Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Суббота
23.11.2024
21:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Сентябрь » 26 » Немного о С.А. Рачинском и о русской народной школе
09:11
Немного о С.А. Рачинском и о русской народной школе
 
enjinrer
Всем, наверное, встречалась эта картина Н. Богданова-Бельского "Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского".



Мне кажется, она была даже среди иллюстраций в советском учебнике "Русского языка" за какой-то класс. Однако, узнать что-то о главном герое этой картины, профессоре Московского Университета, оставившем столицу и занявшийся в глубинке обучением крестьянских детей, в те времена было бы достаточно затруднительно. По крайней мере, в БСЭ статья о нем отсутствует. В "Брокгауз-Эфроне" есть, а в БСЭ - нет. Объяснение простое - Сергей Александрович был "мракобесом". Впрочем, и до революции прогрессивная общественность его недолюбливала. Поскольку проф. Рачинский был, фактически, автором концепции церковно-приходских школ. В основе которой лежала задача:

"не просто научить детей читать, писать и считать, но дать им «классическое образование в сельском варианте». Целью было как приобщение к сознательной духовной жизни в Православной церкви, так "и начало развития интеллектуальных и эстетических способностей, характерных для более высокого типа образования".
Характерно, например, отношение к изучению церковно-славянского языка, в котором видели не только язык господствующей Церкви, но и возможность войти в традиционный культурный мир и уникальное средство развития формальных способностей ума, аналогичное тому, которое латынь и греческий играли в гимназическом образовании.
Народное образование в церковно-приходских школах несло в себе поэтому также и элементы фундаментального образования."

(Борис Галенин. "Воссоздатель Русской народной школы. С.А. Рачинский" - достаточно подробная статья, где вы можете узнать много интересного)

Я уже неоднократно отмечал сложившийся в советские годы стереотип, что ЦПШ - это, мол, некое отсталое заведение, где "попы и мракобесы оболванивали Законом Божьим" детей, которые "на выходе" могли разве что читать по слогам, писать печатными буквами и считать до десяти на пальцах.
Но вот, однако, какие результаты показывали крестьянские дети школы Рачинского (рассказывает его помощник, а в будущем - священник, А.Д. Воскресенский):

Дня два не было С.А., и занимался с детьми я. Он оставил мне листок бумаги, в котором написал на эти дни около двадцати задач, но без ответов. Я просмотрел их и почти половины не мог решить в уме. Когда на уроке я прочитал детям одну из этих задачек, буквально через несколько секунд ко мне прибежали несколько мальчиков сказать ответ. Так заведено у С.А. На этом уроке-отдыхе, последнем вечернем уроке, Рачинский стоит или сидит в сторонке. Тот ученик, который решит задачку, подбегает к нему и шепчет на ухо ответ. Если решение верно, мальчик становится по правую руку учителя, если неверно — по левую руку.
И вот ко мне подбежали мальчики. Первый прошептал на ухо «48» и тут же вслух спросил: «Куда мне?». Другой шепнул «72» и тоже спросил: «Куда мне?». А я и сам не знаю кто из них верно решил и жду третьего ответа, чтобы решить кому где стать! Третий сказал «48», и тогда я решил его и первого поставить направо. Когда все дети перешли со своих мест ко мне направо, я расспросил одного мальчика, как он решил задачу. Тот весьма быстро и толково рассказал ход и решение задачи. Я был поражен! Я был пред ними сущий новичок! После я увидел, что они в уме множили такие числа, что я только на бумаге мог справиться с ними...
Дети положительно изумляли меня быстротой решений. Например, я читаю им такую задачу:
«Я купил 15 коров по 24 рубля и 25 коров по 44 рубля. Сколько я истратил денег?».
Пока я договариваю вопрос, ко мне бегут половина детей с ответом «1460» и смеются: «Это очень легкая задачка!».
Оказывается, они ее решают так:
15 – это десяток и половина десятка. Следовательно 24 х 15 будет 240 + 120 = 360, а еще сокращеннее: 24 + 12 = 36 да 0 = 360. Затем 25 – это четверть сотни. Следовательно 44 х 25 = 44:4 = 11 сотен.
Итак, 360 + 1 100 = 1 460. И все это в три-четыре секунды! Надо будет последовать совету С. А. и поучиться, а то мне и перед детьми стыдно.


Ну, а теперь, уважаемые читатели, попробуйте и сами поупражняться вместе с учениками ЦПШ Рачинского в устном счете и решить три следующие задачи:

1) она, собственно, на картине Богданова-Бельского:

;

2) Поезд в 1 час 9 минут проезжает 50 верст. Сколько проедет он в сутки при 8 остановках, каждая в 7 минут 30 секунд?

3) В соборе во время Всенощной горело 7 паникадил по 24 свечи. Всякая свеча стоит рубль и сгорает в сутки. Всенощная продолжалась 5 часов. На сколько сгорело свечей?
 

Ну, а художник-передвижник Николай Петрович Богданов-Бельский, собственно, сам и был учеником в школе Сергея Александровича Рачинского в селе Татево. Этот портрет учителя - тоже его рук дело:




На написание этого сообщения натолкнула информация из журнала elena_sem

P.S. Мои предыдущие заметки касательно образования в дореволюционной России
Как Киров образование получал
Ещё о ЦПШ
22 февраля 1897 родился маршал Л.А. Говоров
Просмотров: 749 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 47
Гостей: 47
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024