О
существовавшем у земных царей порядке извещать о своих визитах перед
каждым их прибытием в другое государство через своих посланников хорошо
известно издавна. И как это было тогда — ещё во времена правления царей,
так это продолжается и доныне — во времена правления президентов. Это
всегда было и остаётся ВАЖНЫМ и ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. И не только потому, что
это является правилом хорошего тона, этикой или давно сложившейся доброй
традицией, но, прежде всего — вынужденной необходимостью, — чтобы народ
был подготовлен к встрече с главой государства. Такой порядок существует во всём мире у земных правителей и земных царств. Но есть также и другое Царство — "не от мира сего", Правитель и Царь которого Иисус Христос — "Царь царей и Господь господствующих" (Откр.19:16).
Он также приходит — на Землю, и Библия повествует о Его пришествиях. Но
говорит ли она что-нибудь о приходах предвестников перед каждым
пришествием Христа, подобно как практикуется у земных царей и
правителей?
Если посмотреть в Писание, то можно увидеть, что перед Его Первым пришествием был послан пророк Иоанн Креститель: «Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Лук.7:27).
Перед Его приходом к 144000 израильтян также посылаются два посланника — пророки Моисей и Илия: «И
дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать 1260 дней, будучи
облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие
пред Богом земли» (Откр.11:3-4).
Но есть также ещё и Второе пришествие Иисуса Христа — Его приход за
Своей Церковью. Верующие в Иисуса Христа — Его Церковь — с нетерпением
ожидают эту встречу: «Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28).
И эта встреча происходит между Его Первым пришествием и Его приходом к
144000 евреев; и многие осознают, что она уже скоро состоится. Для тех,
кому поистине дорог Иисус Христос, и кто по-настоящему Его любит, любая
встреча с Ним, бесспорно, является желанной, а тем более предстоящая, в
которую Он забирает Свою Церковь-Невесту с Собой на приготовленный
Брачный ужин.
А как же обстоит дело с вестником Второго
пришествия Христа? Должен ли быть посланник перед этой встречей Жениха с
Невестой и Её возвращением Домой или нет? Говорит ли что-нибудь об этом
Писание? И, если "да", то где?
Но сначала вспомним библейский эпизод, изображающий подготовку к встрече и саму встречу Исаака со своей будущей женой Ревеккой. Авраам посылает Елиезера, который находит, подготавливает, приводит и представляет Ревекку Исааку (Быт.24:10-67).
Этот эпизод является хорошим и достаточно исчерпывающим прообразом на
встречу Иисуса Христа с Его Невестой. Можете осознать, насколько был
ВАЖЕН труд, совершённый посланником Елиезером, благодаря которому
состоялась свадьба у Исаака и последующие за этим исполнения Божьих
обетований?
А осознаёте ли также, насколько может быть ВАЖНЫМ служение посланника Иисуса Христа для Его Невесты, если приход такого перед пришествием Жениха-Иисуса обещан Богом в Библии?
Если были обещаны посланники-предтечи перед Первым пришествием Христа —
Иоанн Креститель и перед Его приходом к 144000 евреев — Моисей и Илия,
то согласно логике и здравому смыслу несомненно должен быть также обещан
и перед Его Вторым пришествием — приходом за Невестой. Но ГЛАВНОЕ,
чтобы об этом свидетельствовало Его Слово!
Первое упоминание о приходе Иоанна Крестителя перед Первым пришествием Христа, находим не в Новом, а в Ветхом Завете, у пророка Исайи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис.40:3). Затем ещё ближе — у пророка Малахии: «Вот,
Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно
придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого
вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:1). Там же, у Малахии, находим упоминание ещё об одном посланнике, но уже перед наступлением дня Господня: «Вот,
Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и
страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их,
чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал.4:5-6). Всем хорошо известно из Мал.4:1-3, что этот "день Господень великий и страшный" ещё не наступил и не наступит раньше Восхищения Церкви.
Итак, пророк Малахия, как и пророк Захария, видит оба пришествия Христа
и предсказывает появление ДВУХ предтеч. Кстати, в Библии Ч.И. Скоуфилда в объяснительном вступлении к книге Пророка Малахии доктор также говорит о появлении ДВУХ предтеч (Мал.3:1 и 4:5-6). Казалось бы, понятие о первом из Малахии 3:1 у всех довольно ясное — это никто иной, как Иоанн Креститель. Но вот о втором из Малахии 4:5-6 — совсем расплывчатое, а то и вовсе отсутствующее. Но это также должно быть прояснено и открыто!
Какой труд согласно Писанию совершают эти посланники?
Предвестник первого пришествия Христа — Иоанн Креститель — должен был приготовить и представить Ему народ: «…и
предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов
детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу
народ приготовленный» Лк.1:17 и провозгласить: «Вот Агнец Божий» Ин.1:29,36.
Елиезер тоже приготовил и представил Ревекку Исааку и объявил ей: «Это Господин мой» Быт.24:10-65-67.
Что же должен сделать предвестник Второго пришествия?
Давайте обратимся к Евангелию от Матфея 17:9-13:
9
И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не
сказывайте о сём видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из
мёртвых.
10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё;
12 но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с
ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
И к Евангелию от Марка 9:9-13:
9
Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что
видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых.
10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мёртвых.
11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
12
Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё;
и Сыну Человеческому, как написано о Нём, надлежит много пострадать и
быть уничижену.
13 Но говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём.
Когда Иисус после преображения сходил с горы с тремя Своими учениками
Петром, Иаковом и Иоанном, Он запретил им говорить о том, что они видели
на горе «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых». Сказанные Иисусом слова были для них закрыты, и поэтому они стали спрашивать друг у друга: «Что значит: воскреснуть из мёртвых?».
Вдруг после этого, словно нащупав путь к ответу, они спрашивают Иисуса: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?».
Может показаться немного странным, что в то время, когда Иисус им
говорит, не сказывать о видении, явленном на горе, они задают Ему вопрос
об Илии. Есть ли в этом какая-нибудь связь: между увиденным
преображением Господа и приходом Илии? Почему речь зашла именно об Илии?
Может быть, это было связано всё-таки с тем, что они видели в видении
Илию, беседующего с Иисусом? Но тогда, почему они ничего не спросили о
Моисее, ведь он тоже был в том видении, беседующий с Иисусом, и они его
также видели? Это, во-первых.
А, во-вторых, прежде ЧЕГО должен прийти Илия? И что имели в виду ученики, когда говорили "прежде"?
В то время, когда Иисус заговорил о "воскресении мёртвых", ученики, размышляя, что бы это значило, вспомнили, что книжники учили из Малахии 4:2-3,
что прежде воскресения (первого) мёртвых должен прийти Илия. Но тогда
они ещё не знали, что Он говорил им не о воскресении мёртвых, а о СВОЁМ
воскресении из мёртвых: «Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых» (Иоан.20:9). Иначе они бы не стали спрашивать у Иисуса об Илии. А что же они тогда знали? — Что перед воскресением должен прийти обещанный Илия. Потому что это хорошо знали книжники и учили этому, что Илия придёт прежде воскресения мёртвых: «Как же книжники говорят…».
После того, как ученики задали вопрос о приходе Илии прежде воскресения мёртвых, Иисус им утвердительно ответил: «ПРАВДА, Илия должен придти прежде и устроить всё…»
Если посмотреть данное выражение "устроить всё" [синодальный пер.] в других переводах:
• "навести во всём порядок" (Мф.17:11) – [современный пер. Библии, ВБПЦ];
• "восстановит всё" (Мф.17:11, Мк.9:12) – [НЗ, перевод с греческого под ред. епископа Кассиана (Безобразова)];
• "восстановит всё" (Мф.17:11, Мк.9:12) – άποκαταστήσει πάντα (апокатастэсей панта) – [НЗ на греческом языке],
то можно увидеть, что речь здесь идёт о служении ВОССТАНОВЛЕНИЯ. А это
служение, если посмотреть в Писания, не было исполнено в Иоанне
Крестителе, т.к. у него было служение ПРИГОТОВЛЕНИЯ:
— «И предъидет Иоанн Креститель
пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и
непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» Лук.1:17 (весть Ангела Гавриила);
— «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему…» Лук.1:76 (пророчество священника Захарии, отца Иоанна Крестителя);
— «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте
путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да
наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и
неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит
всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это» (Ис.40:3-5);
— «И
он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение
покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии,
который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь
Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая
гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются
гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лук.3:3-5).
Есть ли разница в словах: "восстановление" и "приготовление"? И какая?
Для справки (из толкового словаря Ожегова):
восстановить сов. (восстанавливать несов.)
1. (что) Привести в прежнее состояние.
восстановить разрушенный город
восстановить своё здоровье
приготовить сов. (приготавливать несов.)
1. (кого-что) Сделать годным, готовым к чему-либо.
приготовить рукопись к набору
приготовить ученика к экзамену
Итак, как видите, восстановить и приготовить — глаголы с разным смысловым значением.
Вот поэтому, когда у Иоанна Крестителя в Евангелии от Иоанна 1:21 спросили: «Ты Илия?» (т.е. из Мал.4, который приходит перед воскресением мёртвых), он, конечно же, ответил: «Нет»
(я не ТОТ Илия). Потому как при другом варианте ответа Иоанн Креститель
оказался бы лжецом. Но он верно отождествил себя с Писанием: «Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Иоан.1:23) или «…как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мар.1:2,3). Другими словами, Иоанн Креститель подтвердил, что он именно тот, который из Мал.3:1. И что он уже пришёл, подтвердил также и Иисус:
12 но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
Матфея 17.
Аминь! Один Илия уже пришёл — Иоанн Креститель — перед Первым пришествием Христа. И, как видим из Писания, он обратил сердца отцов к детям согласно Малахии 3:1, но сердец детей к отцам не обратил согласно Малахии 4:6. Значит, это предназначалось сделать другому Илии, который ещё ДÓЛЖЕН прийти и устроить (восстановить) всё — перед Вторым пришествием Христа. Вот почему Иисус также сказал, что Илия "придёт" — в будущем времени и "восстановит всё" — тоже в будущем времени.
Значит, если есть Илия, который приходит к евреям ПОСЛЕ Восхищения языческой Церкви и воскресения спящих (Откр. 11:3-4), то должен быть ЕЩЁ Илия ПЕРЕД воскресением мёртвых и Восхищением Церкви — Илия-восстановитель, о котором говорит Иисус в Матфея 17:11 и Марка 9:12, который приходит к языческой Церкви, и его труд, собственно, и подготовит Церковь в Восхищению. Слава Богу!
Итак, как можете видеть, каждое пришествие Иисуса Христа сопровождается ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ явлением Его посланников-предтеч прежде.