Согласно Евангелию, Иисуса Христа
привели на суд к римскому губернатору Иудеи - Понтию Пилату. Все
имеющиеся исторические свидетельства говорят о том, что Пилат был
исключительно жестоким и безжалостным правителем. По словам философа
Филона Александрийского, жившего в I веке по Р. X., Пилат был
ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершенные без всякого
суда.
До 1961 года были известны лишь
литературные источники, в которых упоминался Пилат. Но вот два
итальянских археолога начали раскопки в средиземноморском порту Кесарии,
который был когда-то столицей римского наместника в Палестине. Среди
прочих находок они обнаружили камень размером приблизительно 70 х 100 см
с латинской надписью. Антонио Фрова сумел расшифровать ее и к
собственному удивлению прочел: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял
Тиберия кесарийцам». Это была первая находка, подтверждавшая
историческое существование Пилата.
Иосиф Флавий - древний иудейский
историк, давший с 37 по 100 гг. по Р. X., писал: «В это время выступил
Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать его
человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу первенствующих у
нас людей Пилат распял его на кресте, поколебались те, которые первые
его возлюбили. На третий день он снова явился к ним живой».
Грек Гермидий, занимавший официальную
должность биографа правителя Иудеи, составил жизнеописание Пилата. Его
сообщения заслуживают особого внимания по двум причинам. Во-первых, они
содержат много верных данных по истории Палестины, Рима и Иудеи.
Во-вторых, Гермидий резко выделяется своей манерой изложения. Этот
человек не способен поддаваться каким-либо впечатлениям, удивляться,
увлекаться. По определению известного историка академика С.А. Жебелева,
«он с беспристрастной точностью фотографического аппарата повествовал
обо всем». Показания Гермидия ценны еще и потому, что он, по его
собственному свидетельству, вначале был настроен против Христа и
уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Иисусу.
До самого распятия он считал Христа обманщиком. Но вот что он пишет о
Пилате: «Незадолго до казни Христа в Иудее должны были чеканить монету с
большим изображением кесаря (Тиверия) с одной стороны и с маленьким
Изображением Пилата с другой стороны. В день суда над Христом, когда
жена Пилата послала к Нему людей, через которых убеждала мужа не
выносить смертного приговора Христу (ибо во сне много страдала за Него),
она спрашивала его: «Чем ты искупишь свою вину, если осужденный Тобою
действительно Сын Божий, а не преступник? Пилат ответил ей: Если Он Сын
Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю, - будет
запрещение чеканить мое изображение на монетах, пока я жив». (Нужно
отметить, что быть изображенным на монетах считалось у римлян
чрезвычайно высокой честью.) Самое поразительное, говорит биограф
Гермидий, что Понтий Пилат свое обещание выполнил. Когда он убедился,
что Иисус Христос воскрес, то действительно запретил изображать себя на
монетах.
Можно было бы с сомнением отнестись к
сообщению Гермидия, но оно полностью подтверждается современной
нумизматикой. Монеты в Иерусалиме с того времени стали чеканить только с
изображением кесаря, без изображения Понтия Пилата. Так римский
проконсул стал непосредственным историческим свидетелем воскресения
Иисуса Христа.
|