Никогда не хотел быть военным. Попав в
армию, я тяготился службой, тяжело привыкал к незнакомому коллективу и
всегда ощущал своё одиночество, вплетённое в строевые занятия, боевые
дежурства и наряды по столовой. Постепенное мелькание дней под
сорокаградусную российскую жару и острую, как нож, подмосковную вьюгу
казалось мне бесконечным, как дни рабов на галерах или ночи неизлечимо
больных в туберкулёзном диспансере.
Как-то я зашёл в спортзал при нашей
части и увидел там, в качалке, огромного ефрейтора, выжимающего штангу
весом больше сотни килограммов. Он приходил сюда регулярно, начальство
доверяло ему ключи от зала и позволяло пропускать всякие там спортивные
кроссы и политзанятия. Вот кто чувствует себя вольготно на армейской
службе, - подумал я. Сам себе хозяин. Настучит по голове любому
казарменному придурку. Вот кому армия - мать родная.
Но как-то ефрейтор сел на лавку, вытер пот огромной ладонью и обратился ко мне с совершенно детской интонацией:
- Веришь, если бы сейчас сказали: иди
домой, свободен - я бы в этих трусах, ничего не взял с собой, - вышел бы
отсюда и пошёл пешком… Побежал бы…
Он оказался таким же, как и я, - вырванным из привычной гражданской жизни с папой, мамой и до боли знакомым пейзажем за окном.
При всём неприятии казарменных будней
офицеров я уважал. В них была спокойная мужская сила. Даже когда они
пили спирт и отдавали приказания заторможенными голосами - я всё равно
чувствовал эту силу. Благодаря ей все, кто приходил сюда воевать,
оставались в этих снегах навсегда, или, если повезёт, уносили ноги и
объясняли потом внукам, с кем им никогда не стоит воевать.
Как ни странно, меня, совершенно
неармейского человека, всегда трогала одна процедура - развод части на
плацу. Офицеры в парадных мундирах, солдаты в серых «п/ш» (полушерстяные
кители - зимняя форма одежды) проходили под команду «смирно» перед
трибуной, где, приложив руку к козырьку фуражки, застыл командир части.
Звучал марш «Прощание славянки», и мы были единой семьёй, готовой на
любые испытания ради защиты тех, кого мы любим, тех, кто остался дома.
Наверное, это чувство не имеет временнóй
привязки - солдат, толкающий свою сорокапятку к безымянной высоте в
сорок третьем году, тоже чувствовал себя частицей огромной армии,
которую невозможно победить.
Я вспоминаю, как много позже, уже на
гражданке, отслужив срочную службу, я первый раз сдавал кровь. Это была
увлекательная процедура. Дело в том, что мой отец не выносил вида крови -
он падал в обморок. Когда я попал в травматологию с переломами руки,
он долго не мог меня навестить - боялся, что упадёт в обморок при виде
перебинтованных пациентов нашего отделения. Мне его чувствительность
передалась по наследству. Но частично. Сдавая кровь на анализ, я
старался не смотреть на шприц и завести разговор с медсестрой на
какую-нибудь отвлечённую тему.
Когда в Ионинском монастыре после
традиционного чаепития по четвергам объявили, что нужен донор для
онкобольного мальчика, я решил попробовать сдать кровь - если совпадёт
группа. В следующую секунду координатор базы доноров сказала - вторая
положительная. Это была моя группа.
Итак, мне предлагалось попробовать сдать
300 граммов плюс тридцать на анализ - итого 330 граммов. Для того чтобы
их влили другому человеку с целью продлить его жизнь. Я собирался не
перевести старушку через улицу, не бросить рубль в банку нищему, не
совершить какое-либо другое доброе дело. А буквально - отдать ближнему
часть своей крови. Это была жертва, реальность которой невозможно
отрицать, как невозможно отрицать стеклянный сосуд со стаканом крови,
только что выкачанной из твоей вены.
Я попросил медсестру - пожилую армянку -
поговорить со мной во время процедуры. «Зачем?» - удивилась она. - «Ну,
я не очень хорошо переношу сам процесс». - «А почему вы не сказали? Вам
нельзя сдавать кровь!»
Я еле-еле её успокоил, лёг на кушетку и
просунул руку в окошко, где меня уже ждали резиновый жгут и шприц.
Медсестра открыла бутылёк с нашатырём и помочила в нём ватку. На всякий
случай. Я работал кистью, болтал с медработником, потом минут двадцать
лежал, зажимая локтём проспиртованную ватку.
Когда я ехал домой сорок пятым
маршрутом, люди в автобусе оглядывались, замечая ватку на моей руке.
Глупо отрицать, что мне это было приятно. Я чувствовал себя солдатом
после ранения, полученного в бою. Я вспомнил, что мне сказал врач в
регистратуре, когда я назвал фамилию мальчика, для которого пришёл
сдавать кровь: «А они только что ушли с мамой. Они готовятся к операции,
и мама сказала, что доноров нет, - они никого в Киеве не знают».
Это была неправда: один донор был - это
я. Я несколько лет хожу в церковь и знаю, кто радуется, когда нет
доноров. Когда нет доброго слова для впавшего в уныние. Нет денег на
лекарство для больного. Нет письма для ждущего весточки отца. Всем этим
проявлениям нелюбви радуется тот, кто не знает, что такое любовь.
Радуется лукавый.
Его расчёт в случае с этим мальчиком был
предельно прост. Они с мамой приехали в Киев - у них нет знакомых,
чтобы сдать кровь. У мамы, возможно, нет денег на донора. Правда,
остаюсь ещё я, человек, который услышал объявление. Но… человек, который
боится вида крови. Которому нет никакого резона отпрашиваться с работы,
вставать пораньше и пилить на другой конец города, чтобы лишиться 330
граммов собственной крови.
Я ехал в маршрутке, чётко осознавая, что
обломал его. Того, кто построил целую цепочку неблагоприятных
обстоятельств, конечным звеном которой была одна фраза: «А мама сказала,
что доноров нет…» Мой поступок казался мне метким выстрелом. Удачной
пулей, выпущенной снайпером. Бомбой, упавшей на вражескую позицию. Я
понимал, что во всемирной борьбе добра и зла, ведущейся с сотворения
мира, этот эпизод был маленьким, крошечным фрагментом. Боем местного
значения. Испачканной грязью сорокапяткой, которую тянет на высотку
обессилевший солдат с одной только целью - успеть поставить её на прямую
наводку и остановить танк, ползущий сюда же, но с другой стороны. И
этот бой местного значения я выиграл. Я не знал, что происходило в этот
момент на всём театре военных действий. Я никак не мог на него повлиять.
Но на моём отрезке фронта горящий танк сползал вниз, лязгая перебитыми
гусеницами. Я ощущал себя частицей огромной армии, ведущей бои по всему
фронту. Некоторых солдат я знал в лицо. Девушку - координатора базы
доноров. Ребят, которые ездят в детский дом и занимаются в изостудии с
детьми, больными раком…
Война. Весь мир в состоянии непрерывной
войны. На территории, где правят корысть и самолюбие, всегда будет не
хватать крови для операций. Денег для стариков. Ласки для сирот. Потому
что приказы, которые отдаёт источник всех этих «ценностей», убивают в
нас любовь. Каплю за каплей.
Но я понимал и другое: весь мир,
построенный на выгоде и корысти, бессилен перед теми, кто подчиняется
приказам Богочеловека, опрокинувшего столы торговцев в храме.
Я вспомнил Послание к Ефесянам апостола
Павла. Он писал его, находясь в заточении. Апостол смотрел на римского
солдата, стоящего в карауле, и в его уме рождались военные аллегории:
Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней
диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против
начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против
духов злобы поднебесной. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли
противостать в день злый и, всё преодолев, устоять. Итак, станьте,
препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув
ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры,
которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем
спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Я никогда не хотел быть военным. Но я
просто не понимал - кто, с кем и против кого воюет. Когда человек
приходит к пониманию собственной греховности, начинается борьба с
лукавым и его бесами внутри себя, в собственной душе. Затем, став
хозяином собственных мыслей и поступков, христианин начинает
преследовать врага повсюду. Это постоянное состояние войны. Состояние
подвижничества.
На Диком Западе о человеке, готовом идти
до конца, говорят: «Он умрёт в сапогах». То есть ему не суждено умереть
в постели, тихо погаснув от болезни. Он умрёт в сражении. Или по дороге
в новые земли.
Воин всегда в пути. Всегда в сапогах. Да
и после смерти - зачем их снимать, ведь нужно идти на Страшный Суд. Там
можно будет узнать истинную ценность твоих земных поступков и, наконец,
увидеть Главнокомандующего.
|