Этим летом я, для изучения русской культуры, побывал в ряде российских монастырей, пожил там в качестве паломника.
Для путешественника монастыри удобны тем, что там можно
бесплатно поесть, переночевать, а утром отправиться опять в путь. Если
же вы попытаетесь пожить там денек, то у вас появяться небольшие
трудности. Вас заставят исполнить какое-нибудь послушание, проще говоря
— поработать в поте лица. Причем тем, кто находится в ранге паломника
обычно дают самую грязную работу: помыть за весь монастырь посуду,
вынести ведро с мочой братьев по келье.
Работу почище, но потяжелей исполняют постоянные жители
монатстыря — трудники. Как правило, это алкоголики или бомжи, которым
негде и не на что жить. Монастырь кормит их, селит; но вместе с тем
жестоко эксплуатирует. Причем работнику и не выспаться как следует: по
монастырскому распорядку, вставать надо в шесть утра, а потом идти на
службу и стоять там (!) полтора часа, завтракать — и работать.
Паломники обычно живут вместе с трудниками. Условия проживания
обычно зависят от размеров монастыря и его статуса. В непопулярных
среди паломников монастырях комнаты паломников и трудников еще сносны;
но чем больше людей посещают монастырь, тем хуже живется. Причем в
больших монастырях очень много бездомных детей или детей, которых сдают
туда родители — бедняки или алкоголики. Живут эти дети плохо, но при
этом истово верят и зажигают на ночь лампады.
С верой среди трудников дела обстоят так: по большей частью,
они пришли сюда, так как больше некуда; монастрские власти это
понимают, и часто, разбудив их в шесть (а то и раньше), везут, например
на покос, без службы. И один паломник мне советовал, чтобы я следил за
вещами, а то мало ли чего, люди ведь с ума сошли, воруют. Так что
воровство рассматривается в церкви как удел сумасшедших.
Раз я видел дедовщину среди живущих ребят: старшие отнимали у младших еду, издевались над ними, ругали их по пустякам.
Монахи или монашки (в зависимости от типа монастрыря) живут
отдельно от паломников и трудников. Но раз я попал в кельи одного
небольшого мужского монастыря: внутри маленького домика было всего две
комнаты, в прихожей стояла автоматическая стиральная машина Индезит;
здесь было отдельное помещение для туалета, отдельное — для душа. Все
оббито рейками, на окнах — стеклопакеты. Впрочем, стеклопакеты на окна
келий — повсеместное явление. Равно как и иномарки в составе автопарка
и проч.
Питаются монахи отдельно, но питаются хорошо (впрочем, и
работают они много). В крупных монастырях трапезные монахов отделены от
трапезных простых смертных; в маленьких же можно сидеть в нескольких
метрах от стола монахов; в таких монастырях можно наестся. В больших
паломников кормят после трудников, и если последним мясо хоть
когда-нибудь да дают, то паломникам — трава да каша.
Впрочем, большинство жителей монастырей — люди простые, добрые
и трудолюбивые. Жаль только, что они попались на удочку религии и
вкалывают на монастырское и все церковное начальство в целом.
Путешественник
|