|
Мытарство блуда |
Люди,
живущие в миру, не дают обетов безбрачия, но и для них
опасна блудная брань: внебрачные отношения, супружеские
измены, услаждение блудными мечтаниями и зрелищами.
Оптинские старцы хорошо знали о коварстве и силе
блудной
страсти и учили бороться с ней.
Различие в согласии помыслов и преклонении воли
Преподобный Макарий наставлял, что плотской брани избежать
невозможно, но надобно иметь различие:
«Не чувствовать брани невозможно, но надобно иметь
различие – в согласии помыслов и преклонении
воли».
Причина блудной брани
Преподобный Макарий объяснял, что, кроме естественных
причин, причиной блудной брани бывает гордость:
«Победу приписывай помощи Божией; а побуждению
причина бывает гордость, которой часто и не заметишь за
собою».
О том, что помыслы блуда часто следуют за помыслами
тщеславия и возношения, говорили все Оптинские старцы.
Преподобный Амвросий писал:
«После тщеславия всегда следуют помыслы блуда и
возношения».
«Ты очень побеждаешься тщеславием, потому и попустил
Господь такую сильную брань. Ты горда, тщеславна,
завистлива, осудлива, всем этим укрепляется сладострастие,
и до тех пор, пока не смиришься, брань не может
уменьшиться. При этой сильной брани ты гордишься так
– что же бы было, если бы ты была свободна? И рукой
бы не достать тебя!»
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:
«Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость
нашу».
Как бороться с блудной страстью
Преподобный Макарий в письме к духовному чаду наставлял:
«Ты жалуешься на брань, коей помогают
окружающие тебя предметы, и просишь моего наставления. Что
я тебе реку и что возглаголю?
Токмо то: прибегай ко Господу, могущему сохранить тебя в
пещи сего пламени неопалимым, как сохранил в вавилонской
пещи трех отроков и Даниила в рове львином. Имей благое
произволение к сохранению светильника чистоты от ветров
духов лукавствия. Предлагай пред Господом свою немощь, как
учат нас святые отцы: "Помилуй мя, Господи, яко
немощен есмь” (Пс. 6: 3). Отдаляй от себя, елико в
твоей силе, предметы, возбуждающие в тебе брань.
Призывай и Пречистую нашу Заступницу Матерь Божию, сильную
и скорую Помощницу в бедах сущим; такожде Фомаиду
мученицу, Иоанна Многострадального, Моисея Угрина и
прочих, на плоть воевавших и победивших оную. Читай в
отеческих книгах о сей брани: святого Иоанна Лествичника
слово 15, святого Кассиана Римлянина, Нила Сорского и
прочих, и Господь поможет тебе».
Преподобный Амвросий учил правильно молиться при нападении
блудных помыслов:
«Молись так: "Господи Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй меня грешную…” Ударяй на слово
"грешную”… Вспоминай грехи,
которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не
можешь, а "добродетели” лезут на ум, говори
так: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй
меня грешную. О, раба непотребная! Зри блуд твой
и прежние твои блудные путаницы!” И сейчас же опять:
"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя
грешную”».
Старец напоминал о силе крестного знамения:
«Крестись чаще, как только возможно. Делая крестное
знамение, помни и чувствуй, что ты ограждаешься силою
Распятого. Когда сидишь в келье одна, крестись постоянно;
имея руки свободными, в особенности изображай на себе
крестное знамение. По временам оставь дело, положи
несколько поклонов и опять принимайся за дело. Крестись
иногда и при других; если спросят: зачем? – скажи:
"Так вздумалось”».
Преподобный Амвросий также предупреждал:
«Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть
и непристойные движения, нехорошо и очень
вредно…»
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:
«Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего
– и минует искушение».
«От блудных помыслов средства: смирение,
самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к
ближним: слабым, немощным, больным, плененным страстями
сестрам».
Преподобный Иосиф наставлял удерживаться от насмешек и
нечистых помыслов:
«Нечистые помыслы и воображения бывают от мечтаний.
От шуток и насмешек тоже удерживайся – и от них
страсти восстают».
Преподобный Варсонофий учил читать против блудных помыслов
90-й псалом:
«90-й псалом "Живый в помощи Вышняго”
полезно читать три раза в день: утром, в полдень и
вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный
бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь».
Чистота возвращается покаянием
Преподобный Никон напоминал о том, что чистота
возвращается покаянием: Господу всё возможно:
«…Здесь уже не язва, не болезнь, это не
струп, а весь человек поражен болезнью – грехом.
Врач обыкновенный не может уже исцелить, а только Господь
Своим прикосновением воскрешает: девица, возстани! И
возвращается девство, как у Марии Египетской, у
евангельской блудницы и у других… Господу все
возможно».
Быть осторожным до самой смерти
Преподобный Лев на письмо своей духовной дочери о том, что
она чувствует ослабление страстей, отвечал, что этот отдых
от страстей подает благодать Божия по Божиему милосердию,
а иначе едва ли кто смог бы соблюсти себя в непорочности:
«Всеобщий враг – диавол, свои брани и козни
всегда применяя, обманывает и побеждает нас таковыми
злохитрыми и коварными злоухищрениями; и вы не
утверждайтесь в том, чтобы у вас вовсе угасла ярость и
плотская страсть; но разве на некое время дан вам отлог
для отдохновения.
И не враг сию ослабу преподает, но милосердием Божиим
благодать Его невидимо, за молитвы отец и матерей,
вспомоществует; ибо аще бы не Божия благодать невидимо
защищала и подкрепляла, то едва бы кто возмог соблюсти в
непорочности себя».
Преподобный Иосиф учил остерегаться блудной
страсти и быть осторожным до самой смерти:
«Против блудной страсти надо быть осторожной даже до
смерти, как пишут святые отцы».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о
нас, грешных!