Миссионер, публицист, богослов протоиерей Олег Стеняев рассказывает о своём пути к служению в Церкви.
Священник Олег Стеняев
Как мы жили отдельно от государства
Семья у нас была православной, во главе с бабушкой Журавлёвой
Матреной Федоровной, которая работала в храме. Она вырастила 11 детей,
мать-героиня. Самым ругательным словом у нее было «коммунист».
Дедушка–фронтовик после войны работал где угодно, только не на
государство. Был строителем, печником, столярничал. Не получал ни
официальной зарплаты, ни пенсии. Мои родители, все мои дяди и тети
венчались, крестили своих детей. Даже в комсомол никто из них не
вступал.
Мы как бы отделились от государства, жили в Орехово-Зуево, в большом
частном доме на берегу Клязьмы, неподалеку от действующего храма
Рождества Богородицы. Без телевизора, с Библией. Очень хорошее было
детство.
…В детсаду один мальчик закричал: «У Олега крестик!» Прибежали
здоровые тетки и стали его с меня снимать. Я зажал его, плакал, они
разжали руку, выхватили… Бабушка потом просила вернуть крестик.
Воспитательница сказала: «Мы его выбросили». Было очень обидно.
В школе знали, что я верующий. Однажды педагоги собрали комиссию и
явились в наш дом. На моем столе лежала огромная Библия. «Что читает ваш
ребенок?!» Бабушка схватила веник и прогнала их со словами: «Не то
время!» Тогда, в 70-е годы, верующие уже могли вести себя достаточно
смело.
Ко мне, конечно, приставали: давай в пионеры, давай в комсомол… Я
отказывался. При этом я не был затюканным, наоборот – в гуще событий,
весь класс болел за меня. Конфликт был у взрослых по отношению ко мне, а
дети меня понимали, им было забавно наблюдать. Особенно когда у нас
появлялись практиканты. Им давали задание со мной работать, и они
начинали меня агитировать, а те, кто меня знал, говорили: теряете время…
Наш учитель литературы Станислав Андреевич, инвалид войны, на одной
ноге, как-то увидел, что практикантка хочет меня от Бога отвлечь,
осерчал, замахнулся на нее костылем и закричал: «Оставь в покое ребенка!
У меня нормальный ученик! А ты сделаешь его безбожником – что из него
будет?» Та возмутилась: «Но вы же коммунист!» А он отвечает: «Я еще к
тому же и человек, читающий русскую классику».
После школы я работал токарем-расточником. В армии служил в войсках
МВД. Хотел стать милиционером, как мой дядя, но бабушка сказала: «Хватит
с нас одного милиционера. Иди в церковь, поступай в семинарию, учись». И
я стал чтецом, а вскоре – семинаристом.
Как обратил в православие семью баптистов
В Троице-Сергиевой Лавре, где семинария, я познакомился с
парнем-баптистом. Он интересовался, какие фонды есть в нашей библиотеке,
можно ли взять что-то почитать.
С баптистами приходилось встречаться и до этого. Один раз в армии иду
без комсомольского значка, а навстречу незнакомый новобранец и тоже
без значка. Он как увидел, обрадовался: «Вы не комсомолец?» — «Нет». –
«Баптист?» — «Православный». Пожали руки и разошлись.
А здесь, в Лавре, разговорились, и мой знакомый стал регулярно
приезжать. Его родители (баптисты во втором поколении) узнали, что их
сын общается с семинаристом, захотели со мной познакомиться. В выходной
день я приехал к ним в Москву. Говорили о вере, о Библии. И к моему
удивлению (они были уже немолодые люди), они внимательно меня слушали и
проявляли большой интерес к православию. В итоге и они, и их сын стали
православными. Более того, сын стал священником и сейчас служит в одном
из московских храмов.
Мне в юности казалось, что сектанты – начетчики, назубок знают
Писание. Но, беседуя с ними, убедился, что это не совсем так. И тогда я
стал читать книги о сектах. Осилил объемистый трактат «Камень веры» митрополита Стефана Яворского. И еще до того, как стал диаконом, нескольким людям помог прийти к православию.
Ничего удивительного в этом нет. К семинаристам часто проявляется
повышенный интерес. Чему у вас там учат? Какие предметы? Что за жизнь в
Лавре? Я ездил домой в темном кителе, в электричке люди всегда
заговаривали… Так что многие семинаристы оказываются миссионерами.
Как увели невесту
После учебы в семинарии обычно стоит выбор: либо жениться и стать
батюшкой, либо принять монашество. У меня была невеста с Западной
Украины, из Червонограда, был уверен, что женюсь на ней.
Но началась перестройка, Горбачев встретился с Папой Римским, и в
СССР легализовали Украинскую Греко-католическую Церковь (обряд там
православный, а вера – католическая). В итоге три епархии –
Ивано-Франковская, Львовская и Гомельская – ушли из Московского
патриархата. Мы тогда потеряли несколько тысяч храмов и миллионы
прихожан.
Для меня это был шок. Я часто ездил в Червоноград. И после отделения
униатов стал спрашивать: «Как это вы были православными и вдруг в один
момент все стали католиками?» Отец Михаил Нискогус, местный священник,
мне объяснил: «Мы никогда и не были православными». Я говорю: «Ну как
же, вы ведь поминали московского Патриарха за службой!» — «Это мы для
сельсовета кричали про вашего Патриарха. А в алтаре, на проскомидии мы
всегда поминали Папу Римского».
Родители невесты мне тогда сказали: «Если хочешь жениться на нашей
дочери — переходи в нашу веру». Я говорю: «Да вы что? Не могу я стать
католиком». И невеста не могла изменить веру, пойти против воли семьи
(там, в Западной Украине, люди очень привязаны к своему священнику, к
общине, к родителям — всё очень серьезно).
Вскоре моя возлюбленная ушла в католический монастырь, стала
монахиней, а я — целибатным священником. Вспоминаю её с добрым чувством,
это светлый момент в моей жизни. Даже переписку наладили одно время… Но
в их ордене есть порядок: письма, приходящие монахиням, читают перед
всеми. А мы завязали дискуссию о вере, и их игуменья запретила нам
переписываться.
Возможно, после этого у меня возник особый задор в полемике с инославными. Ведь, можно сказать, невесту увели.
Протоиерей Олег Стеняев ведет занятия библейских курсов
Как сектанты хотели отомстить
В 1993 году мы создали Центр реабилитации жертв нетрадиционных
религий. К нам приходили сотни людей, пострадавших от сектантов. Однажды
сектанты пытались угрожать.
Тогда в Москве шел судебный процесс, решался вопрос о закрытии в
России «Аум сенрикё». А у нас как раз проходили реабилитацию бывшие
аумовцы. Мы их консультировали и направляли в суд как свидетелей.
Надо сказать, что в те времена секта Асахары была в Москве весьма
популярна: имела недвижимость, собирала целые стадионы. Сам Асахара
приезжал сюда, чтобы агитировать новых сторонников. Я тогда предложил
ему открытый диспут, он отказался и назначил своего представителя.
Словесный поединок длился два часа. После первого же диспута 25 человек
ушли из секты и явились в наш центр. Впоследствии они стали
православными.
И судебный процесс мы выиграли: секта была запрещена.
На меня, видимо, сильно разозлились. Иду как-то из своего храма на
Большой Ордынке, и вдруг вплотную ко мне подъезжает «Вольво».
Открывается дверца – и двое крепких мужчин с характерной восточной
внешностью начинают силком втягивать меня в салон. А я с моими
габаритами не поддаюсь, застрял. Тут мимо проходил наряд милиции. Мне
даже не пришлось звать на помощь – японцы увидели стражей порядка,
вытолкнули меня наружу и поскорей уехали.
На следующий день я поехал в центр аумовцев. У них был огромный офис
на Звездном бульваре. Говорю: «Вчера меня ваши ребята хотели в гости
пригласить. Так я сам приехал. Может, какие вопросы есть?» Мне отвечают:
«Это не мы. Это – Сакагая!» — «Какая Сакагая?» — «Это секта. Они портят
нам всё! Они хотели вас похитить, может быть, убить – и всё свалить на
нас!» Я говорю: «Представьте ситуацию: в центре Токио русские
старообрядцы ведут разборки с православными и, чтобы скомпрометировать
православных, берут в заложники монаха-синтоиста. Как к этому отнесётся
японская общественность?» – «Очень плохо», — отвечают мне японцы.
Тем дело и кончилось. Как я понял, они ожидали, что после
случившегося у метро к ним придет или милиция, или я. И заранее
заготовили ответ про «сакагаю».
Как разговорился с сатанистом
К нам в центр приходят самые разные люди. Одна учительница привела
девочку-вампира. С виду типа «эмо» — черные ногти, черная помада на
губах. Разговорились.
Выяснилось, что она пьет кровь и ее кровь пьют. Показала надрезы на
руке. Рассказала, как попала к сатанистам: «Подошли ребята и говорят: ты
чего, святая, что крестик носишь? Мы знаем, с кем ты спала и дорога
тебе одна — в ад. А знаешь, что и там можно неплохо устроиться?
Кочегаром будешь, или других пытать. Надо только на этом свете служить
дьяволу». Такая вот «аргументация».
Я ей объясняю: пойми, дьявол – это источник зла. Он больше всего
ненавидит тех, кто ему служит. Кто ближе к нему – тот больше объемлется
его ненавистью. Кто дальше от него, тот меньше. Святых, причастников –
дьявол боится. Святые отцы говорили: как человек причастится – бесы от
него врассыпную…
Однажды пришли родители, плачут: наш сын в секте, с сатанистами, в
храм идти не хочет… Попросили приехать к ним домой. Приехал, а парень в
своей комнате заперся. Папа с мамой ему: «Выходи, тут батюшка, хочет
поговорить». А он: «Я с ним поговорю! Только на ножах!!!»
Я мирно ему отвечаю: «Ну, давай на ножах, если желаешь. У меня шашка
есть казачья. Могу привезти, будем с тобой фехтовать». – «Давай! –
кричит. – Я тебе голову отрублю!» — «А какой у тебя нож?» — интересуюсь.
– «Какая разница? На тебя хватит!» — «У меня вот есть нож из Кизляра.
Очень хороший. Ты видел такие?» — «А у тебя он с собой? Ты зарезать меня
пришел?» — «Да не с собой, дома. Отличный нож. Купил, когда из Чечни
ехал. Там в Кизляре лучшие клинки…»
Так на почве интереса к холодному оружию разговорились. Он открыл
дверь, побеседовали, сели пить чай… Позже этот парень стал нормальным
верующим.
Главное для миссионера – найти с человеком общий язык. Тему,
нейтральную, которая позволит выстроить нормальные отношения, а потом
уже можно говорить о самом главном.
Как принёс плод покаяния
Священник Олег Стеняев
В 1990 году, незадолго до распада Союза я перешел в РПЦЗ. Поводом
стал номер газеты «Правда», где была статья с заголовком: «Патриарх
молится за единство в рядах КПСС».
Тогда образовали Компартию РСФСР, и она стала в оппозицию ко
«всесоюзной». Сейчас я сильно сомневаюсь, что Патриарх молился о КПСС,
но тогда был молод, поверил этой статье и возмутился: как можно молиться
о благе коммунистов? Наоборот, надо молиться, чтоб их партия полностью
развалилась! В общем, ушел к «зарубежникам» и стал там священником.
А когда советский режим рухнул, решил вернуться назад. В тот момент
служил в Москве, в Марфо-Мариинской обители, где была община РПЦЗ.
Обратился с прошением в Московскую Патриархию. Написал, что приношу
покаяние, что меня обуяла гордость, по молодости… Владыка Арсений сказал
мне: «Стеняев, ты всё делаешь очень громко. Если ты громко умеешь
нарушать церковную дисциплину, то надо уметь и каяться. Нужен достойный
плод покаяния». Я предложил: «Давайте вернем нашей Патриархии Марфо-Мариинскую обитель!». – «Если ты это сделаешь, будет здорово».
Я провел собрание с духовенством и прихожанами обители. Напомнил завещание основателя Зарубежной церкви митрополита Антония (Храповицкого): когда коммунистический режим рухнет, и Церковь в России обретет свободу, нам надо возвратиться в единую Церковь.
Священники РПЦЗ, которые со мной служили, выразили желание вернуться в
Московскую Патриархию. И все прихожане это поддержали. Я рассказал
владыке Арсению, отдал ключи от обители – вот, можно поехать,
посмотреть. Он радостно воскликнул: «Правда? Ну, Стеняев, ты умеешь и
плод покаяния приносить».
Встреча с двойником
В 1999 году я ездил в миссионерскую поездку в Индию. Посещал там
российские культурные центры, встречался с русской диаспорой, крестил
детей, выступал с лекциями.
Индийцы очень открыты, искренни. Когда говоришь им о радостном –
«Христос воскрес!» — хлопают в ладоши и кричат «Джай!». А когда
говоришь о Его страданиях, плачут. По характеру очень спокойные. Словно
пребывают в каком-то мистическом состоянии, нам даже трудно понять.
Один мой знакомый, который много лет там живет, увидел однажды, как
пассажирский автобус, полный местных жителей, сорвался и падает в ущелье
с огромной высоты. «Никто не кричал, не паниковал. Руки сложили и с
любопытством смотрели в окна. Полная тишина». У них иное состояние духа.
В Дели зашел в центр для детей. Спел им песню – рождественскую
колядку. Мне сказали: у нас дети разных каст, есть и неприкасаемые. «А
есть хуже неприкасаемых?» — «Да, есть – уборщики улиц. А один ребенок
даже хуже уборщика». – «Почему?» — «А он при этом еще и христианин. Его
другие дети стараются не касаться». – «А можно мне его увидеть?» Привели
мальчика. Я обнял его и сказал: «Брат, мы с тобой одной веры». Ему
перевели, он улыбнулся, обрадовался. Подарил ему четки.
Отец Олег в Дели с неприкасаемым мальчиком-христианином
Был и в бедных кварталах. И однажды встретил там человека, как две капли воды похожего на меня.
Мне показали на него: «Смотри, это – ты!» Гляжу: через дорогу сидит
высокий толстый мужик, в набедренной повязке, и ему тоже на меня индусы
пальцем показывают. Подошел к нему ближе – и мы так и застыли, глядя
друг на друга, словно в зеркало. Бородка как у меня, выражение лица
такое же…
Потом он махнул рукой и отошел. А я тогда подумал: ведь я мог
родиться здесь и быть на его месте, индуистом… Но, слава Богу, родился в
России, в православной семье.
«Это круче бронежилета»
В конце 90-х годов я не раз ездил в Чечню.
Шла война. Сначала приезжали на военный аэродром в Чкаловск, оттуда
военным бортом до Дагестана, там пересадка на боевой вертолетом и ночью
- в Чечню. Гасится весь свет, чтоб вертолет не было видно, полная
тишина, никаких разговоров — могут сбить. Летели в совершенной темноте.
Были там под Гудермесом, а потом ездили по Чечне, в том числе сотни
километров на БТР.
Перед лекцией меня иногда предупреждали: «У нас тут солдаты –
наполовину мусульмане». Я это учитывал. Однажды после проповеди я стал
раздавать крестики. Смотрю: ребята-мусульмане тоже тянут руки. «А вам
зачем?» Один парнишка отвечает: «Так мы ж Россию защищаем». — «Но ты же
мусульманин». – «Да, но мы за Россию». Я дал ему крестик и посоветовал
зашить его в погон: «Если попадешь в плен, и его найдут – совсем плохо
будет».
Привозили солдатам шерстяные носки, а в каждый носок клали письма от
детей из гимназии «Радонеж»: «Я Катя, мне 8 лет», или «Я Миша, мне 12
лет, пишу тебе, солдат, я не знаю тебя, но буду за тебя молиться…» И
когда бывалые солдаты при мне вынимали и читали эти письма, у них слезы
текли по щекам. А один сказал: «Это письмо меня будет хранить. Это круче
бронежилета».
Однажды объявил солдатам, в какое время завтра будет Крещение. Утром
смотрю: идут ко мне по двое, парами. Удивился. А мне объясняют: «Так
крестный же должен быть!» То есть каждый некрещеный выбрал себе
крестного отца из крещеных солдат. А я как-то не догадался предложить
вот так породниться, скрепить армейское братство.
На прощание сказал ребятам: «Вернетесь на гражданку, и некоторые из
вас разбегутся по всяким сектам». А они: «Нет, если к нам сектанты
подойдут, мы скажем: мы вас в Чечне не видели, а вот православный
батюшка приезжал».
Отец Олег в Чечне, чин освящения оружия (2000 год)
Проверка на дороге
Под новый, 2000-й год, нас около леса остановили боевики. Мы ехали
на микроавтобусе, шел дождь, и вдруг на дороге показались вооруженные
люди в камуфляже. Бородатые, с зелеными повязками… «Куда едете? Кто
такие?»
А я там уже был не первый день и до этого раздавал вещи и продукты в
Грозном, на площади Минутка. Местные жители подходили и брали (Патриарх
благословлял помогать всем, без различия на «наших и не наших»). Один из
чеченцев узнал меня и сказал: «Он не продает, он вправду раздает крупу,
сгущенку, одежду детям». Услышав это, старший разрешил нам двигаться
дальше. Водитель нажал на газ – ни с места. Мотор заглох.
Подошел боевик: «Чего не едете?» — «Что-то с мотором». – «Сейчас наш
механик посмотрит». Выходит из леса чернокожий человек, настоящий негр с
пулеметом. Пулемет положил на землю и начал с нашим водителем в моторе
копаться.
А следом вышла целая толпа чеченцев – все с оружием, говорят между
собой, на нас показывают. Думаю: дело плохо. А тогда в плену сидели трое
наших священников. Что стоит и нас в холодную яму посадить?
У меня с собой было немного спирта. Решил заранее глотнуть, чтоб
согреться. После этого вылез из машины, подошел к толпе и спрашиваю: «А
почему наших священников в плену держат?» Мне чеченец отвечает: «Это не
священники, а парашютисты». – «Как?» — «Да я их видел, такие подтянутые,
спортивные – это ФСБ-шники. А тебя здесь никто не тронет». Я удивился:
«А как вы решаете, кто парашютист, а кто нет?» — «Ну, это сразу видно!
Вот ты — настоящий русский поп: толстый, пьяный, наглый и ничего не
боишься! Если кто тебя тронет – его Аллах накажет!» Я вернулся, сел в
машину, они ее подтолкнули, и мы поехали дальше.
…Война – это место, где люди начинают ценить друг друга. В обычной
жизни так: если вы с утра поздоровались с человеком, то больше уже не
здороваетесь. А на войне, сколько бы раз люди в течение дня ни
встречались, они всякий раз здороваются. В обычной жизни вы пошли за
хлебом, вернулись, и ничего не произошло. А на войне, если ты добежал до
булочной, нашел там хлеб и вернулся назад, – это целое событие.
Там всё событие. Такой подъем… Там не бывает атеистов. Все становятся верующими, когда смерть рядом.
|