Когда мне исполнился 21 год, я был на войне… Это не шутка. Сейчас в сто раз лучше, понимаешь?
– Да. – Керн повернулся. – И лучше жить так, как мы живём, чем вообще не жить, я знаю.
Эрих Мария Ремарк «Возлюби ближнего своего».
Не знаю, читает ли сегодня кто-нибудь Ремарка? Не удивлюсь, если о
нём уже забыли, молодёжь не очень-то любит читать. Раньше я ещё как-то
интересовался у своих студентов, известно ли им это имя, теперь уже не
спрашиваю. Хотя, что упрекать мальчишек. Недавно в Москве познакомился и
разговорился с одним немецким дипломатом, классически образован,
умница, полиглот – свободно говорит на семи языках, удивительно, но и он
ничего не слышал, как пишут, «об одном из самых известных немецких
писателей XX века».
Э. М. Ремарк
Когда-то, очень давно, Ремарк мне многое объяснил. Как раз началась война в Афганистане,
и кто-то из моих товарищей успел на ней побывать. Возвращаясь, они
становились какими-то другими, и я не понимал, что с ними происходит,
пока кто-то не подсунул мне его книжку «На западном фронте без перемен».
Потом искал и другие его романы.
Помню, читал «Возлюби ближнего своего». Предвоенная Европа, сытая и
равнодушная. И на фоне этого сытого равнодушия трагедия людей,
вышвырнутых из Германии, уже знающих, что такое концлагерь, лишённых
родины и даже паспортов.
Читал, как гнали этих несчастных из одной страны в другую, как, словно на зверей, устраивали на них облавы и сажали в кутузку.
Я удивлялся, что талантливые люди, способные в жизни на многое, за
радость почитали, если их не обманывали, и после тяжёлой физической
работы расплачивались куском хлеба. Было понятно, что автор на
собственном опыте испытал то, о чём пишет. Читал и думал: «Как хорошо,
что у меня есть моя родина, паспорт, мне нет нужды куда-то бежать,
где-то скрываться. Что вокруг живут нормальные люди, и у них растут
хорошие дети».
Впервые за еду я работал в армии.
Прошло уже месяца два после призыва, и мы, недавние маменькины сынки,
пребывали в постоянно желании что-нибудь съесть. Ещё и кормили
отвратительно – из всего того, что нам полагалось, съедобен был только
хлеб. Есть хотелось и днём, и ночью. Нас так и называли: «желудки».
Помню, будучи в наряде по столовой, после приёма пищи сметал со
столов, и там, где были места стариков, солдат, прослуживших на два
призыва больше нашего, нашёл шкурку от солёного сала. Увидел, и так мне
её съесть захотелось, даже зубы от желания свело. И сразу мысль:
«Какой-то пижон ел сало, отгрыз шкурку и выбросил, а ты, как собака на
помойке, нашёл и хочешь её сожрать. Не забывай: ты человек, а это
звучит гордо, не опускайся на дно с высоты человеческого достоинства».
Подумал так, по сторонам огляделся, никто не наблюдает? Вздохнул и,
презирая себя, съел эту кожицу. Вкус её помню до сих пор.
Правда, с того времени не осуждаю бомжей, копающихся в помойках в поисках съедобного, потому что сам побывал в их шкуре.
Сержант из наших, белорусов, подходит и предлагает:
- Поработать не хочешь? Нужно в столовой, в военном городке картошку в
подвалы спустить. После работы обещали цивильно покормить.
И вот мы, четверо «желудков», по неудобным трапам часа за два
перетаскали на своём горбу в подвалы всю эту картошку. Потом нам
позволили принять душ, мы переоделись в чистую одежду и сели за стол.
Помню ту жареную колбасу с яичницей, сметану, булочку с чаем. Помню, как
ем яичницу, а перед глазами герои Ремарка, люди без паспорта и без
родины. Нет, что ни говори, для усвоения преподанных знаний мало о
чём-то просто прочитать, это что-то полезно ещё и на собственном опыте
испытать, запоминается хорошо, можно сказать, на всю оставшуюся жизнь.
Кто тогда из нас думал, что придёт час, и от нашей большой страны,
объединяющей в себе пятнадцать дружных республик, ничего не останется?
Кто представлял, что появятся беженцы, люди без паспортов, нелегалы,
готовые за тот же кусок хлеба работать на хозяина, и быть ему безмерно
благодарным, что вообще что-то дал, не обманул, не прогнал.
В нашей местности начали останавливаться предприятия, людей в
массовом порядке не то что бы увольняли… нет, им перестали платить
зарплату. Работать работали, а денег не получали. Даже анекдот такой
появился.
Один директор завода другому:
- Я им месяц за работу не плачу, они ходят, два не плачу – всё равно идут. Не знаю уже, что с ними и делать.
Другой советует:
- А ты сам попробуй с них деньги стрясти. Хочешь работать? Плати!
В своё время мне повезло устроиться рабочим на железную дорогу.
Работа была тяжёлой, но платили неплохо и зарплату никогда не
задерживали. В это время к нам на горку пришёл на должность дежурного
врач из нашей же железнодорожной поликлиники. Высокий, сутулый и худой, в
очках с большим числом диоптрий.
Вообще-то он был патологоанатомом, работал на полставки, а у нас
просто подрабатывал. Патологоанатом, человек флегматичный, с замедленной
реакцией, трудно приживался на горке. От дежурного требуется быстрая
реакция и хорошее зрение, а он ни тем, ни другим похвастать не мог,
потому и допускал много брака. Его непосредственный начальник, Володя
Мамонов, маленького роста, холерик, с ума сходил от такого подчинённого.
Поначалу он себя ещё как-то сдерживал, но потом эмоции взяли-таки верх,
и он стал орать: – Ну, удружили, дали помощничка! Мало того, что
реакции на нуле, так он ещё и слепой! Рохля, оглобля, не соображающая в
железнодорожном деле! Да лучше бы я один работал!
Врач, бедняга, человек интеллигентный и очень тактичный, волей
обстоятельств заброшенный на железную дорогу, терпел, сколько мог,
оскорбления в свой адрес. Но Володя, что говорится, его «достал», и
доктор попытался защищаться: – А вы, Владимир, тоже, знаете ли, ничего
не смыслите! Первый дежурный даже подпрыгнул от возмущения: – Это кто не
смыслит?! Я не смыслю? Специалист с высшим специальным образованием? В
чём же это, я по-твоему, не смыслю, а, трубка ты клистерная?! – Зато вы,
Владимир, ничего не смыслите в трупах, а я, к вашему сведению,
патологоанатом, и с огромным опытом! Здесь Володе крыть было нечем, он,
действительно, не смыслил в трупах. Спор прекратился. Доктор вскоре от
нас ушёл, зато с тех пор Вовкиной любимой присказкой стало: «ты сперва
иди в трупах научись разбираться, а потом меня уже будешь учить».
Тогда многие занимались не своим делом. У меня на кухне клал плитку
узбек-гастарбайтер по имени Амин, человек уже немолодой и тоже очень
интеллигентный. Матушка его кормила, хоть это и не было оговорено
«контрактом», а тот извинялся и просил, чтобы мы не смотрели, как он
будет есть. Амин – кандидат искусствоведения, всю жизнь изучавший
древний Хорезм, одно время работал в Турции, шил обувь на маленькой
фабрике, до тех пор, пока турецкие власти не выслали его из страны.
Потом, перебравшись в Москву, переквалифицировался в строителя и клал
плитку у меня на кухне. Увлекаясь, Амин мог часами в подробностях
рассказывать о строительных секретах древних мастеров, но в реальности
плитку класть не умел, и мне приходилось подсказывать ему, что нужно
делать. Конечно, в таком случае было бы проще самому сделать эту работу,
но я видел, с какой жадностью ел Амин вспоминал героев Ремарка – и не
мог его прогнать.
Из моего окна виден дом. Строился он очень долго. Лет восемь простоял
во дворе цоколь со стенами первого этажа, пока один бизнесмен не
выкупил его и не продолжил строительство за свой счёт. Мы были не в
курсе, что строительство дома продолжится, и очень удивились, когда
увидели, что на стройку, непонятно откуда, высадился десант из молодых
смуглых каменщиков. Всего человек пятнадцать, самому старшему,
бригадиру, можно было дать лет двадцать пять, остальным и того меньше.
На дворе стояло лето. Строители, раздевшись по пояс, загорали во время
работы, я тогда ещё обратил внимание, что никто из них не носил
крестов. На азиатов они были не похожи, а потом кто-то узнал, что все
они мусульмане, гагаузы из Молдавии. Самый юг этой маленькой страны
населяют гагаузы и болгары, вот оттуда они к нам и прибыли.
Интересно было наблюдать за этими мальчишками. Казалось, что всю
работу они проделывали под неслышную окружающим музыку. Когда привозили
кирпич, ребята выстраивались в три цепочки и моментально разгружали
огромные грузовики. Потом, практически не отдыхая, возвращались на
стены, мешали раствор, подавая его непосредственно каменщикам, а те, в
свою очередь, словно строители из мультфильмов, весело и будто
пританцовывая укладывали кирпичи. Я наблюдал за ними из окна, поэтому
сам и додумывал, что там за музыка у них звучит. Она не могла не
звучать, так ритмично они совершали движения.
Но самое замечательное – это был их обед. Чем занимается человек в
обеденное время? Он заправляется едой, и ещё норовит немного прикорнуть,
набраться сил перед дальнейшей работой. Так поступают все разумные
люди, но эта гагаузская молодёжь словно и не слышала о такой полезной
традиции. Как раз в эти дни проходил чемпионат мира по футболу, все
знали результаты матчей, поскольку наша команда тоже участвовала в
чемпионате. По-быстрому перекусив, строители преображались в
футболистов. Они доставали мячик, разбивались на две команды и начинался
матч. Ребята носились по двору, выкладываясь и стараясь загнать друг
другу мячик в ворота. Наблюдая за ними, я всегда удивлялся, откуда у них
столько сил, ведь внешне они никак не производили вид тренированных
суперменов. Молодость требует движения.
Так, играючи, ребята гагаузы возвели стены второго этажа. В одно
прекрасное утро выглядываю во двор и чувствую, чего-то во дворе не
хватает, а чего, понять не могу. Потом доходит, да стройка стоит, и
пацанов этих нет. Гастарбайтеры, как правило, договариваются об оплате
за какой-то проделанный объём работ. По идее, расчёт состоялся по
окончании второго этажа, а потом молодые каменщики должны были бы дальше
класть коробку, но к работе никто так и не приступил. Стройка
остановилась.
Потом в разговоре с одним человеком, вспоминая ту весёлую молодёжь,
посетовал, что привык уже к ребятам, без них во дворе скучно. – Наверно,
в цене не сошлись, раз я их больше не вижу. А мой собеседник задумчиво
так размышляет:
- Может и не сошлись, а может, их того, просто кинули? Ты знаешь, как
сегодня рассчитываются с гастарбайтерами? Ночью к ним в общежитие
подъезжают дюжие ребята. Загоняют перепуганных работяг в машину и везут в
неизвестном направлении километров за сто. Потом высаживают где-нибудь в
поле, и, как особая милость, возвращают паспорта и «по-хорошему»
советуют им больше в тех местах не появляться. Такая форма «расчёта»
много дешевле, потому, я слышал, в те годы её практиковали повсеместно.
По странному совпадению хозяин стройки умер буквально через пару
месяцев после исчезновения строителей гагаузов. А ещё через год, в день
смерти известного человека, я служил панихиду на его могиле перед
помпезным памятником с цепями, мраморными вазочками и шарами в окружении
большого числа родственников и друзей. Служил и думал, а что если то, о
чём рассказывал тот человек, правда? Наверно, страшно умирать с такими
грехами. И какие памятники потом не возводи, душе этим уже не поможешь.
Закончил панихиду, и перед тем, как народу разъехаться, чтобы потом
вновь собраться помянуть усопшего, уловив минутку, успел сказать: –
Господь велел нам, если мы христиане, конечно, возлюбить ближних своих.
Когда у тебя есть возможность любить не только на словах, но и делом, то
чего бы ни возлюбить, а, братья?
Братья стояли, и молча смотрели в мою сторону, потом, всё так же, не
проронив ни слова, расселись по машинам и уехали. Вместе с ними уехали и
те, кто пригласили и привёзли меня на кладбище, наверно, просто забыли
про меня. Бывает, я не обижаюсь, собрался и пошёл на автобус.
Всё лето, начиная ещё с мая месяца, у нас в храме трудилась узбеки во
главе с Хасаном, их бригадиром. В то время ещё никто не требовал, чтобы
иностранцы получали разрешение на работу, и получалось, что все тогда
работали нелегально. Дела под руководством мудрого пожилого Хасана
продвигалась так споро, что иногда мы не успевали с ними расплачиваться,
выбиваясь из предварительно оговоренных сроков. Однажды, помню, всё,
крайний срок платить, а денег нет, ещё не наработали. Можно, конечно,
прерваться, да погода на дворе стояла замечательная, жалко терять такие
деньки.
– Хасан, – говорю бригадиру, – не успеваю я с оплатой, что делать будем?
– Как что, – удивляется тот, – работать будем, погода хорошая.
– А с деньгами как, потерпите?
– Не волнуйся, отец, мы тебе верим, ты же священник.
Окончательный расчёт со строителями мы готовили в конце сентября, по
окончанию сезона работ. А буквально за несколько дней подошёл ко мне
один знакомый. В тот момент я находился на территории, а узбеки что-то
доделывали на куполе. Мужчина поздоровался и начался обычный разговор ни
о чём, и потом он меня спрашивает:
- Батюшка, а какие у вас расценки на работы?
Прикинул он, сколько это всего выходит, и говорит:
- Не слишком ли много получается?
– Так ты высотность учитывай, на такой высоте работать страшно, наших штукатуров найти не удалось, а эти соглашаются.
– Всё равно много, батюшка, но если хочешь, мы можем тебе помочь.
Я обрадовался:
- Неужто деньгами?
– Не то чтобы деньгами, но помочь, – и он рассказал мне уже известный
приём с ночным захватом и вывозом работяг за пределы области. – Храму
поможем бесплатно, это я тебе гарантирую.
Он был очень удивлён, когда я отказался от его «помощи», и, по-моему, даже немного обиделся.
– Ты пойми, добрый человек, – пытаюсь его вразумить, – соглашаясь
работать, эти люди заранее допускают, что их могут обмануть, и если их
обманет предприниматель, чиновник, милиционер, поплачут и простят. Но
если их обманет священник, то это всё, конец. Тогда все мы, весь наш
народ в их глазах станет бесчестным. Мы их с тобой обманем и выкинем, у
нас получится, не сомневаюсь. Ответить они нам не смогут, здесь нас
больше. Но потом они уедут домой к своим голодным семьям и скажут, что
русский «имам» их обманул, и тогда они получат полное моральное право
мстить тем русским, кто ещё остался и живёт с ними. А кто остался?
Старики, да бедняки. Они в чём виноваты? Не может священник никого
обманывать, права такого не имеет. По нам судят обо всём нашем народе,
даже если сам народ так не считает.
После расчёта с бригадиром в храм влетает моя староста:
- Батюшка, узбеки молятся прямо у нас на территории! Я им говорю:
прекращайте, а они не прекращают. Пойдите, скажите им, вас они
послушают.
Моя Нина законник в последней инстанции. Запретив мусульманам
молиться в пределах храмовой ограды, она внимательно следила за
исполнением своего требования. Выхожу из храма и вижу, действительно,
стоят наши рабочие кружком, с поднятыми вверх руками и хором что-то
произносят.
Подхожу ближе, с одной стороны, мне неудобно прерывать молитву,
пускай и мусульманскую, а с другой стороны, в прямом смысле этого слова,
моя негодующая староста. Стоило нам подойти, те молиться прекратили.
– Хасан, – показываю на свою помощницу, – был договор Аллаху здесь не молиться.
– Отец, мы не нарушаем, мы Иисусу молились, благодарили Его, что нас не обманули.
У Хасана шестеро человек детей, и по специальности он садовод.
Стройка стройкой, но при любых обстоятельствах он находил возможность
зайти к нашим соседям, посмотреть на деревья, что-то хозяевам
посоветовать. С деревьями поговорит и счастлив, день прошёл не зря. Одно
время он работал на подворье одного богатого человека, тот решил
посадить большой сад. Трудился с удовольствием, при встречах всё норовил
рассказать, как он востребован, как хорошо к нему относится хозяин. Но
идиллия длилась недолго – видимо, последний счёл, что держать у себя
агронома на ставке ему невыгодно, и решил рассчитать Хасана. Приходит
тот за деньгами, а хозяин ему объявляет:
- Мне доложили, что после тебя пропал ценный инструмент. Сказали, что ты его украл, следовательно, и расчёт тебе не положен.
И вытолкали старика взашей. Он приходил потом, пытался с хозяином
объясниться, мол, не вор он, не брал того инструмента. Да охрана всякий
раз прогоняла.
Хасан нашёл меня и рассказывает о своей беде. Так, мол, и так, нет
возможности с хозяином объясниться, тот ведь думает, что это я украл. Он
уже чуть не плачет:
- Как же мне дальше жить, если такой уважаемый человек считает меня
вором? На следующий год сына с собой хочу привезти, вдруг до него слухи
дойдут, что отец его вор? – Что делать? Может, ты поговоришь с ним?
Слушаю его и думаю, как же мне это тебе объяснить, человече, что слово гастарбайтер правильнее было бы произносить «гастербайтер»,
от «гастер» – «желудок»? А если ты «желудок» и нелегально работаешь в
чужой стране, то и забудь о таких понятиях: «честь» «совесть». Это
когда-то ты учился в Тимирязевке, получал грамоты за хорошую работу,
родил шестерых детей, а теперь ты никто, «желудок», человек без права на
собственное достоинство, и оскорбить, обмануть тебя, не заплатив за
работу, уже считается чем-то само собой разумеющимся. Но говорить ему
этого не стал, а сказал только:
- Не расстраивайся, Хасан, я ему обязательно расскажу, какой ты на
самом деле порядочный человек. Нужно было видеть, как его глаза засияли
от радости.
Узбеки давно уже у нас не работают. Хасан и его команда на законных
основаниях трудятся в строительной фирме, но связи не потерялись. По
старой памяти, они, бывает, приходят к нам помочь по хозяйству и
покушать домашней еды. Но если для молодых это скорее развлечение, то
для старика бригадира такие походы в храм стали уже чем-то большим.
Иногда он приходит на воскресные службы, после которых вместе со всеми
целует крест, и всякий раз, прощаясь, просит молиться о нём и о его
пацанах. А тут звонит, и срывающимся от волнения голосом просит молиться
о его дочери:
- Отец, моя Фаиза умирает.
Когда
Хасан вернулся после похорон и пришёл в храм, я его не узнал. Того
прежнего Хасана не было, передо мной стоял плачущий раздавленный горем
старик.
– Я любил её больше остальных детей, и она любила меня. Между нами со
дня её рождения сразу же возникла какая-то необъяснимая связь. В
детстве она от меня просто не отходила.
Ещё находясь в колыбельке, завидев отца, ребёнок радовался, как другие дети радуются появлению матери.
- Дочка всякий раз так хотела видеть меня, словно от этого целиком зависела вся её жизнь.
Потом, когда Фаиза стала взрослой, вышла замуж, оказалось, что она не
должна иметь детей, а ребёнок, если он у неё родиться, погубит мать. Я
следил за ней и не позволял беременеть, а она мечтала о ребёнке, мечтала
родить девочку, только более счастливую, чем она сама. Когда мне
пришлось уехать на заработки, дочка, несмотря на все мои просьбы,
забеременела и долго таилась. Фаиза родила девочку, как и хотела.
Назвала её тоже Фаизой, и через двадцать дней умерла. Когда меня
вызвали, она ещё была жива, а я не успел. Вот, – он достал из бумажника
вчетверо сложенный клочок бумаги и протянул его мне, – почитай, это от
неё.
На листке из тетрадки в клеточку было написано несколько строк по-узбекски.
- Ах, да, – сказал Хасан, – ты этого не поймёшь, – и стал переводить.
«Отец, прости меня. Твоя дочь оказалась непослушной. Ты знаешь о моей
мечте стать матерью, хотя бы ненадолго. Я женщина, и моё предназначение
– дарить жизнь. Не сердись на меня, отец. Свою доченьку я назвала
Фаизой, пускай она станет тебе дочерью, вместо меня. Прости, что
заставляю тебя страдать».
- Мне очень больно, – плачет Хасан, – не могу найти успокоения.
– А ты приходи к нам на панихиды, мы служим их по субботам. Будешь молиться вместе с нами. Молитва тебе обязательно поможет.
Помню, как он пришёл в первый раз на панихиду. Как все, написал
записочку об упокоении и отдал её за ящик. Дежурная прочитала имя в
записке и вопросительно, посмотрев в мою сторону, хотела уже было что-то
сказать, но я, понимая, что она мне сейчас скажет, глазами попросил её
не отказывать.
Во время панихиды листок с именем Фаизы лежал передо мной отдельно.
Церковь не молится об усопшем человеке иной веры, но Церковь молится «о
всех и за вся», и я просил о Хасане, чтобы Господь дал покой ему и его
дочери, и чтобы маленькая внучка и старик так же полюбили друг друга.
Сегодня я уже редко захожу в книжные магазины, это раньше книги были
великой ценностью, а сейчас всё больше читают, чтобы развлечься или
отвлечься. Иду по городу, смотрю, прямо на улице лоточник торгует
печатной продукцией. Чего тут только нет, множество книжек в твёрдых
красочных переплётах, женские романы, фэнтези, и среди этого яркого
книжного изобилия где-то сбоку приютился какой-то скромный серый томик.
Взял посмотреть: Ремарк, третий том, «Возлюби ближнего своего», издан
ещё 17 лет назад.
– Интересуетесь, – это продавец, – если решите купить, продам дёшево.
– Откуда у вас такая древность, 1993 год, и где остальные тома? – Сам
не пойму, скорее всего, на базе старый неликвид подсунули. – А что,
Ремарк сегодня спросом уже не пользуется? – Да кому нужен этот
депресняк, и название такое чудное. Сейчас вот, «Как стать богатым», хит
продаж, не желаете?
Но я всё-таки купил томик Ремарка. Купил, перечитал и заметил, что,
читая даже одни и те же строки, в пятьдесят плачешь куда как чаще, чем в
двадцать. Помилуй Бог, а что будет со мной в семьдесят? Хотя, до
семидесяти ещё нужно дожить, и эта мысль утешает.
Думаешь, почему человек плачет, может, мужчине это непозволительно?
Но вот читаю всё у того же Ремарка: «Не пытайся скрыть своей печали,
мальчик, – сказал Штайнер, – это твоё право. Древние греческие герои
плакали больше, чем какая-нибудь сентиментальная дура наших дней. Они
знали, что заглушить в себе этого нельзя… Грусти, давай выход чувствам, и
тогда ты скорее от них избавишься».
Подвозил меня как-то один человек на Порше Кайен с немецкими
номерами. Узнав, что я священник, он рассказал мне историю своей
эмиграции. Как уезжали они всей семьёй, и как потом он эту семью
потерял. Он никого не винил, просто ему нужно было выговориться, а
попробуй найди собеседника, способного слушать тебя и молчать.
Человек говорил со мной, вёл машину и плакал. На улице было темно, но
я понял это по движению его руки, вытирающей слёзы с глаз. Ему не
хотелось, чтобы кто-то видел, что он плачет, но ничего не мог с собою
поделать.
- Сперва я остался без родины, а потом и без семьи. Одиночество
невыносимо, и в этом я не одинок, – он улыбнулся получившемуся
каламбуру. – Здесь навестил своего друга, такого же эмигранта,
он сейчас живёт во Франции. Так вот, друг мне сказал: «Я уехал из
России 15 лет назад. За эти годы много было и хорошего, и плохого, и
знаешь, какой я сделал вывод: как известно, человек на 98 процентов
состоит из воды, вот из этой, – и он показал на своё тело, – а ещё,
оказывается, на два процента – из той, – и дотронулся рукою до глаз».
Задумаешься, почему с нами всё это произошло? Зачем было нужно, чтобы
этот человек уехал жить в Германию, а его друг – во Францию? Чтобы
узнать, что человек на два процента состоит из слёз? А Хасан? Для чего
было отрывать его от детей и гнать на чужбину на старости лет?
Несколько недель подряд Хасан приходил в храм на панихиды, он перестал плакать, а потом сказал:
- Спасибо вам всем, я нашёл мир, и мне сейчас хорошо, но я ещё похожу на службы, хочется побыть с вами.
– Конечно, приходи.
Он снова стал бывать на литургиях, а однажды, это уже перед самым его
отъездом, смотрю, сложил руки на груди крестом и идёт со всеми на
причастие.
– Хасан, прости, но я не могу тебя причастить, для этого ты должен стать христианином, покаяться и принять крещение.
Он извинился и отошёл.
Потом староста рассказывает:
- Выхожу из храма – в притворе Хасан, снова плачет. Я ему:
- Хасан, ведь ты же уже не плакал, смирился. А он отвечает:
- Нет- нет, я не о дочке. Мне обидно, батюшка не стал меня причащать, а мне так хочется быть с вами, быть таким же, как вы.
Моя староста, кроме всего прочего, ещё и утешитель в высшей инстанции, каждому нужное слово найдёт:
– Хасан, ты вот что, едешь сейчас домой, поезжай. А вернёшься, мы с
тобой к батюшке подойдём и обязательно с ним на эту тему поговорим.
Хочешь, я буду у тебя крёстной?
И он уже улыбается:
- Спасибо тебе, мы обязательно об этом поговорим.
Быть может, именно ради этого?
|