Фотография из статьи о приходе и общине
стала героиней Живого журнала. Из блога в блог прошла она по всей сети
великой, и почти всяк сущий в ней язык как-нибудь ее да назвал:
«теократия», «мракобесие», «батюшкам жарко в черном сидеть»,
«послушание», «безобразие»… Я тоже не могу промолчать, ибо
зонтик сыграл в духовной жизни моей семьи немалую роль. Лет 20 назад моя
тогда еще нецерковная тогда еще не совсем жена в состоянии глубокого
душевного кризиса раздумывала, не плюнуть ли ей на аспирантуру и не
поступить ли на курсы православных медсестер. Пришла она в ту больницу,
где были курсы, поговорить да посмотреть, а тамошний батюшка впопыхах
попросил ее за каким-то делом в другой корпус сходить. А тем временем
начался сильнейший ливень. Стоит моя бедная будущая жена на пороге этого
другого корпуса и не знает, как быть: загнал ее батюшка за Можай в
легкой одежонке. И вдруг смотрит – бежит по дорожке мальчик-алтарник. С
зонтиком. Батюшка прислал. Не забыл, значит, про нее, бедолагу…
Стоит ли уточнять, что духовная судьба моей будущей жены, а впоследствии
и всей нашей семьи таким образом вполне определилась? Слава зонтику –
инструменту любви!..
Я специально не стал узнавать у прихожан Красносельского храма, в
результате каких предварительных административных действий зонтики
оказались раскрыты над их духовенством. Потому что, зная лично одного
тамошнего батюшку, я убежден: окажись кто-то из его тетенек вот так под
дождем по его поручению – он сам бы прибежал, подрясник с себя стащил и
над ней бы держал. Это так же верно, как и то, что фотография,
изображающая описанную выше гипотетическую мизансцену, конечно,
послужила бы православной миссии не в пример лучше, чем это сделали наши
пресловутые зонтики… Был такой фильм – «Сибирский цирюльник», там
американская девушка в некоторый момент возмутилась отношением своего
знакомого молодого русского офицера к царю. «Как, - говорит, - это
гадко: любить того, кому служишь». «Да как же, - отвечает он, - ты не
понимаешь, как это прекрасно: служить тому, кого любишь!» Диалог,
конечно, несколько нарочитый, но он очень ясно демонстрирует, насколько
по-разному могут смотреть на нашу фотографию комментаторы из ЖЖ.
Но не обязательно любить священников, чтобы не возмущаться зонтиками.
Дискуссия в Живом журнале, конечно, ярко демонстрирует так сказать
«светский характер» нашего Интернет-сообщества. Для сравнения, в царской
России последних ее лет общество – даже самое интеллигентное – не имело
светского характера. Как это ни странно! Иначе не мог бы великий
Плевако успешно защитить проворовавшегося батюшку такой широко известной
речью: «Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем
прав. Но посмотрите на подсудимого. Он тридцать лет отпускал вам всем
грехи. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы его грех?» Вообразите
такую речь в современном суде присяжных! Да бедного батюшку в ту же
секунду засудят 12:0! Причем, заметьте: вероятнее всего присяжные у
Плевако не были в большинстве своем людьми особого православного
благочестия. В лучшем случае, они были «годовиками», то есть говели раз в
году, Великим постом. Тем не менее, речь адвоката била в десятку:
конечно, те присяжные поголовно приняли его слова на себя. Сейчас такого
«всеобщего клерикализованного сознания» быть не может. Плохо это или хорошо? Решать вам.
Но замечу напоследок, что такие же интеллигенты, как упомянутые
плеваковские присяжные, несколько лет спустя составили основу советской
«трудовой интеллигенции», победно провели «безбожную пятилетку» и читали
антирелигиозные лекции в клубах с куполами без крестов.
Сейчас человек, имеющий живую веру, не побрезгует над своим духовником
зонтичек подержать. Кипящий неофит – может, и не захочет. Но и то, и
другое – хотя бы по-честному… Мы будем рады вашим отзывам. Не забывайте, впрочем, что они проходят на нашем сайте строгую премодерацию, исключающую «непарламентские» выражения, личные выпады и т.п.
|