Положите законом:
1) всякую минуту ждать неприятность, и, когда придет, встречать её, как жданную гостью;
2) когда делается что воле противное, готовое огорчить и раздражить, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам, напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец: ибо всё от чувств…
3) всякое ожидание прекращения такого порядка выбросьте из головы, а определите себя на неприятности до конца жизни. Не забудьте! Это очень важно. Если не будет этого, терпение установиться не может;
4) ко всем этим неприятностям и скорбям приложите держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение…
Убедите себя, что всякою случайностью Бог испытывает вас, и, око Свое утвердив на вас, ждет, как вы поступите .
Извольте держать в мысли, когда находят скорби, что это вам Господь дорогу в Царствие Свое пролагает, или даже более — берет за руку и ведет. Поэтому не упирайтесь ногами и не кричите, а благодушно и с благодарностью переносите скорби.
В горестях благо скрыто под скорбью сердца, оттого не ощущается и не видится.
Слепота наша ничего не видящая и самолюбие слишком притязательное — одни — причины суть скорбей наших и того, что слишком болеем сердцем при неблагополучных обстоятельствах.
Неприятности же и всё, что приходится перечувствовать скорбного, переносите благодушно, и милостивый Господь вменит то в епитимию, какие всем следует нести за грехи свои по чину Церкви.
Навыкните видеть в прискорбностях милость Божию и встречайте их спокойно в преданности в волю Божию или даже с радостью. Раскройте око ума и усмотрите венец, сходящий с неба на главу вашу, если пребудете невозмутимою и спокойною.
Не одни болезни, но и всякие неприятности, не большие только, но и малейшие — все направляются Господом в пользу нашего спасения.
Господь иногда испытывает искренность служения Ему, отнимая духовные утешения, сопровождающие упражнения духовные. И когда увидит, что душа, лишенная этих утешений, не жалея себя, служит Ему усердно, возвращает ей утешения те. Старцы говорят, что не надобно пристращаться к этим утешениям или считать их достоянием своих трудов неотъемлемым, а предать их в волю Божию : принимать, когда подает Господь, и терпеть лишение их, когда отнимает.
Страждущие и с покорностью перед Богом переносящие свое скорбное житие, то же что мученики, для которых уготованы такие блага, в сравнении с которыми настоящие скорбности и ноля не стоят.
Бога благодарите за всё и приятное, и неприятное. Благодушно терпя неприятное, немножко приближаетесь к части мучеников . Зато, если роптать будете, не только от этой части далеки будете, еще и ответ дадите.
Во всех наших невзгодах не можем мы иного утешения находить, как в вере, что всё случается по воле Божией . Воля же Божия ничего для нас не хочет более спасения нашего и к этой цели направляет всё мучающееся.
Скорбеть — скорбите… только не чересчур. Всякую скорбь потопляйте в вере, что всё от Бога и всё во благо нам . И этою верою всегда дышите. ("Мудрые советы...", гл. Скорби, страдания).
Так устроилось положение наше, что только теснота держит нас в настоящем строе… Как только вступим в широту, расплываемся и гибнем. Вот и царит на земле теснота, как наилучшая для нас обстановка.
Апостольский ум видит вообще в тесноте и в особых стеснительных случаях отеческую к нам любовь Божию, и о тех, которые в тесноте, судит, как о близких к Богу сынах.
Нынешние умники не вмещают слова сего, и тем погружают себя в непроглядный мрак, простертый будто бы над жизнью нашею земною. Отсюда туга, уныние, отчаяние, томление и самоубийство…
Исходная точка их омрачения та, что наша последняя цель будто на земле… Но она не на земле. На земле начало жизни — подготовительный ее период, а настоящая жизнь начнется по смерти… И особенный, исключительный способ приготовления — благодушное терпение теснот, лишений и скорбей.
Кто взглянет или будет смотреть на земную жизнь такими глазами, тот не станет убиваться, не видя в своей жизни широты и простора… а возревнует об одном: как сделать, чтобы теснота принесла наилучший плод, вкушение которого отсрочивается до будущей жизни. ("Мудрые советы...", гл. Ищущим утешения в скорбях).
Свт. Феофан Затворник.
|