые обрели силу, решимость и мужество. Их исполненная Духа
проповедь обратила к новой жизни тысячи.
Эта Сила свыше, это Вдохновение, эта Благодать необходима и нам. Без
нее дальше добрых намерений, планов и надежд нам не пойти. И этот дар
всеми христианами получен в Таинствах Крещения и Миропомазания. Этот
Дар, эта "сила свыше" может прибывать и убывать - в зависимости от нашей
жизни.
Если бывают бездарные художники и поэты, то бездарных христиан не
бывает. "Дар", повторим, дан всем, огонь зажжен в каждой крещеной душе, и
о том, что он в нас присутствует, мы благодарно вспоминаем в дни
праздников Троицы и Святого Духа и смиренно просим умножить его.
Огонь Благодати в чем-то похож на огонь вещественный. В зависимости от отношения к нему, он может разгораться и затухать. "Духа не угашайте"
(1 Фес. 5, 19), - увещевал христиан апостол Павел. Церковь с ее
Таинствами дает каждому возможность приникать к источнику Благодати -
Богу. Без молитвы, исповеди, причастия, участия в богослужениях "огонь"
угасает, "сила свыше" убывает, жизнь становится безблагодатной.
Когда бездарно живет тот, кто дара не получил, - это печально, но
неизбежно. Иначе и быть не может. Но если и получив Дар, мы проживем
бездарно, - вот будет позор! От такого бесславия да сохранит нас Бог! И
да пребудет в нас горячее желание действительно облечься во Христа,
стать "солью земли" и "светом миру".
|